УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТ. 173.2 УК РФ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 30.03.2015 N 67-ФЗ

И.Н.СОЛОВЬЕВ, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

 

Статья посвящена подробному анализу статьи 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в новой редакции, которая была принята Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Уточнена цель предоставления или приобретения документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности — внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Ключевые слова: уголовная ответственность, предоставление документа, приобретение документа, удостоверяющего личность, использование персональных данных, полученных незаконным путем, подставные лица, фирмы-однодневки.

 

Следует отметить, что если редакция ст. 173.1 еще как-то позволяла правоприменителям пресекать деяния, связанные с образованием фирм-однодневок, то изначальная конструкция ст. 173.2 могла сработать фактически только в том случае, если потенциальный преступник сам себя оговорит или признает, что предоставлял документ, заранее зная, что с его помощью будет образовано юрлицо в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. Экстратруднодоказуемая формулировка.

При этом проведенный за 2012 — 2014 годы анализ эффективности противодействия использованию фирм-однодневок для совершения преступлений свидетельствовал о том, что попытка криминализации в 2011 году образования фирм-однодневок не оказала существенного влияния на состояние законности в сфере экономики. Фирмы-однодневки продолжали использоваться для совершения целого ряда преступлений, связанных с движением безналичных денежных средств и их обналичиванием: различных форм хищений, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконной банковской деятельности, легализации доходов, полученных преступным путем, фиктивного банкротства и т.д.

Анализ материалов уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159, 160, 172, 174.1, 195, 196, 199 УК РФ, показывал, что учредительные документы фирм-однодневок оформляются по поддельным или утерянным паспортам, подставные лица и реже сотрудники юридических консультаций выступают учредителями, номинальными директорами регистрируемых фирм. Уставный капитал фирм-однодневок формируется в минимальных размерах, перечень видов деятельности в учредительных документах составляется формально, без указания основного вида деятельности. Производственная или торговая деятельность фирмами-однодневками обычно не осуществляется. Для создания видимости хозяйственной деятельности подставные фирмы обслуживаются аудиторскими организациями, которые ведут их документацию, составляют фиктивные бухгалтерские документы. Платежные документы передаются номинальным директорам, которые их подписывают, не вникая в деятельность организации.

Для указания юридического адреса используются фиктивные договоры аренды, совместной деятельности, предоставления помещения. Сотрудники таких фирм, как правило, набираются только для создания видимости работы. Зарегистрированная подставная фирма заключает различные договоры банковского счета в одном или нескольких банках. Ежедневный оборот таких фирм может достигать 1 млрд. рублей. Чем сложнее и запутаннее связи между компаниями, тем больше пользы извлекают из этого преступники.

В основе такой ситуации находились в том числе и недостатки редакций статей 173.1 и 173.2 УК РФ. Так, содержащееся в примечании к статье 173.1 УК РФ понятие «подставное лицо» на практике не охватывало случаи создания фирм-однодневок через лиц, действующих умышленно. Такие деяния широко распространены и представляют общественную опасность. Кроме того, как показывала практика выявления преступлений, где использовались фирмы-однодневки, в большинстве случаев регистрация незаконно образованных юридических лиц производится по документам людей, ведущих асоциальный образ жизни, предоставляющих свои документы за вознаграждение и не интересующихся, для каких целей они используются. Поэтому отсутствовало основание рассматривать эти действия в качестве введения в заблуждение и привлечения лица, незаконно создающего или реорганизующего юридическое лицо, к уголовной ответственности по статье 173.1 УК РФ.

Не охватывалось диспозицией рассматриваемой нормы такое деяние, как образование юридического лица с использованием незаконно приобретенных документов (например, по утерянному паспорту), что является одним из самых распространенных способов создания фирм-однодневок. Также не охватывается диспозицией данной статьи последующая деятельность от имени или в интересах юридического лица, образованного через подставное лицо.

Кроме того, перечень квалифицирующих признаков в статье 173.1 УК РФ представлялся неполным. Так, в данной статье не были предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как причинение крупного и особо крупного ущерба, совершение преступления организованной группой. Указанные обстоятельства значительно повышают общественную опасность содеянного и требуют соразмерного наказания.

В статье 173.2 УК РФ в прежней редакции законодатель закрепил четыре самостоятельных состава преступления, совершаемых для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом:

— предоставление документа, удостоверяющего личность;

— выдача доверенности;

— приобретение документа, удостоверяющего личность;

— использование персональных данных, полученных незаконным путем.

Эффективность применения статьи 173.2 УК РФ была снижена в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, содержание статьи не соответствовало ее наименованию. Из названия статьи «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» следует, что диспозиции закрепленных в ней норм должны предусматривать действия, представляющие собой незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Однако анализ частей 1 и 2 статьи 173.2 УК РФ показывает, что все предусмотренные в них деяния, за исключением использования персональных данных (часть 2), сами по себе не являются использованием документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, а лишь преследуют такую цель. Предоставление документа и выдача доверенности (часть 1), приобретение документа (часть 2) — все эти действия представляют собой приготовление к использованию документов.

Тем не менее законодательная конструкция цели преступлений — образование (создание, реорганизация) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, должна была в полной мере осознаваться привлекаемым к уголовной ответственности лицом. Причем это должно быть изначальное осознание, а не появившееся впоследствии путем умозаключений, подсказанных оперативным сотрудником или следователем при снятии объяснений и показаний.

Эти и иные правовые нестыковки и коллизии не отвечали высокому криминогенному потенциалу использования проблемных юридических лиц в различных секторах экономики страны, в первую очередь связанных с распределением бюджетных средств, исполнением госзаказа, реализацией госпрограмм. Результатом этого стало появление различных предложений по модернизации статей 173.1 и 173.2, часть которых нашла свое воплощение в окончательной редакции Закона N 67-ФЗ, к анализу положений которого касательно статьи 173.2 УК РФ мы и перейдем далее.

