Часть 3. О некоторых вопросах квалификации и расследования незаконного возмещения НДС

3. Рекомендации по расследованию преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС экспортерам

3.1. Характеристика механизма совершения преступления.

Говоря о методике расследования данного вида преступлений, необходимо в первую очередь остановиться на механизме совершения преступления, связанного с незаконным возмещением НДС, который включает в себя три основных этапа: подготовительный, центральный и заключительный.

1. Подготовительный этап.

На этом этапе создаются необходимые условия для достижения преступного результата и последующего сокрытия следов.

В процессе подготовки участники преступной группы:

— регистрируют или приобретают готовые пакеты документов на уже зарегистрированные организации. Как правило, учредителями этих организаций являются лица, не имеющие никакого отношения к их реальной деятельности (утратившие паспорт, либо предоставившие его за определенное вознаграждение сотрудникам компаний, специализирующихся на регистрации юридических лиц);

— открывают в одном банке (филиале банка) расчетные счета всем фирмам, включенным в цепочку поставщиков-получателей товара;

— оформляют контракт с иностранной фирмой на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, в уполномоченном банке оформляется паспорт сделки;

— оформляют договоры поставки между включенными в цепочку фирмами, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи товаров, договоры комиссии (агентирования, поручения) без фактической оплаты якобы поставляемых товаров, выполненных работ или оказанных услуг (В целях имитации движения товаров либо значительного увеличения стоимости реально поставляемых товаров);

— в таможенном органе регистрируют в качестве участников ВЭД  организацию — экспортер, комиссионера, поверенного;

— представляют в таможенный орган необходимые документы  и получают учетную карту участника ВЭД.

Последующие действия участников преступной группы связаны с:

— помещением товаров под таможенный режим экспорта. С этой целью оформляются грузовые таможенные декларации (ГТД), счета-инвойсы, международные товарно-транспортные накладные (СМR) и иные документы, необходимые для обеспечения перемещения груза через таможенную границу Российской Федерации. (В зависимости от избранного способа в представляемых в таможенные органы документах может существенно завышаться цена экспортируемого товара (работ, услуг), указываться более ценный товар, чем реально экспортируемый, либо документы могут полностью фальсифицироваться. В последнем случае товар реально через таможенную границу не перемещается, изготавливаются лишь необходимые документы;

— созданием условий для последующей имитации движения денежных средств, источником которых является якобы экспортная выручка, и выделением из суммы, соответствующей стоимости экспортируемого товара (работ, услуг), налога на добавленную стоимость, размер которого и является непосредственным предметом посягательства. Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, должна корреспондировать с задолженностью экспортера перед третьей организацией, помимо поставщика.

 

На последней «операции» следует остановиться более подробно.

Так, НДС перечисляется на расчетный счет поставщика в день поступления экспортной выручки на счет экспортера вместе с суммой, соответствующей цене товара. Возмещение НДС и зачисление соответствующей суммы на счет экспортера производится спустя несколько месяцев. Чтобы изъять эту сумму необходимо создать видимость возникновения задолженности у экспортера перед третьей организацией. С этой целью оформляются фиктивные вексельные сделки, заемные операции и т.п. После поступления денег из органа Федерального казначейства (возмещения НДС) мнимая задолженность  погашается, а преступно добытые средства изымаются и легализуются.

При этом схема взаиморасчетов, как правило, выглядит следующим образом. В назначенный день, после пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, уполномоченный банк (либо российская фирма через уполномоченный банк) предоставляет своему корреспонденту (банку-нерезиденту, зарегистрированному, как правило, в одной из стран бывшего СССР, или в оффшорной зоне) краткосрочный кредит. Этот кредит в межбанковских корреспондентских отношениях именуется «овердрафтом», т.е. превышением над установленным лимитом расчетов по счету банка-нерезидента, открытому в российском уполномоченном банке (счету ЛОРО). Сумма этого кредита соответствует стоимости отправленного на экспорт товара организацией, включенной в преступную схему. После этого в адрес уполномоченного банка поступает по телексу или в форме иного электронного документа распоряжение из банка-нерезидента о зачислении указанной суммы на счет экспортера. В распоряжении указывается, что соответствующая сумма исходит якобы от инофирмы, которая является получателем или плательщиком по экспортному контракту.

