Комплексный план действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (2016 — 2020 гг.)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АССОЦИАЦИИ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (2016 — 2020 гг.)

(Сочи, 19 — 20 мая 2016 года)

Настоящий Комплексный план действий нацелен на развитие и диверсификацию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на период 2016 — 2020 гг. в соответствии с Сочинской декларацией юбилейного саммита Российская Федерация — АСЕАН по случаю 20-летия установления диалоговых отношений между Российской Федерацией и АСЕАН «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятой 20 мая 2016 года в Сочи (Россия). Комплексный план действий будет способствовать достижению в течение следующих пяти лет (2016 — 2020 гг.) взаимовыгодных целей, укреплению наращиваемого с 1996 года тесного сотрудничества между Российской Федерацией и АСЕАН.

Комплексный план действий определяет приоритеты и меры, которые необходимо принять обеим сторонам для дальнейшего углубления и расширения сотрудничества в области политики и безопасности, экономики, социально-культурной сфере и в целях развития, а также для реализации в полном объеме потенциала российско-асеановского партнерства по всем представляющим общий интерес направлениям с учетом Декларации «АСЕАН-2025: вместе в будущее» и ее рабочих планов, а также результатов выполнения Комплексной программы действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005 — 2015 гг.

В настоящем Комплексном плане действий признается важность поощрения и защиты прав человека, в том числе посредством принятия практических мер, обмена лучшим опытом и развития более тесного сотрудничества, в частности, в рамках международных форумов.

В соответствии со своими международными обязательствами, а также национальным законодательством и политикой Российская Федерация и государства-члены АСЕАН намерены продолжать сотрудничество в следующих областях.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Политика и безопасность

 

  1. Активизировать взаимодействие на высоком уровне в целях повышения значимости отношений Россия — АСЕАН, поощрять дальнейший конструктивный диалог и сотрудничество по линии существующих региональных механизмов в интересах содействия миру, безопасности и стабильности в регионе.
  2. Налаживать более тесное сотрудничество между Россией и АСЕАН в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС) как форума для стратегического диалога лидеров в интересах формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе всеобъемлющей, открытой, равной и инклюзивной архитектуры безопасности, основанной на общепризнанных правилах и принципах международного права, взаимном доверии и уважении интересов друг друга, принципах урегулирования споров мирными средствами и воздержания от угрозы силой или ее применения в целях поощрения развития позитивных отношений между государствами и регионального сотрудничества.
  3. Укреплять роль России и АСЕАН в региональной архитектуре в соответствии с общими ценностями и нормами, закрепленными в Уставе ООН, Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор), Декларации ВАС о принципах взаимовыгодных отношений (Балийские принципы) и международном праве, в том числе принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела и неприменения силы или угрозы силой, а также с учетом процессов, принципов и норм АСЕАН, включая центральную роль АСЕАН в формирующейся региональной архитектуре.
  4. Углублять консультации по линии Россия — АСЕАН, а также сотрудничество в рамках асеаноцентричных форумов, в том числе посредством проведения регулярных саммитов Россия — АСЕАН, Постминистерских конференций (ПМК) АСЕАН с Российской Федерацией в формате «10 + 1», Совещаний старших должностных лиц, укреплять Совместный комитет сотрудничества Россия — АСЕАН и другие рабочие механизмы российско-асеановского диалогового партнерства, а также усилить взаимодействие и диалог между Постоянным представителем Российской Федерации при АСЕАН и Комитетом постоянных представителей при АСЕАН.
