Вопросы приостановления и ликвидации политических партий

1   2

Верховный Суд РФ, а также верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и суд автономной области обладают компетенцией рассматривать конституционно-правовые споры, возникающие в сфере приостановления и ликвидации политической партии или ее регионального отделения. И на практике случаи обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения вследствие различных нарушений законодательства России имеются.

Управление Федеральной регистрационной службы Республики Хакасия обратилось в суд с заявлением в отношении Хакасского регионального отделения Народной партии Российской Федерации о приостановлении деятельности партии, поскольку оно не представило необходимых сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. По мнению Верховного суда Республики Хакасия, которым отказано в удовлетворении заявления, данное нарушение не является достаточным основанием, влекущим необходимость приостановления деятельности регионального отделения политической партии, поскольку истцом не представлено доказательств того, что ответчиком совершены какие-либо действия или допущены нарушения Конституции РФ, федеральных законов, создающие реальную угрозу конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан. Федеральный Верховный Суд, рассматривая дело по кассационной жалобе заявителя <31>, согласился с таким выводом и указал, что приостановление деятельности политической партии не допускается по одному лишь формальному основанию нарушения требования части 3 статьи 27 Закона о политических партиях, а ответственность за это нарушение должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.

———————————

<31> См.: Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2005 года N 55-Г05-17. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=130408 (дата обращения: 29.01.2016).

 

В другом решении Верховного Суда РФ в отношении деятельности регионального отделения политической партии «Российская партия труда» нарушение, выразившееся в непредоставлении необходимых сведений об изменении места нахождения постоянно действующего органа регионального отделения партии, также признано недостаточным основанием, влекущим необходимость приостановления деятельности регионального отделения <32>.

———————————

<32> См.: Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2005 года N 55-Г05-16. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=130676 (дата обращения: 29.01.2016).

 

В одном из решений органов власти основанием для приостановления деятельности политической партии явилось совершение ею нескольких нарушений законодательства. Так, например, на два месяца была приостановлена деятельность Ингушского регионального отделения политической партии «Народная партия Российской Федерации», так как при осуществлении своей деятельности оно допустило ряд нарушений действующего законодательства Российской Федерации и положений устава партии, а именно:

— не уведомило орган исполнительной власти Республики Ингушетия или администрацию города о проведении митинга;

— не представило сведения об изменении паспортных данных и наличии идентификационного номера налогоплательщика в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Ингушетия;

— включило в члены отделения граждан, не достигших 18-летнего возраста, а также граждан (в количестве 651), не обращавшихся с заявлением о приеме в члены партии, не имеющих соответствующих партийных билетов и не уплачивавших членские взносы, а также указало недостоверные сведения о месте жительства 124 граждан, включенных в список членов отделения;

— не представило по запросу Управления документы, подтверждающие численность членов отделения <33>.

———————————

<33> См.: Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2006 года N 26-Г06-1. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=140068 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Сроком на один месяц была приостановлена деятельность Курского регионального отделения политической партии «Свобода и народовластие», так как отделением не были представлены отчеты за четвертый квартал 2005 года о поступлении и расходовании средств в Избирательную комиссию Курской области, а кроме того, отделением не было оказано содействие представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации, в ознакомлении с деятельностью отделения в связи с достижением им уставных целей и соблюдением действующего законодательства, в регистрирующий орган не представлена информация о месте проведения (адресе) отчетно-выборного общего собрания отделения, что необходимо для контроля над деятельностью отделения <34>.

———————————

<34> См.: Определение Верховного Суда РФ от 16 января 2007 года N 39-Г06-37. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=160630 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Судебная практика Верховного Суда РФ исходит из того, что для приостановления деятельности политической партии необходимо установить нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, создающее реальную угрозу конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан, либо ряд иных нарушений законодательства Российской Федерации.

Однако Верховный Суд РФ придерживается данной позиции не всегда последовательно. Так, в 2007 году Верховный Суд признал законным приостановление деятельности Тамбовского регионального отделения Республиканской партии России, поскольку оно не сообщило Управлению Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области сведения о новом адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа в течение трех дней со дня его изменения и в месячный срок не устранило данное нарушение <35>. В то же время в отношении регионального отделения другой политической партии — Российской партии труда — данное основание не было признано достаточным для приостановления его деятельности <36>.

