Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2016 N Ф06-9867/2016 по делу N А65-20066/2015

Требование: О признании незаконными решения и предписаний антимонопольного органа.

Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган местного самоуправления и учреждение нарушившими законодательство о защите конкуренции в связи с наделением учреждения полномочиями органа местного самоуправления и осуществлением согласованных действий при предоставлении учреждением платных услуг.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2016 г. N Ф06-9867/2016

Дело N А65-20066/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

ответчика — Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015 N РХ-06/20372,

в отсутствие:

заявителей — извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевска»

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)

по делу N А65-20066/2015

по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевска», Республика Татарстан, г. Альметьевск, исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решения от 06.07.2015 по делу N 06-112/2015, предписания от 26.06.2015 N 1 N 06-112/2015, предписания от 26.06.2015 N 2 N 06-112/2015, предписания от 26.06.2015 N 3 N 06-112/2015,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевска» (далее — МБУ «Департамент рекламы», заявитель), исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее — комитет, заявитель) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями о признании незаконными (недействительными) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее — УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 06.07.2015 по делу N 06-112/2015, предписания N 1 N 06-112/2015, предписания N 2 N 06-112/2015 и предписания N 3 N 06-112/2015.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.08.2015 заявление МБУ «Департамент рекламы» о признании незаконными (недействительными) решения УФАС России по Республике Татарстан от 06.07.2015 по делу N 06-112/2015, предписания N 2 N 06-112/2015, предписания N 3 N 06-112/2015, принято к производству с возбуждением дела N А65-20066/2015.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2015 заявление исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными (недействительными) решения УФАС России по Республике Татарстан от 06.07.2015 по делу N 06-112/2015, предписания N 1 N 06-112/2015 принято к производству с возбуждением дела N А65-20067/2015.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.09.2015 дела N А65-20066/2015, N А65-20067/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением N А65-20066/2015.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.

МБУ «Департамент рекламы», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Определением о замене судьи от 07.07.2016 была произведена замена судьи Гатауллиной Л.Р. на судью Егорову М.В.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, решением УФАС России по Республике Татарстан от 06.07.2015 по делу N 06-112/2015 исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ) в части наделения заявителя — МБУ «Департамент рекламы» полномочиями органа местного самоуправления, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме этого, МБУ «Департамент рекламы», исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий при предоставлении МБУ «Департамент рекламы» платных услуг, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеуказанного решения, исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» выдано предписание от 26.06.2015 N 1, которым предписано: внести изменения в устав МБУ «Департамент рекламы», исключив из пункта 2.2 следующие виды деятельности: 1) координирование деятельности рекламораспространителей, согласно схеме территориального планирования и генеральному плану; 2) осуществление контроля за техническим и эстетическим состоянием рекламных конструкций и средств наружной информации, их соответствием проектной документации, за исполнением условий договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, соблюдение генерального плана размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории города и района, за уплатой государственной пошлины за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций; 3) выдачу предписания на демонтаж незаконно (самовольно) установленных рекламных конструкций.

Антимонопольным органом МБУ «Департамент рекламы» выдано предписание от 26.06.2015 N 2 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано: перечислить в федеральный бюджет ущерб, полученный в результате нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции» в части наделения МБУ «Департамент рекламы» полномочиями органа местного самоуправления и осуществления деятельности, приносящей доход на конкурентных рынках, в сумме 971 000 руб.

Кроме того, УФАС России по Республике Татарстан выдало МБУ «Департамент рекламы» предписание от 26.06.2015 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано: прекратить оказывать услуги по согласованию и выдаче паспортов СНР и СНИ; направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.

Не согласившись с вышеуказанными решениями и предписаниями антимонопольного органа, МБУ «Департамент рекламы» и комитет обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая МБУ «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевск» в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о неправомерном осуществлении МБУ «Департамент рекламы» деятельности по оказанию платных услуг по изготовлению паспорта средств наружной информации и средства наружной рекламы, изготовлению дизайн-проекта.

Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

На основании устава МБУ «Департамент рекламы» осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет согласование мест размещения рекламных конструкций и средств наружной информации с уполномоченными органами и организациями; выступает муниципальным заказчиком оформления города к праздничным, юбилейным датам, размещения социальной рекламы; обеспечивает подготовку и заключение договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; разрабатывает проекты муниципальных правовых актов в области размещения средств наружной рекламы и информации на территории города; проводит инвентаризацию средств наружной рекламы, размещенной на территории города; разрабатывает и ведет реестр средств наружной рекламы и информации; координирует деятельность рекламораспространителей, согласно схеме территориального планирования и генеральному плану; подготавливает проекты разрешений на установку рекламных конструкций; участвует в согласовании эскизных проектов размещения средств наружной рекламы и информации; осуществляет контроль за техническим и эстетическим состоянием рекламных конструкций и средств наружной информации, их соответствием проектной документации, за исполнением условий договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, соблюдение генерального плана размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории города и района, за уплатой государственной пошлины за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций; выдает предписания на демонтаж незаконно (самовольно) установленных рекламных конструкций; в случаях выявления нарушения требований законодательства и муниципальных правовых актов сообщает об этом уполномоченным органам для применения ими к собственникам рекламных конструкций мер административного воздействия.

Как установлено судами, должностными лицами МБУ «Департамент рекламы» за период 2014 — 2015 годов на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан составлено 37 протоколов об административных правонарушениях, выдано 89 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области рекламы и наружной информации, что свидетельствует о наделении МБУ «Департамент рекламы» функциями и полномочиями органа местного самоуправления.

