ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.И.Сухаревский, А.В.Сухаревский

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-13-42003

Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал.
Н. Макиавелли

Рассматриваются основные элементы характеристики современной коррупции, её экономические «метастазы», примеры антикоррупционной деятельности в Кузбассе.

Ключевые слова: коррупция, элементы коррупции, региональная безопасность, Кузбасс.

 

Коррупция существует во всех странах мира независимо от уровня экономического, социального и культурного развития. Вместе с тем существуют значительные особенности в развитии этого преступного феномена, наиболее значимой характеристикой которого в настоящее время является уровень развития коррупционных явлений в государстве. К сожалению, в России по этому основополагающему критерию ситуация безрадостная. Коррупция охватила все сферы общественной и экономической жизни, пронизывает системы здравоохранения, образования, социальные сферы, стала одним из факторов повседневной жизни.

В последние годы проблемы борьбы с коррупцией стали одним из важнейших приоритетов развития Российской Федерации, ибо коррупция стала проблемой национальной безопасности. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции». Вступил в силу 21 марта 2012 г. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг. (утверждён Указом № 297 от 13 марта 2012 г.).

Цели, которые предполагается достигнуть в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции, являются важнейшими и актуальными для Кузбасса. Кемеровская область — уникальный мощный, индустриальный регион, входящий в десятку наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. За последние три года в экономику области вложено более 400 млрд руб., которые направлены на максимальное повышение качества жизни кузбассовцев, защищённости от любых криминальных посягательств.

В Кемеровской области, одной из первых в России, разработана и ратифицирована (№ 43-ПГ от 05.09.2008 г.) антикоррупционная программа на 2008-2010 годы. Областным Советом народных депутатов 25 апреля 2007 г. был принят Закон «О противодействии коррупции в Кемеровской области». В структуре Главного управления МВД России по Кемеровской области в 2010 г. создан специализированный отдел по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. Осуществляются организационные и практические меры, направленные на активизацию работы по выявлению преступлений коррупционной направленности, должностных преступлений.

Особый акцент сделан:
— на выявление наиболее тяжких экономических преступлений, в том числе представляющих угрозу экономической безопасности и социальной стабильности на территории Кемеровской области;
— усиление контроля за распределением участков недропользования с нарушением действующего законодательства, связанных с получением незаконного денежного вознаграждения;
— получение взяток сотрудниками органов власти и управления при осуществлении ими разрешительных и контрольно-надзорных функций;
— использование бюджетных средств, выделение земель без проведения аукционов;
— незаконный перевод земель из одной категории в другую;
— уклонение от уплаты налогов.

Для реализации федеральных и региональных законов, а также разработанных социальных программ в Кузбассе разработана многоуровневая система контроля за целевым использованием финансовых потоков и защиты государственной собственности. Функционируют межведомственные комиссии при заместителях Губернатора Кемеровской области, в которых Главное управление принимает активное участие в решении вопросов недропользования, поступления в доходную часть бюджета, политики оплаты труда, финансового мониторинга и выработки совместных мер по поддержке отраслей экономики Кузбасса. В рамках постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка при губернаторе и при прокуроре Кемеровской области рассматривается весь спектр вопросов по обеспечению экономической безопасности региона. На постоянной основе Главное управление входит в рабочую группу при Главном федеральном инспекторе в Кемеровской области по контролю за бюджетными средствами, выделенными на реализацию национальных проектов. Осуществляется взаимодействие с Межрегиональным управлением Комитета по финансовому мониторингу Сибирского федерального округа, Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Кемеровской области, Контрольно-счётной палатой, Центральным банком Российской Федерации, Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также Кузбасской торгово-промышленной палатой, Управлением Федеральной антимонопольной службой.

С целью выработки единых подходов к реализации государственной антикоррупционной политики проводятся совместные совещания, рабочие встречи с прокурором, руководством Следственного управления Следственного комитета России по Кемеровской области.