  5. Усиливать координацию в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам, представляющим взаимный интерес, в частности, путем проведения в случае необходимости встреч министров иностранных дел Российской Федерации и государств-членов АСЕАН, в том числе «на полях» сессий Генеральной Ассамблеи ООН, а также совещаний постоянных представителей при ООН.
  6. Плотно работать над укреплением ВАС, где АСЕАН играет роль движущей силы, в качестве площадки для сотрудничества и диалога лидеров по широкому кругу стратегических, политических и экономических вопросов, представляющих взаимный интерес и вызывающих общую озабоченность, в целях обеспечения мира, стабильности и экономического процветания в регионе. Продолжать многосторонние консультации в рамках ВАС по формированию региональной архитектуры безопасности.
  7. Укреплять сотрудничество в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) по продвижению мер доверия и превентивной дипломатии в соответствии с Ханойским планом действий по реализации Заявления «Видение АРФ на период до 2020 года», в том числе в таких областях, как чрезвычайное реагирование, противодействие терроризму и транснациональной преступности, морская безопасность, нераспространение и разоружение, миротворчество, диалог по вопросам обороны, поддерживать центральную и активную роль АСЕАН в АРФ.
  8. Наращивать взаимовыгодное сотрудничество в рамках механизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс») в качестве удобной площадки для диалога и практического взаимодействия, нацеленного на выполнение согласованных профильных планов в области морской безопасности, военной медицины, контртерроризма, гуманитарного содействия и чрезвычайного реагирования, гуманитарного разминирования и миротворчества, а также развивать сотрудничество в указанных сферах между Россией и государствами-членами АСЕАН.
  9. Развивать взаимодействие в рамках других многосторонних механизмов и форумов, включая форум «Азия — Европа» (АСЕМ) и Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), по вопросам, представляющим взаимный интерес и вызывающим общую озабоченность.
  10. Продолжать кооперацию между Россией и АСЕАН в рамках Расширенного морского форума АСЕАН (РМФА).
  11. Развивать сотрудничество в сфере гуманитарного разминирования и ликвидации взрывоопасных пережитков войны в регионе по линии Регионального центра АСЕАН по разминированию, в том числе при возможной поддержке Международного противоминного центра Вооруженных сил Российской Федерации.
  12. Активизировать усилия, прилагаемые государствами-участниками Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Бангкокского договора) и государствами, обладающими ядерным оружием, по урегулированию остающихся вопросов, связанных с подписанием и ратификацией Протокола к данному Договору.
  13. Изучить возможность сотрудничества по укреплению ядерной безопасности, а также применения ядерных гарантий посредством наращивания потенциала, обмена опытом и передовыми методами работы. Содействовать системному, объективному, прозрачному и скоординированному применению соглашений о всеобъемлющих гарантиях и дополнительных протоколов МАГАТЭ.
  14. Изучить возможность кооперации в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении по вопросам, представляющим взаимный интерес, в частности, в сфере укрепления соответствующих режимов.
  15. Расширять практическое взаимодействие военно-медицинских служб Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в рамках Центра военной медицины АСЕАН в целях налаживания практического, эффективного и устойчивого сотрудничества между военно-медицинскими службами государств-членов АСЕАН и стран-участниц «СМОА плюс»; проводить по линии Рабочей группы экспертов по военной медицине совместные учения по оказанию военно-медицинской помощи в кризисных ситуациях.
  16. Изучить возможность сотрудничества по представляющим взаимный интерес миграционным вопросам в соответствии с международным правом и национальным законодательством.

