Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-2900/2015 по делу N А57-3048/2015

Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в выкупе земельного участка.

Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что предприниматель не представил документы, подтверждающие использование земельного участка по целевому назначению.

Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая оценка доводам предпринимателя о том, что представленные им документы, в частности статистическая отчетность по форме 4-СХ, отражает информацию об использовании земельного участка по целевому назначению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2015 г. N Ф06-2900/2015

Дело N А57-3048/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,

судей Петрова А.Л., Коноплевой М.В.,

при участии представителя:

заявителя — Мельниковой О.Е. (доверенность от 12.01.2015),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле — извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Бирюкова Алексея Владимировича

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.04.2015 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Борисова Т.С., Кузьмичев С.А.)

по делу N А57-3048/2015

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бирюкова Алексея Владимировича, Саратовская область, г. Балаково, заинтересованные лица: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991), Саратовская область, г. Балаково, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, (ОГРН 1026401410067, ИНН 6439034991), Саратовская область, г. Балаково, о признании незаконным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бирюков Алексей Владимирович (далее — ИП Глава КФХ Бирюков А.В.) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 11.02.2015 N 844/01.1-18 об отказе в выкупе земельных участков с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 площадью 2 936 176 кв. м и с кадастровым номером 64:01:10 01 04:2 площадью 525 кв. м, расположенных по адресу: Саратовская область, Балаковский район, в границах Головановского муниципального образования, с разрешенным использованием — сельскохозяйственные угодья, а именно не соответствующим статьям 15, 28 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и об обязании администрации Балаковского муниципального района Саратовской области заключить с ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. договор купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 площадью 2 936 176 кв. м и с кадастровым номером 64:01:10 01 04:2 площадью 525 кв. м, расположенных по адресу: Саратовская область, Балаковский район, в границах Головановского муниципального образования, с разрешенным использованием — сельскохозяйственные угодья.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.04.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ИП Глава КФХ Бирюков А.В. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.11.2015 до 14 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 28 октября 2011 года между Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (арендодателем) и ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. (арендатор) заключен договор аренды земли N 458, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 04:2, расположенный по адресу: Саратовская область, район Балаковский, в границах Головановского муниципального образования, с разрешенным использованием — сельскохозяйственные угодья (пастбища) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 525 000 кв. м (пункт 1.1).

Пункт 2.1 данного договора предусматривает, что договор аренды земельного участка заключен сроком на 49 лет с 24.10.2011 по 23.10.2060.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 13.01.2012, что подтверждается отметкой регистрирующего органа (т. 1 л.д. 26 с оборотной стороны), а также Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.04.2015 N 64/005/004/2015-3728.

Также, 27.10.2011 между Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (Арендодателем) и ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. (Арендатор) заключен договор аренды земли N 450, согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77, расположенный по адресу: Саратовская область, район Балаковский, в границах Головановского муниципального образования, с разрешенным использованием — сельскохозяйственные угодья (пашня) в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 2 936 176 кв. м (пункт 1.1).

Пункт 2.1 названного договора предусматривает, что договор аренды земельного участка заключен сроком на 49 лет с 24.10.2011 по 23.10.2060.

Указанный договор зарегистрирован 13.01.2012 в установленном законом порядке, что подтверждается представленной Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2015 N 64/005/004/2015-3688.

11 августа 2014 года в адрес ИП Главы КФХ Бирюкова А.В. поступило сообщение N 2424 (т. 1 л.д. 13), в котором Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области сообщало Бирюкову А.В. о том, что Управление проводит мониторинг о возможных предложениях со стороны арендаторов земельных участков, желающих в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобрести земельный участок в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды земли, при условии надлежащего использования.

03 сентября 2014 года ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. в адрес начальника Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области было направлено письмо N 3 (т. 1 л.д. 14), в котором сообщалось о готовности выкупить арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 (договор аренды земли от 27.10.2011 N 459) и кадастровым номером 64:05:10 01 04:2 (договор аренды земли от 28.10.2011 N 458)

На заявление ИП Главы КФХ Бирюкова А.В от 03.09.2014 (вх. N 4957) Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в адрес Бирюкова А.В. было направлено письмо от 11.09.2014 N 2809, в котором Управление указывало о том, что обращение ИП Главы КФХ Бирюкова А.В принято к сведению, однако, в связи с отсутствием в настоящее время уполномоченных структурных организаций, которые могут подтвердить надлежащее использование земельного участка, администрацией Балаковского муниципального района направлено обращение в Правительство Саратовской области о решении данного вопроса.

09 декабря 2014 года ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. в адрес начальника Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направлено письмо N 11, в котором сообщалось о готовности выкупить арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 (договор аренды земли от 27.10.2011 N 459) и кадастровым номером 64:05:10 01 04:2 (договор аренды земли от 28.10.2011 N 458).

