3. Особенности выявления преступлений, взаимодействие оперативных служб и органов предварительного следствия на стадии документирования преступной деятельности и возбуждения уголовного дела

Преступления, связанные с незаконным «обналичиванием» отличаются высокой латентностью, их выявление осложняется тем, что  лица, их совершающие, как правило стараются свою роль скрыть действиями лиц, введенных в заблуждение относительно истинных намерений.

В то же время, кроме выявления оперативным путем есть  иные способы   установления лиц, совершающих данные преступления.

Анализ практики показывает, что зачастую на один и тот же утерянный паспорт регистрируется несколько организаций (от 2 до 50 -70). Поскольку нормальным гражданам не нужно столько организаций, то информация из ИФНС региона  даст направление, на какие организации необходимо обратить внимание.

Банки в соответствии с Законом «О противодействии легализации и отмыванию доходов, добытых преступным путем» должны уведомлять РОСФИНМОНИТОРИНГ о всех операциях, попадающих по признаки сомнительных, в том числе при больших суммах снятия наличных. Таким образом информация Росфинмониторинга способна помочь в выявлении организаций, занимающихся незаконным  «обналичиванием».

Для выявления лиц и организаций  оперативным путем необходимо получение информации от работников банков, в том числе работников службы безопасности о тех организациях, которые снимают наличными большие суммы денег.

Кроме того,  в любом регионе сами предприниматели знают к кому необходимо обращаться для обналичивания денежных средств.

После установления лиц и организаций, занимающихся обналичиванием, необходимо тщательно проводить оперативную работу по документированию преступной деятельности, поскольку результаты ОРД, будут иметь большое значение для доказывания на стадии предварительного следствия. Поскольку в большинстве случает эти преступления совершаются организованными группами, для доказывания роли ее членов оперативная составляющая имеет большое значение.

В рамках оперативной разработки  целесообразно применять такие методы, как оперативное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Это позволит установить места расположения компьютеров, где изготавливаются документы, где хранятся печати, и т.д.

Планирование ОРМ целесообразно проводить с целью привлечения к уголовной ответственности как самих «обнальщиков», так и их контрагентов. Процесс доказывания фиктивности проведенных с обналичивающими    фирмами финансово-хозяйственных операций должен проводиться по двум основным направлениям.

Первое направление — установление обстоятельств регистрации обналичивающей фирмы, пользующихся ее реквизитами лиц, используемых ими методов поиска клиентов, пользования расчетным счетом, снятия наличных денег в банках, дальнейших расчетов ими с клиентами.

Для получения требуемого результата необходимо изначально планировать проведение полного комплекса ОРМ, основные из которых:

— установление используемых «обнальщиками» офисных помещений и автотранспортных средств;

— проведение ПТП и снятие информации с электронных каналов связи по офисным и сотовым телефонам «обнальщико», проведение разведывательно-поисковых мероприятий во всех занимаемых ими площадей для фиксации контактов с клиентами, выявление полного состава членов преступной группы;

— установление обстоятельств регистрации фирмы «прокладки» в налоговом органе, а в случае установления факта регистрации с использованием услуг соответствующих юридических фирм — дальнейшее проведение ОРМ с их работниками;

— получение из налогового органа по месту регистрации фирмы-«прокладки» сведений об открытых в банковских учреждениях расчетных счетах;

— получение из банковских учреждений сведений о движении денежных средств по расчетному счету фирмы-«прокладки», приобретении и обналичивании банковских векселей;

— отработка предприятий, изготавливающих печати и штампы для выявления лиц, подавших соответствующие заказы и получившие их после исполнения;

— отработка обстоятельств открытия расчетного счета в банке, опрос нотариуса, заверявшего банковскую карточку;

— в случае использования электронной системы платежей «банк-клиент» опрос технических работников банка по обстоятельствам установки   системы (по чьей заявке, в каком офисе, на каком компьютере, кому передан электронный ключ для пользования системой);

— в случае наличия у фирмы-«прокладки» специализированных лицензий отработка лицензирующего органа по факту их получения;

— опрос курирующего фирму-«прокладку» работника отдела камеральных проверок ИФНС по вопросам сдачи отчетности;

— установление, розыск и опрос лица, значащегося номинальным директором (учредителем) фирмы-прокладки;

— другие ОРМ, вытекающие из результатов их проведениях. В случае надлежащей отработки, собранные свидетельские показания и сводки ОПУ и УСТМ позволят собрать доказательства того, что данным юридическим лицом не могли совершаться реальнее финансовые или хозяйственные сделки с интересующими контрагентами, поскольку создано оно было исключительно с целью обналичивания денежных средств.