 

Борьба с терроризмом и транснациональной преступностью

 

  1. Способствовать проведению на регулярной основе Консультаций/Совещаний старших должностных лиц Россия — АСЕАН по противодействию транснациональной преступности и заседаний Совместной российско-асеановской рабочей группы по противодействию терроризму и транснациональной преступности в соответствии с взаимными договоренностями, а также обновлять в случае необходимости Рабочий план Россия — АСЕАН по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью, поддерживать и поощрять его выполнение.
  2. Углублять сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, в том числе в соответствии с Совместной декларацией Российской Федерации и АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, подписанной 2 июля 2004 г. в Джакарте (Индонезия) и Рабочим планом АРФ по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью на 2015 — 2017 гг., принятым в ходе 22-й сессии АРФ в Куала-Лумпуре (Малайзия) 6 августа 2015 г.
  3. Укреплять потенциал противодействия терроризму и транснациональной преступности, способствовать его наращиванию, в частности, в том, что касается вопросов правоприменения, работы правоохранительных органов, борьбы с кибертерроризмом и финансированием террористической деятельности, на основе взаимного интереса путем налаживания взаимодействия между учебными центрами в России и АСЕАН, подготовки соответствующих программ и мероприятий, включая курсы повышения квалификации, конференции и семинары.
  4. Укреплять центральную роль ООН в консолидации и координации международных усилий по борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, включая угрозу иностранных террористов-боевиков, принимать меры по устранению способствующих распространению терроризма условий и содействующих терроризму факторов, в том числе посредством выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
  5. Продолжать усилия по выработке и принятию Генеральной Ассамблеей ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.
  6. Способствовать скорейшему подписанию и ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма теми государствами, которые еще этого не сделали.
  7. Принимать меры по развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества в области борьбы с терроризмом на основе международного права, в том числе по линии международных и региональных рамочных механизмов по противодействию терроризму, таких как Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, принимая также во внимание «Конвенцию АСЕАН о борьбе с терроризмом» и «Всеобъемлющий план действий АСЕАН по противодействию терроризму».
  8. Развивать сотрудничество на различных уровнях по контртеррористическим инициативам, нацеленным на устранение условий, способствующих распространению терроризма, насильственного экстремизма и радикализма, включая противодействие распространению террористической и экстремистской идеологии, подстрекательству к совершению террористических актов, в том числе с привлечением представителей гражданского общества, религиозных лидеров, академических кругов, СМИ и делового сообщества.
  9. Поддерживать роль принципа умеренности в борьбе с терроризмом, всеми видами насильственного экстремизма и радикализацией, в том числе через реализацию Декларации ВАС о Глобальном движении умеренных сил.
  10. Обмениваться сведениями о террористических группах и информацией о потенциальных террористических актах и угрозах, в том числе о возможных актах с использованием химического, биологического, радиоактивного или ядерного оружия.
  11. Продолжать обмен информацией о террористических организациях, их лидерах и членах, методах деятельности и инфраструктуре поддержки.
  12. Содействовать сотрудничеству и повышению квалификации сотрудников служб безопасности, привлекаемых к обеспечению особо важных визитов, а также правительственных и международных мероприятий.
  13. Обмениваться информацией о потенциальных террористических актах против своих стран и граждан, делиться передовыми наработками, знаниями и опытом в области предупреждения, пресечения и расследования таких террористических актов, а также в области уголовного преследования террористов и их пособников.
  14. Координировать совместные меры по предотвращению финансирования терроризма.
  15. Сотрудничать в изучении вопросов и тенденций в террористической деятельности.
  16. Проработать возможность взаимодействия по выявлению каналов связи транснациональных преступных групп и террористических организаций.
  17. Сотрудничать в целях искоренения незаконного оборота стрелкового оружия.
  18. Наладить обмен информацией и сотрудничество по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков.
  19. Укреплять кооперацию между Россией и АСЕАН по противодействию незаконному производству наркотиков, их обороту и связанным с наркотиками преступлениям, принимая во внимание, в частности, стремление к созданию «Свободной от наркотиков АСЕАН» путем изучения возможностей сотрудничества между Россией и Центром АСЕАН по борьбе с наркопреступностью (ASEAN-NARCO).
  20. Осуществлять взаимодействие и оказывать взаимную помощь в предупреждении и пресечении торговли людьми и связанных с этим преступлений на основе соответствующих соглашений.
  21. Расширять сотрудничество в борьбе с отмыванием денег, в частности с преступлениями, связанными с использованием доходов, полученных преступным или другим путем, для финансирования террористической деятельности, обмениваться передовым опытом, содействовать наращиванию потенциала и оказывать необходимую поддержку в целях пресечения подобной деятельности.
  22. Развивать механизмы наращивания потенциала и оказывать по взаимной договоренности содействие в подготовке кадров и техническую помощь государствам-членам АСЕАН на базе московского Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
  23. Осуществлять сотрудничество и оказывать взаимную помощь в предотвращении противоправного использования некоммерческих и благотворительных организаций для финансирования терроризма и отмывания денег.
  24. Наладить обмен информацией и сотрудничество в борьбе с изготовлением, сбытом и использованием фальшивых или поддельных средств платежа, а также документов, удостоверяющих личность.
  25. Изучить перспективы взаимодействия по обеспечению международной безопасности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе путем обмена мнениями и продвижения соответствующих инициатив ООН.
  26. Рассмотреть возможность сотрудничества по оказанию взаимной помощи в вопросах предупреждения и пресечения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в террористических целях, в том числе для разжигания ненависти, вербовки и финансирования террористов и оказания им содействия, а также в преступных целях, в частности, связанных с нецелевым использованием ИКТ.
  27. Наращивать взаимодействие в рамках АРФ в сфере безопасности и использования ИКТ, направленное на обеспечение мирной, безопасной и благоприятной для сотрудничества ИКТ-среды и предотвращение конфликтов и кризисов за счет укрепления доверия.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

Торговля и инвестиции

 

