Часть 1. Страховое мошенничество: Интеграция усилий страховщиков и правоохранительных органов

По оценкам Росгосстрахнадзора, около 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится на обман в сфере автострахования. Ежегодно российские страховщики теряют на недобросовестных клиентах до 15 млрд рублей.

Существует целый набор разнообразных приемов, помогающих автостраховому жулику безопасно и без особого напряжения подогреть свой карман.

Наиболее распространенным способом сравнительно честного отъема денег у страховщиков является имитация ДТП после покупки полиса страхования ответственности владельцем недорогого автомобиля. Здесь аферистов зачастую трое, включая и инспектора ГИБДД. Один страхует автогражданскую ответственность, причем для большей наживы сразу в нескольких компаниях. Полис по этому виду страхования предполагает, что владельцу другой пострадавшей в аварии машины будет выплачено страховое возмещение. Второй участник аферы покупает дешевую и заранее помятую иномарку. Инсценируется авария. Тут подключается сотрудник ГИБДД, который добросовестно регистрирует „старые раны“ автомобиля как новые и выдает необходимые справки. С этими документами убитый горем владелец машины прибегает в страховую компанию и получает возмещение за „пострадавшую“ иномарку, которое намного превышает расходы на приобретение разбитого автомобиля и покупку страхового полиса.

Именно по такой схеме орудовала шайка недобросовестных клиентов „РЕСО-Гарантии“ и Военно-страховой компании, которая была задержана в прошлом году сотрудниками Московского уголовного розыска. По словам сотрудников МУРа, группе аферистов удалось получить от „РЕСО-Гарантии“ 20 тыс. долларов за якобы пострадавший „Мерседес“. Но мошенники прокололись, решив повторить этот опыт с ВСК. В компанию поступило заявление на выплату возмещения на те же 20 тыс. долларов за джип „Лэнд Круизер“, якобы разбитый автомобилем „ВАЗ-2104“. Служба безопасности ВСК провела экспертизу и выяснила, что джип вообще никуда не выезжал и аварии не было. После этого ВСК передала все документы в МУР. В результате проведенной операции правоохранительными органами было арестовано 10 человек, причастных к деятельности мошеннической группы. Это, по словам страховщиков, первый в России случай, когда мошенников поймали за руку и тут же отдали под суд.

Еще один типичный трюк мошенников — при заключении договора о страховании намеренно завышается стоимость машины. Мошенники подделывают документы, „омолаживая“ авто, „меняя“ модель на более дорогую. Потом имитируется страховой случай — угон. Владелец „угнанной“ машины идет с заявлением в милицию, а оттуда прямиком в страховую компанию за полагающимися по страховому полису деньжатами.
Не стесняются жулики и „поджигать“ свои застрахованные автомобили. Приехавшие на место пожарища милиционеры с грустью смотрят на заранее привезенный со свалки старый обугленный кузов. А в страховой компании „погорельцы“ усиленно пытаются доказать, что сгорела именно их машина. Правда, подобные финты страховые компании, наученные горьким опытом, научились раскрывать самостоятельно, проводя серьезную экспертизу.

Не так давно мошенник умудрился совершенно анекдотичным образом надуть сразу несколько страховых компаний. Для этого ему даже не понадобилось страховать свою машину. Владелец видавшей виды „девятки“ сознательно „подставлялся“ под арендованные автомобили с желтыми номерами, зная, что эти машины обязательно застрахованы по гражданской ответственности.

Разумеется, все перечисленные приемы мошенников в сфере автострахования страховщики давно изучили. Однако, по словам представителя ГУБЭП МВД, „страховые компании неохотно обращаются по фактам мошенничества в правоохранительные органы — не чаще одного раза в месяц. А обращений по автострахованию вообще практически нет“.

Страховые компании предпочитают не выносить сор из избы и распутывают случаи мошенничества собственными силами, создавая свои службы безопасности, состоящие из бывших сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Между тем специалисты считают, что страховщики порой сами плодят жуликов. „Не стоит думать, что какие-то бандиты сидят и изобретают, как выкачать деньги из страховой компании. В какой-то степени мы, страховщики, им в этом способствуем, — говорит представитель страховой компании. — Например, не так уж сложно оформить страховой полис задним числом, скажем, дня через три после того, как угнана машина. Это возможно просто потому, что у многих компаний нет жесткого контроля за расходованием квитанционного материала. Нередко премия сдается в банк не в суточный, а в трехдневный, а то и в недельный срок. При этом менеджер должен регулярно проверять неиспользованные квитанции и делать на них отметки…“
Комментарий эксперта.