Ярким примером межведомственного взаимодействия стало возбуждение в апреле 2013 г. уголовного дела по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) в отношении генерального директора и собственника пяти угольных предприятий в г. Прокопьевске (ООО «Зенковское шахтоуправление», ООО «Шахта Зенковская», ООО «ТД «Зенковская», ООО «Шахта «Коксовая-2», ООО «Шахта «им. Дзержинского»), который своими преступными действиями допустил задолженность предприятий: по налогам и сборам — 200 млн руб.; по заработной плате — 28,2 млн рублей.

Деятельность Главного управления МВД России по Кемеровской области по пресечению коррупционных проявлений максимально направлена на выявление системности в осуществлении злоупотреблений должностными полномочиями и охват всей криминальной цепочки задействованных должностных лиц, что позволяет ставить на оперативный учёт группы лиц и проводить разработку в отношении организованных структур. Таким образом, в 2012 г. выявлены нарушения действующего законодательства при закупке медицинского оборудования на сумму 52 млн руб. для Кемеровского клинического диагностического центра и нецелевого использования бюджетных денежных средств Управлением здравоохранения Администрации г. Кемерово.

Большой общественный резонанс в 2011 г. вызвала конфликтная ситуация вокруг нескольких коммерческих предприятий сферы ЖКХ (ОАО «Новокузнецкая управляющая компания», ОАО «Новокузнецкая энергетическая компания»). В результате проведённой работы было возбуждено 24 уголовных дела в отношении восьми должностных лиц организаций ЖКХ и должностных лиц Администрации г. Новокузнецка, часть из которых уже рассматривается в суде, ущерб в размере 67 млн руб. погашен в полном объёме.

Положительный опыт г. Новокузнецка позволил выявить в 2012 г. ряд преступных схем деятельности предприятий ЖКХ в городах Анжеро-Судженске, Прокопьевске, Калтане, Мыски, Юргинском районе.

На основе проведённого анализа поступающей оперативной информации в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции в 2013 г. руководством было принято решение о смещении акцента в оперативно-служебной деятельности на должностных лиц органов местного самоуправления, пришедших в органы власти из коммерческих структур. Результатом стало возбуждение уголовного дела по факту получения главой г. Мыски взятки в крупном размере (320 тыс. руб.) за обеспечение общего покровительства при осуществлении предпринимательской деятельности. По выявленным эпизодам преступной деятельности фигуранта возбуждено ещё восемь уголовных дел по фактам хищения бюджетных средств муниципального образования. В отношении заместителя главы г. Новокузнецка — руководителя администрации Кузнецкого района г. Новокузнецка возбуждено четыре уголовных дела по фактам хищения бюджетных средств.

Ещё одно глобальное направление борьбы с коррупцией — негосударственный сектор экономики. Негосударственный сектор экономики в настоящее время представляет собой огромный потенциал. В нём сосредоточено огромное количество природных, материальных, финансовых и людских ресурсов. По этим параметрам негосударственный сектор экономики во многом превосходит государственную часть, а финансовые возможности бизнеса превышают возможности федерального бюджета, являясь при этом основным источником его формирования.

Кемеровская область является крупнейшим индустриальным регионом, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и всей страны. Наличие огромных материальных ресурсов в негосударственном секторе экономики, их распределение и освоение создают реальные предпосылки для совершения коррупционных преступлений в данной сфере. Вследствие чего одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов России и Кузбасса в том числе является организация работы по выявлению фактов коррупции в указанном секторе экономики.

В 2011 г. силами подразделений ГУ МВД России по Кемеровской области выявлено 194 коррупционных преступлений, из них 50 преступлений, или каждое четвёртое, — совершённых в негосударственном секторе экономики. В 2012 г. поставлено на учёт 1232 преступлений указанной категории, из них 766 — совершённых в негосударственном секторе.

Количество преступлений указанной категории в 2012 г. сформирован в основном за счёт преступных посягательств, связанных с мошенничествами (ст. 159 УК РФ), — 284 преступления — и присвоением и растратой (ст. 160 УК РФ) — 482 преступления. В качестве примера выявления преступлений указанной категории можно отметить осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата Совета народных депутатов Топкинского района Корчебного А.Г.