  1. Продолжать проводить на регулярной основе встречи Министра экономического развития Российской Федерации и министров экономики государств-членов АСЕАН, а также профильных старших должностных лиц с целью укрепить торговые и инвестиционные связи, и тем самым расширить российско-асеановские торгово-инвестиционные возможности.
  2. Способствовать регулярному обмену опытом и передовыми наработками между заинтересованными органами России и АСЕАН по вопросам политики и нормативной базы в области торговли и инвестиций, включая тематику заключения соглашений о свободной торговле, а также таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, принятие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия.
  3. Продолжать содействие развитию российско-асеановских экономических отношений путем эффективного осуществления «Дорожной карты» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия — АСЕАН, одобренной в 2012 г., регулярно обновлять по взаимной договоренности Программу действий по ее реализации в целях наращивания взаимовыгодных торговых и инвестиционных потоков между Россией и АСЕАН.
  4. Обеспечивать эффективную защиту прав интеллектуальной собственности на основе соответствующих положений международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государства-члены АСЕАН, а также национальных законодательств в данной сфере.
  5. Укреплять сотрудничество и создавать возможности для взаимодействия деловых сообществ России и АСЕАН, в том числе через проведение деловых саммитов, диалогов и инвестиционных симпозиумов для повышения степени осведомленности предпринимательских кругов о преимуществах ведения бизнеса в России и АСЕАН, а также поддержку деятельности Делового совета Россия — АСЕАН.
  6. Организовывать на регулярной основе взаимные поездки делегаций предпринимателей России и государств-членов АСЕАН с целью установления прямых деловых контактов и обмена информацией о торговых и инвестиционных возможностях.
  7. Продвигать государственно-частное партнерство (ГЧП) в интересах взаимовыгодной мобилизации инвестиций частного сектора, а также шире привлекать к сотрудничеству частный сектор, особенно микро-, малые и средние предприятия (ММСП), способствовать развитию взаимоотношений между бизнес-сообществами, в том числе через Деловой Совет Россия — АСЕАН, Деловой консультативный совет АСЕАН и торгово-промышленные палаты в целях развития деловых сетей и возможностей.
  8. Поощрять участие ММСП России и государств-членов АСЕАН в выставках, ярмарках, конференциях, семинарах, совместных бизнес-миссиях и других деловых мероприятиях, обмениваться информацией о таких мероприятиях.
  9. Создавать благоприятные условия для притока прямых иностранных инвестиций в Россию и государства-члены АСЕАН через налаживание сотрудничества между ведомствами, занимающимися поощрением инвестиций, связей между инвесторами и местными предпринимателями, а также через упрощение получения информации, в особенности относительно норм, правил и политики, оказывающих влияние на инвестиции.
  10. Содействовать сотрудничеству в представляющих взаимный интерес сферах торговли и инвестиций, включая, помимо прочего, «зеленые» технологии, интеллектуальную собственность и электронную торговлю.
  11. Изучить возможность взаимодействия и диалога в сфере статистики внешнего сектора в целях повышения качества и сопоставимости баз данных.
  12. Способствовать продвижению сотрудничества в рамках многосторонних организаций и форумов, включая Всемирную торговую организацию (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирный экономический форум (ВЭФ), форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), в интересах укрепления открытой, инклюзивной и основанной на твердых правилах многосторонней торговой системы, а также стабильной и сбалансированной финансовой архитектуры.
  13. Укреплять координацию и сотрудничество по проблематике «Группы двадцати», включая поддержку продолжения практики участия Председателя АСЕАН во встречах «Группы двадцати» на высшем уровне и, при необходимости, в сопутствующих мероприятиях.
  14. Поддерживать региональные интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Сообщества АСЕАН, в том числе усилия по сокращению разрыва в уровне развития их государств-членов, а также способствовать расширению контактов между ЕАЭС и АСЕАН.
  15. Изучить возможность взаимовыгодного сотрудничества между ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.

Финансы

 

  1. Содействовать развитию финансового сектора и обеспечению большей финансовой стабильности путем взаимных обменов знаниями, опытом и экспертной информацией, сотрудничества по защите прав потребителей финансовых услуг, повышения финансовой грамотности, расширения доступа к финансовым услугам, а также укрепления потенциала.
  2. Стимулировать сотрудничество по развитию инфраструктуры в России и государствах-членах АСЕАН через поощрение долгосрочных устойчивых инвестиций в инфраструктуру с подключением при необходимости государственно-частного партнерства.
  3. Способствовать расширению доступа к финансовым услугам в целях достижения устойчивого и инклюзивного экономического роста посредством продвижения инициатив, направленных на упрощение доступа физических лиц, а также малых и средних предприятий к финансовым услугам и материальной поддержке. Развивать такие направления, как наращивание потенциала и предоставление технической помощи, а также разработка систем финансового регулирования, ориентированных на потребителя.
  4. Изучить возможность сотрудничества по содействию реформе глобальной экономической и финансовой архитектуры в целях защиты мировой и региональной экономики от будущих кризисов, в частности, при помощи инициатив, направленных на реформирование системы финансового регулирования.

 

Энергетика

 