В течение нескольких последующих часов указанная сумма на основании заранее подготовленных платежных поручений (электронных) переводится со счета экспортера на счет поставщика (комиссионера) и далее по цепочке задействованных в преступной схеме фирм. В конце этой цепочки находится фирма, имеющая контракт с инофирмой на выполнение работ или оказание услуг. В результате появляется основание для перечисления указанной суммы вновь на счет банка-нерезидента. После этого банк-нерезидент возвращает уполномоченному банку сумму краткосрочного кредита (овердрафта) и цепочка замыкается.

Движение этих денег является необходимым условием для предъявления требований о возмещении НДС. На основании фиктивной проводки, свидетельствующей о поступлении выручки на счет экспортера, банк выдает представителю этой организации выписку о движении денег по расчетному счету.

 

2. Центральный этап.

Данный этап включает в себя действия, направленные на получение решения налогового органа о возмещении НДС.

С этой целью работники организации-экспортера оформляют отдельную налоговую декларацию, которую представляют в налоговый орган.

Вместе с декларацией,  в соответствии со ст. 165 НК РФ представляются:

а) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

б) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик должен представить в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, а также приходные кассовые ордера (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанных товаров.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территории Российской Федерации и их оприходование;

в) грузовая таможенная декларация (её копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской федерации с государством – участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

г) копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

С учетом особенностей использования для вывоза за пределы таможенной территории РФ различных видов транспорта в налоговые органы представляются копии следующих документов: поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена” пограничной таможни РФ; коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки” указан порт, находящийся за пределами таможенной территории РФ; международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ; выписки из реестра международных почтовых отправлений с указанием адресата, находящегося за пределами таможенной территории РФ.

При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, поручения либо агентскому договору в налоговые органы дополнительно представляются следующие документы: договор комиссии, поручения либо агентский договор налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом; контракт лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку указанного товара за границу; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке, зарегистрированный в налоговом органе.

После изучения поступивших документов и проведения проверки налоговый орган, не усмотрев оснований для признания заявленных требований необоснованными, принимает решение о налоговом зачете либо направляет соответствующее  решение о возврате сумм налога в орган федерального казначейства, который и перечислит деньги на счет налогоплательщика.

 

3.1. Заключительный этап.

На этом этапе:

— поступившие на счет экспортера денежные средства перечисляются по фиктивным контрактам на счета зарегистрированных на «подставных» лиц фирм, обналичиваются и обращаются в пользу участников преступной группы;

— принимаются меры к уничтожению фиктивных документов, использованных на предыдущих этапах.

При этом  сумма, поступившая из бюджета на счет экспортера в  возмещение НДС перечисляется на счет третьей организации, с которой заблаговременно заключается сделка, по условиям которой экспортер становится должником на сумму подлежащего возмещению НДС.

Следует отметить, что в механизме названного преступления ведущая роль принадлежит работникам Банка.

В настоящее время большинство коммерческих банков работают с клиентами с помощью электронной системы «Клиент-Банк». Заключив соответствующий договор с банком, клиент (руководитель юридического лица) получает программный продукт и дискеты с электронной цифровой подписью. После чего возникает возможность общения с сотрудниками Банка при помощи персонального компьютера и  модемной связи (поручения клиента поступают в Банк в виде электронных платежных документов).

В описанной выше преступной схеме счета большинства задействованных в преступной схеме организаций открываются в одном Банке, имеющем разрешение Центрального банка России на производство валютных операций, а также корреспондентские отношения с иностранными банками. Доступ к расчетным счетам имеет, как правило, одно лицо, которое в нужный момент оформляет электронный документ, давая распоряжение о перечислении денежных средств с одного счета на другой.

 

3.2. Способы совершения преступления.

По форме реализации преступного умысла  можно выделить следующие способы:

лжеэкспорт. В данном случае товар физически не вывозится с таможенной территории Российской Федерации, хотя возможно и был произведен, но фактически реализован на внутреннем рынке.

Этот способ характеризуется стремлением заинтересованных лиц уклониться от погашения недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным налогам и сборам, подлежащим внесению в федеральный бюджет.

