Россия — АСЕАН: обращенное в будущее многоплановое стратегическое партнерство

ДОКЛАД ГРУППЫ ВИДНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЯ — АСЕАН

«РОССИЯ — АСЕАН: ОБРАЩЕННОЕ В БУДУЩЕЕ МНОГОПЛАНОВОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО»

(Сочи, 19 — 20 мая 2016 года)

ВВЕДЕНИЕ

 

  1. В ходе министерского совещания Россия — АСЕАН, состоявшегося 5 августа 2015 года, было решено создать Группу видных деятелей Россия — АСЕАН с целью проанализировать российско-асеановские отношения со времени установления полномасштабного диалогового партнерства в 1996 году и изучить возможные способы дальнейшего укрепления и углубления этих отношений. Перед Группой была поставлена задача выработать практические рекомендации относительно будущего вектора развития отношений между Россией и АСЕАН, которые будут представлены на рассмотрение лидеров в ходе юбилейного саммита Россия — АСЕАН 19 — 20 мая 2016 года в Сочи (Россия).
  2. Группа проводила дискуссии в рамках трех встреч: i. 19 — 20 января 2016 года во Вьентьяне (Лаос); ii. 29 февраля — 1 марта 2016 года в Сиемреапе (Камбоджа); iii. 6 — 7 апреля 2016 года в Москве (Россия).
  3. Группа с удовлетворением отметила, что со времени установления связей в 1991 году отношения между Россией и АСЕАН значительно расширились. Многолетнее сотрудничество по трем основополагающим направлениям — в политике и безопасности, экономике и социально-культурной сфере — способствовало укреплению российско-асеановского партнерства. АСЕАН и Россию объединяют общая позиция по многим глобальным вопросам и взаимная заинтересованность в обеспечении мира, стабильности и благополучия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обзор партнерства и сотрудничества между Россией и АСЕАН прилагается.
  4. Оценив нынешний уровень сотрудничества между Россией и АСЕАН, процесс становления АСЕАН как Сообщества, проанализировав глобальную и региональную геополитическую ситуацию, Группа пришла к выводу, что следует и далее укреплять партнерство посредством более тесного взаимодействия и сотрудничества при реализации взаимовыгодных мероприятий и проектов во всех областях сотрудничества. Группа согласилась, что активизация сотрудничества будет по-прежнему осуществляться на основе Устава Организации Объединенных Наций (ООН), общепризнанных принципов международного права, а также Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации Восточноазиатского саммита о принципах взаимовыгодных отношений (Балийские принципы) и в соответствии с процессами и нормами АСЕАН, такими как центральная роль АСЕАН в формировании региональной архитектуры.

В этой связи Группа видных деятелей Россия — АСЕАН предложила следующее:

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Группа исходит из того, что Россия и АСЕАН в своих отношениях взаимной поддержки будут уделять основное внимание тем направлениям сотрудничества, которые соответствуют и содействуют усилиям по созданию Сообщества АСЕАН, в том числе по реализации концепции «Видение Сообщества АСЕАН-2025» и прилагаемых к ней рабочих планов. Центральная роль АСЕАН в формирующейся региональной архитектуре по-прежнему будет одним из ключевых руководящих принципов наращивания российско-асеановского партнерства. АСЕАН приветствует конструктивную и независимую роль, которую Россия играет в Азиатско-Тихоокеанском регионе в интересах создания открытой, сбалансированной, устойчивой и инклюзивной региональной архитектуры.
  2. Эти рекомендации основываются на давних и прочных отношениях России и АСЕАН, в частности, на Комплексной программе действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на 2005 — 2015 гг. и Комплексном плане действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН на 2016 — 2020 гг.
  3. В целях дальнейшего укрепления связей и углубления сотрудничества России и АСЕАН следует рассмотреть возможность продвижения к стратегическому партнерству, которое станет катализатором более тесного и многопланового взаимодействия сторон, будет способствовать развитию сотрудничества между АСЕАН и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) на основе Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом АСЕАН и Секретариатом ШОС, подписанного в Джакарте 21 апреля 2005 года, а также продвижению сотрудничества между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и другими региональными форматами кооперации.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Политическое сотрудничество