  1. Продолжать на регулярной основе проводить совещания старших должностных лиц России и АСЕАН по вопросам энергетики в целях развития энергетической кооперации с учетом, в том числе, Плана действий АСЕАН по сотрудничеству в области энергетики на 2016 — 2025 гг.
  2. Выполнить Рабочую программу Россия — АСЕАН по сотрудничеству в сфере энергетики на 2016 — 2020 гг. и сопутствующие документы.
  3. Изучить возможность сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики и смежных отраслях.
  4. Укреплять сотрудничество по обеспечению безопасности и устойчивости энергетики через проведение исследований, разработку, производство и применение возобновляемых и альтернативных источников энергии, таких как солнечная и ветряная энергия, энергия морских приливов и волн, геотермальных вод и биомассы, а также продвижение экологически чистых и энергосберегающих технологий.
  5. Способствовать реализации программ, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности, рационального потребления электроэнергии и сохранения энергоресурсов, в частности, путем повышения энергоэффективности, а также наращивания институционального потенциала и более активного привлечения частного сектора.
  6. Создавать благоприятные условия для торговли и инвестирования в сфере энергетики, в том числе в энергетическую инфраструктуру и проекты в нефтегазовом секторе, а также выявлять инвестиционные возможности в рамках крупных проектов энергетической инфраструктуры.
  7. Развивать и укреплять институциональные связи между Россией и АСЕАН, в том числе с Центром АСЕАН по энергетике, в целях проведения совместных НИОКР в сфере энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, энергетической безопасности, политики и планирования, а также создания программ сотрудничества и изучения возможностей кооперации в сфере регулирования безопасности в энергетике.
  8. Проработать возможности поощрения использования экологически чистых технологий при добыче нефти и газа.
  9. Обмениваться информацией и передовым опытом в области разведки, добычи, перевозки и использования нефти, газа и продуктов их переработки.
  10. Поддерживать программы электрификации сельских домашних хозяйств, в том числе на основе использования солнечной энергии, биомассы, биогаза, гидро- и автономных электростанций малой мощности.

 

Промышленность и минеральные ресурсы

 

  1. Развивать взаимовыгодное сотрудничество в области добычи минеральных ресурсов через активизацию торговли и инвестиций, обмен информацией и опытом, наращивание потенциала, в первую очередь в сфере людских ресурсов, создание платформы для диалога, в котором частный сектор сможет участвовать более эффективно и действенно.
  2. Поощрять взаимное участие инжиниринговых компаний Российской Федерации и государств-членов АСЕАН в крупных проектах, включая совместное инвестирование.
  3. Способствовать наращиванию потенциала в геологическом и горнодобывающем секторах в целях удовлетворения нынешних и будущих потребностей горнодобывающей промышленности и экономик России и государств-членов АСЕАН.
  4. Расширять отраслевое сотрудничество в области высоких технологий, таких как производство композиционных материалов и разработка энергоэффективных и энергосберегающих технологий в промышленности.
  5. Изучить потенциал взаимодействия в сфере геологических исследований, инноваций и внедрения передовых технологий использования редких минералов и редкоземельных металлов в интересах взаимовыгодной разработки продуктов с высокой добавленной стоимостью.
  6. Проработать возможность сотрудничества в области добычи полезных ископаемых, в частности наращивания потенциала и обмена передовым опытом, в том числе по регулятивным аспектам промышленной безопасности на добывающих предприятиях, поощрения экологически и социально устойчивого развития.

 

Транспорт

 

  1. Содействовать проведению регулярных консультаций и укреплять сотрудничество в транспортной сфере в целях обмена передовым опытом в области инфраструктурных сетей морского, автодорожного и железнодорожного транспорта, гражданской авиации, а также безопасности на дорогах.
  2. Углублять экономическую интеграцию путем налаживания внутри- и межрегиональных перевозок, в том числе с использованием воздушного, морского и наземного транспорта.
  3. Изучить возможности обмена информацией об инновациях и передовом опыте в сфере транспортных инфраструктурных сетей.
  4. Проработать возможность сотрудничества в реализации Стратегического плана АСЕАН в сфере транспорта на 2016 — 2025 гг. и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

 

Продовольственная безопасность, сельское и лесное хозяйство

 

  1. Регулярно проводить Совещания старших должностных лиц Россия — АСЕАН по сельскому хозяйству, содействовать налаживанию связей и взаимодействия между заинтересованными ведомствами с привлечением экспертов в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности, лабораторий, профильных научных институтов, фермеров и торговых предприятий России и государств-членов АСЕАН.
  2. Расширять сотрудничество по выполнению Рабочей программы сотрудничества Россия — АСЕАН в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности, регулярно ее обновлять, в том числе с учетом Комплексной концепции АСЕАН по продовольственной безопасности и Стратегического плана действий по обеспечению продовольственной безопасности в регионе АСЕАН на 2015 — 2020 гг.
  3. Стимулировать инвестиции, наращивание потенциалов, обмен опытом и передовыми практиками, а также передачу и внедрение новых технологий в аграрном, пищевом и лесохозяйственном секторах, а также в научных исследованиях и разработках, включая связанные с этой деятельностью техническую помощь и финансовую поддержку.
  4. Развивать людские ресурсы в области сельского хозяйства путем предоставления фермерам из России и стран АСЕАН возможностей осваивать техники, методы управления и практику сельскохозяйственной деятельности посредством наращивания потенциалов, подготовки кадров и информационно-разъяснительной работы.
  5. Проводить экспертные консультации по сотрудничеству в областях растениеводства и животноводства, охраны здоровья домашнего скота, мелиорации и переработки отходов сельского хозяйства и пищевого производства.
  6. Осуществлять обмен экспертами по разведению новых видов аквакультуры, обмениваться технологиями рыбоводства и проводить консультации по различным вопросам рыбного промысла.
  7. Поощрять практику ответственного рыболовства и бороться с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым рыболовством, в частности, в целях поддержания объема рыбных ресурсов, обеспечения продовольственной безопасности, сокращения уровня бедности и оптимизации выгоды для населения и экономик региона.
  8. Изучить возможности сотрудничества в сфере продовольственной безопасности, в том числе посредством проведения экспертных консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обмена информацией об опасных продуктах питания, обнаруженных на рынках Российской Федерации и государств-членов АСЕАН.

