Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2016 N Ф06-10076/2016 по делу N А65-18444/2015

Требование: О взыскании в солидарном порядке убытков, причиненных в результате невыплаты причитающейся доли средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением.

Обстоятельства: Истец, осуществляющий перевозку пассажиров городским транспортом общего пользования, указал, что ответчик в спорный период не произвел перечисление денежных средств, поступивших последнему от пополнения пассажирами электронных карт с льготным транспортным приложением.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие факт сбережения ответчиком денежных средств в заявленном размере.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2016 г. N Ф06-10076/2016

Дело N А65-18444/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Хакимова И.А., Вильданова Р.А.,

при участии представителя:

третьего лица (Министерства финансов Республики Татарстан) — Галимовой М.М. (доверенность от 14.03.2016 N 17-84/30),

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков Закамья»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2015 (судья Хуснутдинова А.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)

по делу N А65-18444/2015

по исковому заявлению некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков Закамья» к акционерному обществу «Социальная карта», третьи лица: Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Исполнительный комитет Муниципального образования г. Набережные Челны, о взыскании неосновательного обогащения в размере 6 614 939 руб. 38 коп.,

установил:

некоммерческое партнерство «Ассоциация перевозчиков Закамья» (далее — истец, НП «Ассоциация перевозчиков Закамья») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан о взыскании солидарно убытков, понесенных в результате невыплаты полагающейся доли средств полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года в сумме 6 614 939,38 руб.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено акционерное общество «Социальная карта» (далее — ответчик, АО «Социальная карта»).

Определением от 17.11.2015 принято изменение основания исковых требований, уточнение ответчика, надлежащим ответчиком по делу признано АО «Социальная карта».

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Как следует из материалов арбитражного дела, в целях реализации прав граждан на проезд транспортном общего пользования постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.04.2005 N 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан» введены единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский социальный проездной билет.

01.01.2012 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Некоммерческим партнерством «Ассоциация перевозчиков Закамья», заключен договор N 6, согласно которому Министерство поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства об оказании транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009 N 134 «О предоставлении в 2010 году субсидий и субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан» (далее — Постановление КМ РТ N 161).

В соответствии с указанным договором Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в спорный период были возмещены перевозчику расходы, связанные с оказанием транспортных услуг в рамках бюджетного финансирования.

В рамках реализации проекта «Транспортная карта Республики Татарстан», в целях осуществления оплаты проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, Кабинетом Министров Республики Татарстан было вынесено Постановление от 02.07.2012 N 574 «Об утверждении Порядка предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением» в г. Альметьевске, г. Зеленодольске, г. Нижнекамске, г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее — Постановление КМ РТ N 574).

В соответствии с пунктом 5 Постановления КМ РТ N 574 предложено Исполнительным комитетам муниципальных образований Республики Татарстан отменить реализация бумажных единых месячных социальных проездных билетов и единых месячных детских социальных проездных билетов с 01.09.2012.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе от 14.08.2012 N 1/2 ОАО «Социальная карта» было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г. Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.

Истец, полагает, что в отсутствие договора с АО «Социальная карта», средства, поступившие ОАО «Социальная карта» как оператору автоматизированной системы оплаты проезда от пополнения транспортных карт с льготным приложением от граждан в период с сентября по декабрь 2012 года должны были быть перечислены перевозчику.

Истец рассчитал сумму неосновательного обогащения пропорционально доле транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы в сумме 6 614 939,38 руб. по Методике расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.

Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 1102, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и правомерно исходили из следующего.

Из материалов дела следует, что в 2012 году во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 N 161 «Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан» (далее Постановление КМ РТ от 07.04.2005 N 161) истец осуществлял перевозки граждан, в том числе и относящихся к льготной категории.

До 31.08.2012 провоз пассажиров на территории г. Набережные Челны осуществлялся по бумажным проездным билетам, а начиная с 01.09.2012 в соответствии с постановлением КМ РТ N 574 с использованием электронных карт.

Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 N 574 с целью выбора оператора автоматизированной системы оплаты проезда, был проведен аукцион, по результатам которого победителем было определено — ОАО «Социальная карта».

В результате проведенного исследования компаний — производителей оборудования ОАО «Социальная карта» было предложено перевозчикам оборудование производства ЗАО «Электронные системы», г. Санкт Петербург.

По делу установлено, что между ОАО «Социальная карта» и транспортными организациями договоры по организации автоматизированной системы оплаты проезда (далее — АС ОП) в городском пассажирском транспорте заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме ОАО «Социальная карта») хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у ОАО «Социальная карта».

До 01.09.2012 договоры на внедрение оборудования с перевозчиками были заключены, кроме НП «Ассоциация перевозчиков Закамья», НП «Камские перевозчики» и ИП Тятюшкина Н.И.

Из пояснений истца следует, что он отказался от предложения АО «Социальная карта» приобрести оборудование производства ЗАО «Электронные системы», поскольку оно было устаревшим, а также экономически не выгодным, в связи с чем, договор с оператором заключен не был, однако истец продолжал осуществлять перевозки льготных категорий граждан при предъявлении социального проездного билета и чека об оплате (бумажная карта).

НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» предложило использовать оборудование общества с ограниченной ответственностью «Квантор» (далее — ООО «Квантор»), однако оборудование данного предприятия не было интегрировано в автоматизированной системе оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.

