РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РФ

К.В.Востриков, канд. полит. наук, доцент

Статья посвящена развитию законодательства о государственной службы РФ. Даётся характеристика основных законодательных актов, посвящённых становлению и совершенствованию государственной службы в конце XX- начале XXI века.

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, реформирование системы государственной службы.

 

Термин «государственная служба» был введён в правовой оборот современной России Постановлением Правительства РСФСР «Об образовании Департамента государственной службы РСФСР» (от 23 ноября 1991 г.) [30], рядом других, связанных с ним постановлений Правительства РФ и Президента РФ, Указами Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» [25] и «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. [24]. При этом содержание понятий «государственная служба» и «государственный служащий» не было определено.

Конституцией РФ 1993 г. впервые были заложены основы законодательного регулирования института государственной службы как важнейшего элемента
государственного управления. На протяжении последнего времени вся система российской государственной службы формируется на основе её принципов [1].
В 1993 г. Президент РФ издал указ, утвердивший Положение о государственной службе только в государственных органах федерального уровня. Данное Положение стало первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе. В нём впервые было дано определение государственной службы. Этот документ должен был, по мнению разработчиков, способствовать формированию государственного аппарата из высококвалифицированных специалистов, стоящих вне экономических и политических влияний, и обеспечивать стабильность правового положения государственных служащих. Таким образом были заложены основы государственной службы в России.

Принятый 31 июля 1995 г. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» стал этапом дальнейшего формирования нормативной правовой базы государственной службы в РФ. Этот закон имел более широкую сферу действия, охватывал службу в государственных органах федерального и регионального уровня. Федеральный закон установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения российских государственных служащих. В указанном законе впервые были юридически закреплены понятия государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, определены принципы государственной службы. Законом был установлен правовой статус государственных служащих, ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, правовые гарантии, ответственность государственных служащих, порядок прохождения гражданами государственной службы [4].

Однако комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в РФ окончательно не была сформирована. Военная и правоохранительная службы продолжали регулироваться отдельным законодательством.
Анализ Федерального закона от 31 июля 1995 года№ 119-ФЗ показал, что в нём содержится большое количество отсылочных норм к федеральным законам, законам субъектов РФ и подзаконным актам. Наряду с федеральными законами и указами Президента РФ существовал ряд Постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение данных нормативных правовых актов, поэтому российское законодательство о государственной службе в тот период характеризовалось хаотичностью и противоречивостью нормативных правовых актов о федеральной гражданской службе, о службе в отдельных государственных органах (органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах).

Отсутствие единой системы нормативного правового регулирования на федеральном уровне привело к тому, что в субъектах РФ складывались свои собственные подходы к правовому регулированию государственной службы. Такое обстоятельство во многом объяснялось нормативной неопределённостью: рамочный закон об основах государственной службы оставлял государственную службу субъектов в их ведении, тогда как п. «к» ст. 72 Конституции РФ относит административное и трудовое законодательство к совместному ведению Федерации и её субъектов. Не были чётко определены новые зада — чи и сферы ответственности государственных служащих. Нормативные правовые акты принимались разрозненно и не могли обеспечивать целостность и единство института государственной службы РФ, следовательно, затрудняли реализацию уже принятых актов и вызывали необходимость дополнительного разъяснения по их применению.

В 2000 г. были утверждены Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации и план первоочередных мероприятий по её реализации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.

Концепция предусматривала кардинальное обновление федерального законодательства в сфере государственной гражданской службы. Принципиальным положением этого документа явилось формирование единой системы государственной службы в РФ.
Главными целями реформирования государственной службы определялось: 1) повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства; 2) создание целостной системы государственной службы с учётом исторических, культурных, национальных и других особенностей России.

В результате реформирования государственная служба должна представлять собой целостный, базирующийся на единых принципах институт и включать в себя две системы: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Федерации. Должны быть созданы действенные механизмы предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе. Предполагалось повысить мотивацию госслужащих, конкурентоспособность государственной службы как рода профессиональной деятельности. В Концепции были определены основные задачи и этапы реформирования государственной службы. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В 2002 г. была принята федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)». Срок действия программы был продлён до 2007 года.