 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

 

  1. Расширять сотрудничество в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая обмен передовым опытом формирования правовых основ разработки отраслевой политики и развития технологий.
  2. Изучить возможности сотрудничества в области ИКТ путем проведения семинаров и организации обучения на таких направлениях, как дистанционное образование, телемедицина, информационная безопасность, разработка программного обеспечения для распознавания электронной подписи, цифровой контент, электронное правительство, электронная торговля, управление спектром, спутниковые технологии, а также смягчение последствий изменения климата и управление рисками стихийных бедствий.
  3. Поощрять обмен знаниями между правительствами, частным сектором и промышленными группами в целях содействия инвестированию в ИКТ, в том числе в широкополосную связь и широкополосные приложения в России и АСЕАН.
  4. Укреплять сотрудничество и стимулировать наращивание потенциалов в области информационной безопасности и кибербезопасности, совместные исследования и разработки в сфере интерактивных цифровых средств информации.
  5. Содействовать обмену опытом применения информационных технологий (ИТ) в образовании, разработке учебных программ и обучению преподавателей в сфере ИТ.

 

Туризм

 

  1. Поддержать продолжение консультаций между Россией и АСЕАН, в том числе «на полях» Туристского форума АСЕАН, по развитию сотрудничества в области туризма, включая вопросы совместного маркетинга туристических услуг, связи в чрезвычайных ситуациях, инвестиций в туризм и стандартов туристической деятельности с целью продвижения национальных туристических продуктов.
  2. Расширять российско-асеановские программы наращивания потенциала в туристическом секторе и продолжать взаимодействие в области профессиональной подготовки и повышения квалификации в туризме, включая организацию курсов русского языка для заинтересованных участников туристической деятельности из государств-членов АСЕАН.
  3. По возможности обмениваться информацией и развивать передовые практики в области обеспечения безопасности туристов и доступа к медицинским и туристическим услугам в России и государствах-членах АСЕАН, а также рассмотреть вопрос о разработке соответствующих руководящих принципов для туристических администраций и других органов.
  4. Содействовать участию частного сектора в мероприятиях по развитию туризма, таких как туристические ярмарки, выставки и туристические фестивали, включая Туристский форум АСЕАН и Международный туристический форум в России.

 

Наука, технологии и инновации

 

  1. Проводить регулярные заседания Рабочей группы Россия — АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС), а также осуществлять и обновлять в случае необходимости План действий Россия — АСЕАН в сферах науки, технологий и инноваций в целях развития взаимовыгодного научно-технологического сотрудничества.
  2. Стимулировать взаимовыгодные научные и технологические исследования и обмены между Российской Федерацией и государствами-членами АСЕАН, а также обмен научно-технологической информацией, среди прочего, в перспективных областях, таких как разработка передовых материалов и биологические науки в интересах разработки продукции с высокой добавленной стоимостью.
  3. Содействовать участию представителей друг друга, в том числе молодых ученых и экспертов, в научно-технологических выставках, конференциях, семинарах и других международных мероприятиях по вопросам науки и технологий.
  4. Рассмотреть возможность сотрудничества и наращивания потенциалов в области применения космических технологий.

 

III. СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Культура

 

  1. Развивать культурное сотрудничество посредством экспертных консультаций по вопросам культуры в целях подготовки и проведения Россией и АСЕАН совместных культурных мероприятий.
  2. Поощрять программы обмена и расширения связей, подготовку кадров и проведение совместных семинаров в области культуры и искусства, в том числе, по взаимной договоренности, на коммерческой основе.
  3. Способствовать взаимодействию между крупными культурными учреждениями, в том числе библиотеками и музеями, предприятиями сферы культуры и индустрии творчества.
  4. Способствовать повышению уровня информированности и более глубокому пониманию традиций, наследия и культур друг друга посредством организации культурных обменов, художественных выставок, кинофестивалей и других культурных мероприятий, проводимых в Российской Федерации и государствах-членах АСЕАН, включая выступления Молодежного симфонического оркестра Россия — АСЕАН.
  5. Поощрять изучение русского языка в государствах-членах АСЕАН, в том числе, поддерживая расширение Россией сети российских культурных центров.

