Часть 1. Расследование хищений и незаконного оборота драгоценных металлов. Учебно-методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Правовое регулирование производства и оборота драгоценных металлов
2. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота и хищений драгоценных металлов
3. Криминалистическая характеристика краж и незаконного оборота драгоценных металлов
4. Особенности возбуждения уголовного дела
5. Тактические и методические особенности  проведения следственных и процессуальных действий в ходе расследования хищений и незаконного оборота драгоценных металлов
6. Использование специальных познаний при расследовании краж и незаконного оборота драгоценных металлов. Производство судебной экспертизы
7. Критерии обоснованности и правомерности принятия следователем процессуальных решений при расследовании хищений и незаконного оборота драгоценных металлов

ВВЕДЕНИЕ

Расследование преступлений, совершаемых в отношении драгоценных  металлов, представляют значительную трудность для следственной практики. За 2004 год органами предварительного следствия МВД России выявлено 1754 преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных камней или жемчуга, из них 65 преступлений содержат признак крупного или особо крупного размера. Окончено предварительное расследование по 1567 преступлениям.  Изъято ценностей и наложен арест на имущество при расследовании уголовных дел данной категории на общую сумму 1 484 910 рублей.Значительная часть преступных посягательств на драгоценные металлы совершается в условиях производства. Расследование уголовных дел о таких преступлениях связано с решением большого количества проблем, связанных с квалификацией преступных деяний, особенностями возбуждения уголовных дел, производством следственных действий, в том числе направленных на изъятие драгоценных металлов, производством экспертиз и т.д.  Трудности возникают также из-за до сих пор неустоявшейся практики применения нового уголовно-процессуального законодательства.

Ошибки в расследовании преступлений рассматриваемой категории чаще всего бывают связаны с нарушениями процессуальных правил доказывания и неправильной уголовно-правовой квалификацией. Серьезной проблемой при расследовании уголовных дел является большое количество нормативных документов в сфере регулирования оборота драгоценных металлов в нашей стране. Расследуя уголовное дело, следователю необходимо ознакомиться со всеми указанными нормативными актами, сделать соответствующую подборку и приобщить их к уголовному делу в качестве иных документов. Остро стоит проблема отсутствия в регионах независимых специалистов и специализированных экспертных учреждений, владеющих оборудованием и методиками проведения экспертиз по делам рассматриваемой категории.

Предлагаемая работа посвящена рассмотрению обозначенных и иных проблем, связанных с предварительным расследованием незаконного оборота и хищений драгоценных металлов. Авторы  сосредоточили свое внимание на исследовании вопросов, относящихся к преступлениям, совершаемым в условиях производства драгоценных металлов, так как указанные преступления имеют свою специфику.

В связи с большими трудностями применения на практике УПК РФ уделено внимание некоторым процессуальным вопросам, которые могут быть отнесены к расследованию уголовных дел любой категории.

При подготовке работы использованы материалы, предоставленные ОАО ГМК «Норильский никель». Проводилось изучение судебной и следственной практики в г. Норильске Красноярского края, г. Мурманске и в г. Мончегорске Мурманской области.

Авторский коллектив благодарит за содействие при подготовке работы и предоставленные материалы руководство Следственного комитета при МВД России, а также руководителей и сотрудников Управления экономической безопасности ОАО «ГМК «Норильский никель».

Таким образом, основой для теоретических выводов и практических рекомендаций послужил большой эмпирический материал: около 300 приговоров, обвинительных заключений, постановлений, а также иных материалов уголовных дел.

При подготовке нормативно-правовой базы использованы Справочные правовые системы КонсультантПлюс.

 

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

Основным документом, устанавливающий правовой режим геологического изучения и разведки месторождений, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов в Российской Федерации, является Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ в редакции от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ[1]. В соответствии с Законом, действует целый ряд нормативно-правовых документов, регулирующих добычу и оборот драгоценных металлов. Рассмотрим основные правила легального оборота драгоценных металлов в Российской Федерации.

1. Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определяет понятие драгоценных металлов, относя к таковым золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления (ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ). Понятие отдельных составляющих драгоценных металлов разъясняется в различных нормативных документах.

1) К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации. К изделиям ювелирной галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов (приказ Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. № 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным»).

Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов подлежат обязательному опробированию и клеймению (постановление Правительства России от 18 июня 1999 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»[2]). Клеймению государственным пробирным клеймом подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и культа и / или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также изготовленные из драгоценных металлов памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства России от 2 февраля 1998 г. № 106[3]).

2) Слитки драгоценных металлов – стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской Ассоциацией Участников Рынка драгоценных металлов и Участниками Лондонского Рынка Платины и Палладия (приказ Центрального Банка Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. № 02-400 в ред. от 11.04.2000 № 776-У «Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» от 1.11.96 № 50 [4]).

Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 94-и «О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях»[5] устанавливает следующие количественные параметры слитков:

стандартные слитки – слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 года – советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными и отраслевыми стандартами и имеющие следующие номиналы массы и пробы:

Лигатурная масса, г Проба, не менее, %
Золотые 11000 — 13300 99,95
серебряные 28000 — 32000 99,90
платиновые не более 5500 99,90
Палладиевые не более 3500 99,90

– а также слитки иностранного производства, соответствующие международным стандартам качества;

мерные слитки – слитки драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 года – советскими) аффинажными организациями в соответствии с действующими государственными, отраслевыми стандартами и стандартами предприятий, а также слитки иностранного производства, соответствующие международным стандартам качества, массой 1 кг и менее с содержанием химически чистого основного драгоценного металла не менее 99,99% лигатурной массы слитка;

порошки драгоценных металлов – порошки металлов платиновой группы, изготовленные российскими (до 1992 года – советскими) аффинажными организациями в виде порошкообразной субстанции с содержанием в ней химически чистого основного драгоценного металла не менее 99,90% лигатурной массы порошка, упакованной в стеклянные ампулы и пластмассовые банки с маркировкой предприятия – изготовителя массой;

прокат – холоднокатаные полосы драгоценных металлов, изготовленные и маркированные российскими (до 1992 года – советскими) аффинажными организациями и поставляемые в качестве довесков к партиям соответствующих слитковых драгоценных металлов для достижения заданной массы партии.

3) Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 в ред. от 24.08.2004)[6] подразделяет в зависимости от способа получения сырье, содержащее золото и серебро, на следующие категории:

минеральное сырье, добываемое из недр и попутно извлекаемое из руд других металлов;

вторичное сырье, т.е. лом и отходы, содержащие золото и серебро.

Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1419 в ред. от 08.05.2002)[7] определяет понятия:

минеральное сырье – добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки;

продукты переработки минерального сырья – концентраты, шлиховые золото и платина, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки.

4) Приказ Роскомдрагмета от 2 декабря 1994 г. № 429 «О классификации продукции» устанавливает ГОСТы и ТУ сырья для производства драгоценных металлов, а также сплавов и соединений на основе драгоценных металлов (Приложение № 2) В этом же документе определено, что относится к сырью и продуктам производства тяжелых цветных металлов, из которых попутно извлекаются драгоценные металлы:

Руды и концентраты медные: Норильское месторождение, в т.ч.: руды (МПГ при любых содержаниях, золото 0,5 г/т, серебро 20 г/т), концентраты (МПГ при любых содержаниях, золото 0,5 г/т, серебро 40 г/т); остальные месторождения: руды (золото 0,5 г/т, серебро 20 г/т), концентраты (золото 0,5 г/т, серебро 40 г/т).

Руды и концентраты никелевые Норильского месторождения, в т.ч.: руды (МПГ при любых содержаниях, золото 0,3 г/т, серебро 40 г/т), концентраты (МПГ при любых содержаниях, золото 0,3 г/т, серебро 40 г/т).

Руды и концентраты свинцовые, в т.ч.: руды (золото 0,1 г/т, серебро 30 г/т); концентраты (золото 0,1 г/т, серебро 30 г/т).

Руды и концентраты цинковые, в т.ч.: руды (золото 0,5 г/т, серебро 80 г/т); концентраты (золото 0,5 г/т, серебро 80 г/т); клинкер (золото 0,5 г/т, серебро 40 г/т).

Руды и концентраты оловянные, в т.ч.: руды (золото 0,5 г/т, серебро 40 г/т); концентраты (золото 0,5 г/т, серебро 40 г/т).

Руды и концентраты сурьмянистые, в т.ч.: руды (золото 1 г/т, серебро не регламентируется); концентраты (золото 1 г/т, серебро не регламентируется).

Штейн медный (любые содержания МПГ, золота и серебра).

Штейн никелевый (любые содержания МПГ, золота и серебра).

Медь нерафинированная, медные аноды для электролитического рафинирования (любые содержания МПГ, золота и серебра).

Никель нерафинированный, никелевые аноды для электролитического рафинирования (любые содержания МПГ, золота и серебра).

Свинец для рафинирования (сырой свинец в слитках) (при любом содержании золота и серебра).

Шлам медеэлектролитный комбината «Уралэлектромедь» (0,1% золота).

Концентраты драгоценных металлов РАО «Норильский никель» (МПГ – 2 — 65%, золото – 0,04 — 4,0%, серебро – 8 — 70%).

Сплав серебряно-золотой медеэлектролитный (15 — 20% золота, 80 — 90% серебра) свинцовых заводов (10 — 15% золота, 85 — 90% серебра).

Шлаки и шламы аффинажных заводов и шламовых цехов никелевых производств (при любых содержаниях МПГ, золота и серебра).

5) К вторичному сырью относится:

лом драгоценных металлов — пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов или содержат их;

отходы драгоценных металлов – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления драгоценных металлов (приказ Минфина России  от 29.08.01 № 68н «Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», п. 3.2[8]).

При использовании драгоценных металлов для производства изделий могут образовываться обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов.

Обратимыми являются отходы, соответствующие по химическому составу исходному сырью, используемому для производства изделий, и не загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов. Организации могут повторно использовать обратимые отходы в технологических процессах для производства продукции или передавать на давальческой основе организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов для изготовления полуфабрикатов (без аффинажа), отвечающих требованиям нормативно — технической документации и предназначенных для дальнейшего производства из них изделий их собственниками. Повторное использование обратимых отходов драгоценных металлов в производстве не должно влиять на качество и свойства выпускаемой продукции.

К возвратным отходам драгоценных металлов относятся отходы, претерпевшие физико-химические изменения, не соответствующие по химическому составу исходному сырью, загрязненные примесями, ухудшающими свойства используемых материалов, и не могут быть повторно использованы организациями в технологических процессах для производства продукции. Указанные отходы реализуются или передаются на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа (Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н))[9].

6) Понятие самородков драгоценных металлов определено постановлением Правительства России от 22 сентября 1999 г. № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных»[10]: самородками драгоценных металлов являются обособления самородных драгоценных металлов в коренных и россыпных месторождениях, резко отличающиеся по своим размерам от преобладающих частиц драгоценного металла и обладающие массой не менее 0,1 грамма, из них уникальными признаются редко встречающиеся в природе самородки, обладающие особыми минералогическими, морфологическими, размерно-весовыми характеристиками или их сочетаниями.

2. Драгоценные металлы не относятся к валютным ценностям с 18 июня 2004 г. в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в редакции 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ[11], и соответственно, порядок их обращения в настоящее время непосредственно не определяется Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем статья 72 Конституции России (п. в, к ч. 1) устанавливает, что вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы, находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов.