———————————

<35> См.: Определение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 года N 13-Г07-2. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=162524 (дата обращения: 29.01.2016).

<36> См.: Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2005 года N 55-Г05-16.

 

Анализ правоприменительной практики приостановления деятельности политических партий свидетельствует о противоречивом характере решений судов. Так, например, если одно и то же нарушение одним судом может быть признано достаточным для приостановления деятельности партии, то другим — несущественным основанием для приостановления. Суды часто ссылаются на положения об опасности совершенного партией правонарушения, а именно рассматривают совершенное партией нарушение как нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, создающее реальную угрозу конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан. Но разве может быть признано в качестве такой угрозы неуказание или неточное указание адреса (места нахождения) постоянно действующего органа политической партии?

Большое количество дел федеральный Верховный Суд рассматривал в связи с ликвидацией политической партии или ее регионального отделения.

Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд федеральным уполномоченным органом. Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.

В Положении о запрещении и роспуске политических партий и аналогичных мерах (документ CDL-INF(2000)1), принятом Европейской комиссией за демократию через право 10 января 2000 года, указывается, что решение о запрещении или роспуске политической партии должно приниматься конституционным судом или другим компетентным судебным органом с соблюдением всех процессуальных гарантий открытого и беспристрастного судебного разбирательства. Запрещение или роспуск политических партий, как чрезвычайные меры, должны быть использованы в исключительных случаях. Прежде чем обратиться к компетентному судебному органу с предложением запретить или распустить партию, правительство или другие государственные органы должны определить, исходя из ситуации в стране, действительно ли партия представляет опасность для свободного и демократического политического строя или для прав граждан, а также можно ли ограничиться другими, менее радикальными мерами для предотвращения данной опасности.

Анализ решений правоприменительных органов показывает, что большая часть конституционно-правовых споров в России касались ликвидации политических партий или их региональных отделений в случае:

— недостаточной численности членов политической партии;

— отсутствия необходимого количества региональных отделений;

— недостаточной численности членов регионального отделения.

Несмотря на то что многие вопросы численности партии сняты в связи с установлением нормы о достаточности 500 членов для создания партии, судебная аргументация по такого рода делам может быть интересна в контексте анализа оснований государственного контроля над деятельностью политических партий.

Так, решением Верховного Суда РФ была ликвидирована политическая партия «Евразийский Союз». Основанием для ликвидации явилось то, что в ней состояло не 50000, а всего 4648 членов партии, имелись региональные отделения в 28 субъектах Федерации из 89 субъектов, находящихся в составе Федерации по состоянию на 1 января 2006 года, причем только одно региональное отделение численностью не менее 500 членов партии вместо 45 региональных отделений такой численности, требуемых согласно третьему абзацу пункта 2 статьи 3 Закона о политических партиях <37>.

———————————

<37> См.: Решение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 года N ГКПИ07-65. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=161836 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Решением Верховного Суда РФ были ликвидированы следующие политические партии:

— «Социальная защита», которая, как было установлено судом, имела численность 22141 членов и региональные отделения в 31 субъекте Российской Федерации из 88 субъектов, причем лишь в 12 региональных отделениях численность членов политической партии составляла не менее 500 человек вместо 45 региональных отделений <38>;

———————————

<38> См.: Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 года N ГКПИ07-67. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=162400 (дата обращения: 29.01.2016).

 

— Республиканская партия России, в которую по состоянию на 1 января 2006 года входило 37 региональных отделений численностью свыше 500 членов партии вместо требуемых по закону 45 отделений такой численности <39>;

———————————

<39> См.: Решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2007 года N ГКПИ07-293. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=180570 (дата обращения: 29.01.2016).

 

— Российская партия мира с общей численностью партии в 44873 члена, только в 35 региональных отделениях численность была не менее 500 человек, притом что количество региональных отделений было достаточным — 53 вместо необходимых 45 <40>;

———————————

<40> См.: Решение Верховного Суда РФ от 28 марта 2007 года N ГКПИ07-268. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=166772 (дата обращения: 29.01.2016).

