Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 N 4-АПГ15-42

Об оставлении в силе решения Московского областного суда от 26.08.2015 об отказе в признании недействующим распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (в редакции распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 12.05.2014 N 182-РМ).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-42

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Макаровой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ратникова Н.П. о признании недействующим в части распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (в редакции распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 12 мая 2014 года N 182-РМ) по апелляционной жалобе Ратникова Н.П. на решение Московского областного суда от 15 июля 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Ратникова Н.П. — Махенькова А.Г., Савицкого Р.В., поддержавших требования апелляционной жалобы, представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Петросяна А.А., представителя Министерства имущественных отношений Московской области Васильева С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством экологии и природопользования Московской области (далее — Минэкологии Московской области) издано распоряжение от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее — Распоряжение N 564-РМ).

Указанный нормативный правовой акт опубликован 26 ноября 2013 г. на официальном сайте Минэкологии Московской области (http://mep.mosreg.ru) и 27 ноября 2013 г. в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 223.

В Распоряжение N 564-РМ вносились изменения распоряжением Минэкологии Московской области от 12 мая 2014 г. N 182-РМ «О внесении изменений в распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель» и распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 августа 2015 г. N 13вр-1412 «Об устранении ошибок в результатах государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области».

Названные нормативные правовые акты опубликованы соответственно 15 мая 2014 г. и 3 декабря 2015 г. в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 85 и 227.

Ратников Н.П. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании Распоряжения N 564-РМ (в редакции от 12 мая 2014 г.) недействующим в части сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами <…>, содержащихся в пп. 30911 — 30920, 30922 — 30931, 30933 — 30942, 30944 — 30953, 30955 — 30964, 30966 — 30975, 30977 — 30986, 30988 — 30997, 30999 — 31008, 31010 — 31019, 31021 — 31030, 31032 — 31041, 31043 — 31052, 31054 — 31063, 31065 — 31074, 31076 — 31085, 31087 — 31096, 31098 — 31107, 31109 — 31118, 31120 — 31129, 31131 — 31140, 31142 — 31151, 31153 — 31162, 31164 — 31173, 31175 — 31184, 31186, 31187 раздела 50 «Раменский муниципальный район» приложения N 1 к оспариваемому нормативному правовому акту.

В заявлении Ратников Н.П. указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт вынесен в нарушение правил проведения государственной кадастровой оценки. Утверждение результатов оценки, а также внесение результатов оценки в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, право собственности на которые не оформлено в установленном законом порядке, противоречат гражданскому законодательству, законодательству об оценочной деятельности и законодательству в сфере ведения государственного кадастра недвижимости.

Заявитель полагает, что его права нарушены, поскольку утвержденная оспариваемым распоряжением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <…> определена неправильно, что ведет к завышению налоговой базы по земельному налогу, который заявитель обязан уплачивать как собственник данных объектов недвижимого имущества.

Решением Московского областного суда от 15 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.

Прокуратурой Московской области и Минэкологии Московской области поданы возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ратников Н.П. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <…> — <…> образованных путем раздела из земельного участка с кадастровым номером <…>.

Учет образованных земельных участков в государственном кадастре недвижимости осуществлен в 2012 году по заявлению предыдущего собственника земельного участка, на основании его решения о разделе участка с кадастровым номером <…> и работ по межеванию. Поскольку право собственности на образованные земельные участки в установленном законом порядке зарегистрировано не было, то на момент формирования перечня для проведения государственной кадастровой оценки (1 января 2013 г.) сведения об указанных земельных участках, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, носили временный характер.

Распоряжением N 564-РМ утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <…> — <…>, а также земельного участка с кадастровым номером <…>.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая Распоряжение N 564-РМ в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходил из следующего.

В силу пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) определен порядок проведения государственной кадастровой оценки.

Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее — Перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. N 648 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке» (далее — Порядок).

В соответствии со статьей 24.13 Закона об оценочной деятельности при формировании Перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Минэкологии Московской области принято распоряжение от 8 февраля 2013 г. N 34-РМ «О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году». Запрос заказчика работ по государственной кадастровой оценке (Минэкологии Московской области), содержал необходимые сведения, предусмотренные Порядком, характеристики образуемых земельных участков были включены в государственный кадастр недвижимости в полном объеме, земельным участкам были присвоены кадастровые номера, и эти сведения об образуемых земельных участках были указаны в Перечне.

Требования Закона об оценочной деятельности и Порядка, предъявляемые к формированию Перечня, были соблюдены.

На момент проведения государственной кадастровой оценки земель Минэкологии Московской области было наделено полномочиями по утверждению в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 апреля 2013 г. N 277/12.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжение N 564-РМ опубликовано в установленном порядке.

Таким образом, Минэкологии Московской области действовало в рамках своей компетенции с соблюдением требований проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель, в том числе предъявляемых к порядку введения в действие нормативного правового акта.

Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что включение в Перечень сведений об образуемых земельных участках, носящих временный характер, противоречит пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости).

Как указано в части 2 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 1 части 3 Закона о государственном кадастре недвижимости датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости).

В данном случае всем образуемым участкам были присвоены кадастровые номера.

В статье 4 Закона о государственном кадастре недвижимости установлены принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно пункту 9 указанной статьи в случаях, установленных названным федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном названным федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Пунктом 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного федерального закона, согласно которой такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.

Из анализа указанных норм следует, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, запрета на проведение государственной кадастровой оценки в отношении объектов, сведения о которых носят временный характер, действующее в указанной сфере законодательство не содержит.

Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что образуемые земельные участки до момента государственной регистрации прав на них не существовали как объекты недвижимости, не являлись самостоятельным объектом гражданских прав и поэтому не подлежали государственной кадастровой оценке, основан на неправильном толковании норм материального права.

По смыслу положений статьи 128, части 1 статьи 130, статьи 131 ГК РФ, пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся недвижимые вещи, в том числе земельные участки. Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», земельные участки являются объектом недвижимости в силу своих природных свойств. При этом необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение закон устанавливает в целях обеспечения стабильности гражданского оборота.

Отсутствие зарегистрированных прав на земельные участки не является препятствием в их учете для целей публично-правовых отношений по проведению государственной кадастровой оценки.

Довод апелляционной жалобы о том, что утвержденные Распоряжением N 564-РМ результаты государственной кадастровой оценки противоречат Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (приказ Минэкономразвития от 12 августа 2006 г. N 222), поскольку кадастровая стоимость образуемых земельных участков с кадастровыми номерами <…> — <…> должна была быть определена на основе установленного решением суда удельного показателя преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <…>, не подлежит оценке в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта.

Согласно разъяснениям пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о признании нормативного правового акта недействующим не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что само по себе включение в Перечень образуемых земельных участков не нарушает прав заявителя, поскольку не лишает его возможности оспорить кадастровую стоимость образуемых земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, либо оспорить действия (бездействие) соответствующего уполномоченного органа, связанные с определением размера кадастровой стоимости.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 15 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ратникова Н.П. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code