 

  1. Подумать о том, чтобы чаще проводить встречи лидеров России и АСЕАН, призванные продемонстрировать значимость прочных российско-асеановских отношений и содействовать более тесным контактам и взаимодействию в стратегических областях.
  2. По мере возможности проводить совещания министров иностранных дел Россия — АСЕАН «на полях» сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Повышать координацию между постоянными представителями России и государств-членов АСЕАН при ООН.
  3. В кратчайшие сроки учредить в Джакарте отдельную дипломатическую миссию России во главе с постоянным представителем при АСЕАН.
  4. Содействовать налаживанию более тесного сотрудничества между Россией и АСЕАН в целях укрепления и консолидации Восточноазиатского саммита (ВАС) в качестве форума для стратегического диалога лидеров по всеобъемлющей, открытой, равноправной и инклюзивной архитектуре безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основанной на общепризнанных нормах и принципах международного права, взаимном доверии и уважении интересов друг друга, принципах урегулирования споров мирными средствами, отказа от угрозы силой или ее применения с тем, чтобы способствовать развитию конструктивного взаимодействия и сотрудничества в регионе.
  5. Укреплять сотрудничество в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) в целях содействия осуществлению мер по укреплению доверия, превентивной дипломатии и урегулированию конфликтов.
  6. Поддерживать усилия АСЕАН по поощрению уважения к основополагающим принципам и целям Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии.

 

Сотрудничество в области безопасности

 

  1. Укреплять сотрудничество по проблематике традиционных и новых угроз безопасности, в том числе в таких областях, как борьба с терроризмом и транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и киберпреступностью посредством имеющихся механизмов, программ наращивания потенциала и подготовки кадров, а также изучения возможности расширения обмена разведывательной информацией и данными между правоохранительными органами.
  2. Изучить возможность создания координационного механизма Россия — АСЕАН по вопросам борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью на министерском уровне.
  3. Противодействовать транснациональной преступности путем осуществления тесной координации, обмена опытом и техническими знаниями через активизацию регулярных обменов между правоохранительными органами в интересах пресечения деятельности террористических организаций посредством проведения органами безопасности регулярной совместной антитеррористической подготовки кадров и ситуационного моделирования.
  4. Поощрять умеренность, в частности, через деятельность «Глобального движения умеренных сил», в качестве подхода к борьбе с экстремизмом во всех его проявлениях, включая радикализацию и распространение терроризма.
  5. Поощрять диалог и сотрудничество в деле борьбы с незаконной деятельностью на море, такой как терроризм, пиратство, вооруженные нападения на суда и ННН-промысел (незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел), посредством наращивания сотрудничества в рамках таких асеаноцентричных механизмов, как АРФ, ВАС, «СМОА плюс» и Расширенный морской форум АСЕАН.
  6. Способствовать на глобальном и региональном уровнях обеспечению безопасности на море, свободе судоходства и полетов, беспрепятственной торговле, сдержанности, неприменению силы или угрозы ее применения, разрешению споров мирными средствами в соответствии с общепризнанными принципами международного права, отраженными в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС), соответствующими стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Международной морской организации (ИМО).

 

Сотрудничество в области обороны

 

  1. Проработать возможность проведения регулярных консультаций по линии Россия — СМОА (Совещания министров обороны государств-членов АСЕАН) в соответствии с Руководящими принципами рассмотрения запросов о проведении неофициальных встреч или совещаний со стороны стран-участниц «СМОА плюс».
  2. Укреплять сотрудничество в рамках «СМОА плюс» с тем, чтобы сотрудничество в рамках этого объединения по шести приоритетным направлениям (гуманитарная помощь и ликвидация последствий стихийных бедствий, безопасность на море, военная медицина, борьба с терроризмом, миротворчество и гуманитарное разминирование) соответствовало возникающим региональным и международным проблемам, вызывающим общую озабоченность.
  3. Повышать эффективность работы Центра военной медицины АСЕАН и активно привлекать Россию к его работе.
  4. Поддерживать деятельность по разминированию в рамках региональных и ооновских операций для решения гуманитарных аспектов проблемы наземных мин и других взрывоопасных остатков войны (ВПВ), включая оказание технической поддержки функционированию Регионального центра АСЕАН по разминированию.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Торговля и инвестиции