С целью избавления от этой задолженности руководство организации по сговору с руководителями банка, в котором открыт её расчетный счет, оформляет ряд контрактов по приобретению товаров на внутреннем рынке и реализации их на экспорт. Поставщиками товаров внутри России, как правило, выступают юридические лица, зарегистрированные на «подставных» лиц. Таким же «подставным лицом» является и иностранный покупатель. После оформления фиктивных документов, подтверждающих экспорт товаров, банк через своего корреспондента (иностранный банк) создаёт видимость поступления экспортной выручки на счет организации и предоставляет выписку об этом для предъявления в налоговый орган. Заполнив отдельную налоговую декларацию с приложением необходимых документов, организация может получить налоговый зачет, который избавит ее от необходимости погашать существующую недоимку, пени и штрафы, подлежащие внесению в федеральный бюджет.

Сюда же могут быть отнесены и аналогичные действия заинтересованных лиц, направленные на получение налогового зачета в счет исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет в течение последующих налоговых периодов.

— псевдоэкспорт. При этом товар вывозится с территории страны, но декларируется по многократно завышенным ценам.

 

3.3. Криминалистические признаки преступных посягательств, связанных с незаконным возмещением НДС. К наиболее распростроненным из них  могут быть отнесены следующие:

  1. Экспорт товарно-материальных ценностей организациями, для которых эти товары не являются профильными (кондитерская фабрика поставляет оптические трубы, титан или газовые турбины и т.п.).
  2. Экспорт редких металлов, оборот которых ограничен как возможностями производства, так и потребностями рынка.
  3. Продажа товаров по ценам значительно выше среднерыночных.
  4. Поставка товаров организациями, зарегистрированными в зонах льготного налогообложения.
  5. Поставка товаров экспортеру осуществляется организациями, зарегистрированные на подставных лиц, не представляющими налоговую отчетность и не являющимися плательщиками НДС.
  6. Осуществление операций, связанных с движением товара от производителя к экспортеру, организациями, имеющими счета в одном банке (филиалах одного банка), совершение операций по переводу денег с одного счета на другой в счет оплаты товара и зачисления на счет экспортера выручки по внешнеторговому контракту в течение одного операционного дня при нулевом сальдо на начало и конец операционного дня по большинству расчетных счетов, задействованных в цепочке платежей. Источником этих денег являются заемные средства.
  7. Установление факта непересечения  государственной границы экспортируемыми товарами.
  8. Установление факта обратного ввоза экспортируемых товаров под предлогом отказа покупателя от груза.
  9. Отсутствие реального перечисления денежных средств со счета налогоплательщика по договору поставки, счету-фактуре, имеющимся в документах бухгалтерского учета.
  10. Установление фактов приобретения экспортируемых товаров у физических лиц за наличный расчет.
  11. Установление фактов отнесения на затраты налога на добавленную стоимость, фактически не уплаченного транспортным организациям, осуществляющим транспортировку экспортных грузов, отправителем которых является налогоплательщик.
  12. Производство платежей по сделкам одним юридическим лицом за другое юридическое лицо.
  13. Непредставление в налоговые органы отчетов организациями, которые являются поставщиками экспортеров.
  14. Заключение внешнеторговой сделки с фирмой, зарегистрированной в оффшорной зоне (перечень которых содержится в приложении к Указанию ЦБ РФ № 500 — У от 12.02.1999 г.), оплата по которой предусмотрена в рублях.
  15. Представление в налоговый орган для подтверждения права на получение возмещения НДС копий перечисленных выше документов вместо подлинников.
  16. Выявление фактов несоответствия печатей, штампов таможенного органа на документах, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ.
  17. Установление фактов несоответствия данных, содержащихся в информационной базе таможенного управления первичным таможенным документам и документам Федеральной пограничной службы.
  18. Наличие нескольких плательщиков сборов за таможенное оформление товаров за организацию-экспортера и периодическая повторяемость плательщиков, независимо от организации-экспортера.
  19. Оформление таможенных документов одной организации-экспортера одним и тем же сотрудником таможни.
  20. Отсутствие в контракте с инофирмой штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей, а также условия по обеспечению исполнения инофирмой своих обязательств.
  21. Заключение договоров с инофирмой от имени юридического лица, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3-х месяцев.
  22. Получателями денежных средств, товаров (работ, услуг) выступают нерезиденты, не являющиеся стороной по договору.

