ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ И РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Е.Н.Журавлёва, Р.В.Бобринёв

Рассматриваются некоторые особенности проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения в свете внесённых законодателем изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: возбуждение уголовного дела, налоговое преступление, место совершения преступления, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик.

 

Начальная стадия уголовного судопроизводства по уголовным делам о налоговых преступлениях имеет свои особенности, проявляющиеся, в частности, в особых поводах к возбуждению уголовного дела и механизме проверки сообщений о преступлениях.

Необходимо отметить, что в настоящее время, в связи с изменениями, внесёнными законодателем в ст. 140 УПК РФ на основании Федерального закона от 06.12.2011 г. № 407-ФЗ [1], поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ч. 3 ст. 32 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сформулированы условия, при наличии которых налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Поступившие из налогового органа материалы, позволяющие предполагать о совершении лицом нарушения законодательства о налогах и сборах и содержащие признаки преступления, рассматриваются следственными органами в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК РФ.

Учитывая, что в соответствии со ст. 3 и 5 Федерального закона от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ [2] уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, с 01.01.2011 отнесены к компетенции следователей Следственного комитета; органы полиции, получившие материалы о возможном совершении налогоплательщиками (плательщиками сборов) преступлений, предусмотренных ст. 198199.2 УК РФ, не вправе проводить по ним проверки в порядке ст. 144 УПК РФ и принимать решения, предусмотренные п. 1, 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ.

Согласно п. 34 ст. 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», вступившего в законную силу с 01.03.2011 [3], сотрудники полиции обязаны направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых НК РФ к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств.

Таким образом, сотрудники полиции, получившие в результате оперативно- розыскных мероприятий информацию о совершении налогового преступления, обязаны направить соответствующие материалы в налоговый орган, на который, в свою очередь, возлагаются следующие обязанности:
— провести проверку исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) требований налогового законодательства;
— в случае если при проведении налоговой проверки выявлены нарушения налогового законодательства, вынести решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора) к ответственности за соответствующее налоговое правонарушение (например, предусмотренное ст. 122, 123 или 125 НК РФ);
— направить в адрес этого налогоплательщика (плательщика сбора) требование об уплате налога (сбора), содержащее сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ);
— дождаться истечения двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора), после чего, в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ, если налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объёме указанные в вышеупомянутом требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

До принятия всех перечисленных выше мер налоговый орган не вправе направлять материалы в отношении недобросовестного налогоплательщика (плательщика сбора) в органы следствия.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 3 ст. 32, п. 4 ст. 69, пп. 1 и 2 ст. 70 НК РФ материалы о возможном совершении налогового преступления могут быть направлены в органы следствия по истечении пяти месяцев со дня выявления недоимки или даже позднее. Естественно, что в течение этого времени недобросовестный налогоплательщик имеет все возможности принять различные меры с целью избежать привлечения к уголовной ответственности. Данный факт необходимо обязательно учитывать при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.

Следователь, получивший материалы о возможном совершении налогового преступления, должен их тщательно изучить на предмет соответствия следующим критериям: 1) имеется ли в собранных документах и материалах соответствующий требованиям УПК РФ повод для возбуждения уголовного дела? 2) достаточны ли собранные данные для принятия решения о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении? 3) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу?

Анализ поступивших материалов не должен проводиться формально. Недопустимо как автоматически возбуждать дела по каждому такому материалу, так и отказывать в возбуждении уголовного дела, если только налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа — это являлось бы прямым нарушением требований ст. 144 УПК РФ.

Необходимо учитывать, что материалы, собранные налоговыми органами, далеко не во всех случаях могут указывать на все признаки преступления и тем более раскрывать все его обстоятельства согласно требованиям ст. 73 УПК РФ. Так, например, в отдельных случаях налоговые органы обладают правом определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ). Однако такие расчёты в силу положений ст. 5 УК РФ не могут быть положены следователем в основу выводов о наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, не говоря уже о предъявлении обвинения.

Кроме того, сотрудниками налоговых органов в обоснование суммы неуплаченного налога налогоплательщиком указывается о нереальности хозяйственных операций с контрагентами, в качестве которых выступают фирмы-однодневки, создании формального документооборота по понесённым затратам и пр. Однако для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо доказать факты фактического поступления или непоступления в организацию продукции, произведённого расчёта с контрагентами и, соответственно, фактически понесённых затрат. Налоговые органы не обязаны устанавливать факт истечения сроков давности уголовного преследования перед отправкой материалов в правоохранительные органы.

Таким образом, в целях полноты и объективности следователю, получившему материалы выездной налоговой проверки, следует поручить сотрудникам полиции проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления фактов и получения сведений, в том числе документально оформленных, свидетельствующих об умышленном уклонении лицом от уплаты налогов или сборов, установления контрагентов налогоплательщика, документов, подтверждающих фактически понесённые расходы, если таковые имели место. Кроме того, изучение указанных материалов специалистами подразделений документальных проверок и ревизий также позволит установить признаки составов налоговых преступлений.

Согласно ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом так называемый алгоритм проверки сообщения о налоговом преступлении не может быть универсальным и зависит не только от повода к возбуждению дела, но и от конкретной следственной ситуации. К каждому факту поступления информации, дающей повод для возбуждения уголовного дела, требуется индивидуальный подход в выборе методики и тактики проведения проверки. По результатам доследственной проверки принимается одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК России.

При возбуждении и расследовании уголовных дел о налоговых преступлениях необходимо учитывать следующее.

Место совершения преступления. Помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились заведомо ложные сведения о полученных доходах или произведённых расходах (например, служебные помещения организации, жилище бухгалтера или генерального директора), не является местом совершения преступления. Ведь составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях уклонения от уплаты налогов является в зависимости от дальнейших обстоятельств только приготовлением к преступлению или покушением на него. Моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или 199 УК РФ, считается фактическая неуплата налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством. Поэтому местом совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, будет являться помещение инспекции ФНС России, в которой зарегистрированы налогоплательщик-физическое лицо или налогоплательщик- организация.

Потерпевший по уголовным делам о налоговых преступлениях. В соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинён физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

По уголовным делам названной категории ущерб причиняется публично- правовому образованию — Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, а не физическому или юридическому лицу. По этой причине какие-либо физические или юридические лица не могут быть признаны потерпевшими по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Гражданский истец и гражданский ответчик по уголовным делам о налоговых преступлениях. В соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ исключительное право на предъявление гражданского иска в защиту интересов государства предоставлено прокурору. Из этого положения следует, что следователь обязан уведомить прокурора об обстоятельствах совершения преступления и размере материального вреда, причинённого преступным деянием, а также предложить воспользоваться своим правом на предъявление гражданского иска по уголовному делу в интересах государства.

По делам о налоговых преступлениях, за которые к уголовной ответственности привлечены руководители организации-налогоплательщика, в качестве гражданского ответчика должно привлекаться юридическое лицо, а не обвиняемые, поскольку взыскание с физического лица недоимки по налогу, не уплаченному организацией, означало бы переложение обязанности по его уплате на ненадлежащего налогоплательщика.

Целесообразность предъявления гражданского иска в порядке уголовного судопроизводства обусловлена также тем фактом, что ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставляет прокурору права на обращение с соответствующим требованием в арбитражный суд.

Следует отметить, что, хотя ч. 3 ст. 44 УПК РФ не предоставляет прокурору права на предъявление гражданского иска в интересах муниципального образования, такое право предоставлено прокурору ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, представляется, что прокурор будет вправе заявить гражданский иск к налогоплательщику в случае, если налоговым преступлением причинён вред муниципальному образованию.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7349.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1. Ст. 4.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code