 

  1. Стремиться к увеличению объемов двусторонней торговли до 100 млрд. долларов США к 2025 году.
  2. Эффективно осуществлять «Дорожную карту» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России и АСЕАН, а также, по взаимному согласию, регулярно пересматривать и обновлять Рабочую программу по ее реализации.
  3. Изучить пути укрепления экономического сотрудничества России и АСЕАН, включая возможность создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН, а также присоединения России к Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству.
  4. Изучить возможность равноправного и взаимовыгодного трехстороннего экономического партнерства между АСЕАН, ЕАЭС и ШОС, которое изначально могло бы быть ориентировано, в частности, на такие вопросы, как защита инвестиций, содействие торговле путем упрощения таможенных процедур и взаимного открытия рынков капитала и услуг.
  5. Поощрять сотрудничество в области торговли и инвестиций между Россией и АСЕАН, в том числе путем поощрения прямой торговли и организации ярмарок, выставок, семинаров, практикумов и публикаций.
  6. Поощрять инвестиции посредством, в частности, мер инвестиционного стимулирования, внедрения механизмов разрешения споров, защиты прав интеллектуальной собственности и банковского сотрудничества.
  7. Укреплять взаимодействие с тем, чтобы сократить разрывы в развитии в рамках АСЕАН и в Российской Федерации путем наращивания потенциала и развития людских ресурсов.
  8. Содействовать сотрудничеству между деловыми кругами через Деловой совет Россия — АСЕАН (ДСРА), организацию российско-асеановских бизнес-миссий, других встреч российских и асеановских предпринимателей, их регулярных взаимных визитов и поощрения создания в АСЕАН прямого партнера ДСРА.
  9. Укреплять сотрудничество в области развития мелкого, малого и среднего предпринимательства (ММСП) путем учреждения Российско-асеановского форума продвижения и сотрудничества ММСП, поощрять создание совместных предприятий между МСП в АСЕАН и России.

 

Природные ресурсы, сельское хозяйство и сотрудничество в области энергетики

 

  1. Изучить возможности более предметного сотрудничества в области энергетики между Россией и государствами-членами АСЕАН в рамках Рабочей программы сотрудничества Россия — АСЕАН в области энергетики на 2016 — 2020 годы.
  2. Наращивать сотрудничество в области продовольственной и энергетической безопасности путем обмена технологиями производства продуктов питания, проведения научных исследований и разработки чистых и возобновляемых источников энергии, изучить возможность создания совместной группы Россия — АСЕАН в целях разработки соответствующих стратегий.
  3. Укреплять сотрудничество в области продовольствия и продуктов питания, сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства путем наращивания потенциала, обмена опытом и передовой практикой, а также научно-исследовательских и учебных программ.
  4. Изучить возможность участия России в деятельности субрегиональных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках субрегиональных инициатив в зоне Большого Меконга в целях содействия эффективному и рациональному использованию водных ресурсов, а также в рамках Восточной зоны роста АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины) по вопросам развития продовольственных, энергетических и других минеральных ресурсов.

 

Транспорт и инфраструктура

 

  1. Изучить возможность укрепления сотрудничества в области развития инфраструктуры в России, а также в государствах-членах АСЕАН.
  2. Изучить возможность дальнейшего сотрудничества в области железнодорожного транспорта, гражданской авиации и судостроения путем создания, помимо прочего, совместных предприятий с участием России и стран АСЕАН по производству новых типов воздушных судов, в том числе пассажирских самолетов малой и средней дальности МС-21 и морских судов.
  3. Расширять диалог между Координационным советом АСЕАН по взаимосвязанности и соответствующими российскими ведомствами в целях укрепления взаимосвязанности России и АСЕАН в соответствии с Генеральным планом взаимосвязанности АСЕАН и Стратегией социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, а также проработать вопрос о налаживании трансрегиональной взаимосвязанности между АСЕАН и ЕАЭС в качестве важнейшего элемента стратегической взаимосвязанности между Россией и АСЕАН в будущем.