Василий Балог, члена совета Агентства по безопасности страховой деятельности:
– Огромный скачок страхового мошенничества в сфере автотранспорта спровоцирует принятие закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств“. Тут чистая арифметика: если сейчас свою гражданскую ответственность страхуют только 6 процентов автомобилистов, то закон увеличит этот процент до 100. Предпосылки для скачкообразного роста мошенничества очевидны. Соответственно подскочит объем ущерба страховщиков. Похудеют также кошельки добросовестных клиентов страховых компаний, поскольку с самого начала компании закладывают свои риски в стоимость предложения. В результате аферистов содержат своими взносами честные страхователи. Ни рынок, ни государство, ни общество пока не готовы бороться с этим явлением в таких масштабах.

Страхолохотрон

(Как схему ДТП сделать финансовой схемой)

Травин В., ТруноваЕ. Московский комсомолец № 93, 26.04.2002.


Ехал, „споткнулся“, упал… Очнулся — ГИБДД-с…

При невеликом разнообразии страховых случаев — хищение, причинение ущерба своему или другому автомобилю — наличествует гигантское многообразие хитроумных способов выколачивания денег со страховщика. Строятся они, как правило, на искажении обстоятельств дела. А проще говоря — на изощренном надувательстве…

Нередко, доковыляв до места дорожно-транспортного происшествия, сотрудник ГИБДД интересуется прежде всего наличием страховки у не поделивших перекресток джигитов: скажем, водителя крутого джипа и неудачливого чайника с „Жигулей“. Если выясняется, что крутизна застрахована, а чайнику на страховку средств не хватило, на месте запускается механизм, позволяющий каждому получить свое. И даже больше… Виновнику ДТП — водителю „Жигулей“, попавшему на полторы тысячи американских рублей, — придорожный милиционер предлагает отделаться малой кровью — отдать всего пять сотен: триста — водителю джипа, а двести — лично ему, за избавление от грехов. Получая скромный гонорар, хозяин свистка обещает раз и навсегда забыть о несчастном „жигуленке“. Мол, был тут какой-то — неизвестно какой, даже номеров никто не запомнил… Стукнул джип и скрылся, гад…

Владельцу джипа при этом внушается, что к страховке, которую он, разумеется, получит, он уже поимел лишних триста зеленых! Поди плохо… Да и справка о ДТП для страховой компании будет готова уже к вечеру — чего не сделаешь ради… клиента.

Идя на поводу у заказчика и собственных потребностей, не брезгуют придорожные милиционеры и вовсе грубой фальсификацией обстоятельств ДТП. Страховой компании С., например, был представлен полугрузовой автомобиль, в котором живой осталась только… магнитола. Из материалов дела, представленных сотрудниками ГИБДД, следовало, что в смерти двухтонного автомобиля повинна неизвестная „Ока“, которая, переехав беднягу пополам, с места катастрофы… смылась.

В погоне за легкими деньгами клиенты страховых компаний иногда вводят в заблуждение не только страховщиков, но даже поднаторевших на том же поприще сотрудников ГИБДД. Чаще всего такое случается, когда папаша сажает за руль застрахованного автомобиля обалдуя-сынишку, а тот играючи кладет навзничь бетонный забор. Поскольку страховое возмещение отцу не грозит (ибо долбоюноша не вписан в страховой полис), остатки автомобиля семейство под покровом ночи приносит во двор своего дома, разбрасывает вокруг осколки стекла и куски железа, утром вызывает сотрудников ГИБДД и проклинает ночной мифический то ли автокран, то ли мусоровоз, который „пьян был, видать…“.

Стремясь урвать со страховщика на всю оставшуюся жизнь, голь лихо доказывает, что на выдумку хитра. В анекдотичном случае сие недавно подтвердил и клиент страховой компании некий Г.: будучи собственником автомобиля „Хонда“, он долго доставал страховщика тем, что раз в неделю требовал у него возмещать стоимость разбитой на его „япошке“ фары или лобового стекла, расколотого бампера или диска колеса, помятого крыла или капота… Страховая компания, поражавшаяся тому, что ее клиента с завидным постоянством обижают нерадивые водители, нанося ему ущерб и скрываясь с места ДТП, разоблачила его лишь тогда, когда уже выплатила ему в совокупности едва ли не половину стоимости „Хонды“! Выяснилось вдруг, что мошенник ударно трудится слесарем автосервиса и специализируется исключительно на ремонте этих самых „Хонд“. А стало быть, убитые детали кузова автомобиля получает от своих клиентов регулярно и безвозмездно…
Стало быть, пока такой автомобиль не разоблачился, его надо… (правильно!) застраховать от хищения. Благо дело — при совершении сей процедуры страховой агент (и даже сама страховая компания) не будет проверять его юридическую чистоту, ибо направление запросов в таможню, прокуратуру, Белоруссию, МВД и Интерпол хоть и займет всего неделю, но отнимет годы на получение ответов.

