ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РАССЛЕДОВАНИЯ


М.А.Калужина

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению современных тенденций информационно-аналитического обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений, причин и условий их неудовлетворительного состояния. На основе сравнительного анализа опыта зарубежных стран предложены возможные пути интеграции существующих ведомственных учетов, сформулированы принципы организации межведомственного информационного взаимодействия.

Ключевые слова: информационные ресурсы, базы данных, криминалистическое обеспечение, раскрытие и расследование преступлений, организация расследования.

Динамика развития научно-технического прогресса оказала существенное влияние на формирование информационного постиндустриального общества, обусловила глобальный характер социальных изменений, способствовала стремительному развитию информационных технологий. В эпоху техногенной цивилизации компьютеризация явилась доминирующим вектором, позволяющим обеспечивать постоянно растущие потребности наличия объемной и масштабной информации, что создало условия объединения локальных сетей, различных баз данных, интерактивного взаимодействия пользователей.

Криминалистическая наука в силу своего предназначения и содержания в большей мере, по сравнению с другими юридическими науками, отражает стремительные изменения научно-технического прогресса. Это влияние определяет тенденции развития криминалистики, способствует выработке средств и методов борьбы с преступностью [1].

Определяемые современными учеными изменения информационной составляющей предмета науки криминалистики [5] дают основания для анализа современных возможностей криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, в целях решения обществом и государством задач поиска и реализации мер контроля над преступностью и противодействия адекватно нарастающей угрозе. Процессы информатизации современного общества обусловили возможность творческого переосмысления организации использования современных научных технологий, совершенствования методов выявления и познания события преступления, сбора и оценки доказательств, обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений.

Ни один даже совершенный мастерски тактический прием сам по себе не может обеспечить эффективное осуществление процесса расследования, нуждающегося в прочном научно-техническом фундаменте. Таким фундаментом является информационная деятельность. Она подразумевает возможности и условия для проведения следственных действий, способствует формированию знания обстановки, выступает средством познания и исследования обстоятельств совершения преступлений, подлежащих установлению, а также объектом поиска доказательств либо источников доказательств.

Иными словами, речь идет о деятельности, которая представляет собой определенную совокупность целенаправленных методов и средств получения, накопления, преобразования, систематизации информационных ресурсов об отдельных этапах противоправного деяния. Информационные ресурсы — один из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе с преступностью, необходимая основа выработки стратегических тактических решений, связующее звено в осуществлении взаимодействия субъектов расследования. Вряд ли надо специально доказывать, что использование информационных систем в условиях неопределенности и дефицита информации — это обязательное условие решения задач раскрытия и расследования преступлений. Системный, методологически продуманный подход к информационно-логической составляющей обеспечения расследования способен не только оптимизировать затратность людских ресурсов, но и повысить его качество.

Потребности правоохранительных органов в совершенствовании существующих автоматизированных информационных поисковых систем (далее — АИПС) очевидны. Вместе с тем реформирование, многочисленные организационно-штатные изменения, переподчинения, переименования субъектов расследования демонстрируют все большую обособленность имеющихся информационных массивов, а порой и абсолютный разрыв межведомственного информационного обмена. Наблюдаемое сейчас послабление поисково-эвристической функции существующих учетов объясняется, с одной стороны, отсутствием теоретических исследований, ориентированных на познание сущности информации и научного знания в процессе организации расследования, с другой — недостаточным современным информационно-техническим и программным обеспечением. Кроме того, требуют совершенствования организационные вопросы эффективного взаимодействия информационно-аналитических подразделений правоохранительных органов.

Анализ практики информационного взаимодействия свидетельствует о серьезных затруднениях, которые возникают у субъектов расследования. Это объясняется рядом причин: пробелами нормативно-правового регулирования в данной сфере, слабым взаимодействием субъектов расследования, отсутствием необходимого опыта, недостаточным количеством специальной литературы, которая содержала бы методические рекомендации. Обмен информацией, существенным образом затрудняющийся из-за межведомственных барьеров, отсутствие понимания общности задач, зачастую происходящего прямого соперничества, вызванного недостаточно четким разграничением полномочий, делают практически нереальным рабочее взаимодействие заинтересованных подразделений ОВД, ФСИН, ФСБ, что подтвердили 74,3 % опрошенных. Респонденты высказались за комплексную систематизацию сведений о преступной деятельности в специальных подразделениях, необходимость определения четких критериев постановки объектов на различные виды учета, пределов изучения криминально опасных лиц, состоящих на учете. Это позволит своевременно проводить превентивные оперативно-розыскные мероприятия на стадиях подготовки и совершения преступлений, осуществлять оперативное сопровождение уголовных дел.

Преступность — системное явление глобального масштаба, по определению исследователей, для его преодоления необходим комплексный государственный подход, предполагающий координацию деятельности заинтересованных министерств и ведомств [2]. Очевидно, что решение такой задачи возможно при консолидации усилий, сотрудничества правоохранительных органов, комплексного решения взаимосвязанных правовых, организационных, научно-технических, методических проблем. Роль криминалистики в этом отношении сложно переоценить, поскольку она представляет собой систему знаний о том, как совершаются преступления, как их следует раскрывать, расследовать, предупреждать по материалам расследования.

