ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА


О.А.Бондаренко

Аннотация. В статье обобщен и систематизирован нормативный материал по вопросам становления и развития правового регулирования прав и свобод ребенка в советский период. Представлена отраслевая институализация прав ребенка, то есть поэтапное оформление прав детей и их регламентация в отраслевом законодательстве российского государства. Обосновано, что на всех этапах конституционного развития советского периода наблюдается конституализация прав ребенка — придание правам ребенка особого статуса, сопровождаемого приведением отраслевого законодательства, регулирующего вопросы в сфере детства, в соответствие с принимаемыми конституциями страны. Предложена авторская периодизация процесса конституализации прав ребенка в советской России.

Ключевые слова: права и свободы ребенка, защита прав и интересов несовершеннолетних, государственная политика в сфере детства, отраслевая институализация, конституализация прав ребенка, советское законодательство, Конвенция о правах ребенка, международные стандарты прав детей.

Процесс закрепления прав и свобод ребенка в конституционном законодательстве России длителен и сложен. Условно в нем можно выделить несколько периодов с учетом исторического развития советского государства. В принципиально новых исторически о сложившихся условиях в период становления советской власти и формирования основ советского законодательства изменяется правовое регулирование отношений между родителями и детьми, государством и ребенком; изыскиваются конкретные пути защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В первых советских декретах подчеркивается значимость, исключительность и приоритет интересов детей над интересами остальных категорий населения. В этой связи Н.Е. Борисова обращает внимание на то, что первые декреты, принятые в доконституционный период (10 июля 1918 г.), по существу были конституционными, носили учредительный характер [2, с. 99]. «Первые мероприятия по государственной охране детей обнаружили, что правительство в этом вопросе проводит особую политику и выделяет детей из общей массы населения, делает для детей исключения из общего правила» [10, с. 15].

Эволюция закрепления прав детей в советском законодательстве связана прежде всего с отраслевой институализацией, и защита интересов ребенка осуществлялась по отраслевому признаку. При этом на всех этапах конституционного развития советского периода наблюдается конституализация прав ребенка — придание правам ребенка особого статуса, сопровождаемого приведением отраслевого законодательства, регулирующего вопросы в сфере детства в соответствии с принимаемыми конституциями страны. Детализация конституционных прав ребенка осуществлялась путем усовершенствования их правовой регламентации отраслевым национальным законодательством.

Так, на первом этапе конституционного развития советского периода, охватывающего 1918-1936 гг., в конституциях РСФСР 1918, 1925 гг. закреплено конституционное социальное право на образование молодых трудящихся республики.

В гл. 5 п. 17 Конституции РСФСР 1918 г. констатировалось: «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» [8].

Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 г. все население советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию) [3].
Принятая 11 мая 1925 г. вторая Конституция РСФСР вслед за Конституцией 1918 г. среди приоритетных направлений обозначила предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования трудящимся республики [9].

Так, в 20-е гг. берет свое начало политика «коренизации» — целенаправленные усилия со стороны «центра» по выращиванию своей интеллигенции [1, с. 38]. Гражданам молодой республики был открыт доступ в аудитории высших учебных заведений. Студентами вузов могли стать лица обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приема [4]. Дети, чьи родители погибли на войне, пользовались преимущественным правом на помещение в учреждения, состоящие в ведении органов народного образования и здравоохранения.

Второй этап, 1937-1977 гг., характеризуется закреплением впервые на конституционном уровне (в Конституции РСФСР 1937 г.) обширного перечня прав граждан с соответствующими гарантиями, в том числе констатировалось право на государственную охрану интересов ребенка.

Так, гл. 11 «Основные права и обязанности граждан» предусматривала: государственную охрану интересов матери и ребенка; широкую сеть родильных домов, детских ясель и садов; всеобщеобязательное восьмилетнее образование, бесплатность образования, включая высшее; обучение в школах на родном языке. Однако, указывает Н.Е. Борисова, «будучи прогрессивным шагом в конституционном обеспечении прав ребенка, государственная охрана интересов матери и ребенка выступает здесь только в качестве гарантии, способа обеспечения женщине равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни» [2, с. 104].