Собственность на участки недр, содержащих драгоценные металлы, разграничивается между Российской Федерацией и ее субъектами. Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изымаются из пользования и включаются в федеральный фонд резервных месторождений, которым распоряжается Правительство России, при согласовании условий использования с органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых располагаются эти месторождения.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в ред. от 22.08.04)[12].

Добыча драгоценных металлов – извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях).

Добыча драгоценных металлов может осуществляться исключительно организациями, получившими специальную лицензию в установленном законом порядке. Организации, добывающие драгоценные металлы, могут получать участки недр в пользование по лицензии (ч. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 41-ФЗ). Частные лица не могут быть собственниками или законными пользователями участков недр, содержащих драгоценные металлы.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ст. 11 Закона РФ «О недрах»).

Организации осуществляют добычу драгоценных металлов собственными силами или на договорной основе с другими организациями, при этом каждая из организаций должна иметь необходимые лицензии на соответствующий вид деятельности. При добыче драгоценных металлов организациями независимо от их организационно-правовой формы может применяться старательская добыча, в том числе могут создаваться артели старателей. Под старательской добычей понимается способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест постоянного проживания на срок более чем четыре месяца без затраты бюджетных средств на создание и содержание социальной инфраструктуры по месту производства старательской добычи (ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 41-ФЗ). Драгоценные металлы, извлеченные из недр, являются собственностью добывающих организаций, хотя лицензией или договором могут быть установлены иные условия.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов является Российская Федерация (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ).

3. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утвержден постановлением Правительства России от 1 декабря 1998 г. № 1419 в ред. от 08.05.2002) определяет, что изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в минеральном сырье осуществляется в процессе переработки добытых из недр руд на обогатительных и золотоизвлекательных фабриках и в металлургическом производстве, при промывке песков на промывочных установках и приборах, доводке концентратов на шлихообогатительных фабриках и установках, на установках кучного и подземного выщелачивания, на других объектах по переработке минерального сырья.

Минеральное сырье подлежит переработке (включая аффинаж) только на предприятиях-переработчиках и аффинажных заводах на основании договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья, заключаемого между предприятием-переработчиком либо аффинажным заводом, с одной стороны, и пользователем недр – с другой (Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства России от 30 июня 1994 г. № 756 в ред. от 24.08.2004).

Минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства. Сделки, связанные с переходом права собственности на минеральное сырье, а также с использованием его в качестве залога, оформляются соответствующим договором. Цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы.

Не допускается передача полученного минерального сырья предприятием-пользователем недр его участникам (акционерам), а также между участниками (акционерами) предприятия-пользователя недр. Не допускается использование минерального сырья в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также внесение (принятие) его в уставные фонды предприятий, организаций и учреждений.

Собственник минерального сырья обеспечивает охрану и сохранность драгоценных металлов, содержащихся в этом сырье, на всех стадиях его добычи, переработки и транспортировки.

4. Производство драгоценных металлов – извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов.

Одним из видов производства является аффинаж драгоценных металлов – процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям (ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа (ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ). Аффинажные заводы перерабатывают сырье драгоценных металлов, как правило, без перехода права собственности. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и исчерпывающий перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства России от 17 августа 1998 г. № 972 (ред. от 08.05.2002)[13]. Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», г. Норильск, Красноярский край, включено в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов в соответствии с постановлением Правительства России от 18.07.2002 № 539[14].

Аффинажные организации оказывают услуги по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведению драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным, отраслевым стандартам и техническим условиям, действующим на территории России, или международным стандартам, и должны обеспечивать максимально полное извлечение драгоценных металлов из сырья в соответствии с технологическими нормативами.

5. Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и аффинированных драгоценных металлов с добывающими и перерабатывающими организациями в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ утверждено постановлением Правительства России от 27 февраля 2003 г. № 127[15]), золотого запаса России, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Такие ценности становятся, соответственно, федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации.

Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде (в слитках) в приоритетном порядке предлагаются специально уполномоченному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов России, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы, для пополнения государственных фондов этих субъектов (ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 41-ФЗ). Уполномоченным федеральным органом является Гохран России (Положение о Государственном учреждении по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 11.12.96 № 1941 в ред. от 28.07.99).

Необходимым условием Закон ставит предварительное (не менее чем за 3 месяца) заключение договоров купли-продажи с добывающими и перерабатывающими организациями. Если это условие не выполнено, собственник, то есть добывающая или перерабатывающая организация, вправе реализовать свою продукцию по своему усмотрению, любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи. Драгоценные металлы могут быть использованы названными организациями в собственном производстве, в качестве предмета залога или иного финансового обязательства. То же самое относится к невостребованным и неоплаченным по обязательствам драгоценным металлам (ч. 5 ст. 2, ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).

При заключении сделок с драгоценными металлами их стоимость определяется с учетом цен мирового рынка (ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 41-ФЗ). Постановление Правительства России от 30 апреля 1992 г. № 279 «О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни» (в ред. от 30.06.97)[16] установило, что с 1 мая 1992 г. расчетные цены на аффинированные золото и серебро в слитках и порошке, сдаваемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации предприятиями и организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, определяются исходя из мирового уровня их стоимости в долларах США с учетом рыночного курса рубля, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него (утвержден приказом Минфина России от 29.10.2002 № 106 н)[17] устанавливает, что на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него, по соглашению между Гохраном России и продавцом (покупателем) устанавливаются расчетные и отпускные цены с учетом цен мирового рынка, изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках, а также обоснованности затрат на их производство и реализацию. Расчетные цены устанавливаются не выше цен Лондонского рынка драгоценных металлов, а отпускные цены – не ниже указанных цен. На аффинированные драгоценные металлы (в стандартных слитках и порошках) расчетные и отпускные цены устанавливаются за грамм химически чистых драгоценных металлов. На драгоценные металлы и изделия из них, изготовляемые в соответствии с нормативно-технической документацией с учетом пробы (содержания) драгоценных металлов, расчетные и отпускные цены определяются расчетно, исходя из установленных цен на химически чистые драгоценные металлы и соответствующей пробы.