Застраховав, таким образом, автомобиль с сомнительной репутацией, его хозяин, как правило, выдает автомобильному „киллеру“ ключи и оплакивает почти состоявшуюся утрату. За небольшую мзду „киллер“ вывозит автомобиль в глухое местечко за городом, где в особо циничной форме убивает и кремирует его. О бесследно исчезнувшей собственности хозяин дрожащим голосом сообщает в местное ОВД, а страховая компания тем временем уже подсчитывает свои убытки…

Что интересно — застрахованные и похищенные автомобили с завидным постоянством практически не обнаруживаются. Ну как тут не предположить, что об этом позаботились их хозяева?

Неплохо поднаторели россияне, понимаешь, и на имитации наступления гражданской ответственности. То есть проявили недюжинную смекалку в тех ситуациях, когда за причиненный ими в результате ДТП ущерб платить пострадавшей стороне обязана страховая компания.

До смешного типичный случай: товарищ Р., по собственной неосторожности расколотив об забор весь правый бок своей „Волги“, не нашел денег на ремонт. И очень пожалел, что отказался в свое время от страховки. Идея помочь безвинно пострадавшему возникла у его соседа по даче, имевшему под задним местом автокран „Урал“, а в кармане — страховку гражданской ответственности. За пузырем беленькой и договорились: „Я, — сказал „Урал“, — будто бы чиркаю своим бампером твою бочину и вызываю ментов… Моя страховая тебе за меня платит. А ты уж мне отслюнявь сколько не жалко…“

На том и порешили…

Дело наверняка дошло бы до выплаты страховки, не вмешайся в него по инициативе заподозрившего неладное страховщика Экспертно-криминалистический центр МВД. Вердикт был прост, как кирпич: бампер „Урала“ мог запросто снести „Волге“ крышу, но никак не мог помять ей двери. Приятели, так и не сумев ответить на вопрос, „кто из них подпрыгивал, а кто приседал“, спешно ретировались…

Их место, впрочем, не оказалось пусто — его заняли клиенты куда более изобретательные. На Калужском шоссе, например, водила „Мерседеса“, слетев с дороги в кювет и дважды перевернувшись, сознание не потерял, а даже наоборот — крепко подумав, стал автором новейшей разработки по получению не причитающихся ему денег. Он притащил за уши на жигулевской „десятке“ своего застрахованного от гражданской ответственности подельника, предварительно прошкурив от души левый угол его переднего пластмассового бампера, и прибывшим к месту аварии придорожным милиционерам навесил целую тарелку спагетти.

Из его рассказа следовало, что нахальная „десятка“, двигаясь по встречной полосе, выехала ему наперерез и задела бампером, отчего бедняге довелось улететь в чисто поле и кувыркаться там аккурат до приезда инспекторов. Дело было обставлено столь тщательно и потому правдоподобно (дай бог, чтобы без помощи придорожных милиционеров…), что страховая компания, имевшая ответственность перед третьими лицами за разрушительные действия водителя „десятки“, безоговорочно готова была выплатить весьма солидную сумму владельцу искореженного „Мерседеса“. Так бы, видимо, и случилось, но в самый последний момент страховщики положили перед собой две фотографии — двух участников ДТП…

Последующее заключение Экспертно-криминалистического центра МВД подтвердило их смутные догадки: судя по характеру повреждений и траектории движения, указанные транспортные средства никак не могли находиться в контакте друг с другом.
…В подавляющем большинстве случаев, увы, подобная липа проходит на ура, ибо не каждому страховщику придет в голову подвергать сомнениям каждую справку из ГИБДД, копаться в обстоятельствах происшествия, затрачивать средства на проведение криминалистических экспертиз, тем более если заложенные в материалах дела противоречия не слишком очевидны. Именно поэтому, как предполагают опытные страховщики, сегодня удается выловить лишь ничтожно малую часть надувательств страховых компаний их клиентами.