 

Ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайное реагирование

 

  1. Поощрять регулярные консультации между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Комитетом АСЕАН по чрезвычайному реагированию в целях обеспечения синергии многосторонних механизмов сотрудничества в сфере чрезвычайного реагирования.
  2. Укреплять сотрудничество в сфере чрезвычайного реагирования и гуманитарной помощи посредством, в частности, обмена опытом и передовыми практиками и реализации программ укрепления потенциалов.
  3. Укреплять взаимодействие по поддержке реализации Соглашения АСЕАН о сотрудничестве в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайного реагирования и деятельности Координационного центра АСЕАН по оказанию гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях (АНА-центр).
  4. Изучить перспективы налаживания взаимовыгодного партнерства между МЧС России и АНА-центром АСЕАН и, по мере возможности, укреплять сотрудничество в области гуманитарной помощи и чрезвычайного реагирования по гражданской и военной линиям.
  5. Проработать возможность сотрудничества в области применения передовых технологий предупреждения и реагирования на стихийные бедствия.

 

Окружающая среда, изменение климата и биологическое разнообразие

 

  1. Изучить возможность сотрудничества по поддержанию региональных и международных усилий в сфере охраны окружающей среды, устойчивого лесопользования, трансграничного загрязнения, сохранения биологического разнообразия, охраны прибрежной и морской среды, а также изменения климата, учитывая Парижское соглашение, принятое на основе Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в целях содействия наращиванию потенциала, обмену знаниями и опытом в области природопользования и охраны окружающей среды, в частности, в отношении сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования природных ресурсов с учетом вызовов, связанных с изменением климата.
  2. Проработать возможность запуска программ/проектов по укреплению сотрудничества в области исследований изменения климата, разработки надлежащих мер адаптации к нему и смягчению его последствий, а также предоставления технической и финансовой помощи с целью повышения потенциала реагирования на изменение климата.
  3. Рассмотреть возможность сотрудничества и оказания содействия в применении авиационных технологий для борьбы с лесными и торфяными пожарами в государствах-членах АСЕАН.
  4. Содействовать сотрудничеству между заинтересованными организациями, которые будут определены Россией и АСЕАН, включая соответствующие органы Российской Федерации и Центр АСЕАН по биоразнообразию, в области сохранения биологического разнообразия, в том числе по разработке соответствующей политики, наращиванию потенциала, управлению и обмену данными, а также информированию населения.

 

Здравоохранение, пандемическая готовность и реагирование на пандемии

 

  1. Способствовать обмену технологиями и информацией в области общественного здравоохранения, касающейся пропаганды здорового образа жизни, реагирования на любые потенциальные риски и возникающие угрозы, укрепления систем здравоохранения и расширения доступа к медицинскому обслуживанию, а также повышения продовольственной безопасности.
  2. Содействовать сотрудничеству по обеспечению доступа народов стран АСЕАН к чистой воде, чистому воздуху, базовым услугам здравоохранения и другим социальным услугам, с тем, чтобы они могли вести здоровый и продуктивный образ жизни и тем самым вносить вклад в развитие АСЕАН и мирового сообщества.
  3. Совместно работать в целях повышения готовности и наращивания потенциала АСЕАН в области реагирования на новые инфекционные заболевания, включая в том числе пандемии и другие потенциальные угрозы здоровью населения и биоугрозы. Меры по планированию готовности, профилактике и контролю, а также наращиванию потенциала будут включать, в частности, такие направления как усиление мониторинга, формирование лабораторных сетей, развитие людских ресурсов и обмен информацией.
  4. Сотрудничать и координировать усилия, в том числе с соответствующими международными организациями, в решении глобальных и региональных проблем, связанных с инфекционными заболеваниями, обладающими пандемическим потенциалом, и повышении глобальной безопасности в области здравоохранения, в том числе путем проведения консультаций между соответствующими учреждениями здравоохранения России и государств-членов АСЕАН.
  5. Стимулировать сотрудничество в области здравоохранения, включая техническое содействие и помощь в наращивании потенциала со стороны России государствам-членам АСЕАН для борьбы с инфекционными заболеваниями, препятствующими развитию, и способствовать реализации Целей в области устойчивого развития в сфере здравоохранения.
  6. Поощрять сотрудничество в области исследования, разработки и производства новых препаратов для профилактики, диагностики и лечения с целью облегчения доступа населения к медицинской профилактике и лечению инфекционных заболеваний.

