Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2015 N Ф06-3369/2015 по делу N А65-5564/2015

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для обслуживания торгового павильона, обязании устранить допущенные нарушения.

Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что объект недвижимости (торговый павильон) находится на землях общего пользования.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что испрашиваемый земельный участок располагается за пределами красной линии и находится в пределах границы территории общего пользования.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2015 г. N Ф06-3369/2015

Дело N А65-5564/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителя:

заявителя — Каримова М.Р. (доверенность от 10.10.2014),

в отсутствие:

заинтересованного лица — извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Венеры Валерьевны

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2015 (судья Иванов О.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)

по делу N А65-5564/2015

по заявлению индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Венеры Валерьевны, г. Чистополь, к Палате земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Рахматуллина Венера Валерьевна (далее — заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан к Палате земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, согласно которому заявитель просил: признать незаконным решение ответчика, выраженное в письме от 28.01.2015 N 17, об отказе заявителю в предоставлении в собственность земельного участка площадью 83,2 кв. м, кадастровый номер 16:54:080201:16, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистопольский муниципальный район, г. Чистополь, ул. Часовая, д. 2А; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя путем принятия в месячный срок со дня вступления решения суда в силу решения о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 83,2 кв. м, кадастровый номер 16:54:080201:16, расположенного по адресу: РТ, Чистопольский муниципальный район, г. Чистополь, ул. Часовая, д. 2А, для обслуживания торгового павильона и путем подготовки и направления в месячный срок со дня вступления решения суда в силу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, индивидуальный предприниматель Рахматуллина Венера Валерьевна на праве собственности имеет нежилое панельное строение (торговый павильон «Талисман»), кадастровый N 16:54:08 02 01:0016:0015, 1-этажный, общая площадь 73 кв. м, инв. N 10183, лит. А, объект N 1, адрес объекта: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Часовая, зд. 2А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.06.2011 серии 16-АК N 125155 (л.д. 9).

Земельный участок под зданием объекта с кадастровым номером 18:54:080201:0016 площадью 83,2 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Часовая, 2А, принадлежит заявителю на праве аренды в соответствии с Договором аренды земельного участка от 25.06.2002 N 108/02, в редакции соглашения о продлении срока аренды от 24.11.2014 (л.д. 23 — 24).

Предприниматель 15.01.2015 обратился в Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под объектом, на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Палата земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан письмом от 28.01.2015 N 17 сообщила предпринимателю, что по информации, предоставленной Отделом архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (листок согласования N 01/15-20), объект недвижимости (торговый павильон «Талисман») находится на землях общего пользования.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действующей на дату обращения заявителя к ответчику, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами прямо установлен пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в аренду, так как отделом архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в листе согласования N 01/15-20 установлено, что спорный земельный участок является местом общего пользования, земельный участок не подлежит приватизации в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ. Генеральный план города Чистополя утвержден решением Совета Чистопольского муниципального района от 23.12.2008 N 28/4 «О генеральном плане города Чистополь». Палатой земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в материалы дела была представлена Выкопировка из генплана г. Чистополя. Согласно указанной Выкопировки из генплана г. Чистополя со ссылкой на СНиП 2.07.01-89*, подтвержден факт нахождения земельного участка в местах общего пользования.

Кроме того, согласно пункту 6.23* «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости.

Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий «транспорт-транспорт» при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий «пешеход-транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8 x 40 и 10 x 50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

Установив, что испрашиваемый земельный участок располагается за пределами красной линии и находится в пределах границы территории общего пользования, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суды обоснованно признали правомерным оспариваемый отказ.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, а также федеральными законами.

Данное право является исключительным, т.е. никто, кроме собственника, не имеет права на приватизацию участка, занятого таким зданием, строением, сооружением.

Нормы статьи 36 ЗК РФ устанавливают, в каком порядке должны совершаться действия, в том числе при приобретении земельного участка в частную собственность.

В частности, для приобретения соответствующих прав граждане или юридические лица, указанные в названной статье (собственники объектов недвижимости), обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30.09.2011) утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. К перечню документов отнесен, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка (пункт 6).

Таким образом, кадастровый паспорт земельного участка является обязательным и необходимым документом для решения соответствующего вопроса.

Более того согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт земельного участка и внесенные на его основе сведения в государственный кадастр недвижимости подтверждают существование конкретного объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи и все сведения по обременению, с описанием границ и описанием узловых и поворотных точках.

Вместе с тем, в материалы дела кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка представлен не актуальный по состоянию на 11.09.2002 и без сведений о наличии обременений и описания границ.

В подтверждение довода о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования в материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, согласно которым земельный участок под строительство торгового павильона располагается в красных линиях перекрестка улицы Часовая и улицы Зеленая.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).

Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).

Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, выкопировку Генерального плана города Чистополь, заключение уполномоченного органа, проанализировав положения статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности и перечне подлежащих включению в эти системы сведений, судебные инстанции установили, что названные сведения достоверно свидетельствуют о расположении спорного земельного участка за пределами красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения, суд кассационной инстанции руководствовались частью 2 пункта 7 статьи 36, пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, пунктами 11, 12 статьи 1, статьями 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2015 по делу N А65-5564/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code