 

Разрывы в уровнях

 

  1. Укреплять сотрудничество в целях сокращения разрывов в области развития в регионе путем наращивания потенциала, развития людских ресурсов и учета гендерного фактора в таких ключевых областях, как образование, здравоохранение, торговля и инвестиции, ИКТ, ММСП и развитие сельских районов.

 

Наука и технологии

 

  1. Развивать сотрудничество в области использования космических технологий в мирных целях, включая дистанционное зондирование Земли, изучить возможность совместного использования системы глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) с учетом развития космодрома Восточный.
  2. Содействовать наращиванию потенциала, обмену информацией, передаче технологий, а также исследованиям и разработкам в области науки, технологий и инноваций, в частности среди молодежи, в целях обеспечения экономической конкурентоспособности в условиях все более открытого регионального рынка.
  3. Расширять сотрудничество в области биотехнологий и экологии с помощью совместных научных исследований и разработок.

 

Туризм

 

  1. Укреплять российско-асеановское сотрудничество в области туризма и потенциал туристического сектора, в том числе путем продвижения туристических продуктов на рынках России и АСЕАН, продолжения курсов русского языка для работников туриндустрии в АСЕАН.
  2. Разработать общие принципы обеспечения безопасности туристов и улучшить качество туристических услуг.
  3. Способствовать развитию знаний и профессионализма в области туризма путем осуществления совместных экскурсионных программ и совместного туристического маркетинга, а также укрепления сотрудничества и координации политики и программ в области туризма между Россией и АСЕАН.
  4. Изучить возможность упрощения визового режима между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН в целях поддержания, укрепления и развития дружественных отношений и сотрудничества между народами России и АСЕАН.

 

  1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество в области культуры

 

  1. Поощрять дальнейшее взаимодействие министров культуры России и государств-членов АСЕАН, а также других должностных лиц, отвечающих за вопросы культуры, в целях углубления культурного сотрудничества.
  2. Содействовать обменам в таких областях, как музыка, танец, театр, изобразительное искусство и кинематография, музейное и библиотечное дело, археологическое и историческое наследие, история, в рамках различных фестивалей, например, Московского международного кинофестиваля и аналогичных фестивалей, проводимых в государствах-членах АСЕАН, а также посредством регулярных обменов художественными и музейными выставками.
  3. Способствовать и содействовать обмену журналистами, в том числе предоставлять им рабочее оборудование, обмениваться новостями, информационными материалами и программами между Россией и АСЕАН.

 

Молодежь и образование

 

  1. Расширять взаимодействие между молодыми людьми посредством обменов в области образования, в частности, стажировок, стипендиальных программ, исследовательских грантов. Продолжать оказывать поддержку Молодежным саммитам Россия — АСЕАН и изучить возможность организации Форума молодых предпринимателей Россия — АСЕАН.
  2. Укреплять сотрудничество в области образования и научных исследований посредством развития партнерских отношений и регулярного диалога между университетами и научно-исследовательскими центрами АСЕАН, в том числе входящими в Университетскую сеть АСЕАН (АУН) и сеть Институтов стратегических и международных исследований АСЕАН (ИСМИ), и соответствующими российскими учреждениями.
  3. Поддерживать меры по укреплению потенциала АСЕАН посредством осуществления российских стипендиальных программ и увеличения квот на обучение студентов из государств-членов АСЕАН в российских высших учебных заведениях с возможностью перераспределения среди них неиспользованных квот.
  4. Развивать сотрудничество в области технического и профессионального образования и подготовки (ТПОП) в целях повышения производительности и удовлетворения потребности России и АСЕАН в квалифицированных кадрах с тем, чтобы создать прочную экономическую базу для России и АСЕАН.
  5. Углублять взаимопонимание между Россией и государствами-членами АСЕАН посредством поощрения изучения языков государств-членов АСЕАН в России и русского языка в государствах-членах АСЕАН, а также изучить возможность создания объединенными усилиями научных работников России и АСЕАН совместной Российско-асеановской энциклопедии на русском и английском языках.

