Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2016 N Ф06-9121/2016 по делу N А12-39178/2015

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогового органа подтверждены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2016 г. N Ф06-9121/2016

Дело N А12-39178/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,

судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие:

заявителя — извещен надлежащим образом,

ответчика — извещен надлежащим образом,

третьего лица — извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)

по делу N А12-39178/2015

по заявлению Шаповалова Александра Владимировича, г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области о признании незаконным решения, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Волгоградского филиала.

установил:

индивидуальный предприниматель Шаповалов Александр Владимирович (далее — предприниматель, Шаповалов А.В.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее — инспекция) от 10.12.2014 N 10-16/26288 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.

Предпринимателем в налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год, исчислена исходя из кадастровой стоимости участка в размере 6 056 730 рублей, сведения о котором, по мнению заявителя, имелись в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2013.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 16.09.2014 N 10-16/3553дсп и принято решение от 10.12.2014 N 10-16/26288, которым предпринимателю доначислено 303 999 рублей земельного налога, 70 470 рублей 60 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и 25 915 рублей 91 копеек пени.

По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2013 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» (далее — Постановление N 1130). При этом инспекцией использована кадастровая справка Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее — учреждение) о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:18:140501:137, согласно которой кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 составила 44 056 610 рублей 40 копеек.

Решение инспекции было обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, которое оставила жалобу заявителя без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, Шаповалов А.В. обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).

Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены Постановлением N 1130.

Поскольку названное постановление Губернатора Волгоградской области опубликовано 30.11.2012, то в соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 и пункта 5 статьи 6.1 Кодекса, оно вступило в силу до 01.01.2013. Поэтому, исходя из положений статей 391, 393, пункта 14 статьи 396 Кодекса, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное постановление подлежало применению в 2013 году для определения кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога.

По мнению подателя жалобы, Постановлением N 1130 кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, не определена и не утверждена. Указанным постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Волгоградской области (приложение 2). Кадастровая стоимость земельного участка заявителя рассчитана учреждением только 10.01.2013, о чем свидетельствует акт N 137/А. Следовательно, земельный налог должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости земельного участка на 01.01.2013 — 6 056 730 рублей.

Между тем статья 390 Кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее — Правила).

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В данном случае Постановлением N 1130 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Волгоградской области (приложение 2).

В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка исчисляется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования.

Таким образом, для определения налоговой базы по спорному земельному участку за 2013 год предприниматель должен был использовать утвержденные Постановлением N 1130 показатели кадастровой стоимости, то есть показатели, установленные на начало налогового периода (на 01.01.2013).

Как отмечено судом первой инстанции, в ходе судебного разбирательства представитель кадастровой палаты пояснил, что изменения кадастровой стоимости земельных участков в связи с принятием постановления от 20.11.2012 N 1130 вносились поэтапно. При этом из акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 10.01.2013 N 137/А следует, что фактически кадастровая стоимость определена учреждением на основании Постановления N 1130.

Доказательств того, что предприниматель при представлении налоговой декларации по земельному налогу за 2013 использовал официальные сведения учреждения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 год, не представлено. В связи с этим суды правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу N А12-39178/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шаповалова Александра Владимировича — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code