Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2016 N Ф06-9514/2016 по делу N А57-14654/2015

Требование: О взыскании денежных средств, о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений.

Обстоятельства: Глава крестьянского хозяйства не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени и штрафа. На основании инкассовых поручений произведено списание спорных сумм с единого счета крестьянского хозяйства.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку порядок взыскания недоимки по страховым взносам органом Пенсионного фонда не нарушен.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2016 г. N Ф06-9514/2016

Дело N А57-14654/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии:

заявителя — Пащенко Н.В. (паспорт),

в отсутствие:

ответчика — извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского хозяйства «Пащенко»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)

по делу N А57-14654/2015

по заявлению крестьянского хозяйства «Пащенко» (ИНН 6406000323), главы крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. к государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о взыскании с территориального органа ПФР в пользу КХ «Пащенко» 58 683,88 руб., о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 10.04.2015 N 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 на общую сумму 123 459,13 руб.,

установил:

крестьянское хозяйство «Пащенко» (далее — КХ «Пащенко», заявитель), глава крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. обратились в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (далее — УПФР в Балашовском районе Саратовской области, территориальный орган ПФР) в пользу КХ «Пащенко» 58 683,88 руб., о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 10.04.2015 N 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 на общую сумму 123 459,13 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе КХ «Пащенко» с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. При этом заявитель полагает, что судами применен Федеральный закон от 11.06.2003 N 73-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не подлежащий применению, поскольку КХ «Пащенко» — юридическое лицо. По мнению заявителя, глава крестьянского хозяйства не был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в связи с тем, что его нельзя приравнивать к предпринимателям и возлагать самостоятельную, в отличие от крестьянского хозяйства как юридического лица, обязанность по уплате страховых взносов.

В отзыве на кассационную жалобу УПФР в Балашовском районе Саратовской области возражает против доводов заявителя и просит обжалованные им судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.

На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя УПФР в Балашовском районе Саратовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами, КХ «Пащенко» 27.03.1991 зарегистрировано в качестве юридического лица Балашовским районным советом народных депутатов Саратовской области. Названное юридическое лицо имеет ИНН 6406000323, ОГРН 1026401591391. В качестве главы КХ «Пащенко» в Едином государственном реестре юридических лиц значится — Пащенко Николай Всеволодович (ИНН 644003873651).

Согласно сведениям из архивного отдела администрации Балашовского района Саратовской области членами КХ «Пащенко» являются 2 человека: глава крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. и член Лукьянова Ю.Н. (в последующем Краснощекова Ю.Н.). Данное обстоятельство следует также из отчетности главы крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. за 2010 год.

В период 2011 — 2014 годов глава крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. не представлял в УПФР в Балашовском районе Саратовской области расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-2 ПФР, в связи с чем, территориальный орган ПФР произвел расчет обязательств по страховым взносам расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике в силу пункта 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) по форме РСВ-2 и выставил требования об уплате страховых взносов: за 2011 год от 21.06.2012 N 07300640100744 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 17 172,25 руб., в том числе 13 509,60 руб. взносов и 846,62 руб. пени, в фонд ОМС 2649,96 руб. взносов, 166,07 руб. пени; за 2012 год от 02.03.2015 N 07300640062705 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 43 135,19 руб., в том числе 28 772,64 руб. взносов и 7288,94 руб. пени, в фонд ОМС 5643,86 руб. взносов, 1429,75 руб. пени; за 2013 год от 02.03.2015 N 07300640062784 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 79 685,10 руб., в том числе 64 958,00 руб. взносов и 7609,83 руб. пени, в фонд ОМС 6370,92 руб. взносов, 746,35 руб. пени; за 2014 год от 02.03.2015 N 07300640062785 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 42 150,47 руб., в том числе 34 656,96 руб. взносов и 581,37 руб. пени, в фонд ОМС 6798,10 руб. взносов, 114,04 руб. пени.