На заявление ИП Главы КФХ Бирюкова А.В от 09.12.2014 (вх. N 4569) Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в адрес Бирюкова А.В. направлено письмо от 12.12.2014 N 4203, в котором Управление указывало о том, что обращение ИП Главы КФХ Бирюкова А.В принято к сведению, однако, дополнительно сообщалось, что в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», арендатор в преимущественном порядке имеет право выкупа земельного участка при соблюдении следующих условий: 1) по истечении трех лет с момента заключения договора аренды; 2) при условии надлежащего использования земельного участка. При этом, также указывалось о том, что поскольку перечень документов, которые могут подтвердить надлежащее использование земельного участка Минсельхозом РФ не утвержден, Управлением отказано заявителю в предоставлении указанных земельных участков в собственность.

17 декабря 2014 года ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. в адрес начальника Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направлено письмо N 11, в котором сообщалось о готовности выкупить арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 (договор аренды земли от 27.10.2011 N 459) и кадастровым номером 64:05:10 01 04:2 (договор аренды земли от 28.10.2011 N 458).

На заявление ИП Главы КФХ Бирюкова А.В от 17.12.2014 (вх. N 4746), Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в адрес Бирюкова А.В. направлено письмо от 22.12.2014 N 4358, в котором Управление повторно указывало о том, что обращение ИП Главы КФХ Бирюкова А.В принято к сведению, однако, дополнительно сообщалось, что в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», арендатор в преимущественном порядке имеет право выкупа земельного участка при соблюдении следующих условий: 1) по истечении трех лет с момента заключения договора аренды; 2) при условии надлежащего использования земельного участка. При этом, также указывалось о том, что поскольку перечень документов, которые могут подтвердить надлежащее использование земельного участка Минсельхозом РФ не утвержден, Управлением отказано заявителю в предоставлении указанных земельных участков в собственность.

06 февраля 2015 года ИП Главой КФХ Бирюковым А.В. в адрес главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области направлено письмо N 2, в котором сообщалось о готовности выкупить арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:10 01 01:77 (договор аренды земли от 27.10.2011 N 459) и кадастровым номером 64:05:10 01 04:2 (договор аренды земли от 28.10.2011 N 458).

На заявление ИП Главы КФХ Бирюкова А.В от 06.02.2015 (вх. N 533), Главой администрации Балаковского муниципального района Саратовской области в адрес Бирюкова А.В. направлено письмо от 11.02.2015 N 844/01.1-18, в котором указывалось о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», арендатор в преимущественном порядке имеет право выкупа земельного участка при соблюдении следующих условий: 1) по истечении трех лет с момента заключения договора аренды; 2) при условии надлежащего использования земельного участка. При этом, также указывалось о том, что поскольку перечень документов, которые могут подтвердить надлежащее использование земельного участка Минсельхозом РФ не утвержден, заявителю отказано в предоставлении указанных земельных участков в собственность.

Полагая названный отказ незаконным и нарушающим его права в области предпринимательской деятельности, ИП Глава КФХ Бирюков А.В обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (пункт 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 указанного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

В связи с чем, обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает только при условии наличия у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и отсутствия установленных законодательством препятствий для их приватизации.

Право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий:

1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет;

2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при подаче заявления о предоставлении арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в собственность предприниматель в нарушение требований пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не представил в уполномоченный орган документы, подтверждающие использование такого земельного участка по целевому назначению.

Однако, в силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В абзаце 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Основанием для отказа в выкупе испрашиваемого заявителем земельного участка послужил так же вывод Администрации об отсутствии доказательств надлежащего использования арендатором земельного участка.

Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.

Суд кассационной инстанции полагает, что в ситуации, когда государством обязанность по утверждению перечня документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, не выполнена, спор подлежит рассмотрению, с учетом того, имеются ли у Администрации обоснованные сомнения, предпринимались ли им меры по проверке заявления. Иной подход не обеспечит баланса публичных и частных интересов при решении вопроса о наличии у арендатора права на приобретение арендуемого земельного участка в собственность, может создать угрозу того, что орган власти будет неоднократно отказывать заявителям, требуя от них разного рода документы, ссылаясь на то, что представленные документы не подтверждают надлежащего использования земельных участков.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ собственники землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности, проживающих на ней народов (пункт 1 статьи 9 Конституции РФ), установлено, что в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника, землепользователя, арендатора в судебном порядке. Кроме того, за нарушение обязанностей по целевому использованию земельного участка установлена и возможность применения административно-правовых санкций.

В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ собственники землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 утвержден Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).

Между тем, судебные инстанции, делая вывод об обоснованности отказа администрации о предоставлении предпринимателю в собственность испрошенных земельных участков, не проверили исполнение, как органом власти, так и предпринимателем вышеназванных обязанностей.

Таким образом, суд первой инстанции не выполнил в полной мере требования пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на суд обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Суд апелляционной инстанции не устранил допущенные нарушения.

Судами оставлены без внимания доводы заявителя о том, что представленные им документы, в частности статистическая отчетность по форме 4-СХ отражает информацию о площадях, засеянных определенной культурой и дифференцирует культуры на яровые, озимые, технические, кормовые, овощные, помимо посевных площадей отображает количество собранного урожая с возможностью включения изменений и доработок в течение сельскохозяйственного года.

С учетом изложенного принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств и доказательств.

Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При новом рассмотрении следует учесть вышеизложенное, исследовать обстоятельства дела в полном объеме и дать надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А57-3048/2015 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
М.В.КОНОПЛЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code