Банк России каждый рабочий день в 14.00 часов по московскому времени устанавливает учетные цены на аффинированные драгоценные металлы. Учетные цены на аффинированные драгоценные металлы рассчитываются Банком России, исходя из действующих на момент расчета значений цен на золото, серебро, платину и палладий, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла «спот» в ходе стандартных процедур установления цен рынка, уменьшенных на дисконт, равный среднему значению расходов для каждого вида драгоценных металлов по поставке на международный рынок, и пересчитываются в рубли по официальному курсу доллара США к российскому рублю, действующему на день, следующий за днем установления учетных цен. Учетные цены на аффинированные драгоценные металлы применяются для целей бухгалтерского учета в кредитных организациях, начиная с календарного дня, следующего за днем их установления, и действуют до дня установления Банком России новых значений учетных цен включительно. Учетные цены на аффинированные драгоценные металлы публикуются в «Вестнике Банка России», размещаются на сайте Банка России в сети Интернет по адресу: www.cbr.ru, направляются по каналам банковской связи в информационное агентство «Рейтер» (Указание Центрального банка РФ от 28 мая 2003 г. № 1283-У «О порядке установления банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы»)[18].

6. Самородки драгоценных металлов, соответствующие критериям, установленным Правительством РФ, могут быть отнесены к категории уникальных, не подлежащих переработке. Такие самородки предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а затем Государственному фонду субъекта федерации. Договорная цена уникальных самородков драгоценных металлов не может быть ниже стоимости содержащихся в них драгоценных металлов по ценам мирового рынка. Не приобретенные фондами самородки возвращаются субъектам их добычи, или реализуются по их поручениям (ч. 4 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

7. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» относит к операциям с драгоценными металлами следующее:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы (обращение драгоценных металлов);

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, их последующей переработке и использовании;

перемещение драгоценных металлов и продукции из них, в том числе транспортировка в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование;

ввоз драгоценных металлов, а также продукции из них на территорию России и вывоз их с территории России (ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).

Юридические и физические лица вправе совершать сделки со слитками аффинированных драгоценных металлов, а также самородками, изделиями из драгоценных металлов, за исключением ювелирных и бытовых, полуфабрикатами, монетами на биржах, порядок деятельности которых устанавливается законодательством (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 41-ФЗ).

Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства России от 30 июня 1994 г. № 756 в ред. от 24.08.2004) устанавливает порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с золотом и серебром. Сделки со слитками золота и серебра, с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро, изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям, полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), монетой, содержащей драгоценные металлы, на территории Российской Федерации могут совершать в пределах прав, предоставленных Положением, в зависимости от специфики их деятельности, следующие субъекты:

Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (ныне Гохран России);

Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

специально уполномоченные банки – коммерческие банки, специально уполномоченные Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами;

пользователи недр – предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья;

скупочные предприятия – предприятия, осуществляющие покупку у физических лиц золота и серебра в виде ювелирных и других бытовых изделий и в виде лома;

предприятия-заготовители – предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья;

предприятия-переработчики – предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков;

аффинажные заводы – государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5 процента;

промышленные потребители – предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);

инвесторы – предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра и монеты.

Положение устанавливает целый ряд ограничений на оборот драгоценных металлов:

1) Пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты, после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. При этом при наличии соответствующей лицензии, после выполнения договоров о поставках в Госфонд драгметаллов и камней, а также в фонды субъектов Федерации слитки могут продаваться любым субъектам, имеющим лицензию на совершение таких сделок.

2) Промышленные потребители могут совершать друг с другом сделки купли-продажи изделий, содержащих золото и серебро и не относящихся к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также полуфабрикатов, содержащих золото и серебро и используемых для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия). Изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также полуфабрикаты, содержащие золото и серебро и используемые для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), не могут быть использованы в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также не могут быть внесены (приняты) в уставные фонды предприятий, организаций, учреждений.

3) Вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Гохрану России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Гохрану России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается. Аффинажные заводы могут заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с предприятиями-переработчиками. Заключение предприятиями-переработчиками договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с другими субъектами не допускается.

4) Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение Центральным банком Российской Федерации, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Не допускается использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монеты Российской Федерации, вышедшей из обращения на момент совершения платежа, а также монеты иностранных государств, за исключением случаев, установленных Центральным банком РФ. Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетой устанавливаются Центральным банком Российской Федерации. Владельцы монеты могут распоряжаться ею без ограничений с учетом требований законодательства.

8. В соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства России от 30 июня 1994 г. № 756 в ред. от 24.08.2004) Центральный банк Российской Федерации может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Банк России и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр.

Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках. Инвесторы и промышленные потребители могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки.

Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

Положение о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами от 1 ноября 1996 г. № 50 (приказ Центрального банка Российской Федерации от 01.11.96 № 02-400 в ред. Указания Банка России от 11.04 2000 № 776-У)[19] определяет, что банки и кредитные организации при наличии лицензии проводят операции со слитками золота, серебра, платины и палладия, а также монетами из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);

привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;

размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;

предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;

оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Банки Российской Федерации проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета, без указания индивидуальных признаков драгоценного металла. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет — количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку.