 

Обмены между научными сообществами и людьми

 

  1. Повысить статус и возможности Центра АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО-У), а также рассмотреть возможность создания на добровольной основе в одном из государств-членов АСЕАН его партнерского учреждения.
  2. Изучить возможность создания механизма «второй дорожки» в рамках диалогового партнерства Россия — АСЕАН для оказания поддержки процессу налаживания стратегического партнерства.
  3. Изучить вопрос о создании Сети научно-исследовательских центров Россия — АСЕАН в целях дальнейшего развития партнерских отношений по линии Россия — АСЕАН, а также укрепления доверия и взаимопонимания между Россией и государствами-членами АСЕАН.
  4. Поощрять создание обществ дружбы между Россией и государствами-членами АСЕАН в целях развития взаимодействия между людьми, улучшения информированности о сотрудничестве и понимания ценности отношений между Россией и АСЕАН.

 

Гуманитарная помощь и чрезвычайное реагирование

 

  1. Укреплять сотрудничество между Россией и АСЕАН по вопросам оказания гуманитарной помощи и чрезвычайного реагирования, в частности, путем содействия выполнению Соглашения АСЕАН о преодолении стихийных бедствий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (AADMER), деятельности Координационного центра АСЕАН по оказанию гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях (АНА-центр), обмена опытом и передовыми практиками, а также реализации программ развития потенциала.
  2. Развивать и укреплять сотрудничество между АНА-центром, другими профильными механизмами АСЕАН и российским Национальным центром управления в кризисных ситуациях в целях разработки общих механизмов и расширения возможностей оказания гуманитарной помощи и чрезвычайного реагирования.

 

Окружающая среда

 

  1. Содействовать осуществлению научно-исследовательской деятельности и развитию сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов, природопользования и защиты окружающей среды и биоразнообразия, устранения антропогенных угроз для морской и прибрежной экосистем, а также реагирования на изменение климата, уменьшения последствий этих бедствий и адаптации в рамках реализации Парижского соглашения, принятого на основе Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Стратегического плана действий АСЕАН по экологическому сотрудничеству на период после 2015 года и Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Поощрять сотрудничество в области управления утилизацией отходов посредством обмена передовыми практиками и передачи АСЕАН новых технологий в целях содействия экологически рациональному развитию в рамках региона.

 

Здравоохранение

 

  1. Расширять сотрудничество в области противодействия угрозе распространения инфекционных и новых болезней, а также обеспечения готовности к пандемии в России и АСЕАН посредством сотрудничества в области надзора, совместной исследовательской деятельности, научных обменов, обмена опытом и информацией между Россией и АСЕАН.
  2. Выстраивать прочное сотрудничество в области медицины и здравоохранения, в том числе в сфере подготовки медицинских кадров.

 

Спорт и тренировки

 

  1. Разрабатывать ежегодные программы поддержки спортивных показательных выступлений и обменов по линии Россия — АСЕАН в таких областях, как боевые искусства, петанк, сепактакрау, бадминтон, теннис, гимнастика и шахматы, а также укреплять сотрудничество в области спортивной медицины и тренировок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

67. В то время как в укреплении взаимоотношений между Россией и АСЕАН еще многое предстоит сделать, рекомендации Группы видных деятелей Россия — АСЕАН — это первые шаги на пути к реализации потенциала данного партнерства. По мере того, как взаимоотношения между Россией и АСЕАН будут выходить на уровень стратегического партнерства, основанного на общих руководящих принципах, следование этим рекомендациям приведет к упрочнению их отношений, расширению взаимовыгодного сотрудничества и укреплению взаимного доверия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code