3.4. Обстоятельства, подлежащие установлению.

Расследование уголовных дел о преступлениях данной категории требует тщательного анализа имеющейся информации, а также установления и всестороннего исследования следующих обстоятельств:

 

1) обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

— товар, указанный в товаросопроводительных, бухгалтерских и таможенных документах, на самом деле таможенную границу Российской Федерации не пересекал;

— фактически под режим экспорта был помещен иной товар более низкого качества и меньшей стоимости (в том числе необходимо установить: происхождение и подлинность документов, в которых содержатся характеристики товара — сертификаты качества, акты лабораторных исследований и экспертиз и т.п.; соответствие  указанной в документах стоимость товаров реально складывающейся на мировом и внутреннем рынках цене на этот или аналогичный товар);

— стоимость экспортируемого товара многократно завышена в результате включения в число посредников от производителя до экспортера многочисленных фирм, зарегистрированных на подставных лиц;

— происхождение фактически помещенного под режим экспорта товара (Если фактически за границу был отправлен иной товар, чем указан в таможенных и товаросопроводительных документах,  необходимо устанавливать источник и обстоятельства его приобретения. Как правило, этот источник находится в регионе деятельности экспортера, в отличие от товара, указанного в документах);

2) обстоятельств, свидетельствующих о том, что экспортная выручка имеет внутрироссийский источник, т.е. денежные средства, зачисленные на счет экспортера, не были перечислены иностранной фирмой – покупателем экспортируемого товара, а появились в результате финансовой операции между банками-корреспондентами(например, как  краткосрочный кредит);

3) обстоятельств, свидетельствующих о том, что большинство организаций, включенных в схему поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), фактически не уплатили в бюджет НДС с тех сумм, которые были зачислены на расчетный счет в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг);

4) обстоятельств, свидетельствующих:

— об осведомленности лиц, составивших и подписавших отдельную налоговую декларацию, иные бухгалтерские и финансовые документы, представленные в налоговый орган с целью возмещения НДС, о несоответствии отраженных в них сведений реальной действительности;

— о корыстной или иной личной заинтересованности этих лиц и иных участников операции, которая может выражаться в получении имущественной выгоды или иных благ и преимущества как непосредственно, так и опосредованно (получение материальной или иной выгоды родственниками, улучшение финансового состояния принадлежащей виновному организации и т.п.).

При этом следует отметить, что первостепенную роль в установлении перечисленных выше обстоятельств и доказывании преступного умысла играют документы, относящиеся к совершению сделок, послуживших основанием для предъявления требования о возмещении НДС. В связи с этим, еще на стадии доследственной проверки необходимо незамедлительное изъять весь пакет соответствующих документов (выемки должны быть проведены во всех организациях, задействованных в преступной схеме; в банке, таможенных и налоговых органах).

В последующем, изъятые документы используются при допросах должностных лиц и сотрудников организаций, имевших непосредственное отношение к проведению названных сделок.

 

Изъятию, исследованию в рамках уголовного дела и последующей оценке подлежат следующие документы:

1. В организации, предъявившей требования о возмещении НДС документы, касающиеся:

— ее организационно-правовой формы, характера деятельности, производственных и финансовых связей, финансового состояния, учетной политики, движения денежных средств по счетам;

— формы закрепления служебных обязанностей и их распределен между руководителями организации; особенностей организации документооборота, формы и периодичность представления отчетности в налоговые органы; назначения лиц, ответственных за составление отчетности, а также подписавших документы, содержащие недостоверные сведения;

— характера деятельности организации и соответствия ему сделки, послужившей основанием для предъявления НДС к возмещению: является ли она профильной или противоречит характеру основной деятельности организации, совершались ли подобные сделки ранее, совершались ли такие сделки с одной и той же или различными организациями (как российскими, так зарубежными), совершались ли аналогичные сделки в период работы только действующих руководителей или также их предшественниками.