Наличие у банка дополнения к лицензии на осуществление банковских операций – Разрешения на совершение операций с драгоценными металлами (золотом и серебром) дает ему право совершать все сделки с драгоценными металлами в соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 756 от 30 июня 1994 г. (Письмо Центрального Банка РФ от 4 октября 1996 г. № 125-96 «О совершении банками сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации»[20]. Лицензия кредитной организации на совершение операций с драгоценными металлами выдается Банком России в соответствии с Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензии на осуществление банковских операций»[21].

9. Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: легальный оборот драгоценных металлов в России носит ограниченный характер. Юридические и физические лица вправе совершать различные виды операций с драгоценными металлами, но только в случаях и в порядке, прямо предусмотренном законом и соответствующими подзаконными и ведомственными нормативно-правовыми актами. Отступление от установленных правил означает выход за рамки легального оборота драгоценных металлов и влечет для нарушителей ответственность вплоть до уголовной.

Сохраняет свое значение утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года № 179 Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (в ред. от 30.12.2000)[22], в который включены драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них.

Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (утверждены постановлением Правительства России от 7 июня 2001 г. № 444 в ред. от 08.05.2002)[23] запрещают скупать у граждан: драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления; изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.).

Допускается вывоз драгоценных металлов собственниками за пределы страны в установленных законодательством случаях. Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 742 (в ред. от 30.09.2003)[24].

Таким образом, драгоценные металлы могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц при условии приобретения в установленном законом порядке.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения, несут уголовную, административную, гражданскую ответственность. Полученные в результате осуществления незаконной добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов доходы обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 71н)[25] определяет, что Минфину России передаются конфискованные (изъятые) и бесхозяйные ценности, ценности, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен таможенный режим отказа в пользу государства, клады ценностей и иные ценности, обращенные в собственность государства. Государственный орган (организация), владеющий ценностями, либо судебный пристав-исполнитель пересылают ценности в Гохран России по адресу: 121170, Москва, ул. 1812 года, д. 14, либо передают ценности непосредственно в Гохран России для учета, оценки и зачисления в Госфонд России.

10. В Российской Федерации осуществляется государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов, их добычей, производством, использованием и обращением. Органы государственного контроля проводят ревизии, проверки и обследования во всех организациях независимо от их форм собственности, добывающих, производящих, перерабатывающих, использующих драгоценные металлы, а также проверки использования драгоценных металлов индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с ними; устанавливают формы учета и отчетности; направляют руководителям контролируемых организаций обязательные предписания об устранении нарушений; в случае обнаружения признаков преступлений или иных существенных нарушений законодательства передают материалы в правоохранительные органы. Затраты, понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с проверкой, возмещению не подлежат.

Уполномоченные должностные лица органов государственного контроля вправе: 1) беспрепятственно посещать подконтрольные организации, по предъявлении служебных удостоверений и соответствующих предписаний контролирующего органа; 2) проводить в этих организациях осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест хранения драгоценных металлов, осмотр самих указанных ценностей; 3) в случаях выявления нарушений опечатывать указанные помещения и хранилища; 4) производить досмотр лиц, деятельность которых связана с непосредственным доступом к драгоценным металлам; 5) запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей, документацию, письменные или устные объяснения, справки; 6) проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения сведений, до завершения проверки или изъятия указанных документов; 7) осуществлять отбор проб продукции (материалов), образцов изделий, проб лома и отходов драгоценных металлов для проведения лабораторной проверки и анализов; 8) предъявлять судебные иски в интересах государства в случаях выявления нарушений имущественных прав государства; 9) принимать решения о наложении административных взысканий (ст. 27 – 28 ФЗ № 41).

Основным государственным органом, контролирующим оборот драгоценных металлов, является Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России), Положение о которой утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 мая 1998 года № 91.

Учет субъектов, ведущих операции с драгоценными металлами в соответствии с Инструкцией о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.2003 № 51н)[26]. Специальный учет осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации через государственные инспекции пробирного надзора. Организации и индивидуальные предприниматели перед осуществлением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями встают на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Постановка на специальный учет горно-обогатительных, горно-металлургических и металлургических организаций, попутно извлекающих драгоценные металлы из минерального сырья, производится госинспекциями, районные контрольные группы которых осуществляют периодический контроль на этих предприятиях. Не подлежат постановке на специальный учет организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с лицензиями Министерства природных ресурсов РФ на пользование участками недр, а также организации и индивидуальные предприниматели, оплачивающие драгоценные металлы в кредитных организациях, но не получающие их в физическом виде, то есть при размещении оплаченных драгоценных металлов на обезличенных металлических счетах.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 68н)[27] Пробирная палата России осуществляет государственный контроль:

1) за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, изделий, их содержащих, лома и отходов во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

2) за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней на проверяемых объектах;

3) за полнотой сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, порядком их использования и реализации на проверяемых объектах.

Пробирная палата России с целью выполнения возложенных на нее задач имеет право проводить ревизии и проверки на всех объектах, производящих, перерабатывающих, использующих, осуществляющих обращение и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные инспекции пробирного надзора, являющиеся структурными подразделениями Пробирной палаты России, осуществляют свою деятельность (в том числе проведение ревизий и проверок) на основании доверенностей, выданных Пробирной палатой России начальникам госинспекций. Должностные лица Пробирной палаты России имеют следующие полномочия:

1) Беспрепятственно посещать все объекты, осуществляющие производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней, по предъявлении служебных удостоверений и предписаний Пробирной палаты России или госинспекций.

2) Производить на объектах осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, осмотр указанных ценностей, а также опечатывание указанных помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест временного или постоянного хранения в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения этих ценностей, сбора их лома и отходов.

3) Запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых объектов соответствующую документацию, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении ревизии.

4) Проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения ревизии и (или) принятия решения об изъятии указанных документов.

5) Осуществлять на контролируемых объектах отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях в соответствии с Порядком отбора проб сырья, материалов, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней и изъятия образцов изделий в проверяемых организациях (приложение № 1 к Инструкции).

6) Изымать для проверки и анализа изделия, изготовленные из драгоценных металлов, подлежащие клеймению, но не имеющие оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, или с оттисками пробирных клейм, наложенными с отступлением от правил клеймения, изделия, имеющие оттиски пробирных клейм, вызывающие сомнение в своей подлинности вследствие неясного рельефа, повреждения, стертости или имеющие признаки впаянного оттиска пробирного клейма, а также изделия, имеющие излишнее количество припоя или наличие недрагоценных металлов в целях искусственного увеличения массы изделий и в других мотивированных случаях.

11. Организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов, их добычу, производство, использование и обращение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами, обязаны организовать охрану указанных ценностей, а также продукции из них. Должны проводиться мероприятия по укреплению объектов, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создаваться собственные охранные службы или заключаться договоры со специализированными организациями по охране объектов. Транспортировка драгоценных металлов и продукции из них осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным техническими средствами, обеспечивающими безопасность грузов, в сопровождении вооруженной охраны (ст. 29 Федерального закона № 41-ФЗ).

Минеральное сырье и вторичное сырье подлежит транспортировке предприятиям-переработчикам, аффинажным заводам, а также предприятиям-заготовителям только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки драгоценных металлов. Слитки золота и серебра подлежат хранению в специально оборудованных помещениях. Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монеты осуществляются только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки (Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства России от 30 июня 1994 г. № 756 в ред. от 24.08.2004)).

Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетноститверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731)[28]устанавливают, что хранение драгоценных металлов, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке. Хранение осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации.

Указанные Правила распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы (все эти субъекты в Правилах именуются организациями). Организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов.

Драгоценные металлы подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются, подлежат обязательному учету и могут перерабатываться этими организациями или реализовываться для аффинажа. Учет драгоценных металлов при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. В добывающих организациях учет драгоценных металлов ведется по массе, а также по качеству и в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробования и анализа минерального сырья, содержащего драгоценные металлы.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа. Лом и отходы драгоценных металлов, образующиеся в процессе производства и использования, учитываются организациями по массе и качеству, а также в стоимостном выражении.

Драгоценные металлы, используемые в процессе производства, расходуются в организациях в пределах утвержденных ими норм расхода. Для государственных организаций нормы расхода утверждаются вышестоящей организацией. Списание драгоценных металлов, используемых в процессе производства, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования. Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, актов о приемке материалов, инвентарных карточек учета основных средств, карточек учета материалов, лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов выбытия, товарных накладных и других форм первичной учетной документации. Учет драгоценных металлов при их использовании в процессе производства должен обеспечить выявление отклонений их фактического расхода от действующих норм расхода по всем статьям, включая расход на изделие, отходы и потери.

В соответствии с Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности разработана Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н). Организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Собранные лом и отходы драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа. Заготовка лома и отходов драгоценных металлов осуществляется посредством закупки или получения на давальческих условиях организациями лома и отходов драгоценных металлов, а также выведенных из эксплуатации технических материальных средств, содержащих драгоценные металлы, у их собственников с целью их дальнейшей утилизации, первичной обработки, переработки в концентрат и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа или реализации для дальнейшей переработки. Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.

Хранение драгоценных металлов, продукции и изделий из них, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта. Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану. Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.

Драгоценные металлы, являющиеся составной частью громоздкого оборудования, инструмента, а также химические соединения, лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, при невозможности хранения в несгораемых шкафах, сейфах или металлических ящиках могут храниться в производственных цехах, лабораториях, на складах материалов или химических реактивов с обеспечением условий их полной сохранности. Для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в производстве, доступ посторонних лиц в эти производственные помещения должен быть исключен. При необходимости должны быть приняты и другие меры по обеспечению сохранности, которые следует предусмотреть в собственных инструкциях.

Драгоценные металлы, выданные под отчет исполнителю работ, должны храниться в индивидуальной, опечатываемой таре. По окончании работы указанная тара с драгоценными металлами в опечатанном (опломбированном) виде сдается ответственному за хранение, под роспись. Исполнитель работ несет личную ответственность за выданные ему под отчет ценности, которые находятся на его рабочем месте в течение рабочего дня.

Условия обеспечения сохранности драгоценных металлов в организациях, занимающихся производством, аффинажем, а также переработкой лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, регламентируются специальными инструкциями по режиму и сохранности, разработанными с учетом специфики деятельности этих организаций. Указанные инструкции должны быть утверждены руководителем организации. При работе с драгоценными металлами организации используют в установленном порядке один из следующих видов охраны:

— собственную охранную службу организации;

— охрану организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности;

— вневедомственную охрану при органах внутренних дел;

— охрану внутренними войсками МВД России по решению Правительства Российской Федерации;

— ведомственную охрану федеральных органов исполнительной власти.

С лицами, занятыми в производстве, использовании, хранении и транспортировке драгоценных металлов, должны быть заключены договоры об индивидуальной или коллективной материальной ответственности.

Все помещения, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов и изделий из них, оснащаются весоизмерительными приборами. При этом должны соблюдаться общие правила по их установке, требования по безопасности и условия их эксплуатации, определяемые ГОСТом. Весы, разновесы и калибровочные гири ежегодно должны подвергаться поверке в соответствии с требованиями ГОСТа. Периодические поверки весоизмерительных приборов в межповерочный период проводятся организацией.

