Часть 1. О некоторых вопросах квалификации и расследования незаконного возмещения НДС

1. Введение

Расследование преступлений, связанных с предъявлением незаконного требования о возмещении налога на добавленную стоимость в последнее время приобретает все более актуальный характер.  Механизм уплаты и возмещения этого налога позволяет недобросовестным налогоплательщикам изымать из федерального бюджета значительные средства или уклоняться от выполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, а также погашению образовавшейся ранее задолженности по уплате налогов или сборов.

Для понимания механизма совершения данного преступления необходимо дать определение НДС и кратко остановиться на механизме его уплаты и последующего возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.

НДС — один из видов федеральных косвенных налогов. Представляет собой систему налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. НДС включается производителем или продавцом в цену товара, оплачивается покупателем и рассчитывается как разность между НДС, уплаченным покупателем, и НДС, уплаченным в связи с расходами, включаемыми в себестоимость продукции. В платежных документах НДС выделяется отдельной строкой.

Плательщиками НДС признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость в нашей стране взимается при реализации всех товаров, услуг, выполнении работ (исключения специально оговорены в ст. ст. 149-151 Налогового кодекса РФ).

Так, в частности, при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается (п.п. 1 п.2 ст. 151 НК РФ). Указанная льгота предусмотрена с целью поддержки отечественных товаропроизводителей, повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, избежания двойного налогообложения экспортируемых товаров.

Однако не всегда экспортером является товаропроизводитель.

Указом Президента РФ № 2270 от 22.12.1993 г.[1] от обложения налогом на добавленную стоимость были освобождены товары не только собственного производства, но и приобретенные, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. А, Федеральным Законом «О внесении изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»[2]  от 01.04.1996 г. № 25 введена новая редакция п.п. «а» п. 1 ст. 5: «… от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги».

При этом предполагается, что на всех этапах создания и перепродажи товаров суммы НДС, соответствующие добавленной стоимости на этих этапах, уплачиваются в бюджет.

Поскольку НДС включается в цену товара (работ, услуг), то и экспортер уплачивает этот налог при приобретении товаров (работ, услуг) у отечественного производителя или поставщика. При последующей реализации этих товаров (работ, услуг) за пределами таможенной территории Российской Федерации у экспортера возникает право на возмещение НДС.

20 процентов – при реализации иных товаров (работ, услуг). То есть, при реализации на внутреннем рынке большинства товаров НДС уплачивается в размере 20 % их стоимости, соответственно при реализации на внешнем рынке НДС возмещается также исходя из ставки 20% стоимости экспортируемого товара (работ, услуг).

Согласно ст. 176 НК РФ возмещение НДС возможно путем налогового зачета или возврата уплаченных экспортером при приобретении товара на внутреннем рынке сумм.

Возмещение НДС производится на основании отдельной налоговой декларации не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. К налоговой декларации должны быть приложены:

контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;

грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской федерации;

копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения соответствующего решения налогового органа.

Источником для возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) являются суммы налога, уплаченные в бюджет на всех этапах создания и перепродажи товара внутри страны. Таким образом, должно возмещаться то, что ранее было уплачено.

Однако на практике  к возмещению из бюджета регулярно предъявляются суммы, превышающие объем НДС, реально уплаченного на всех стадиях производства экспортируемого товара. То есть, государство возвращает экспортерам больше НДС, чем от них получает.

Подобному положению вещей способствуют следующие обстоятельства:

— сжатые сроки, предусмотренные действующим законодательством для  принятия решения о возмещении НДС (что не позволяет налоговым органам собрать убедительные  доказательства того, что товар фактически не пересекал таможенную границу Российской Федерации либо количественные и качественные характеристики экспортированного товара не соответствуют указанным в таможенных и транспортных документах, представленных экспортером; сделка с поставщиком носила мнимый характер; налогоплательщик заведомо знал о том, что налог на добавленную стоимость поставщиком (комиссионером, поверенным) не будет уплачен);

— сложность доказывания наличия сговора экспортеров с поставщиками и комиссионерами, поскольку документы экспортеров практически во всех случаях оформлены внешне в соответствии с требованиями законодательства;

— позиция арбитражных судов, которые исходят из того, что закон связывает право на возмещение НДС не с фактическим внесением налога поставщиками в бюджет, а с уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара;

— не принятие во внимание арбитражными судами  объяснений лиц, чьи паспортные данные использованы для регистрации фирм – «однодневок».

Учитывая новизну указанного способа хищения необходимо кратко остановиться на квалификации и некоторых вопросах расследования преступлений о незаконном предъявлении  к возмещению НДС.

 


[1] Собрание актов президента и Правительства РФ. 1993. № 52, ст. 5076.

[2] СЗ РФ. 1996. № 14, ст. 1309.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code