АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Д.В.Пивоваров

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования административного задержания. Автором предлагается понятие административного задержания, определяется правовой статус задержанного, сравниваются уголовно-процессуальное и административное задержание. На основе проведенного анализа предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное задержание, правовой статус задержанного, основания административного задержания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

Административное задержание является одной из ключевых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административных принуждений. Применение рассматриваемой меры значительно ущемляет такое конституционно закрепленное право граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность. Необходимо заметить, что в ряде диссертационных исследований анализировалась правовая природа данной меры обеспечения производства, изучались особенности и основания ее применения <1>. Интерес к проблеме законодательного регулирования административного задержания не ослабевает и в настоящее время, что доказывают периодически появляющиеся на страницах научных журналов публикации <2>. Однако, несмотря на активность ученых в изучении отмеченной проблемы, единства мнений относительно некоторых аспектов применения этой меры обеспечения производства до сих пор не наблюдается.

———————————
<1> Напр.: Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 73 — 81; Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 144 — 146; Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 98 — 142.
<2> Напр.: Дубик П.А. Некоторые правовые вопросы применения к военнослужащим доставления и административного задержания // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 6; Кондратьев С.М. Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 7. С. 4 — 9; Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. 2011. N 10. С. 50 — 53; Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 60 — 67; Травина О.А., Щеколдина Ю.А. Административное задержание, осуществляемое пограничными органами Федеральной службы безопасности // Проблемы укрепления законности в военной организации государства: Российский военно-правовой сборник N 14. М., 2010. Вып. 109. С. 307 — 311; Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 34 — 37.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации <3> ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. При осуществлении административного задержания таким нормативным правовым актом является только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <4>.

———————————
<3> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: с изм. от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.
<4> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2015. 6 марта.

 

Смысл слова «задержать» означает временно лишить свободы до выяснения причастности к нарушению порядка, преступлению <5>, а задержание — мера, осуществляемая представителями органов правопорядка, состоящая в лишении человека свободы, заключении его под стражу <6>.

———————————
<5> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 203.
<6> Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 2005. С. 744.

 

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении <7>.

———————————
<7> Ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

 

Длительный период времени административное задержание относилось к мерам административного пресечения, и лишь отдельные ученые считали данную меру административно-обеспечительной. Например, В.П. Кудрявцев утверждает, что «административное задержание есть единая мера административного принуждения, которая служит достижению нескольких целей… Данной мере присущ внутренний универсализм: действия правоприменителя, с одной стороны, направлены на прекращение противоправного поведения, с другой стороны, они создают условия для привлечения виновных к ответственности. Таким образом, эти действия отражают единство и неразрывность воздействия материального (пресекательного) и обеспечительного (процессуального)» <8>. Дальнейшее развитие науки административного права привело к тому, что административное задержание теперь находится в самостоятельной группе мер административных принуждений — мер обеспечения производства.

———————————

<8> Кудрявцев В.П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 10 — 11.

 

Правовой статус задержанного в юридической литературе трактуется неоднозначно. Одни ученые считают, что в случае административного задержания речь идет об ограничении свободы лица <9>, другие полагают, что суть такого задержания состоит все же в лишении свободы <10>. Личную свободу характеризует свобода действий, поведения и передвижений, а рассматриваемая мера предусматривает полную подневольность задержанного лица на протяжении всего времени его содержания в специально отведенном для административно-задержанных помещении или учреждении. В пользу такой позиции свидетельствуют и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых указывается, что «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы» <11>. В международных нормативных правовых актах под задержанным лицом также понимается лицо, «лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения» <12>. Полагаем, что в данном случае целесообразно руководствоваться указанными нормативными правовыми актами, в которых считается, что в случае задержания лица оно лишается на какое-то время свободы, а не ограничивается в ней.

———————————
<9> Напр.: Агеенкова Г.Т. Меры административного пресечения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1982. С. 14; Сергун П.П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1987. С. 13; Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения и их применение (по материалам деятельности органов внутренних дел): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 13 и др.
<10> Напр.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 21; Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев, 1979. С. 64 — 65; Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. М., 2001. С. 230 — 231 и др.
<11> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // Российская газета. 2009. 3 июля.
<12> Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Правовые основы деятельности системы МВД России: сборник нормативных документов. Т. 2. М., 1996. С. 147 — 157.