 

2. В налоговых органах:

2.1. Акты налоговой проверки и приобщенные к акту документы, относящаяся к результатам проведенной налоговым органом камеральной (по представленным в налоговый орган налогоплательщиком документам) или выездной (с выездом по месту нахождения налогоплательщика) проверки, проведенной в связи с представлением налогоплательщиком отдельной налоговой декларации для возмещения НДС.

Свидетельством необоснованности предъявленных требований могут быть выявленные налоговым органом противоречия между представленными налогоплательщиком документами и иными, связанными с ними документами, исследованными путем встречной проверки и взаимного контроля. Для такой проверки используются следующие документы: экземпляры товаротранспортных накладных, хранящиеся в транспортных организациях, перевозивших экспортируемые товары; документы контейнерного терминала, на котором товар хранился до его отгрузки на судно или  самолет; документы организации — декларанта; судовые дела; сведения из базы данных ГИБДД о принадлежности указанного в товаросопроводительных документах автомобильного транспорта; акты приема-передачи товаров; журнал учета проведенных экспертиз в экспертных учреждениях, проводивших исследование экспортного груза; журнал учета вывозимых товаров и транспортных средств, который ведется в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположены пункты пропуска через государственную границу РФ и др.;

2.2. Решение налогового органа, принятое по результатам проверки. В случае принятия решения об отказе, необходимо установить: обжаловалось ли данное решение  налогоплательщиком в арбитражный суд; какое решение принято судебными инстанциями по иску налогоплательщика к налоговым органам; исполнено или нет решение суда, которым налоговые органы были обязаны удовлетворить требования налогоплательщика; каким образом произведено удовлетворение требований налогоплательщика (налоговый зачет или перечисление органом федерального казначейства соответствующей суммы на счет налогоплательщика).

3. В судебных органах:

— материалы арбитражного дела,

— материалы исполнительного производства,

— документы органа федерального казначейства, на основании которых произведено перечисление средств на счет налогоплательщика.

4. В организации, выступившей в качестве поставщика товара  организации, заявившей требования о возмещении НДС документы, касающиеся:

— организационно-правовой формы, учредителей, руководителей, хозяйственных и финансовых связей, профиля деятельности, длительность ее существования на рынке, регулярности представления отчетности в налоговые органы, открытия счета организации в банке, движения денег по счетам и т.п.;

— обстоятельств производства либо приобретения поставленного товара. При поставке товара не собственного производства подлежит выяснению: у кого и на основании каких документов приобретен товар; каким транспортом, когда, куда доставлялся и разгружался товар, где хранился. При этом изымаются документы, подтверждающие факт доставки, хранения, погрузки-разгрузки товара. Особое внимание следует обратить на проверку транспорта, указанного в сопроводительных документах, т.к. нередко оказывается, что крупногабаритный груз (контейнеры и т.п.) перевозился на автомашинах, которые в базе данных ГИБДД зарегистрированы как легковые;

— расчетов за поставленный товар. Они могут быть произведены как непосредственно после доставки получателю, так и с отсрочкой платежа(после поступления денег на счет экспортера от иностранного партнера);

— отражения сведений по данной сделке в бухгалтерских документах и налоговой отчетности;  уплаты  налога на добавленную стоимость с полученной от экспортера суммы.

5. В других организациях,   причастных к движению товара по территории Российской Федерации (в том числе, у комиссионеров, поверенных, агентов и т.п.), документы касающиеся:

— регистрации и постановки на учет в налоговых органах,

— внесения НДС, других налогов и сборов, сдачи отчетности в налоговые органы;

— открытия расчетных счетов в Банке, движения денежных средств по этим счетам.

6. В транспортных организациях документы, относящиеся к транспортировке товара по территории России. При этом установлению подлежат: наименование транспортной организации, вид транспорта, номер контейнера, номер транспортного средства, фамилия водителя (если это автомобильный транспорт); соответствие сведений о способе транспортировки, указанных в документах, действительности.