07.12.2012 ответчик направил истцу письмо, в котором сообщил об отсутствии возможности предлагаемой ООО «Квантор» системы учета поездок льготной категории граждан с АСОП РТ в связи с необходимостью получения развернутого технического описания ООО «Квантор» с АСОП РТ.

11.12.2012 стороны пришли к соглашению о возможности интеграции двух систем.

01.04.2013 с целью обеспечения функционирования АСОП РТ между ОАО «Социальная карта» и НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» заключен договор N 418.

В разделе 4 договора определен порядок расчетов с автопредприятием, сроки оплаты и размер вознаграждения оператора.

Согласно пункту 2 приложения N 2 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением КМ РТ от 7.04.2005 N 161, денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.

Выбор истцом оборудования был осуществлен только в 2013 году, по итогам которого был заключен договор N 418 от 01.04.2013.

Истцом подтверждено, что в сентябре — декабре 2012 года перевозка граждан осуществлялась не персонифицировано, так как оборудование не было закуплено и установлено, в связи с этим для расчета подлежащих возмещению сумм от пополнения льготных карт НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» были взяты за основу справки расчеты предоставленные ИК МО г. Набережные Челны и Методика расчетов утв. Минтрансом РТ.

Проверив представленный расчет, суды пришли к обоснованному выводу о том, что он не отражает фактических затрат истца на транспортное обслуживание льготных категорий граждан, так как не основан на фактических данных о количестве перевезенных пассажиров, и не позволяет получить достоверные сведения о размере образовавшихся у него расходов.

Используемые истцом показатели расчета надлежащим образом не подтверждены.

Согласно приложению N 2 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан, утвержденного постановлением КМ РТ от 17.09.2012 N 772) Методика распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан, установлена формула, по которой рассчитывается выручка транспортной организации, полученная от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением на территории одного из операторов автоматизированной системы оплаты проезда.

Информацию о средствах, причитающихся транспортным организациям за отчетный месяц, осуществляющим перевозку граждан, относящихся к льготным категориям, о количестве совершенных транзакций, операторы автоматизированной системы оплаты проезда в течение одного рабочего дня после перечисления направляют в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что основанием для перечисления оператором автоматизированной системы оплаты проезда денежных средств от пополнения социальных проездных билетов перевозчику является заключенный между оператором и перевозчиком договор, осуществление проезда с использованием электронных карт, наличие специального электронного терминального устройства для осуществления операций регистрации проезда с использованием электронной карты и количество совершенных транзакций, подтверждающих фактически оказанные услуги по перевозке.

Так, в соответствии с Порядком предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 N 574, транзакция — операция регистрации проезда с использованием электронной карты, являющаяся безусловным подтверждением факта совершения поездки.

Ответчиком в материалы дела представлены письма адресованные в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и ИК МО г. Набережные Челны, а также итоговые отчеты о продажах проездных билетов за период с сентября по декабрь 2012 года по пунктам продаж, отчеты по статистике поездок по видам проездных билетов и территорий, отчет о статистике поездок льготных пассажиров по бюджетам, сведения о распределении между пассажирскими транспортными предприятиями РТ денежных средств от пополнения льготных транспортных карт с указанием перевозчика, количества транзакций, доли предприятия, суммы подлежащей распределению.

Согласно переданным сведениям Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и ИК МО г. Набережные Челны перечисленные денежные средства от пополнения карт распределялись между ООО «Электротранспорт», ИП Бургановым Р.Р., ИП Хафизовым и МУП «ПАД» согласно доли транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы в муниципальном образовании. Поступившие денежные средства в полном объеме были распределены и перечислены перевозчикам за вычетом вознаграждения оператора.

Довод истца о том, что НП «Ассоциация перевозчиков Закамья» осуществляло перевозку льготной категории граждан при предъявлении ЕСПБ и чека об оплате, что предусмотрено постановлением кабинета Министров РТ от 17.09.2012 N 772, правомерно признан несостоятельным, поскольку согласно пункту 6 данного Постановления проезд при предъявлении электронной карты с льготным транспортным приложением и квитанции (чека), печатаемой терминалом пополнения и подтверждающей проведение операции по пополнению транспортного ресурса электронной карты с льготным транспортным приложением на текущий период осуществляется только в случае отказа в работе автоматизированной системы оплаты проезда, произошедшего не по вине держателя карты, либо порчи электронной карты с льготным транспортным приложением, либо в случае неисправности валидатора или считывающего устройства турникета.

Представленные в материалы дела справки — расчеты ИК МО г. Набережные Челны за период с сентября по декабрь 2012 года содержат противоречивые данные о доле транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы в муниципальном образовании с данными, представленными ОАО «Социальная карта». Более того, в данных справках ИК МО г. Набережные Челны произведен расчет размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортной организации в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по проездному билету и детскому проездному билету, которые возмещены истцу из бюджета, что подтверждено представленными в материалы дела платежными поручениями, в связи с чем, указанные справки признаны ненадлежащими доказательствами по делу.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что факт сбережения на стороне ответчика денежных средств в заявленном размере истцом не доказан, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2016 по делу N А65-18444/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Судьи
И.А.ХАКИМОВ
Р.А.ВИЛЬДАНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code