Возможно ли обжаловать в арбитражном суде протокол об административном правонарушении по правилам обжалования ненормативных правовых актов

Обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено.

 

Обоснование: В силу ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.

Часть 1 ст. 198 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) — незаконными.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

Следует отметить, что положения КоАП РФ предусматривают, что вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении выясняется судьей, органом или должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В судебной практике сформулирован вывод о том, что протокол об административном правонарушении не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения, и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Кроме того, правоотношения, связанные с осуществлением процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, регулируются КоАП РФ, который имеет одинаковую юридическую силу с АПК РФ, в связи с чем обжалование действий лица, осуществляющего производство по делам об административных правонарушениях, производится на основании и в порядке, которые установлены законодательством об административных правонарушениях (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 по делу N А63-15499/2012). Нормы АПК РФ не предусматривают возможность оспаривания протокола об административном правонарушении способом заявления самостоятельного требования (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 по делу N А15-2533/2011).

Протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и не влечет самостоятельных последствий для лица, в отношении которого он составлен, следовательно, не может быть признан тем актом государственного органа, который оспаривается в арбитражном суде. Правомерность составления протокола проверяется при оценке законности постановления о привлечении к административной ответственности, которое и является тем процессуальным документом в деле об административном правонарушении, возможность обжалования которого предусмотрена КоАП РФ (Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2013 по делу N А62-206/2013).

Обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено (Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2013 по делу N А07-14274/2012, Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 N 16АП-1897/2015 по делу N А20-5343/2014, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 N 19АП-7588/2015 по делу N А64-6135/2015).

На основании изложенного обжалование в арбитражном суде протокола об административном правонарушении невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code