7. В таможенных органах документы, связанные с обстоятельствами:

7.1. Помещения товара под таможенный контроль (Необходимо установить кто выступал в качестве декларанта; оформлены ли таможенные документы в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Если “лжеэкспортные” операции имели место неоднократно, не был ли причастен к их оформлению один и тот же сотрудник таможенных органов);

7.2. Пересечения товаром государственной границы в пункте пропуска. (Устанавливается: помещался ли товар на склад временного хранения; использовались ли для его транспортировки и хранения  контейнеры; соответствуют ли номера контейнеров, указанные в документах экспортера, данным организации, предоставляющей эти контейнеры в пользование; не использовались ли в указанное время эти контейнеры для транспортировки грузов другой организацией; отражены ли сведения о вывозе проверяемых товаров в «Журнале учета вывозимых товаров и транспортных средств» таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска через государственную границу; все ли необходимые документы относительно проверяемого груза имеются в таможенном органе.

Среди перечисленной категории документов особое внимание нужно обратить на следующие:

— грузовая таможенная декларация (ГТД),

— международная товарно-транспортная накладная (CMR),

— акт загрузки товара,

— счет-фактура,

— копия паспорта сделки,

— копия экспортного контракта,

— заключение Центра испытаний и сертификации о химическом составе материала  образца отправляемого на экспорт товара,

— экспертное заключение по определению кода ТН ВЭД,

— ксерокопия паспорта представителя отправителя груза, доверенность отправителя, договор между отправителем и специалистом по таможенному оформлению,

— справка банка отправителя об открытии корреспондентского счета банку-нерезиденту, через который будут производиться расчеты по внешнеэкономической сделке,

— справка банка об открытии отправителю расчетного счета с указанием его номера,

— акт таможенного досмотра груза.

8. В банковских учреждениях документы, связанные с:

8.1. Проведением расчетов по экспортной сделке.

При этом необходимо исследовать:

— обстоятельства установления корреспондентских отношений с банком-нерезидентом, через который производились расчеты по экспортной сделке (в том числе, наличие договора об установлении корреспондентских отношений с открытием корреспондентского счета ЛОРО банку-нерезиденту);

— поступало ли об банка-нерезидента уведомление о закрытии этого счета;

— не ликвидирован ли (реорганизован) банк-нерезидент;

— какой способ передачи распоряжений по счету ЛОРО банком-нерезидентом предусмотрен в договоре (электронный или на бумажных носителях);

— каково сальдо по счету ЛОРО банка-нерезидента было на начало и конец дня поступления выручки по данному контракту;

— если сальдо нулевое, то в каком размере был предоставлен краткосрочный кредит банком-резидентом своему корреспонденту;

— не соответствует ли сумма кредита сумме выручки по проверяемому контракту;

— не поступали ли на корреспондентский счет банка-нерезидента в пользу его клиента в тот же (или на следующий) день денежные средства от российской организации под видом оплаты услуг, работ и т.п.;

— не совпадает ли эта сумма с размером первоначального кредита;

— не последовал ли возврат кредита после поступления указанной суммы.

8.2. С расчетами между российскими организациями, имеющими отношение к поставке товаров экспортеру.

Необходимо установить:

— не открыты ли счета всех этих организаций в одном банке;

— не произведены ли расчеты между всеми организациями в один (два-три) день;

— каково сальдо расчетного счета большинства из этих организаций на начало и конец дня проведения взаиморасчетов;

— форму поступления в банк распоряжений клиентов о проведении расчетных операций по этим счетам (в электронном виде или на бумажных носителях);

— когда и на чьё имя зарегистрированы телетайпы (телексы), данные которых имеются на платежных документах, содержащих распоряжения о перечислении средств по проверяемым счетам;

— наличие либо отсутствие признаков совпадения почерка представителя клиента в договорах об открытии расчетного счета, договорах об обслуживании клиентов банка в электронной системе “БАНК-КЛИЕНТ”, заключенных с разными юридическими лицами, имеющими отношение к ряду проверяемых сделок и финансовых операций.

8.3. Распоряжением экспортером денежными средствами, поступившими из органа федерального казначейства на его расчетный счет на основании решения налогового органа о возмещении НДС.

При этом приведенный перечень не является исчерпывающим. В зависимости от способа совершения преступления и складывающейся в процессе расследования следственной ситуации могут возникнуть дополнительные вопросы, требующие разрешения.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code