Но уж если такое случается, то разоблаченные мошенники, как правило, редко стоят на своем до конца. Понимая, что плата за мошенничество — в пять лет колонии — несравнимо выше, чем возмещенный ущерб, они бесследно исчезают.

Вместо последнего слова.

По всем правилам отвечать за мошенничество должны не только жулики-клиенты. Последнее слово на скамье правосудия должны сказать и сотрудники ГИБДД, с помощью которых на свет нередко рождаются липовые дела. Однако, увы, так не будет: ни одна страховая компания, понимая, что ей придется сражаться с удавом в лице МВД, не желает высовывать свои кроличьи уши. Ей проще, не привлекая к себе внимания органов (тоже ведь рыльце в пуху), ласково, без надрыва объяснить лучшим ученикам Остапа, что ДТП или хищения как не было, так и нет. Или на худой конец — расстаться с невеликим трудом заработанными деньгами.

…Весьма символично, что один из главных документов, составляемых при наступлении у автовладельцев страхового случая, называется „схема ДТП“. Ведь он уже давно стал неотъемлемым элементом другой безотказно работающей схемы.

Финансово-криминальной…

Новое в мире автомошенников, или как защититься от «подстав» на дорогах?

Новая экономическая газета (г. Уфа) № 34, 2001

В прессе участились материалы с фактами вымогательства на дорогах, в которых автомобилисты все чаще становятся жертвами мошенников, занимающихся так называемыми «подставами». В Москве, к примеру, множество бригад, провоцирующих ДТП таким образом, что виновной, на первый взгляд, оказывается потенциальная жертва. Дальше — вымогательство денег на месте или у знакомого «оценщика». Способов уйма, но в любом случае используются внезапность ситуации, шоковое состояние жертвы. Выбираются новые отечественные машины или иномарки среднего класса, то есть люди, не слишком амбициозные, но имеющие определенные средства, а под удар подставляется косметически отремонтированная иномарка, на которой следы аварии явно видны. К делу привлекаются заранее подготовленные свидетели, проводится ощутимая психологическая атака, в итоге которой водитель, чувствуя себя виновным, морально подготовлен к возмещению ущерба.

От подобных ситуаций надежно избавляет страхование гражданской ответственности. Сами посудите, если у вас есть страховка, то необходим приезд официального лица. Обычно в планы «подставщиков» не входит контакт с профессионалами, которые легко отличат настоящие повреждения от «липовых», и если у них возникнут подозрения в нечестности операции, то результаты экспертизы всегда можно передать в УБЭП.
А если на заднем стекле вашего автомобиля есть табличка «Участник программы «Помощь страхового брокера», то подобные вымогатели постараются объехать вас стороной.

Необходимость участия профессионала-консультанта, на которого вы ссылаетесь при ДТП, дает время остудить эмоции, осмыслить произошедшее. При этом также значительно снижается сама возможность провокации, так как в планы людей, желающих нажиться нечестным путем на совершении ложного ДТП, не входит предоставление фиксированной информации о себе и своем авто.
Таким образом, приобретая дисконтную карту «Помощь страхового брокера», вы получаете руку помощи при экстремальных и непредвиденных ситуациях на дорогах. Вы сохраняете здоровье, спокойствие и уверенность в себе, сберегая нервную систему от нежелательных стрессов, экономя время на сборе часто бессмысленных справок

Российские страховщики от аферистов не застрахованы

Комсомольская правда в Петербурге № 178, 28.09.01

Как показывает практика, не все радужно на рынке страховых услуг — не перевелись еще клиенты-мошенники. По официальным данным, десять процентов всех страховых премий приходится на долю жуликов. Реальные цифры в два-три раза больше.

Как зарабатывают мошенники. Страховые махинации с автомобилями. Только цифры.

В прошлом году отделом по борьбе с экономическими преступлениями МВД России было выявлено 898 страховых преступлений. Общая сумма убытков составила 408,5 миллиона рублей. Это 10 процентов от выплат всех страховых премий.

При заключении договора страхования стремятся завысить стоимость машины. Подделывая документы, «омолаживают» их, меняют модель авто на более дорогую.
Имитируют угон. Заявляют в милицию о краже автомобиля. Получают деньги по страховому полису. А потом продают спрятанный автомобиль по частям.

Инсценируют ложный поджог. Нередко на месте пожарища милиционеры с грустью смотрят на обгоревший кузов, привезенный со свалки. В страховой компании пытаются доказать, что сгорела именно их машина.