Взвешивание драгоценных металлов, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, промпродуктов, полупродуктов, лома и отходов из них производится на весах, обеспечивающих необходимую точность взвешивания:

а) золота, платины, палладия в виде слитков, полуфабрикатов и изделий:

— при массе до 1 кг – 0,01 г;

— при массе свыше 1 кг – 0,1 г;

б) золота, платины и палладия в виде лома – 0,1 г;

в) серебра в виде изделий – 0,1 г;

г) серебра в виде слитков, полуфабрикатов и лома – 1,0 г.

Предел допускаемой погрешности применяемых весов не должен превышать значений, определяемых ГОСТом.

Взвешивание промпродуктов, полупродуктов, лома и отходов, содержащих драгоценные металлы в количестве менее 5 процентов, осуществляется на весах с допускаемой погрешностью взвешивания +0,05 процента от взвешиваемой массы.

Транспортировка драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них осуществляется специализированными организациями или организациями – владельцами ценностей на транспорте, оборудованном соответствующими техническими средствами защиты, в сопровождении вооруженной охраны. Транспортировка материалов, содержащих менее 5 процентов драгоценных металлов, может производиться почтовыми отправлениями, багажным железнодорожным или другим видом транспорта с оценочной стоимостью отгруженных материалов. При содержании в отходах золота или платины и металлов платиновой группы менее 1% и серебра менее 5%, в зависимости от характера и вида драгоценных металлов, в каждом отдельном случае вопрос о способе отправки груза решается руководителем организации. Ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней при транспортировке собственными средствами возлагается на владельца.

Учет драгоценных металлов и изделий из них должен обеспечить контроль за их движением на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением.

Для обеспечения контроля за использованием по целевому назначению, расходованием в пределах норм расхода, а также за сохранностью драгоценных металлов на каждой стадии производственного процесса изготовления изделия (продукции) организуется оперативный учет. Данные оперативного учета используются в бухгалтерском учете.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) – по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

На каждую номенклатурно-учетную позицию, т.е. для каждого наименования и вида драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их размера и назначения оформляется отдельная карточка или страница в книгах (журналах) с обозначением всех реквизитов, характеризующих учитываемые ценности: по металлам — наименование (золото, серебро, платина, родий, палладий, иридий, рутений, осмий), вид (слитки, проволока, лента, фольга и т.п.), размер (ширина, толщина, диаметр, т.п.), проба или процентное содержание в растворе, сплаве и т.п., масса химически чистых металлов или лигатура, номер партии. Под массой в лигатуре следует понимать массу в натуральном выражении сплава, соли, кислоты или других химических соединений, содержащих драгоценные металлы.

Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки — передачи основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; актов о приемке материалов; инвентарных карточек учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов; карточек учета материалов; лимитно-заборных карт; требований; накладных; актов выбытия; товарных накладных и других форм первичной документации.

Отпуск драгоценных металлов и изделий из центральных мест хранения в места хранения отдельных подразделений организации (цехов, лабораторий, участков) производится по требованиям, оформленным в установленном организацией порядке. Количество и масса ценностей в этих документах указываются цифрами и прописью. Отпуск ценностей осуществляется с учетом норм расхода, производственных планов и фактических остатков у материально ответственных и других подотчетных лиц. Отпуск ценностей осуществляется при предъявлении получателем требований или лимитных карт с разрешительными подписями руководителя (или уполномоченного им лица) и бухгалтерии организации. Количество и масса ценностей в этих документах указываются цифрами и прописью. Передача драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах, между подразделениями и подотчетными лицами осуществляется с оформлением приемо-сдаточных накладных, в которых количество и масса ценностей указываются цифрами и прописью.

Отпуск ценностей из мест хранения в работу производится под отчет исполнителям работ. Списание с подотчетных лиц осуществляется после сдачи ими в места хранения деталей, изделий и остатков драгоценных металлов в виде сырья, полуфабрикатов и отходов, отработанного, поломанного инструмента и т.п. Фактические потери драгоценных металлов определяются как разница между массой драгоценных металлов, выданных исполнителю, и суммарной массой их в изготовленных деталях, изделиях и остатках, в сырье и отходах. Детали, контакты, различные заготовки, полуфабрикаты из драгоценных металлов, их сплавов и химических соединений, подлежащие взвешиванию, учитываются до их фактического израсходования в производстве по количеству и по массе; драгоценные металлы в растворах — по объему растворов и концентрации драгоценных металлов, определяемой химическими анализами.

Оперативный учет ценностей, находящихся в подотчете у исполнителей, ведется в журналах, раздаточных ведомостях, маршрутных листах, лицевых счетах и т.п., в которых отражаются все необходимые реквизиты учитываемых ценностей, даты выдачи и сдачи их в места хранения. Организация оперативного учета должна обеспечить возможность выявления отклонений фактического расхода драгоценных металлов и драгоценных камней от действующих норм расхода по всем составляющим, т.е. на изделия, отходы и потери. На базе данных оперативного учета по каждому переделу, виду работ и участку не реже чем раз в месяц составляются отчеты о фактическом расходе драгоценных металлов (с отражением движения сырья, готовой продукции, полуфабрикатов и отходов) в сопоставлении с нормативным расходом и с объяснениями причин отклонения. Отчеты, утвержденные руководителем, представляются в бухгалтерию организации.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования. Списание драгоценных металлов, находящихся в производстве, осуществляется при их фактическом израсходовании на отдельных операциях технологического процесса, если в результате этой операции они становятся составной частью детали, узла, инструмента, изделия и т.д. и масса их не может быть определена непосредственно взвешиванием. Драгоценные металлы, которые на стадиях технологической обработки лишь изменяют свою форму и масса их может быть определена взвешиванием, в расход не списываются, а продолжают учитываться по своим реквизитам. Списание драгоценных металлов на ремонтные нужды, научно — исследовательские, опытно — конструкторские и лабораторные работы оформляется актами, которые составляются комиссией в составе не менее трех человек, назначаемой руководителем организации.