 

— Концептуальная партия «Единение», поскольку в ней состояло 43088 членов и региональные отделения численностью более 500 человек были в 41 субъекте Российской Федерации из 88 субъектов вместо необходимых 45 <41>;

———————————

<41> См.: Решение Верховного Суда РФ от 15 мая 2007 года N ГКПИ07-298. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=170368 (дата обращения: 29.01.2016).

 

— Партия развития регионов «Природа и Общество», поскольку на время проверки общая численность членов политической партии составляла 5010 членов, региональные отделения были зарегистрированы лишь в 26 субъектах Российской Федерации, из них только в 2 региональных отделениях численность членов политической партии составляла более 500 человек, в 12 — менее 250 <42>;

———————————

<42> См.: Решение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2007 года N ГКПИ07-68.

 

— Партия возрождения России, поскольку численность членов политической партии составляла 45329 вместо 50000 и вместо 42 региональных отделений численностью не менее 500 членов партии имелось 37 <43>.

———————————

<43> См.: Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 2008 года N ГКПИ08-1275. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=236948 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Ликвидация политической партии может быть произведена и при наличии необходимой численности членов политической партии. Так, Кассационная коллегия федерального Верховного Суда оставила без изменения решение Верховного Суда РФ о ликвидации политической партии «Свобода и народовластие», поскольку региональные отделения численностью не менее 500 членов партии имелись только в 32 субъектах Российской Федерации вместо 45 региональных отделений, требуемых по Закону, притом что общая численность членов партии составляла свыше 50000 членов партии, предусмотренных законодательством <44>.

———————————

<44> См.: Определение Верховного Суда РФ от 5 июня 2007 года N КАС07-224. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=172338 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Недостаточная численность членов регионального отделения политической партии может стать основанием для его ликвидации. Решением Верховного суда Чувашской Республики ликвидировано чувашское региональное отделение Российской сетевой партии поддержки малого и среднего бизнеса. Основанием для ликвидации явилось то, что на момент государственной регистрации региональное отделение партии не насчитывало необходимого количества членов, необходимого для регистрации регионального отделения, тогда как, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о политических партиях, более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов. В судебном заседании было подтверждено то обстоятельство, что на момент регистрации регионального отделения партии имелось только одно решение о принятии трех членов партии, а не 102 ее членов. Верховный Суд РФ оставил решение о ликвидации без изменения <45>.

———————————

<45> См.: Определение Верховного Суда РФ от 7 октября 2003 года N 31-Г03-11. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=82036 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Тывинское региональное отделение политической Партии социальной справедливости было ликвидировано в связи с тем, что количество членов данного отделения составляло менее 50 человек, причем в суде данное основание не было опровергнуто <46>.

———————————

<46> См.: Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2003 года N 92-Г03-14. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=82032 (дата обращения: 29.01.2016).

 

В соответствии с решением Верховного Суда РФ основанием для ликвидации политической партии или регионального отделения является акт проверки, отчет, справка о посещении мероприятия, в котором должны быть отмечены нарушения. Так, федеральный Верховный Суд отменил решение Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания о ликвидации североосетинского регионального отделения политической партии «Яблоко». Основанием для ликвидации послужила справка из избирательной комиссии, содержащая сведения о нарушениях предусмотренной Законом численности членов регионального отделения на момент его регистрации, и письменные обращения граждан, свидетельствующие о том, что они не вступали в партию «Яблоко», а некоторые из них являлись действующими членами других политических партий <47>. Позже данное региональное отделение все же было ликвидировано Верховным судом Республики Северная Осетия — Алания ввиду недостаточной численности отделения, что было подтверждено актом проверки. Верховный Суд РФ оставил в силе решение регионального суда <48>.

———————————

<47> См.: Определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2010 года N 22-Г10-1. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=291206 (дата обращения: 29.01.2016).

<48> См.: Определение Верховного Суда РФ от 26 октября 2010 года N 22-Г10-8. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=365064 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Зачастую регистрирующие органы обращались в суд с заявлением о ликвидации в связи с нарушением порядка приема в члены политической партии или ее регионального отделения. Основанием для ликвидации регионального отделения политической партии «Консервативная партия России» явилось то, что в качестве членов партии указаны лица, которые в соответствии с установленным уставом порядком не были приняты в ее члены. Основанием для закрытия было сочтено также то обстоятельство, что, несмотря на вынесение нескольких предупреждений, региональным отделением не была представлена информация об изменении места нахождения комитета отделения. Федеральный Верховный Суд признал законным данное решение, несмотря даже на то, что в ходе судебного заседания подтвердились не все указанные нарушения <49>.