Имитируют ДТП. После покупки страховой ответственности владельца недорого автомобиля. Затем на имя второго участника аферы приобретается дешевая и уже битая иномарка. Инсценируется авария. Страховая компания должна выплатить деньги на ремонт разбитой машины. Здесь задействованы инспекторы ГИБДД — «старые раны» трудно перепутать со свежими.

Махинации с медстраховками

Инсценировка несчастного случая. Почти всегда при помощи медиков. На экспертизу в страховую компанию направляются чужие рентгеновские снимки, поддельные результаты УЗИ, счета на оказанные услуги.

Возможна также страховка травмы в нескольких компаниях, использование старой травмы для получения энного числа выплат.

Завышение цен на медуслуги. На этом виде мошенничества специализируются целые страны. За обычный насморк страховщикам приходят счета на сотни долларов. Врачи Турции, Кипра, Египта, Таиланда, Шри-Ланки получают колоссальные деньги от российских страховых компаний за «лечение» наших туристов.

Оформление ложных страховок. На этом специализируются туристические агентства, имеющие на зарубежных курортах «своих» врачей. Иногда все участники туристической группы за неделю поездки умудрялись получить тяжелые увечья или схватить серьезные заболевания.

P.S. В МВД России прогнозируют рост преступлений, связанных с выплатами по фиктивным страховым случаям. Особенно когда будет принят закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Кого боятся страховщики.

Автопилот № 9, 2001

Еще недавно некоторые страховые компании создавались специально для того, чтобы собирать деньги с доверчивых граждан. Теперь некоторые граждане страхуются исключительно для того, чтобы стрясти деньги с доверчивых страховщиков.

Автомобиль — это не только средство передвижения. Он может быть и неплохим средством для зарабатывания денег. Нет, речь идет не об извозе, а о страховании. Парадоксально, но факт: чем масштабнее становится рынок страховых услуг, тем больше соблазна и вариантов «кинуть страховщика. Правда, многие страховые компании утверждают, что, дескать, все, что придумано разными нечистоплотными гражданами, им давно известно.

Так это или нет, но разнообразные методы мошенничества страховщики делят на скучные категории: «незаконное получение страхового возмещения путем фальсификации страхового случая», «получение страхового возмещения выше страховой суммы», «увеличение размера страхового возмещения незаконным путем». Но, разумеется, жизнь ярче любых схем.

Дурилки жестяные

Взять хотя бы случаи из первой категории. Пока ведутся споры о необходимости и пользе обязательного страхования автогражданской ответственности, часть граждан активно использует все его плюсы и минусы. И даже уже наживается на нем. Каждая страховая компания ежемесячно разбирает несколько случаев явного сговора двух водителей, и клеркам не всегда удается их уличить. Схема, а главное — логика, такой аферы простая. Обладатель страхового полиса автогражданской ответственности удачно врезается как раз в ту часть машины второго водителя, которая требует замены. Раскрыть такой обман чрезвычайно трудно. Для этого надо, чтобы инспектор ГИБДД, составляющий протокол ДТП, оказался неправдоподобно дотошным и обнаружил, скажем, застарелую ржавчину на месте недавней вмятины или то, что краска на вмятине пострадавшего не соответствует краске виновника ДТП, и вообще, что это именно он виновен, а не наоборот… Но если сговорившиеся — не полные профаны и если они к тому же материально заинтересуют инспектора… то ремонт пострадавшему (а если первая машина была застрахована и от ущерба, то и ее ремонт) оплачивает страховщик. Разновидность аферы заключается в том, что в роли виновника выступает безнадежная колымага, которую страховой компании дешевле купить, чем восстанавливать. Это еще и способ избавления от утиля на колесиках. Недавно сотрудникам МУРа удалось задержать группу аферистов, которые специализировались именно на фальсификации страховых случаев. На их след милиционеры вышли с подсказки агента «Военно-страховой компании», которому показались сомнительными документы, предоставленные водителем поврежденного в ДТП дорогого внедорожника. Когда милиционеры и страховщики стали выяснять ситуацию, оказалось, что полис «автогражданки» оформлен на «вазовскую» «четверку», хозяин которой до этого был застрахован в другой страховой компании и выбрал там лимит в $20000 за повреждение дорогой модели Mercedes.