В настоящее время информация становится мощнейшим ресурсом любого государства, а доступ к информационным ресурсам — необходимым фактором совершенствования деятельности правоохранительных органов. Результаты системного анализа информационно-аналитического обеспечения деятельности полиции федеральной земли Саксония Федеральной Республики Германия позволяют выделить основные критерии, предъявляемые к системе организации информационного обеспечения. К ним следует отнести: достоверность, полноту, оперативность, наличие формализации описания криминалистической информации с учетом отражения потенциальной доказательственной информации, валидность, и, наконец, доступность для всех субъектов расследования [6].

Исследование сущности расследования позволяет говорить о том, что оно представляет собой специфический вид социально полезной деятельности, состоящей в выявлении фактических данных, получении доказательств и доказывании с целью установления истины. Расследование в значительной степени носит поисковый характер, ибо большая часть преступлений совершается в условиях неочевидности.

Примером интеграции различных информационно-поисковых систем криминалистического назначения являются АИПС Интерпола, важная составляющая технико-криминалистического обеспечения в раскрытии и расследовании преступлений. Основу криминалистической регистрации составляют используемые в уголовном судопроизводстве учеты определенных объектов — носителей криминалистически значимой информации.

Современные процессы интеграции мирового сообщества обосновывают целесообразность использования сети Интернет для передачи и обмена информацией как проявление принципиально важной тенденции систематизации накопленного в отдельных странах идентификационного материала в системе Интерпола, формирования и функционирования на основе высоких технологий межгосударственной системы регистрации. Регистрационные системы Интерпола представляют собой элемент структуры межгосударственного информационного обеспечения процесса предупреждения, раскрытия и расследования преступлений государств-членов Интерпола, основанный на общепризнанных принципах и нормах международного права по сбору, накоплению в специализированных банках данных и своевременному обеспечению в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений конвенционного характера [4].

Организационной особенностью ведения учетов в системе Интерпола является применение «modus operandi system», предусматривающей регистрацию событий и лиц по способу преступных действий, по «почерку преступлений». Динамика преступности и специализация правоохранительных ведомств постоянно создают предпосылки для возникновения новых специализированных АИПС. Исходя из этого исследователями признается стратегически правильным шагом на пути решения проблемы «modus operandi» «разделение огромного потока учетной информации о преступлениях и лицах, их совершивших, на ряд специализированных учетов, содержащих четко структурированную и объектно-ориентированную информацию с последующим объединением в ИБД» [3].

Объединение усилий позволяет повысить качественные характеристики информационных ресурсов, аналитический анализ послужит поводом активизации оперативно-розыскных и проверочных мероприятий в выявлении сложной цепи многоэпизодных межрегиональных и международных преступных схем. Только на основе комплексного анализа всех структурных элементов криминалистической характеристики преступлений и правонарушений можно собрать необходимую доказательственную базу, определить размер материального ущерба, выявить причины и факторы, способствующие совершению преступлений.

Успешная реорганизация системы информационного обеспечения возможна только при условии изучения современных технических возможностей, а также обобщении передового опыта аналогичных подразделений правоохранительных органов России и зарубежных стран.

Система мер по совершенствованию информационного взаимодействия субъектов расследования должна быть максимально выверена, экономически целесообразна, научно обоснована и предварительно апробирована. Информационно-аналитическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений рассматривается нами как необходимость, обусловленная сегодняшними реалиями, на основе использования современных информационных технологий. Для успешного выполнения поставленных государством и обществом задач в сфере борьбы с преступностью правоохранительные органы обязаны осуществлять сбор и анализ информации по совершаемым преступлениям, предопределять тенденции их развития и осуществлять выработку комплекса мер оперативного реагирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкин, Р. С. Избранные труды / Р. С. Белкин. — М. : Норма, 2008. — 768 с.
2. Ищенко, Е. П. Организация расследования преступлений: современные проблемы / Е. П. Ищенко // Проблемы организации расследования преступлений : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Краснодар, 21-22 сент. 2006 г. — Краснодар : КубГАУ, 2006.- С. 4-12.
3. Ищенко, П. П. Информационное обеспечение следственной деятельности : дис. … канд. юрид. наук / Ищенко Петр Петрович. — М., 2009. — 202 с.
4. Калужина, М. А. Современные проблемы криминалистической регистрации и возможности ее интеграции в системе Интерпола / М. А. Калужина. — Краснодар : [Б. и.], 2012. — 184 с.
5. Усманов, Р. А. Информационные основы предварительного расследования / Р. А. Усманов. — М. : Юрлитинформ, 2006. — 208 с.
6. Kuhne, E. Polizeiliche Informationssysteme und ihre Nutzung in der Sachsischen Polizei / E. Kuhne. — Berlin, 2004.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2016. № 1 (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code