———————————

<49> См.: Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2003 года N 81-Г03-23. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=81900 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Верховным Судом РФ правомерным было признано решение Красноярского областного суда о ликвидации Красноярского регионального отделения политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов», поскольку при проверке деятельности указанного отделения политической партии было установлено, что решений по заявлениям граждан о приеме в члены партии регионального отделения не принято, к тому же как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде региональное отделение не имело необходимого числа членов партии, предусмотренного Законом о политических партиях <50>.

———————————

<50> См.: Определение Верховного Суда РФ от 10 августа 2004 года N 53-Г04-43. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=98192 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Необходимо отметить, что указанные основания носят устранимый характер и могли бы стать основаниями для приостановления деятельности политической партии или отделения, но никак не ликвидации.

Вопрос о нелегитимности руководящего органа регионального отделения, осуществляющего прием в члены партии, также являлся предметом рассмотрения в суде. Верховный Суд РФ подтвердил законность решения Мурманского областного суда о ликвидации Мурманского регионального отделения политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые», так как Совет регионального отделения неправомочен был осуществлять прием в члены партии, поскольку на общих собраниях, на которых избирался Совет, присутствовало менее половины членов отделения <51>.

———————————

<51> См.: Определение Верховного Суда РФ от 30 января 2007 года N 34-Г06-15. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=162298 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Регистрирующий орган обращался в суд с заявлением о ликвидации Мурманского областного отделения политической партии «Социал-демократическая партия России» в связи с тем, что общее собрание отделения было проведено по истечении более двух лет с момента предыдущего собрания и, кроме того, фактически не проводилось, поскольку члены партии о проведении общего собрания не были уведомлены, следовательно, было неправомочно осуществлять прием в члены партии. Верховный Суд РФ подтвердил законность решения областного суда об отказе в ликвидации, указав, что из Закона о политических партиях и устава партии не вытекает нелегитимность общего собрания регионального отделения политической партии, проведенного по истечении двухгодичного срока с момента предыдущего общего собрания, а также избранных на нем руководящих органов регионального отделения политической партии (в частности, правления регионального отделения) <52>.

———————————

<52> См.: Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2007 года N 34-Г07-1. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=163172 (дата обращения: 29.01.2016).

 

В другом деле федеральный Верховный Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы прокурора Ленинградской области о ликвидации Ленинградского областного отделения политической партии «Развитие предпринимательства» в связи с нарушениями, допущенными при создании отделения. В частности, было заявлено, что конференция была неправомочна проводить прием в члены партии. Но в судебном заседании было доказано, что в работе конференции приняло участие более половины делегатов, избранных в соответствии с порядком, установленным Советом регионального отделения, в связи с чем указанный выше довод был неправомерен <53>.

———————————

<53> См.: Определение Верховного Суда РФ от 4 июня 2004 года N 33-Г04-2. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=93812 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Основанием для ликвидации политической партии или ее регионального отделения может стать непредставление в регистрирующий орган сведений об изменении юридических данных. Например, Кемеровское региональное отделение Российской партии труда было ликвидировано, поскольку оно неоднократно не представляло в соответствующий территориальный орган сведения об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа отделения; кроме того, не сообщило в установленный законом срок и данные о смене руководителя отделения <54>. Основанием для ликвидации Рязанского регионального отделения политической партии «Свобода и народовластие» явилось то, что отделение не известило регистрирующий орган об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, а кроме того, местом нахождения постоянно действующего руководящего органа регионального отделения было жилое помещение, что не допускается пунктом 2 статьи 288 и пунктом 2 статьи 671 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ. При этом еще до ликвидации отделения в отношении него было уже вынесено предупреждение, а затем его деятельность была приостановлена на 1 месяц <55>.

———————————

<54> См.: Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2003 года N 81-Г03-22. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=81298 (дата обращения: 29.01.2016).