Самогонщики
Но пока автогражданская ответственность не попала в разряд массовой, ей сложно тягаться по популярности с ложным угоном, поскольку лишь в этом случае можно рассчитывать на получение максимального размера страхового возмещения, как правило, равного страховой сумме. В газетных архивах есть информация, что бизнесмен Сергей Михайлов, известный также как Михась, еще в 1984 году инсценировал угон своего мотоцикла и сумел получить страховку. Правда, махинация была раскрыта, и г-ну Михайлову дали три года условно. Все-таки одиночки в этом бизнесе обречены. Особенно одиночки нетерпеливые. Которые заявляют об угоне чуть не на следующий день после получения полиса. Или наоборот («зачем деньги впустую потратил?»), после его окончания. Что ни говори, а подозрительно. То ли дело, когда действует коллектив злоумышленников. Тут уж докопаться до истины сложнее. Схема такого угона, с легкими видоизменениями, следующая: заключается договор страхования, как правило, на дорогую машину; затем автомобиль продается целиком либо по запчастям, при необходимости «перебиваются» номера агрегатов и выправляются фиктивные документы, а до/после/параллельно подается заявление об угоне в страховую компанию.

По словам руководителя службы общественных связей «РОСНО» Владимира Клейменова, в компании время от времени сталкиваются с подобными вещами. В прошлом году служба безопасности компании расследовала заявление хозяйки Toyota Land Cruiser 100. Купив автомобиль и заключив договор «автокаско» на сумму $61750, она через несколько дней вошла в сговор с продавцами машины и инсценировала угон. Заявление от гражданки приняли, но, копнув глубже, обнаружили, что подделаны практически все документы: по оценке стоимости автомобиля, таможенной очистке, справки ГИБДД и т.д.

Порочные слабости

К фальсификациям страхового случая относятся также ложный поджог и ложный ущерб. Конечно, просто так сжигать или увечить свой автомобиль и получать компенсацию реальной стоимости нет никакого резона. Но можно предварительно снять новые детали автомобиля и заменить их на старые. Или сымитировать кражу, продав детали на Кунцевском рынке. Или уже поврежденному автомобилю придать вид пострадавшего от рук непойманных хулиганов.

Как ни странно, на руку ворам часто играет милиция. Удивлены? А ничего удивительного. Крадется, скажем, с навороченного «Гелендевагена» часть «фарша». В милиции фиксируют факт кражи, и клиент получает от страховщика деньги. А затем милиция просит клиента написать заявление об отказе в возбуждении уголовного дела — мол, и так забот полон рот и некогда возиться с мелочевкой. Пройдохе того и надо. Правда, некоторые страховщики маркируют детали, но это отнюдь не непреодолимая помеха.
слабостях милиционеров, страховых агентов и оценщиков тоже можно заработать. Сложно ли подкупить гаишника — вопрос риторический. Вроде риск, но кто не рискует? Страховщик опять же вроде бы заинтересован в том, чтобы у фирмы дела шли хорошо, ну так ведь надо еще, чтобы и фирма его заинтересовывала. А если нет? Его заинтересовывает ушлый клиент, которому агент продает полис задним числом или полис, начинающий действовать в день страхового случая. С оценщиком вообще несложно. У него чем больше ущерб, тем больше гонорар. А остальное — до лампочки.

Очень непросто удержаться от обмана, если деньги сами просятся в карман. Ну какой нормальный человек, пострадавший в ДТП, откажется получить деньги сначала от виновника, а потом еще и от страховой компании? Хотя ни по договору, ни тем более по совести делать это не положено.

Крючкотворы
Известно, что при страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора. Заработать можно на том, что нужно завысить действительную сумму. И, стало быть, страховую. Например, Владимир Н. из Саратова при помощи ластика и недюжинных каллиграфических способностей превратил свой «Мерседес 200» 1992 г. в «Мерседес 300» 1998 г., «оснастив» его максимально дорогими сигнализацией, стереосистемой и противоугонкой. Страховая сумма была без труда увеличена вдвое. Останавливаться дальше было уже глупо, и Владимир инсценировал угон, распродав автомобиль по запчастям, утопив его остатки в Волге-матушке. На его беду, есть еще в стране бдительные пенсионеры, которые гуляют по вечерам.

На фоне саратовского парня тускло выглядят жмоты, которые пытаются напротив занизить сумму. Они экономят на том, что, например, занижают объем двигателя и тем самым уменьшают размер страховых взносов. Смысл маленький, ведь вскрыть такой подлог при малейшем подозрении элементарно.

И все-таки подделка документов, равно как и подкуп должностных лиц — анахронизм, занятие бездарей, лишенных воображения. Куда интереснее, когда какой-нибудь виртуоз страхуется в нескольких компаниях сразу и умудряется везде получить по максимуму, при этом без получения срока по 159-й статье — кстати, единственной в УК РФ, осуждающей за мошенничество.