Данной программой было намечено повышение эффективности государственной службы в целом, её видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. К числу основных задач реформы были отнесены: создание единой, стабильной и унифицированной законодательной базы государственной службы; обеспечение взаимосвязи между различными видами государственной службы, разграничение законодательной компетенции Федерации и её субъектов.

В результате реализации Концепции и федеральной программы должно быть обеспечено создание профессиональной государственной службы на основе принципов учёта и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих. В качестве инструментов решения этой задачи значились: внедрение контракта (на основе должностных регламентов, включающих показатели эффективности оказания государственными гражданскими служащими услуг) вместо трудового договора; обеспечение конкурсности при замещении должностей государственной гражданской службы; внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе; законодательное регулирование профессиональной этики государственных гражданских служащих.

Принятые на федеральном уровне Концепция и федеральная программа явились базовыми документами, определяющими подходы к реформированию государственной службы. 27 мая 2003 г. был принят Федеральный закон № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и её деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба). По своей сути, данный закон явился базовым. Он установил общие принципы и закрепил основы правового регулирования государственной службы в России [3].

В развитие указанного закона 27 июля 2004 г. был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который регламентирует вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы. Данный закон охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы; устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ [2].

Для обеспечения реализации Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» была предусмотрена подготовка целой системы указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, принятие которых во многом уточнило и детализировало правовой статус государствен — ных гражданских служащих.

Так, в соответствии с классификацией должностей государственной гражданской службы по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»[15], Указом Президента РФ от 16.10.2006 № 1149 «О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы», утверждённый Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574» [16], установлены перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. В дополнение к ст. 11 (классные чины гражданской службы), ст. 12 (квалификационные требования к должностям гражданской службы) и ст. 49 (квалификационный экзамен) Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изданы Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральными государственными гражданскими служащими», Указ Президента РФ от 09.06.2006 № 577 «О классных чинах федеральных государственных служащих федеральной налоговой службы и её территориальных органов», Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» [14].

В соответствии со ст. 22 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения.

Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р утверждена форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином РФ, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, поступающим на государственную гражданскую службу РФ или на муниципальную службу в РФ [29]. В соответствии с Федеральным законом № 79 в целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы РФ и повышения профессионального уровня государственных гражданских служащих РФ Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [19, 20]. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2005 г. № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссии, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами» установлена ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы комиссий, а также порядок оплаты их труда. Согласно Постановлению оплата труда указанных независимых экспертов осуществляется на основе договора, заключённого между федеральным государствен — ным органом и независимым экспертом, а финансирование расходов на оплату труда независимых экспертов осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание федеральных государственных органов или их аппаратов [28].

Указом Президента РФ от 16.02.2005 № 159 утверждена форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ [18]. Таким образом, данным указом трудовые договоры, заключавшиеся с государственными служащими, были заменены служебными контрактами. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2006 г. № 230 возложены полномочия представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ: на федеральных министров — в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности заместителей соответствующего федерального министра и руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующему федеральному министерству; заместителя Председателя Правительства РФ — в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности руководителей государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности в Аппарате Правительства РФ; руководителей государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, — в отношении федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей этих государственных комитетов, федеральных служб и федеральных агентств [26]. В соответствии со ст. 42 (персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего) Федерального закона № 79 Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, которым определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего РФ, а также ведения его личного дела [17].

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 утвержден порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [27]. Данный документ направлен на оптимизацию исполнения государственных функций государственными органами, он предусматривает, в частности: упорядочение административных процедур и административных действий; устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий; сокращение количества документов, представляемых заявителями для исполнения государственной функции, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами; сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции.