<55> См.: Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2007 года N 6-Г07-2. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=166978 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Однако судебная практика ликвидации партии по основаниям непредставления определенных сведений противоречива. В рассмотренном ранее решении Верховного Суда РФ непредставление сведений об изменении места нахождения постоянно действующего органа регионального отделения было признано недостаточным основанием, влекущим необходимость приостановления деятельности отделения <56>. Таким образом, по данному основанию региональное отделение может быть ликвидировано и приостановление деятельности может не использоваться. В частности, на практике был случай ликвидации регионального отделения всего лишь за непредставление в регистрирующий орган необходимой информации. По такому основанию было ликвидировано региональное отделение политической партии «Свобода и народовластие». Регистрирующий орган в этом случае ссылался на то, что политическая партия обязана ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица (в редакции от 21 марта 2002 года, на которую сослался суд). Федеральный Верховный Суд отменил решение о ликвидации, указав, что обязанность по представлению названной информации возложена законодателем на политическую партию, а не на ее региональное отделение <57>.

———————————

<56> См.: Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2005 года N 55-Г05-16.

<57> См.: Определение Верховного Суда РФ от 7 марта 2006 года N 5-Г06-14. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=137568 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Основанием для ликвидации политической партии или ее регионального отделения может стать совокупность нарушений. Например, за непредставление регистрирующему органу сведений о численности членов регионального отделения политической партии (письменных заявлений граждан и соответствующих решений руководящих органов о приеме их в партию), а также за неоказание истцу содействия в ознакомлении с деятельностью отделения областным судом было ликвидировано Костромское региональное отделение политической партии «Развитие предпринимательства» <58>.

———————————

<58> См.: Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2006 года N 87-Г06-1. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=139830 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Владимирское областное отделение Российской экологической партии «Зеленые» было ликвидировано в связи с тем, что отделением не были представлены сведения для внесения изменений о месте нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а также истекли полномочия постоянно действующих исполнительных органов регионального отделения и не избраны его руководящие органы, кроме того, в регистрирующий орган не была представлена информация о проведении отчетно-выборной конференции <59>.

———————————

<59> См.: Определение Верховного Суда РФ от 13 февраля 2007 года N 86-Г07-2.

 

Необходимо отметить, что в некоторых спорах представители политических партий ссылаются на необходимость использования досудебного порядка разрешения спора в делах о ликвидации партии. Например, в деле о ликвидации Партии развития регионов «Природа и общество» в связи с недостаточной численностью региональных отделений представители партии утверждали о несоблюдении заявителем положения о досудебном порядке, предусмотренного статьей 39 Закона о политических партиях <60>. Согласно данной статье, в случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. По мнению Верховного Суда РФ, в пункте 3 статьи 41 Закона о политических партиях отсутствие необходимого количества региональных отделений требуемой численности и отсутствие определенного числа членов политической партии названы в качестве самостоятельных оснований для ликвидации политической партии в отличие от основания, предусмотренного подпунктом «в» того же пункта, допускающего ликвидацию политической партии только в случае неустранения в установленный срок нарушений, повлекших приостановление деятельности политической партии.

———————————

<60> См.: Определение Верховного Суда РФ от 26 февраля 2007 года N ГКПИ07-68. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=163868; Определение Верховного Суда РФ от 22 мая 2007 года N КАС07-176. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=171934 (дата обращения: 29.01.2016).

 

Следует отметить, что в делах о ликвидации политических партий досудебный порядок разрешения спора в виде вынесения регистрирующим органом предупреждения не предусмотрен, в отличие от споров о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения. Целесообразно было бы предусмотреть вынесение предупреждений в делах о ликвидации политических партий в связи с недостаточной численностью членов партии либо региональных отделений, поскольку данные нарушения не носят грубого характера и вполне устранимы. Таким образом, в нашем случае досудебный порядок урегулирования спора должен выражаться в вынесении регистрирующим органом (Министерством юстиции России) предупреждения до обращения в Верховный Суд РФ с заявлением о ликвидации политической партии как обязательном этапе разрешения спора в связи с делом о ликвидации политической партии.