 

Несколько противоречиво, на наш взгляд, определение административного задержания как кратковременного ограничения свободы. Действительно, КоАП РФ предусматривается применение административного задержания сроком до 48 часов, а это достаточно продолжительный период времени. При этом следует заметить, что с позиции Конституционного Суда Российской Федерации такое продолжительное задержание может применяться «лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста» <13>. Таким образом, подчеркивается, что далеко не в каждом случае возможно продление срока административного задержания до 48 часов, а в большинстве случаев такой срок не должен превышать трех часов.

———————————
<13> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П // Российская газета. 2009. 3 июля.

 

В связи с этим небезынтересной представляется позиция Л.Л. Попова, понимающего под административным задержанием принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, применяемое с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя <14>. Вместе с тем автор рассматривает административное задержание как ограничение свободы лица, что, по нашему мнению, как уже ранее было указано, является не совсем верным.

———————————
<14> Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 305.

 

В соответствии с вышеизложенными соображениями предлагаем ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица…».

Некоторые авторы считают, что целью административного задержания также является пресечение длящегося правонарушения. Так, А.И. Стахов в своем учебном пособии пишет, что основанием административного задержания является наличие достаточных данных полагать, что лицо продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности <15>. По мнению М.И. Еропкина, «административное задержание лица, совершившего административный проступок, позволяет установить его личность и составить необходимые для привлечения к административной ответственности документы. Однако эта сторона правообеспечительной функции, выполняемой мерами административного пресечения, носит вспомогательный характер, тогда как главное состоит в прекращении противоправного поведения» <16>. Следует заметить, что на момент опубликования работы М.И. Еропкина доставление не входило в число мер обеспечения производства. В настоящее же время административное задержание применяется к лицу, в отношении которого уже была применена мера обеспечения производства (доставление), а следовательно, пресекательная функция более присуща все же доставлению. Выявление правонарушения в таких условиях является неуместным, т.к. правонарушение уже выявлено в ходе доставления. Таким образом, предлагаем в п. 1 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ заменить слова «при выявлении административных правонарушений» на слова «в отношении лиц, доставленных в связи с совершением административных правонарушений» и изложить в следующей редакции: «1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — в отношении лиц, доставленных в связи с совершением административных правонарушений…».

———————————
<15> Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2004. С. 58.
<16> Еропкин М.И. Методы и формы государственного управления. М., 1967. С. 114.

 

Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, «анализ правоприменительной практики, а также специальной юридической литературы позволяет судить о некоторых проблемах применения административного задержания» <17>. Так, например, возникает ряд вопросов относительно оснований, предусмотренных для применения административного задержания. Исходя из содержания ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что любое лицо, совершившее административное правонарушение и доставленное в ОВД, может быть подвергнуто административному задержанию по имеющимся основаниям, ведь необходимость «…обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» может возникнуть практически в любой ситуации, по любому административному правонарушению. Не ясно, почему необходимость таких действий возникает лишь «в исключительных случаях» и какой смысл вложил законодатель в понятие «исключительные случаи». В связи с этим правоприменитель вынужден при осуществлении административного задержания руководствоваться своими субъективными знаниями и опытом, что не способствует объективному применению административного задержания.

———————————
<17> Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003. С. 122.

 

Применительно к установлению оснований для административного задержания показателен опыт законодателя, четко и понятно изложившего основания для уголовно-процессуального задержания лица. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ <18> предусматриваются конкретные, четко сформулированные основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

———————————
<18> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ: в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 47-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря; 2015. 11 марта.

 

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, или следователем, или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу <19>.

———————————
<19> Ст. 91 УПК РФ.

 

Думается, что и в случае с административно-процессуальным задержанием основания такого задержания должны быть конкретизированы и исключать двойственность их толкования.

В целях наиболее эффективного обеспечения правоприменительной практики полагаем, что целесообразно закрепить в КоАП РФ основания административного задержания и изложить ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ в следующей редакции: «Административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица, может быть применено при наличии одного из следующих оснований:

1) для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

2) для установления личности правонарушителя и составления необходимых по делу об административном правонарушении процессуальных документов;

3) при наличии достаточных данных полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности;

4) если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства».