В соответствии со ст. 50, 52 ФЗ № 79 приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие социальную защиту государственных служащих, а также направленные на повышение результативности и эффективности деятельности государственных служащих. Это Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 765 [7] «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» [11], Указы Президента РФ ог 30.12.2006 № 1490 [12], ог 18.10.2007 № 1376 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы», Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1377 [7] «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» и др.

Следует отметить повышенное внимание к профессиональной подготовке государственных служащих. Это подтверждает Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», где определяется порядок профессиональной подготовки государственных гражданских служащих через: 1) профессиональную переподготовку, 2) повышение квалификации и 3) стажировку [10]. В Указе особо подчёркивается необходимость в прохождении профессионального обучения. Распоряжением Президента РФ от 14.05.2007 № 218 регламентируется организация подготовки государственных служащих за рубежом, в частности, разработка программ обучения за рубежом, их реализация и финансирование [8].

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» [23], продлённой на период 2006-2007 гг. Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. В связи с тем, что ряд направлений реформирования государственной службы оставался нереализованным, в том числе положения о формировании системы управления государственной службой, Указом Президента РФ была утверждена программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Цель программы — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования её видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики [5].

Реализация программы включает два этапа. Первый этап (2009-2010 гг.) — усовершенствование федерального законодательства в сфере государственной службы, в частности разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции, завершение разработки современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Второй этап (2011-2013 гг.) — осуществление мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; формирование механизмов обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечение внедрения современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершение формирования единой системы управления государственной службой.

Одним из главных недостатков этого документа эксперты называют его одностороннюю юридическую направленность в решении проблем государственной службы в основном правовыми методами без реального практического сопровождения. Многие аспекты кадровой политики, проводимой Президентом РФ, в программе не затронуты, например, вопросы реформирования и развития муниципальной службы, её взаимосвязи с гражданской службой остаются в тени. В программу не включено такое важное направление политики главы государства, как формирование и использование резерва управленческих кадров.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
4. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Собрание законодательства РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990.
5. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2009, № 11, ст. 1277.
6. Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1376 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 22.10.2007, № 43, ст. 5168.
7. Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1377 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.10.2007, № 43, ст. 5169.
8. Распоряжение Президента РФ от 14.05.2007 № 245-рп «Об организации подготовки (стажировки) государственных служащих за рубежом в 2007 году» // Собрание законодательства РФ, 21.05.2007, № 21, ст. 2500.
9. Указ Президента РФ от 30.12.2006 № 1490 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 209.
10. Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 203.
11. Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3461.
12. Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3459.
13. Указ Президента РФ от 09.06.2006 № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и её территориальных органов» // Собрание законодательства РФ, 09.06.2006, № 24, ст. 2585.
14. Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4017.
15. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 118.
16. Указ Президента РФ от 16.10.2006 № 1149 «О внесении изменений в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574» // Собрание законодательства РФ, 23.10.2006, № 43, ст. 4480.
17. Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005, № 23, ст. 2242.
18. Указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.02.2005, № 8, ст. 629.
19. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6, ст. 437.
20. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6, ст. 438.
21. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6, ст. 439.
22. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства РФ, 07.02.2005, № 6, ст. 440.
23. Указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» // Собрание законодательства РФ, 25.11.2002, № 47, ст. 4664.
24. Указ Президента РФ от 03.06.1993 № 848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете по кадровой политике при Президенте Рос — сийской Федерации») // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.06.1993, № 23, ст. 2108.
25. Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 23.04.1992, № 17, ст. 923.
26. Постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 230 «О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ, 01.05.2006, № 18, ст. 1999.
27. Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // Собрание законодательства РФ, 21.11.2005, № 47, ст. 4933.
28. Постановление Правительства РФ от 12.08.2005 № 509 «О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами» // Собрание законодательства РФ, 22.08.2005, № 34, ст. 3503.
29. Распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.05.2005, № 22, ст. 2192.
30. Постановление Правительства РСФСР от 23.11.1991 № 16 «Об образовании Департамента государственной службы РСФСР».

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code