Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2015 N 20-АПГ15-6

Требование: О признании недействительным постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» в отношении педагогических работников сельской местности и поселков городского типа.

Обстоятельства: Заявитель считает, что субъект РФ не имеет права снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт уменьшения объема мер социальной поддержки не установлен.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 ноября 2015 г. N 20-АПГ15-6

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Казиева Г.М. о признании недействительным абзаца первого пункта 15 постановления Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан» в отношении педагогических работников сельской местности и поселков городского типа по его апелляционной жалобе на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан», опубликованным 10 февраля 2011 г. в официальном печатном издании «Дагестанская правда», N 47 — 48 (26195 — 26196), утвержден Порядок осуществления ежемесячной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан (далее — Порядок).

Абзацем первым пункта 15 Порядка предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1000 руб.

Казиев Г.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительным приведенной нормы в части установления размера ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения.

В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое предписание противоречит пункту 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», преамбуле и абзацу третьему пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Казиев Г.М. указывал, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не предоставляет субъекту Российской Федерации право снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Таким образом, по мнению заявителя, региональный акт в оспариваемой части нарушает его право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения, гарантированное пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), в связи с чем данный акт не подлежит применению.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Казиевым Г.М. ставится вопрос об отмене принятого решения, как постановленного с нарушением норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам считает необходимым судебное постановление оставить без изменения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое правовое предписание принято в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, положениям федерального законодательства не противоречит, а также законные права заявителя не нарушает.

При этом суд обоснованно исходил из того, что частью 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ определено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере, на условиях и в порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа» предусмотрено, что педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которое сохраняется за педагогическими работниками — пенсионерами, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, если общий стаж работы педагогических работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, составляет не менее 10 лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки. Данное право сохраняется за указанными педагогическими работниками — пенсионерами в случаях преобразования сельского населенного пункта, поселка городского типа в город (пункт 1 статьи 3).

Отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, указанным в пунктах 1 — 5 статьи 3 поименованного закона, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты в порядке и размере, установленных Правительством Республики Дагестан (пункт 1 статьи 4 этого же закона).

Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, которым утвержден Порядок, принято во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.

При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что до 25 мая 2015 г. пункт 15 Порядка действовал в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 июня 2014 г. N 286, которая предусматривала выплату педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 мая 2015 г. N 156 «О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республики Дагестан» абзац первый пункта 15 Порядка изложен в редакции, согласно которой компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1000 руб.

Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с суждением суда первой инстанции о том, что предписания абзаца первого пункта 15 Порядка не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в них вместо ранее предусмотренной компенсации фактически понесенных расходов установлен иной порядок предоставления мер социальной поддержки — в виде ежемесячной компенсации в твердой денежной сумме.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления, принял во внимание, что ранее правоотношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения были урегулированы статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац третий пункта 5 статьи 55 названного закона дополнен указанием на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других значимых обстоятельств.

Проверяя доводы заявителя относительно ухудшения условий предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации в твердой денежной сумме в размере 1000 руб. по сравнению с 2014 годом, когда заявитель получал компенсацию по фактическим расходам, судом учтено, что совокупный объем расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа, за 2014 год составил 736 321 000 руб., такой же объем финансирования предусмотрен в бюджете Республики Дагестан на 2015 год.

Учитывая изложенное, доводы заявителя об уменьшении объема мер социальной поддержки суд обоснованно признал несостоятельными.

Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Казиева Г.М. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code