В соответствии с уставом учреждение осуществляет издательскую деятельность, деятельность в области дизайна; оказывает консультационные и информационные услуги; выполняет эскизно-проектные работы, художественно-оформительские работы; изготовление рекламной и сувенирной продукции; ремонтно-реставрационные работы; размещение средств рекламы и информации в городе.

На основании статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Суды правомерно указали, что МБУ «Департамент рекламы» является хозяйствующим субъектом, обладающим функциями и полномочиями органа местного самоуправления. При этом осуществление данным юридическим лицом деятельности, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в уставе, ставит данную организацию в преимущественное положением перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на вышеперечисленных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

Судами установлено, что МБУ «Департамент рекламы», среди прочего оказывает платные услуги (изготовление паспорта СНР и СНИ — 8 000 руб.; изготовление паспорта СНР и СНИ без согласования — 2 000 руб.; услуга согласования паспорта — 5 000 руб.; изготовление дизайн — проекта — 2000 руб.).

Поступления от заказчиков МБУ «Департамент рекламы» за оказание услуг по изготовлению и согласованию паспорта СНР и СНИ за 2013 год составили 140 000 руб., за 2014 год — 831 000 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласование мест размещения рекламных конструкций и средств наружной информации с уполномоченными органами и организациями относится к основным уставным видам деятельности МБУ «Департамент рекламы», и не может преследовать целью извлечение прибыли.

Как следует из материалов проверки, услуга изготовления паспорта СНР и СНИ с согласованием с уполномоченными органами и организациями составляет 8000 руб., при этом в указанный лист согласования входит директор МБУ «Департамент рекламы», а также иные муниципальные служащие, в функции которых входит согласование или разрешение на размещение рекламных конструкций, прием заявлений, анализ обстоятельств, выдача документов, подписание разрешительных документов.

 

Примечание.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду Федеральный закон N 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях».

 

Согласно положениям пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ и статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ автономное и бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, сформированного в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к основным видам его деятельности.

Указанными федеральными законами предусмотрено, что бюджетному и автономному учреждению должно быть установлено государственное (муниципальное) задание, которое на основании статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно содержать: определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами, в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Исключением из этого правила являются учреждения, оказывающие исключительно медицинские услуги за счет средств обязательного медицинского страхования.

В данном случае, как установлено судами, тарифы на оказание платных услуг исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» не утверждались, что свидетельствует о незаконной предпринимательской деятельности за оказание услуги изготовления и согласования паспорта СНР и СНИ, осуществляемой МБУ «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевск».

Пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Так, муниципальное задание МБУ «Департамент рекламы» утверждено исполнительным комитетом муниципального образования «город Альметьевск» на 2012 год, на плановый период 2013 и 2014 годов, тогда как на 2015 год муниципальное задание МБУ «Департамент рекламы» не утверждено.

При этом МБУ «Департамент рекламы», помимо оказания платных услуг по изготовлению и согласованию паспорта СНР и СНИ, получает субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. За выполнение плановых назначений МБУ «Департамент рекламы» за 2013 год перечислено через лицевые счета 1 310 700 руб., за 2014 год — 2 770 096,24 руб.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными (что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях), может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Следовательно, судами сделан обоснованный вывод о том, что действия исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» и МБУ «Департамент рекламы» являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий при предоставлении МБУ «Департамент рекламы» платных услуг, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган представляет публичные интересы в области защиты конкуренции и устранения нарушений антимонопольного законодательства.

Статьями 23, 50 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании решения по делу N 06-112/2015 УФАС России по Республике Татарстан исполнительному комитету муниципального образования «город Альметьевск» выдано предписание от 26.06.2015 N 3, а МБУ «Департамент рекламы» выдано предписание N 2, N 3, которыми предписано устранить нарушение антимонопольного законодательства.

Заявитель полагает, что антимонопольным органом не учтено, что главным направлением деятельности является оказание населению публичных (муниципальных) услуг, что обуславливает его использовать правовые средства публичного обслуживания, подключаться к процессу муниципально-правового регулятивного воздействия на социально-экономические отношения и соучаствуют в осуществлении местного самоуправления, в связи с чем выводы УФАС России по Республике Татарстан о наличии нарушений Закона о защите конкуренции является неправомерным и безосновательным.

Данный довод заявителя обоснованно не принят судебными инстанциями, поскольку он опровергается выводами УФАС России по Республике Татарстан, указанными в решении N 06-112/2015.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об общих принципах ОМСУ и уставами муниципальных образований.

Таким образом, подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка является муниципальной услугой, которая должна предоставляться органом местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как установлено судами, МБУ «Департамент рекламы» осуществляет деятельность, приносящую доход.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Следовательно, МБУ «Департамент рекламы» является хозяйствующим субъектом.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Данная норма носит императивный характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.

Вышеперечисленные товарные рынки являются конкурентным и наделение учреждения функциями и полномочиями органа местного самоуправления в данных сферах предоставляет данному учреждению более выгодные условия деятельности.

Таким образом, с учетом положений статьи 4 Закона о защите конкуренции, судами сделан правильный вывод о том, что МБУ «Департамент рекламы», исходя из осуществляемой им уставной деятельности, является хозяйствующим субъектом, обладающим при этом функциями и полномочиями органа местного самоуправления.

Следовательно, осуществление данным юридическим лицом вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления наряду с деятельностью, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в уставе, безусловно, поставит данную организацию в преимущественное положением перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на вышеперечисленных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.

Иных доводов кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу N А65-20066/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code