В целях получения упреждающей информации о регистрации очередной фирмы, предназначенной для обналичивания денежных средств, целесообразно организовать вербовку в структурах, осуществляющих регистрацию (налоговые органы, банки, органы власти и т.п.), конфиденциальных источников. При поступлении от них такой информации появляется возможность приостановления операций по расчетному счету обналичивающей фирмы на этапе ее активной деятельности, что позволит не только возместить государству причиненный ущерб, но и побудит лиц, занятых в сфере обналичивания, к активным действиям, позволяющим отследить и зафиксировать их непосредственное участие в данном процессе.

Однако, следует иметь ввиду, что право налагать арест на; расчетные счета (приостанавливать расходные операции) имеют только налоговые органы в случае непредставления в установленные сроки налоговых деклараций. Поэтому проведение подобных мероприятий возможно только с участием сотрудников налоговых органов. При этом оперативный сотрудник должен принять исчерпывающие меры к исключению возможности утечки информации из налоговых органов.

Второе направление — это непосредственно работа контрагентами обналичивающих фирм в целях доказывания фиктивности отраженных в их бухгалтериях операций с фирмами-«прокладками» и выявления на основании этого налоговых или иных экономических преступлений.

Для этого в каждом конкретном случае необходимо оперативным; путем устанавливать истинный характер проведенной через «обнальную» фирму операции: либо это полностью фиктивная операция, в результате которой обналиченные деньги присвоены, либо она является прикрытием другой, реально проведенной операции, оформленной для завышения ее себестоимости. Исходя из этого, и действия ее руководителей будут рассматриваться как присвоение или уклонение отI налогообложения.

При организации работы в указанном направлении необходимо исходить из того обстоятельства, что руководство предприятия контрагента не заинтересовано в даче правдивых показаний и будет до конца настаивать на реальности отраженной в бухгалтерии операции «обнальной» фирмой. Как правило, руководителями даются пояснения, что данная операция действительно имела место, а от лица фирм «прокладки» выступало неизвестное им лицо, представившее все необходимые документы.

В связи с этим планируемый комплекс ОРМ должен быть нацелен в первую очередь на установление реальных контрагентов, с которыми был произведен расчет обналиченными через фирму-«прокладку» денежными средствами, либо на доказывание полного отсутствия факта отраженной по бухгалтерии операции и присвоения обналиченных средств.

Достижение данной цели наиболее реально при проведении ОРМ на предприятиях, где налажены строгий складской и бухгалтерский учет, пропускная система для персонала и транспортных средств.

Так, при выявлении и документировании налоговых преступлений, совершенных контрагентами «обнальных» фирм при проведении строительно-монтажных и отделочных работ, выявление реальных исполнителей обусловлено наличием широкого круга лиц, имевших с ними непосредственные контакты. В связи с этим при отработке строительных организаций (субподрядчиков), в бухгалтерском и налоговом учете которых отражены финансовые операции с фирмами-«прокладками», необходимо проводить:

1) ОРМ, нацеленные на установление:

— круга реальных лиц, фактически проводивших работы, а также фактически принимавших их на работу;

— техники, использованной при проведении работ (автотранспорта, строительной техники);

— заказчиков СМР;

— поставщиков материалов и комплектующих;

— мастеров и прорабов, отвечавших за каждый участок и этап выполненных работ, и проведение их опроса по факту выполнения работ и фактических исполнителей;

— факта перечисления денежных средств в фирму-«прокладку» за якобы выполненные СМР (анализ движения денежных средств по расчетному счету, по кассе или анализ движения векселей по вексельной книге);

2) другие мероприятия, подтверждающие отсутствие реальных взаимоотношений с фирмами-«прокладками».

В том случае, если СМР выполнялись на объектах с пропускной системой, то необходимо проанализировать учетные журналы с отметками о прохождении рабочих на территорию объекта. Кроме этого, необходимо изучить журналы по технике безопасности, в которых расписывались работники субподрядчика при начале производства работ на объектах, а также получить копии нарядов-допусков.

