Постановление Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 302-АД16-4532 по делу N А58-2597/2015

Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, за нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

Решение: Требование удовлетворено в связи с отсутствием в действиях общества события и состава вменяемого правонарушения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2016 г. N 302-АД16-4532

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2015 по делу N А58-2597/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу,

установила:

открытое акционерное общество «РАО Энергетические системы Востока» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее — управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2015 N 59-С о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2015 заявление удовлетворено.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.

По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.

Как установлено судами, управление 30.03.2015 в ходе проверки выявило нарушение обществом обязательных требований в области строительства при строительстве объекта капитального строительства, выразившееся в нарушении требований, предъявляемых к расстоянию по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей (железобетонных свай по РМ 2-77 марка СМ 10-40-85) до жилых и общественных зданий, при надземной прокладке тепловых сетей с давлением от 1.0 до 2.5 Мпа (по проектной документации шифр 47/10-3.ТКР1.Л.ТЧ лист 20, раздел 3.1, рабочее давление 1,6 МПа) наименьшее расстояние в свету должно составлять 30 м, в то время как в ходе проверки установлено, что расстояние от установленных железобетонных свай опор теплосети до жилых домов составило менее 30 метров (от 5 до 18 метров), что является нарушением СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280, в частности, пункта 9.8 СП 124.13330.2012.

По выявленному факту правонарушения административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 03.04.2015 N 04-13-54-15 и постановлением от 30.04.2015 N 59-С общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

В соответствии с пунктом 9.8 СП 124.13330.2012 при новом строительстве расстояния по горизонтали и вертикали от наружной границы строительных конструкций, каналов и тоннелей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать по Приложению А.

Уменьшение нормативных указаний в Приложении А возможно при обосновании и регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Согласно пункту 5 раздела I указанного Постановления, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий (СТУ).

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России согласует специальные технические условия для разработки проектной документации на объект капитального строительства, а также устанавливает порядок разработки СТУ и их согласования. Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием заказчика.

Из указанных актов следует, что расстояния по горизонтали и вертикали от наружной границы строительных конструкций, каналов и тоннелей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей могут быть изменены путем согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что строительство спорного объекта общества производилось на основании утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 25.03.2013 N 14-1-4-0028-13, а также при наличии соответствующего разрешения на строительство данного объекта, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, вышеприведенными Постановлениями Правительства Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

При этом суды исходили из того, что из оспариваемого постановления административного органа невозможно определить, какой раздел проектной документации объекта капитального строительства был нарушен со стороны общества. Указания на несоответствие расстояний от строящегося объекта по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до жилых и общественных зданий не может быть расценено как нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации, поскольку данное отклонение допускается при определенных условиях, в частности, при согласовании специальных технических условий в установленном порядке. Суды указали на наличие в материалах дела соответствующих СТУ объекта капитального строительства общества, которые своим содержанием подтверждают возможность отступления от общих требований соблюдения расстояний по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до жилых и общественных зданий.

В соответствии с частью 4.1 статьи 30.13 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными названным Кодексом.

Ссылки административного органа на наличие оснований для отмены принятых по делу судебных актов подлежат отклонению, поскольку положениями статьи 30.17 КоАП РФ не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.11.2015 по делу N А58-2597/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Е.Н.ЗАРУБИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code