Анализ практики разрешения дел о приостановлении и ликвидации политических партий и региональных отделений свидетельствует о ее противоречивом характере. В ней отсутствует единообразие при установлении оснований для приостановления или ликвидации партий. Одно и то же основание может быть признано в одном деле достаточным для приостановления или ликвидации, в другом — недостаточным и несущественным. К тому же, как показал анализ споров за более чем десятилетний период со дня принятия Закона о политических партиях, практически все дела по приостановлению и ликвидации партий производились лишь за нарушение формальных требований (недостаточная численность членов партий и региональных отделений, недостаточное количество зарегистрированных региональных отделений партии, непредставление сведений об изменении юридических данных и др.). Причем политическая партия могла быть ликвидирована даже при наличии необходимой численности членов партии в 50000 человек, например, только за то, что в региональных отделениях не состояло определенное количество членов. Вызывает вопрос о действительной степени опасности подобных нарушений Закона для общества и государства. Ликвидация партии должна быть мерой исключительного характера и должна применяться в случае, если партия совершает какие-либо действия, создающие реальную угрозу конституционному строю или основополагающим правам и свободам граждан.

Сегодня усилия государства должны быть направлены на формирование развитой политической системы, основанной на принципе многопартийности. Важнейшей задачей в этом направлении является повышение доверия граждан к политическим партиям и институту выборов. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, лишь каждый пятый житель России (19%) считает, что политические партии представляют интересы граждан, а 39% россиян вообще не знают, зачем нужны партии <61>. Тем не менее половина граждан России (48%) ощущают необходимость многопартийной системы и уверены, что без нее нельзя построить современное общество.

———————————

<61> См.: Сколько партий нужно России? URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114836 (дата обращения: 06.03.2015).

 

Таким образом, имеющийся в России общественный запрос на многопартийную систему должен обеспечиваться равными правовыми условиями для политических партий как в вопросах создания и деятельности партий, так и в одинаковых условиях для участия в выборах. Важным в данном случае также является стабильность положений избирательного законодательства и законодательства о политических партиях.

 

References

Kynev A.V., Lyubarev A.E. (2011) Partii i vybory v sovremennoy Rossii: Evolyutsiya i devolyutsiya [Parties and Elections in Contemporary Russia: Evolution and Devolution]. Moscow: Fond «Liberalnaya missiya»; Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian).

Lapaeva V.V. (2007) Zakonodatel’noe trebovanie k chislennosti politicheskoy partii kak ogranichenie konstitutsionnogo prava na ob’yedinenie: kriteriy pravomernosti [Legal Requirements for the Number of a Political Party as a Limitation of the Constitutional Right of Association: the Criterion of Legality]. Zhurnal rossyskogo prava, no. 9, pp. 25 — 34. (In Russian).

Lyubarev A.E. (2013) Problemy zakonodatelnogo regulirovaniya uchastiya politicheskikh party v vyborakh [Problems of legislative regulation of the participation of political parties in elections]. In: Zor’kin V.D. (ed.) Politicheskie partii v demokraticheskom obshchestve: pravovye osnovy organizatsii i deyatel’nosti: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg [Political Parties in a Democratic Society: the Legal Basis for the Organization and Activities. Proceedings of International Conference]. Moscow: NORMA. (In Russian).

Salikov M.S. (2012) Partiynaya sistema Rossii: Dinamika konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya [The Party System in Russia: Dynamics of the constitutional and legal regulation]. Rossyskiy yuridicheskiy zhurnal, no. 4, pp. 148 — 155. (In Russian).

Uzunyan T.T. (2001) K voprosu o chislennosti politicheskoy partii [To the Question about the Number of Members of the Political Party]. Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo, no. 22, pp. 23 — 25. (In Russian).

Zaslavskiy S.E. (2003) Politicheskie partii Rossii: Problemy pravovoy institutsializatsii [Political Parties in Russia: Problems of Legal Institutionalization]. Moscow: Institute for Law and Public Policy. (In Russian).

Zor’kin V.D. (2013) Pravovye osnovy rossiyskoy mnogopartiynosti i praktika Konstitutsionnogo Suda [The Legal Basis of the Russian Multi-Party System and the Practice of the Constitutional Court]. In: Zor’kin V.D. (ed.) Politicheskie partii v demokraticheskom obshchestve: pravovye osnovy organizatsii i deyatel’nosti: Materialy mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg [Political Parties in a Democratic Society: the Legal Basis for the Organization and Activities. Proceedings of International Conference]. Moscow: NORMA. (In Russian).

«Сравнительное конституционное обозрение», 2016, N 1

1   2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code