В ходе проведённых мероприятий установлено, что в период 90-х годов Кор- чебный А.Г. являлся криминальным авторитетом и занимался мошенническими действиями по незаконному завладению имуществом граждан и организаций. В начале 2000-х годов обосновался на территории г. Топки и завладел инфраструктурой ЖКХ г. Топки и Топкинского района. До 2012 г. Корчебному А.Г. была подконтрольна вся жилищно-коммунальная инфраструктура города Топки и Топкин- ского района. В отношении предприятий и организаций, учредителем либо руководителем которых является Корчебный А.Г., возбуждено пять уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 171 УК РФ, 196 УК РФ, 199-2 УК РФ, 246 УК РФ, с установленной суммой ущерба свыше 110 млн рублей.

В 2012 г. расследованы и направлены в суд уголовные дела в отношении главы Старобачатской сельской территории Беловского района, который вымогал взятку в размере 12 млн руб. с предпринимателя ООО «Басщебень» за проезд грузового автотранспорта данного предприятия через территорию поселения. В противном случае глава сельской территории угрожал запретить проезд, тем самым препятствовал деятельности ООО «Басщебень».

Возбуждено восемь уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), в отношении коммерческого директора ООО «Акватория отдыха», которая, используя своё служебное положение, присваивала денежные средства фирмы. Сумма причинённого материального ущерба ООО «Акватория отдыха» составила свыше 1 млн рублей.

В текущем году планомерная наступательная работа по защите прав и законных интересов малого и среднего бизнеса от коррупционных проявлений продолжена. Так, в сентябре 2013 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), в отношении президента некоммерческой организации Благотворительный фонд «Фонд сохранения биоразнообразия и устойчивого природопользования», который вымогал деньги с артели старателей ЗАО «Золотой полюс» в размере 50 млн рублей. Фигурант задержан сотрудниками Управления ЭБиПК ГУ с поличным при получении части суммы в размере 15 млн рублей. Ведётся следствие.

В борьбе с коррупцией ГУ МВД России по Кемеровской области принимаются также меры превентивного характера. Обеспечено конструктивное сотрудничество с Кузбасской торгово-промышленной палатой (КузТПП). Так, 31.01.2012 г. Управление ЭБиПК приняло участие в расширенном заседании комитета по безопасности предпринимательской деятельности КузТПП. Тема заседания: «О внешних и внутренних угрозах корпоративной безопасности бизнеса». В частности, обсуждался вопрос о мошенничестве с нотариальными документами как внешней угрозе корпоративной безопасности бизнеса, в рамках которого рассмотрены проблемы рейдерских захватов. Представителями ГУ было отмечено, что работа сотрудников полиции по противодействию рейдерству в основном строится на заявлениях граждан, которые являются отправной точкой проведения оперативно- разыскных мероприятий.

В ноябре 2012 г. в КузТПП прошло расширенное заседание Комитета по развитию малого и среднего бизнеса, посвящённое обсуждению наиболее острых проблем в сфере бизнеса и жалоб со стороны коммерческих структур на действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Были обсуждены правовые и налоговые аспекты ситуаций, связанных с деятельностью фирм-однодневок, ролью государственных органов в решении имеющихся проблем, а также намечен ряд предложений по защите бизнеса от незаконных образований юридического лица.

31 марта 2013 г. в КузТПП проведена деловая встреча на тему «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности: концепция реформирования УК РФ». Актуальность темы вызвана введением в УК РФ уголовной ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Учитывая, что в действующем уголовном законодательстве увеличены размеры крупного и особо крупного ущерба по мошенничеству в сфере предпринимательства по ч. 1 ст. 159.4 УК РФ, было рекомендовано обращаться за консультациями к уполномоченным органам в случае наличия существенных признаков незаконных действий в отношении того или иного субъекта предпринимательской деятельности.