После истечения срока на добровольное исполнение в порядке статьи 19 Закона N 212-ФЗ территориальным органом ПФР приняты решения: от 21.06.2012 N 07300640100744 о взыскании взносов в ПФ РФ за 2011 год в размере 17 172,25 руб., в том числе 13 509,60 руб. взносов и 846,62 руб. пени, в фонд ОМС 2649,96 руб. взносов, 166,07 руб. пени; от 02.03.2015 N 07300640062705 о взыскании взносов в ПФ РФ за 2012 год в размере 43 135,19 руб., в том числе 28 772,64 руб. взносов и 7288,94 руб. пени, в фонд ОМС 5643,86 руб. взносов, 1429,75 руб. пени; от 02.03.2015 N 07300640062784 о взыскании взносов в ПФ РФ за 2013 год в размере 79 685,10 руб., в том числе 64 958,00 руб. взносов и 7609,83 руб. пени, в фонд ОМС 6370,92 руб. взносов, 746,35 руб. пени; от 02.03.2015 N 07300640062785 о взыскании взносов в ПФ РФ за 2014 год в размере 42 150,47 руб., в том числе 34 656,96 руб. взносов и 581,37 руб. пени, в фонд ОМС 6798,10 руб. взносов, 114,04 руб. пени.

В целях фактического взыскания страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя, выставлены инкассовые поручения на единый счет КХ «Пащенко», поскольку иного счета у главы крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. не имелось.

Полагая, что как глава крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. не был зарегистрирован в ЕГРИП, в связи с чем, его нельзя приравнивать к предпринимателям и возлагать самостоятельную, в отличие от КХ как юридического лица, обязанность по уплате страховых взносов, а также то, что страховые взносы были взысканы в безакцептном порядке путем выставления инкассовых поручений на расчетный счет КХ «Пащенко», а не главы крестьянского хозяйства, что неправомерно, в связи с чем, взысканные страховые взносы подлежат возврату КХ «Пащенко», заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, судебные инстанции пришли к выводу, что предъявление территориальным органом ПФР ко взысканию инкассовых поручений с единого расчетного счета КХ «Пащенко» произведено правомерно. При этом суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 74-ФЗ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.

В силу статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Исходя из статьи 2 Закона N 212-ФЗ, индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Закон N 212-ФЗ не содержит.

Следовательно, как верно указали суды, независимо от того в какой форме зарегистрировано крестьянское хозяйство, как юридическое лицо либо как индивидуальный предприниматель, глава крестьянского хозяйства признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 6 Закона N 74-ФЗ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Из изложенного следует, что хотя плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа является глава крестьянского хозяйства, но источником для их выплат является имущество крестьянского хозяйства.

Частью 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ независимо от способа регистрации крестьянского хозяйства на глав крестьянских (фермерских) хозяйств возложена обязанность уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1551-О каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой крестьянских хозяйств, Закон N 212-ФЗ не содержит. Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство — как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений Закона N 212-ФЗ не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа — одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы.

В названном определении также указано, что приведенное правовое регулирование, предоставляющее главам крестьянских (фермерских) хозяйств возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Частью 5 статьи 16 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.

Таким образом, как верно отмечено судами, указанный расчет за 2011 год должен быть представлен главой крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. до 1 марта 2012 года, за последующие годы — соответственно.

В пункте 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 15749/04 установлена правовая позиция о принципе равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, как имеющих статус индивидуальных предпринимателей, так и крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до 01.01.1995 и не прошедших перерегистрацию.

Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, глава КХ «Пащенко» в определенный законом срок не уплатил в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за период 2011 — 2014 годов.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа подлежат взысканию с главы КХ «Пащенко». При этом, как правомерно указано судами, источником для выплат страховых взносов является имущество КХ «Пащенко», а не денежные средства или имущество Пащенко Н.В., принадлежащее ему на праве собственности.

Таким образом, при наличии неоплаченной главой крестьянского хозяйства Пащенко Н.В. задолженности по уплате страховых взносов в полном объеме, инкассовые поручения от 10.04.2015 N 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 обоснованно были выставлены территориальным органом ПФР на принудительное взыскание.

Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.

Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу N А57-14654/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code