Конституция формально устраняла существующие юридические ограничения отдельных категорий лиц. Но «по-прежнему речь шла не о правах человека вообще, а о правах «советского человека», предоставляемых ему властью, об их поднадзорной реализации» [10, с. 35].

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы деятельность государственных органов в отношении несовершеннолетних сводилась к устройству детей, оставшихся без родителей, борьбе с беспризорностью и безнадзорностью.
Лишь после восстановления и укрепления экономического, научно-технического и оборонного потенциала, упрочения позиций на международной арене стало возможным существенное обновление действующего законодательства, в том числе регламентирующего права детей.

Кодификационная работа в советской России весьма интенсивно велась в 1960-х годах.
Регламентируемые нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. имущественные права несовершеннолетних рассматривались в контексте прав и обязанностей родителей и детей, детей и лиц, заменяющих родителей [5].

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. подтвердил равенство прав и обязанностей детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке по отношению к родителям и их родственникам [7]. Права детей, как и раньше, рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей.

Существенное значение для правового регулирования отношений в области труда имели предоставленные дополнительные права и гарантии рабочим и служащим несовершеннолетним, выделенные в отдельную главу XII Кодекса законов о труде, принятого 9 декабря 1971 года [6].

В рамках третьего этапа, 1978-1990 гг., российское законодательство испытывает влияние международных правовых актов в области конституционных прав человека и особенно в сфере поддержки детства, защиты и заботы о детях, что нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 года.

Впервые в истории нашего государства Конституция РСФСР определила отношение социалистического общества к семье. Предметом ее регулирования стала материальная и моральная поддержка материнства и детства; защита семьи и особая забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; обязанность граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества, а также обязанность детей независимо от их возраста заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Конституция закрепляла принцип уважения личности, но, как и прежде, реализация прав и свобод гражданами допускалась только в целях коммунистического строительства.
В условиях расширения международной правовой регламентации и стандартизации прав детей советское государство и общественность пришли к пониманию необходимости признания особого правового статуса ребенка.

В конце 1980-х гг. в советском государстве, когда нормы международного права, касающиеся прав человека, а с ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» в 1990 г. и прав ребенка, стали иметь преимущественную силу над внутригосударственными нормами, практика международной защиты прав детей приобрела важное значение для внутригосударственного российского права.

Признание и соблюдение международных стандартов прав детей привели к необходимости конституционно-правовой регламентации прав ребенка, способствовали созданию исторических условий для формирования государственной политики в области реализации прав и свобод ребенка и обеспечения этого направления правовыми средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благодарев, О. А. Российское образование в 20-е годы XX века: на материале Донского края : дис. … канд. пед. наук / Благодарев Олег Александрович. — М., 2003. — 125 с.
2. Борисова, Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики : дис. … д-ра юрид. наук / Борисова Наталья Евгеньевна. — М., 2005. — 379 с.
3. Декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 дек. 1919 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1919. — № 67. — Ст. 592.
4. Декрет СНК РСФСР «Положение о высших учебных заведениях» от 3 июля 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1922. — № 43. — Ст. 518.
5. Закон РСФСР «Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР» : (вместе с Гражданским кодексом РСФСР) от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1964. — № 24. — Ст. 406.
6. Закон РСФСР «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» : (вместе с Кодексом) от 9 дек. 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1971. — № 50. — Ст. 1007.
7. Закон РСФСР «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР» : (вместе с Кодексом о браке и семье РСФСР) от 30 июля 1969 г // Ведомости Верховного Совета РСФСР — 1969. — №> 32. — Ст. 1086.
8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Собрание узаконений РСФСР. —
1918. — №> 51. — Ст. 582.
9. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» : (вместе с «Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики») от 11 мая 1925 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1925.- №№30.- Ст. 218.
10. Ростовщиков, И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел / И. В. Ростовщиков. — Волгоград : Изд-во ВЮИ МВД России, 1997. — 197 с.

Вестник ВолГУ. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 2 (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code