Зачастую лицо, доставленное в помещение ОВД за совершение административного правонарушения, находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. При этом в ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ недостаточно четко определен срок, с которого исчисляется административное задержание лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления. Действительно, опьянение и вытрезвление — это категории не юридические, а медицинские, однако если состояние опьянения определяется с помощью медицинского освидетельствования, то момент вытрезвления лица, содержащегося в специальном помещении дежурной части ОВД, вызывает определенные сложности, т.к. медицинские признаки опьянения (например, наличие алкоголя в крови или запах спиртного) у некоторых лиц сохраняются достаточно продолжительное время. Зачастую получается, что сотрудник полиции, основываясь на своих субъективных знаниях, определяет момент вытрезвления лица, совершившего административное правонарушение, и принимает решение о начале исчисления срока административного задержания. Такая неопределенность может способствовать необоснованному увеличению сроков административного задержания, поэтому критерии вытрезвления нуждаются в более детальной проработке и конкретизации. Думается, что целесообразно закрепить максимальный срок вытрезвления лица, а определение момента вытрезвления лица, содержащегося в специальном помещении дежурной части ОВД, должно осуществляться медицинским работником, обладающим соответствующими знаниями (врачом-наркологом или фельдшером).

По нашему мнению, совершенно прав Ю.Ф. Решетник, полагающий, что в настоящее время положение ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ исполняется весьма формально и сотрудниками полиции без какого-либо разъяснения прав и обязанностей задержанному в протокол об административном задержании автоматически вносится запись о таком разъяснении. Полагаем, что с целью соблюдения прав и свобод лица, подвергнутого административному задержанию, необходимо, чтобы данное лицо собственноручно вписывало в соответствующую графу протокола об административном задержании о разъяснении ему прав и обязанностей и расписывалось об этом. Для этого необходимо ввести такую запись в протокол об административном задержании. Соглашаясь с позицией Ю.Ф. Решетника <20>, считаем необходимым ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…5) задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем задержанный собственноручно делает запись в протоколе об административном задержании».

———————————
<20> Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 19 — 23.

 

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то обстоятельство, что нормы административного права, регулирующие основания и порядок применения административного задержания, рассматриваются учеными-административистами уже длительный период времени, до сих пор имеются существенные разногласия, касающиеся целого ряда позиций, причем как теоретического плана, так и практической направленности. В законодательном уточнении нуждаются основания, предусмотренные для применения административного задержания. Существует необходимость проведения дальнейшего научного исследования с целью определения более конкретных критериев вытрезвления задержанного лица, а также решения ряда других проблем, связанных с применением административного задержания.

Литература

  1. Агеенкова Г.Т. Меры административного пресечения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1982.
  2. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000.
  3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность. М., 1999.
  4. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 2005.
  5. Гапонов О.Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  6. Дубик П.А. Некоторые правовые вопросы применения к военнослужащим доставления и административного задержания // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 6.
  7. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003.
  8. Еропкин М.И. Методы и формы государственного управления. М., 1967.
  9. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения и их применение (по материалам деятельности органов внутренних дел): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983.
  10. Кондратьев С.М. Доставление и задержание военнослужащего, совершившего административное правонарушение, в системе правового принуждения // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 7.
  11. Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев, 1979.
  12. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. М., 2001.
  13. Кудрявцев В.П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983.
  14. Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
  15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М., 2003.
  16. Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  17. Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 19 — 23.
  18. Решетник Ю.Ф. Обстоятельства, способствующие нарушению законности при применении административного задержания // Административное право и процесс. 2011. N 10. С. 50 — 53.
  19. Сергун П.П. Охрана прав и свобод личности в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1987.
  20. Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2004.
  21. Телегин А.С. Меры административно-процессуального принуждения: некоторые вопросы применения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1.
  22. Травина О.А., Щеколдина Ю.А. Административное задержание, осуществляемое пограничными органами Федеральной службы безопасности // Российский военно-правовой сборник N 14: Проблемы укрепления законности в военной организации государства. М., 2010. Вып. 109.
  23. Хорьков В.Н. Административное задержание: пробелы в законодательном регулировании // Административное право и процесс. 2013. N 10.

«Административное право и процесс», 2016, N 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code