Результатом проводимых рабочих встреч и в целях защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса, создания эффективного механизма противодействия коррупции в марте 2013 г. подписано соглашение о взаимодействии между ГУ МВД России по Кемеровской области и Кузбасской торгово-промышленной палатой, в рамках которого осуществляется обмен информацией, представляющей взаимный интерес, проводятся совместные мероприятия, вырабатываются рекомендации, направленные на выявление, предупреждение и пресечение незаконной финансовой деятельности общественных объединений, юридических лиц, физических лиц, занимающихся частной предпринимательской деятельностью, ведётся разработка предложений по совершенствованию законодательной базы.

Так, в рамках разработки государственной программы по обеспечению общественного порядка и противодействия преступности на 2013-2020 гг. инициативно внесены Управлением ЭБиПК Главного управления конкретные предложения в аналогичную региональную программу. В частности, в целях повышения эффективности работы по обеспечению защиты субъектов малого и среднего предпринимательства и своевременного выявления фактов рейдерства предложено создать единую базу по учёту недружественных поглощений «Рейдер», доступ и пополнение которой регламентировать в законодательном порядке (срок реализации 20132014 г.).

Также предложено инициировать Советом народных депутатов Кемеровской области в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесение в законодательные акты РФ поправок в части осуществления защиты лица, сообщившего о факте совершения коррупционного правонарушения и ужесточения процедуры регистрации организаций путём выдвижения ряда условий, которым фирма должна соответствовать (срок 2013-2014 г.).

Организовано взаимодействие также со следующими объединениями предпринимателей:
— некоммерческой организацией «Кузбасский алкогольный союз «Гарантия качества»;
— некоммерческим партнёрством «Лига риэлтеров Кузбасса»;
— общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области «Опора России».

Во взаимодействии с Кузбасским алкогольным союзом «Гарантия качества» с января текущего года проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий по проверке организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией алкогольной продукции на предмет соблюдения действующего законодательства.

Кузбасским алкогольным союзом «Гарантия качества» созданы группы реагирования в городах Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске, Киселёвске, Белово и Берёзовском для обеспечения транспортировки и принятия на ответственное хранение изъятой алкогольной продукции с признаками контрафактности. В проверках принимают участие представители администрации Кемеровской области и администраций муниципальных образований.

11 апреля 2013 г. на одной из производственных площадок г. Кемерово было уничтожено 1200 бутылок алкогольной продукции, изъятой из незаконного оборота и конфискованной по решению суда. Мероприятие освещалось в СМИ.

На основе имеющейся информации о коррупционных процессах, происходящих в органах государственной власти и управления, реализуются меры, направленные на активное противодействие деструктивным проявлениям. Функционирует реестр дисквалифицированных лиц, содержащий данные о должностных лицах и предпринимателях, которым за коррупционные преступления по решению суда запрещено занимать руководящие должности. Осуществляются оперативно-розыскные мероприятия, направленные на своевременное выявление фактов взяточничества и злоупотреблений служебными полномочиями со стороны государственных служащих.

Одним из главных направлений борьбы с коррупцией является работа с жалобами граждан. Для этих целей с 2010 г. в структуре экономического блока Главного управления МВД России по Кемеровской области сформировано подразделение по работе с заявлениями и обращениями граждан, создание которого позволило стабилизировать данную работу и сократить число повторных обращений. Скорректирована информационная политика Главного управления по освещению результатов выявления и раскрытия преступлений экономической направленности, в том числе коррупционных составов в СМИ и пропаганды антикорррупционного поведения граждан.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, анализ сложившейся практики противодействия коррупционным проявлениям показывает, что для сохранения стабильности и безопасности в обществе необходимо проводить на постоянной основе масштабную антикоррупционную политику, ибо отдельные точечные проявления антикоррупционной деятельности, принятие мер в той или иной отрасли, касающихся тех или иных аспектов коррупции и теневой экономики, не приносят ощутимого положительного результата и не позволяют выйти на ожидаемый государством уровень противодействия коррупции.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(11). 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code