Да, есть закон, по которому страхователь, заключивший договоры с несколькими страховщиками на сумму, превышающую в общей сложности страховую стоимость имущества, не может получить возмещение сверх его страховой стоимости. Но информацией друг с другом компании обмениваются неохотно. За что и страдают. А еще страдаем и мы — надо же эти потери хоть как-то компенсировать.

И страховщиков дурят

Уральский курьер (г.Челябинск), 14.08.01; Утро (Ежедневная электронная газета), 09.08.01

Наиболее распространенные схемы страхового мошенничества в России связаны со страхованием ответственности владельцев автотранспорта.

Страховой рынок занимает на сегодняшний день 2 процента всего рынка России и составляет 4 процента валового внутреннего продукта, причем, по прогнозам, последний показатель в течение ближайшего десятилетия должен увеличиться до 5-6 процентов. Об этом заявил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

По сведениям президента ВСС, общая сумма страховых поступлений в России в 2000 году составила 171 миллиард рублей и превысила аналогичный показатель 1999 года на 77 процентов. Страховые выплаты достигли 12 миллиардов рублей и выросли по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 92 процента.
Игорь Юргенс сообщил, что ожидаемый размер совокупной собранной премии российских страховщиков составит 10 миллиардов долларов.

Он также отметил, что «не менее динамично развивается и страховая преступность». В 1993 году правоохранительные органы выявили 163 страховых преступления, в 2000 году — 898. Наиболее распространенные схемы страхового мошенничества связаны со страхованием ответственности владельцев автотранспорта с инсценировкой или фальсификацией ДТП, угонов. Большое количество преступлений совершается в сфере личного страхования, страхования выезжающих за рубеж путем фальсификации медицинских счетов и завышения цен на медицинские услуги, медицинского страхования, инсценировки несчастных случаев и травм.

В связи с участившимся количеством мошенничеств в этой сфере ВСС учредило агентство по безопасности страховой деятельности, призванное содействовать членам ВСС в решении вопросов безопасности и координации усилий по борьбе со страховым мошенничеством. В качестве основной задачи новая структура ставит создание централизованной базы данных, в первую очередь по автострахованию.

Машину не разбил и деньги не получил

Вечерний Челябинск, 07.08.01

Еще в 1992 году некто гражданин К. обзавелся поддельным паспортом и водительскими правами на имя гражданина Д. В 1993 году сотрудниками ГАИ поддельные водительские права у него были изъяты. А вот фальсифицированный паспорт остался и в прошлом году пригодился… для мошенничества, жертвой которого должна была стать ЗАО «Страховая компания Южурал-АСКО».

Ранее уже судимый за разбойное нападение и освобожденный по амнистии, 38-летний К. решил осуществить простую и изящную операцию по изъятию денег у страховой компании.

Для начала К. нашел помощника З., народного умельца, который в июле-августе 2000 года при помощи копировально-множительной техники изготовил поддельное определение Камчатского областного суда и исполнительный лист Федерального суда Камчатской области от 19 июля 2000 года о взыскании с ЗАО «Страховая компания Южурал-АСКО» страхового возмещения за ущерб, якобы причиненный застрахованному автомобилю марки «Мерседес-Бенц-350», владельцем которого является Д. Сумма ущерба по поддельным документам составила ни много ни мало 187367 рублей.

После чего К. оформил доверенность на некоего С. от имени Д. о ведении всех его дел с правом подачи искового заявления, получения имущества и денег.

31 октября 2000 года С. согласно отведенной ему роли представил доверенность от имени Д. и поддельные документы в Центральное районное подразделение судебных приставов.

Злоумышленники, наверное, уже подсчитывали барыши от удачно проведенной операции, но она застопорилась именно на этом этапе. По просьбе судебного пристава-исполнителя 13 февраля 2001 года К. повторно оформил у нотариуса аналогичную доверенность по поддельному паспорту. Затем К. и С. повезли доверенность судебному приставу. После передачи документа они и были задержаны сотрудниками милиции.

В компьютерном банке данных страховой компании не значился ни пострадавший автомобиль, ни его владелец. Это и стало основанием для серьезной проверки подлинности представленных преступниками документов.

Суд Центрального района приговорил К. к 6 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а С. — к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима.