Кроме этого, в рамках оперативно-розыскных мероприятий целесообразно проведение процедуры отождествления личности. Данная процедура проводится в присутствии не менее 2-х понятых, путем предъявления рабочим, фактически выполнявшим работы; фотографий лиц для установления: кто их принимал на работу, выплачивал зарплату за выполненные работы, принимал объем выполненных работ и т.п. Результаты оформляются протоколами предъявления для опознания по фотографии и объяснениями рабочих. В протокол наклеиваются не менее 3-х фотографий граждан. Для данных целей целесообразно создать банк фотографий (фототеку).

Если контрагент обналичивающей фирмы занимается операциями с нефтепродуктами, то соответствующие запросы направляются на нефтеперерабатывающие заводы, организации, осуществляющие прокачку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, железнодорожные станции по месту отгрузки и получения товара. Особое внимание необходимо уделить отработке движения денежных средств и векселей, чтобы установить, кто и из каких средств оплачивал приобретение нефтепродуктов, получал оплату по мере их реализации.

В любом случае решение задачи значительно облегчается при использовании возможностей конфиденциальных источников, которые могут быть привлечены из числа уволенных сотрудников предприятия, а также действующих сотрудников, по роду своих обязанностей находящихся в курсе совершенных фиктивных операций, но не имеющих от них личной финансовой заинтересованности. К примеру, работник, отвечающий за складской учет, может дать информацию, что данные ТМЦ были завезены и сданы на склад конкретными поставщиками из числа традиционных, а реквизиты фирмы, от которой оформлен приход, как и ее представители, ему неизвестны.

Проведение документальной проверки на предприятии целесообразно только после завершения комплекса ОРМ, в результате которых будет установлен реальный круг контрагентов, услуги которых скрыты под документами фирмы-«прокладки», либо оперативно задокументирован факт полного отсутствия отраженной в бухгалтерии сделки и присвоения обналиченных денежных средств.

Совокупность доказательств, полученных в ходе работы по первому и второму направлениям, могут являться для следствия достаточными основаниями для возбуждения уголовных дел в отношении руководителей предприятий, пользующихся услугами «обнальщиков».

Что же касается юридической квалификации действий участников обналичивающих организаций, то это в конечном итоге будет зависеть от хода расследования (результатов обысков, свидетельских показаний и т.п.).

Стадия возбуждения уголовного дела – важный этап. На этом этапе необходимо четкое взаимодействие следователя и оперативных работников. Необходимо определить, каким образом использовать оперативную информацию, что необходимо рассекретить  и предоставить органу предварительного следствия для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Как правило, для возбуждения уголовного дела необходим материал содержащий следующие сведения:

  • Копии учредительных документов юридического лица.
  • Распечатка движения по расчетным счетам.
  • Сведения налогового органа об исчисленных и уплаченных налогах и исполнении обязанности налогоплательщика.
  • Объяснения лиц, являющихся учредителями и руководителями  юридического лица (это тактически целесообразно, если есть информация, что они не имеют отношения к деятельности общества, в противном случае имеется опасность раскрыть интерес правоохранительных органов, что повлечет за собой уничтожение документов).
  • Справка-расчет или акт исследования документов, проведенный ревизором ОДПР Управления налоговых преступлений или специалистом-бухгалтером, в ходе которого будет произведен расчет входящего НДС по расчетным счетам организаций-«обналичек».
  • Результаты оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых лица, снявшие деньги с расчетного счета задерживаются с деньгами непосредственно после их снятия или после передачи руководителям преступной группы. Тактические особенности определяются исходя из конкретной ситуации, при контакте с банком и отсутствии опасности предупреждения с их стороны преступников, возможно передача денег, помеченных спецсредством и т.д.

Оперативные мероприятия и взаимодействие с органами предварительного следствия целесообразно проводить таким образом, чтобы после задержания фигурантов после снятия наличных денег уголовное дело возбуждалось немедленно с одновременным  началом производства неотложных следственных действий. Практика расследования уголовных дел данной категории показывает, что только в этом случае  возможно задокументировать преступную деятельность, изъять следы, уличающие преступников.

В то же время установление в ходе расследования дел экономической и налоговой направленности фирм-«обналичек» или фирм-«транзитов» ( которые используются преступниками для транзита денег на  фирму-«обналичку», то есть для сокрытия первичных признаков, когда деньги снимаются с расчетного счета сразу после поступления от контрагента) без оперативной составляющей не дает гарантии установления лиц, которые реально стоят за деятельностью данных организаций.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code