 

Образование, молодежные обмены и контакты между людьми

 

  1. Сосредоточиться на расширении сотрудничества в области образования и обмена знаниями среди молодежи и студентов.
  2. Содействовать повышению уровня взаимной осведомленности и знаний о России и АСЕАН путем осуществления образовательных обменов и контактов между людьми, особенно между представителями молодежи.
  3. Расширять сотрудничество в сфере образования посредством налаживания партнерских отношений между университетами, проведения совместных исследований и обменов между учеными, преподавателями/профессорами и студентами высших учебных заведений во взаимодействии с Университетской сетью АСЕАН и другими региональными университетскими сетями, а также путем содействия в области технического и профессионального образования и подготовки.
  4. Поддерживать наращивание потенциала АСЕАН через российские стипендиальные программы и рассмотреть возможности увеличения числа стипендий для асеановских студентов с целью получения ими высшего образования в России.
  5. Содействовать более тесному сотрудничеству для максимального использования возможностей Центра АСЕАН при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО — Университет) в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между МГИМО и Секретариатом АСЕАН об учреждении Центра АСЕАН от 23 июля 2009 года, в том числе посредством кооперации между Центром АСЕАН и Университетской сетью АСЕАН, а также между образовательными учреждениями России и АСЕАН.
  6. Способствовать повышению осведомленности и контактам между людьми, в том числе путем организации поездок в Россию и АСЕАН студентов, молодежи, представителей научных кругов, ученых и дипломатов в целях содействия развитию отношений между народами России и АСЕАН.
  7. Повышать уровень взаимной информированности и понимания культуры друг друга, в том числе посредством организации молодежных саммитов, презентаций культурных достижений, кинофестивалей, молодежных лагерей и других форм контактов между представителями молодежи.

 

Физическая культура и спорт

 

  1. Содействовать сотрудничеству в области спорта путем налаживания прямых контактов между спортивными ведомствами и организациями России и государств-членов АСЕАН.
  2. Поощрять участие в спортивных мероприятиях, проводимых в России и в государствах-членах АСЕАН.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО ПО СОКРАЩЕНИЮ РАЗРЫВОВ В УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ И ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТИ

 

Сокращение разрывов в уровнях развития

 

  1. Приветствовать оказание Россией возможной дальнейшей поддержки усилий АСЕАН по сокращению разрывов в уровнях развития внутри государств-членов АСЕАН и между ними, в том числе в контексте Инициативы интеграции АСЕАН (ИАИ), содействие инклюзивному и устойчивому экономическому росту в соответствии со вторым Рабочим планом реализации ИАИ и следующим соответствующим документом.
  2. Обмениваться лучшими практиками и опытом между Россией и АСЕАН в области сокращения разрывов в уровнях развития.

 

Взаимосвязанность

 

  1. Изучить пути сотрудничества в обеспечении взаимосвязанности АСЕАН в трех ключевых измерениях — физическом, институциональном и межчеловеческом, в том числе проработать возможность совместной реализации инфраструктурных проектов, предусмотренных Генеральным планом взаимосвязанности АСЕАН, а также проектов строительства международных транспортных коридоров и создания логистических цепочек, охватывающих все виды транспорта, включая авиационный, морской и наземный, в целях укрепления связей между Россией и Юго-Восточной Азией.
  2. Изучить возможности налаживания диалога между заинтересованными российскими ведомствами и Координационным советом АСЕАН по взаимосвязанности в целях укрепления взаимосвязанности между Россией и АСЕАН.
  3. Поощрять усилия по облегчению визового режима между Россией и АСЕАН, в частности, способствуя установлению взаимовыгодного режима выдачи деловых виз.
  4. Продвигать государственно-частное партнерство (ГЧП) и обмен знаниями, технологиями и опытом в сфере развития инфраструктуры, а также изучить возможность сотрудничества в области ГЧП и другие способы привлечения инвестиций частного сектора в развитие инфраструктуры.
  5. Содействовать сотрудничеству между Россией и АСЕАН в области воздушного и морского транспорта, рассмотреть возможность создания консультативного механизма Россия — АСЕАН по вопросам сотрудничества в области воздушного и морского транспорта в целях развития взаимосвязанности.

 

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

 

  1. Настоящий Комплексный план действий будет выполняться профильными ведомствами Российской Федерации и государств-членов АСЕАН при соответствующей финансовой поддержке со стороны правительств Российской Федерации и государств-членов АСЕАН, в том числе по линии Финансового фонда диалогового партнерства Россия — АСЕАН (ФФДП).
  2. Регулярное рассмотрение хода выполнения настоящего Комплексного плана действий будет проводиться в рамках существующих механизмов диалогового партнерства Россия — АСЕАН.

142. Отчеты о ходе выполнения Комплексного плана действий будут предоставляться на ежегодных Постминистерских конференциях АСЕАН с Российской Федерацией в формате «10 + 1».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code