Компания «Балтик» раскрывает мошенничество

Новости о страховании № 115 (582), 22.06.01

Передать материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества намерена в ближайшее время петербургская страховая компания «Балтик». Об этом 21 июня «Новостям о страховании» сообщила начальник отдела компании по рекламе и связям с общественностью Кира Гусева.

Дело клиента компании «Балтик» (фамилия не указывается из соображений тайны следствия) о выплате страхового возмещения началось еще в ноябре прошлого года. Клиент застраховал свою машину на полгода. Через 10 дней произошло дорожно-транспортное происшествие, и владелец автомобиля подал заявление с требованием возместить ущерб в размере 10 тыс. долл. Эксперты страховой компании «Балтик» совместно с представителями Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы провели тщательную проверку документов. Выяснилось, что место ДТП не совпадает с характером повреждений транспортного средства, схема ДТП составлена неверно, понятые отрицают свои подписи под актом осмотра места аварии. В результате страховая компания в выплате возмещения отказала и решила передать материалы дела в прокуратуру для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества.

МУР пресек деятельность группы страховых мошенников

Пресс-центр МУРа

Деятельность группы мошенников, зарабатывавших на получении страховых выплат по фиктивным дорожно-транспортным происшествиям, пресекли сотрудники Московского уголовного розыска. Об этом 29 мая «Новостям о страховании» сообщили в пресс-группе МУРа.

Мошенники приобретали и оформляли на себя по доверенности разбитую машину, а потом заявляли, что автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие, и получали от страховщиков выплаты. Так, несколько лет назад мошенники заключили с компанией «РЕСО-Гарантия» договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами по автомобилю «ВАЗ-2104». Затем они документально оформили якобы случившееся ДТП: составили акт об аварии, протокол из ГИБДД, показания «свидетелей» и т.д. В результате компания «РЕСО-Гарантия» выплатила им страховое возмещение – 20 тыс. долл.

В октябре 1999 г. мошенники приобрели разбитый «Мерседес». По той же схеме они намеревались получить страховое возмещение от «Военно-страховой компании» (ВСК). Однако обстоятельства «аварии» вызвали у специалистов ВСК сомнения. Компания заподозрила мошенничество и обратилась в МУР.

Сейчас, по сообщению пресс-группы МУРа, против мошенников возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а», «б», ч.3 ст.159 Уголовного кодекса РФ. Всего по этому делу уже задержано более 10 человек.

Внимание: мошенничество!

Новости о страховании № 86 (553), 11.05.01

Подразделение по борьбе с преступлениями на страховом рынке УБЭП ГУВД г.Москвы имеет достаточные основания полагать, что группа лиц совершает мошеннические действия в отношении страховых организаций, сообщили 10 мая «Новостям о страховании» представители подразделения.

По сообщению УБЭП, преступления совершаются в разных сферах автострахования: в страховании ответственности автовладельцев, в каско-страховании и страховании от ущерба. Для совершения преступлений используется красный «Форд Мустанг», 1998 года выпуска. Мошеннические действия совершаются с 1999 г. и по настоящее время. УБЭП просит страховщиков – при наличии упомянутой машины в числе застрахованных, либо при предъявлении ее в качестве пострадавшей при дорожно-транспортном происшествии с участием страхователя – сообщить свои координаты в целях «предотвращения хищения денежных средств, принадлежащих страховой организации».

Информация УБЭП ГУВД г.Москвы

УБЭП ГУВД г.Москвы

УБЭП ГУВД г. Москвы обратилось в ВСС с просьбой информировать страховые компании о расследовании уголовного дела, возбужденного по факту мошеннических действий в отношении страховой компании «АСТРАВАЗ» (фальсификация наступления страхового случая с автотранспортом) в отношении:

Крука С.В., 28.07.1965 года рождения, уроженца г.Краматорск, Донецкой обл., прописанного по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д.20, к.1, кв.147, паспорт серии 4598 № 683365 выдан ОВД Дмитровский САО г.Москвы 16.09.1999 г.;
Новиковой Л.В., 07.10.1968 года рождения, уроженки г.Москвы, прописанной по адресу: г.Москва, Коровинское шоссе, д.20, к.1, кв.147, паспорт серии 31-МЮ № 640977 выдан 74 о/м г.Москвы 21.05.1985 г.

УБЭП ГУВД г. Москвы также просит страховщиков сообщить о наличии фактов получения страховых выплат указанными лицами.

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.   Часть 6.   Часть 7. Часть 8.   Часть 9.   Часть 10.   Часть 11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code