Драгоценные металлы, находящиеся на рабочих местах в составе инструментов, оборудования, лабораторной посуды и т.п., независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах на эти изделия. Те из перечисленных предметов, масса драгоценных металлов в которых может быть определена взвешиванием (лабораторная посуда и т.п.), в период проведения инвентаризации, а также при смене материально ответственных лиц подвергаются обязательному взвешиванию с составлением актов на изменение массы и отражением результатов в учетных документах.

Запрещается списание драгоценных металлов по нормам без определения фактического расхода, который подтверждается документами (актами взвешивания, результатами анализов, замерами объемов, измерениями толщины покрытий и т.д.).

Списание ценностей осуществляется актом ликвидации. В актах указывается масса драгоценных металлов, подлежащих оприходованию в виде лома и отходов. В случаях преждевременного списания ценностей в актах указываются его причины и виновные в этом лица.

При технологической зачистке или ремонте производственных помещений и оборудования создается специальная комиссия, которая собирает отходы драгоценных металлов и на основании результатов их лабораторных анализов учитывает по отдельному акту содержание драгоценных металлов в указанных отходах. Отходы драгоценных металлов в гальванических цехах в виде забракованных деталей, проволоки и других изделий с покрытиями из драгоценных металлов приходуются по общей массе отходов в натуре и массе драгоценных металлов согласно данным о фактическом расходе их на покрытие этих деталей и изделий или по данным химического анализа. При этом отходы драгоценных металлов в сборочных цехах в виде забракованных деталей и других изделий собственного производства с покрытиями из драгоценных металлов приходуются по среднему фактическому содержанию драгоценных металлов в этих изделиях, определенному по данным о фактическом расходе их в гальванических цехах. Отходы драгоценных металлов в сборочных цехах в виде изделий, приобретенных у сторонних организаций и забракованных в процессе производства, приходуются на основании сведений о содержании драгоценных металлов в учетной документации на эти изделия.

Работники бухгалтерии организации периодически, но не реже одного раза в месяц, проводят во всех местах хранения и применения драгоценных металлов и драгоценных камней проверки правильности ведения оперативного учета, заверяя достоверность записей в документах своей подписью.

12. Инвентаризация драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования. Инвентаризация драгоценных металлов при их добыче, а также в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). При осуществлении отдельных технологических операций периодичность инвентаризаций может быть увеличена. Инвентаризация также проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, а также в иных случаях (Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетноститверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731).

Организации, попутно извлекающие драгоценные металлы, проводят ежегодно их инвентаризацию по состоянию на 1 января. В гальванических цехах (участках) и других аналогичных производствах инвентаризация проводится ежемесячно с полной зачисткой оборудования. Плановые инвентаризации проводятся в установленные сроки независимо от внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации. В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных Государственным комитетом по статистике Российской Федерации типовых межведомственных формах № инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них», и № инв-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях», которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб. Ценности предъявляются комиссии материально ответственным лицом.

Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи (акта) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.

По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов по каждому материально ответственному лицу передаются в бухгалтерию для сличения фактических и учетных данных. При выявлении отклонений от учетных данных бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей. По всем отклонениям инвентаризационной комиссией должны быть получены от соответствующих материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского (оперативного) учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации.

При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные в этом лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке:

— излишки подлежат оприходованию;

— недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды списываются на потери производства;

— недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ценностей одного и того же наименования и тождественных количеств.

В случаях, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы размер недостачи превышает размер излишка, разница относится на виновных лиц в установленном законодательством порядке.

Недостачи и сверхнормативные потери драгоценных металлов не подлежат списанию на потери производства промышленной продукции, а также на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ при наличии утвержденных норм расхода. Руководством организации должны быть приняты меры к выявлению причин этих потерь и недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законодательством порядке (Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.01 № 68н).


[1] Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1463. Далее – ФЗ № 41.
[2] Собрание законодательства РФ, 05.07.1999, № 27, ст. 3359.
[3] Собрание законодательства РФ, 09.02.1998, № 6, ст. 740.
[4] Вестник Банка России, № 61, 11.11.1996.
[5] Вестник Банка России», № 66-67, 07.12.2000.
[6] Собрание законодательства РФ, 11.07.1994, № 11, ст. 1291.
[7] Собрание законодательства РФ, 07.12.1998, № 49, ст. 6058.
[8] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 44, 29.10.2001.
[9] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 44, 29.10.2001.
[10] Собрание законодательства РФ, 25.10.1999, № 43, ст. 5212.
[11] Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859.
[12] Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823.
[13] Собрание законодательства РФ, 24.08.1998, № 34, ст. 4097.
[14] Собрание законодательства РФ, 22.07.2002, № 29, ст. 2977.
[15] Собрание законодательства РФ, 03.03.2003, № 9, ст. 866.
[16] Бизнес МН, № 18, 1992.
[17] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 5, 03.02.2003.
[18] Вестник Банка России, № 35, 25.06.2003.
[19] Вестник Банка России, № 61, 11.11.1996.
[20] Банковский бюллетень, № 42, 1996.
[21] Вестник Банка России, № 15, 20.02.2004.
[22] Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.1992, № 10, ст. 492.
[23] Собрание законодательства РФ, 11.06.2001, № 24, ст. 2456.
[24] Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, № 26, ст. 2653.
[25] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 29.11.2004.
[26] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 47, 24.11.2003.
[27] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 3, 17.01.2000.
[28] Собрание законодательства РФ, 09.10.2000, № 41, ст. 4077.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.  Часть 5.  Часть 6.  Часть 7.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code