В части первой данной статьи противоправным действием является предоставление документа, что означает осознанность и направленность такого действия, когда лицо в силу тех или иных причин (как правило, с целью получения денежного вознаграждения) передает документ третьим лицам, результатом чего становится внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Таким образом, лицо, передающее документ или выдающее доверенность, должно быть осведомлено о намерении третьих лиц внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о подставном лице.

Это очень важно, так как у многих специалистов и граждан возникали опасения в связи с тем, что существует практика регистрации фирм-однодневок по отработанной коррупционной схеме только с использованием ксерокопий паспортов без присутствия самих граждан. Это значит, что каждый человек, который по тем или иным причинам позволил в любом учреждении сделать ксерокопию своего паспорта (например, в торговом центре при возврате товара, туристической фирме, гостинице, банке, при получении разрешения на приобретение оружия, поступлении на работу или устройстве ребенка в детсад и т.д.), потенциально может быть обвинен в тех или иных деяниях, связанных с образованием фирм-однодневок, если ксерокопией его паспорта воспользуются злоумышленники.

Документ, удостоверяющий личность, идентифицирует и удостоверяет личность владельца и дает ему некоторые права и обязанности. Законодательство предусматривает достаточно широкий спектр документов, которые могут удостоверить личность. Это могут быть: паспорт гражданина РФ, паспорт моряка, свидетельство о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), удостоверение личности военнослужащего, военный билет, временное удостоверение личности гражданина РФ по форме N 2-П, паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт), вид на жительство в РФ, дипломатический паспорт, общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ, документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ.

И все же, применительно к возможности образования юридического лица, основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является общегражданский паспорт (п. 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»). Аналогичные положения содержатся и детализируются в Постановлении Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Следует отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» впрямую не записано, что документом, удостоверяющим личность, должен быть именно паспорт, однако в графическом приложении к Постановлению — специальной форме «Сведения об учредителях юридического лица — физических лицах» графы, касающиеся документа, удостоверяющего личность физического лица, предназначены для внесения туда именно паспортных данных.

В соответствии с положениями ст. ст. 182, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2006 N ГКПИ06-735 документы при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть поданы лицом, действующим на основании доверенности. Нотариальное удостоверение доверенности в данном случае является обязательным.

Требования к оформлению доверенности установлены ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Данное деяние посягает на правоотношения, возникающие в связи с предоставлением документов и доверенностей для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Объективная сторона данного преступления выражается в действии — предоставлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности, если эти действия совершены для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Объект преступления — объективность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений.

Субъектом данного преступления может являться любой гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста, дееспособный, вменяемый, предоставивший документ, удостоверяющий личность, или выдавший доверенность для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправный характер своих действий, осведомлен о целях передачи документа или доверенности, желает наступления вредных последствий — внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице. Это является обязательным признаком субъективной стороны данного преступления.

Преступление является оконченным в момент передачи документа, удостоверяющего личность, или выдачи доверенности третьим лицам для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Состав преступления формальный, так как общественную опасность представляет само действие, независимо от наступивших последствий.

Мотив преступления, как правило, корыстная заинтересованность, получение денежного вознаграждения за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности для образования юридического лица.

Общественная опасность данных деяний заключается в том, что лицо предоставляет свой документ, удостоверяющий личность, или выдает доверенность, будучи осведомленным о том, что они будут использованы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Деяния, предусмотренные частью первой ст. 173.2, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в связи с чем при выявлении данного преступления методами оперативно-розыскной деятельности имеется ряд ограничений, так как в соответствии со ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Следует также учитывать, что в конце 2011 года внесены изменения в определение категории преступлений (небольшой, средней тяжести и тяжкие). Теперь суду предоставлена возможность изменять категории преступления на менее тяжкие с учетом фактических обстоятельств совершения преступления и степени его общественной опасности при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Наказывается данное преступление штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет.

Часть вторая ст. 173.2 предусматривает ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

В соответствии с примечанием к данной статье под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимаются:

— его получение на возмездной или безвозмездной основе (т.е. в результате уговоров, угроз, обещания денежного вознаграждения и т.д.);

— присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность (как правило, у лиц, совершающих преступления против собственности, есть целый арсенал предложений различных документов, удостоверяющих личность. В принципе ранее от них старались избавляться, попросту выкидывали для того, чтобы не быть в случае чего связанными с личностью того, у кого имущество похищалось. Теперь же, пока документ не попадет в базу утерянных и похищенных паспортов, можно успеть его продать для образования юридического лица);

— завладение таким документом путем обмана или злоупотребления доверием (т.е. мошенническим путем. Например, документ берется у лица для осуществления якобы правомерных действий — регистрации по месту жительства, оформления недвижимого имущества, заключения сделки и т.д., а на самом деле используется для образования юридического лица с целью совершения преступлений).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. По смыслу указанного Закона персональными данными, полученными незаконным путем, являются персональные данные, полученные без согласия их субъекта или с нарушением принципа конфиденциальности персональных данных (обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания).

Данное деяние посягает на правоотношения, возникающие в сфере формирования Единого государственного реестра юридических лиц путем предоставления без согласия владельца документов или ненадлежащих документов, удостоверяющих личность, и иных персональных данных для внесения в данный реестр данных о подставном лице.

Объективная сторона данного преступления выражается в действии по приобретению документа, удостоверяющего личность, или использовании полученных незаконным путем персональных данных, если эти действия совершены для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие предоставление документов, удостоверяющих личность, а также персональных данных в Единый государственный реестр юридических лиц.

Субъектом данного преступления может являться любой гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста, дееспособный, вменяемый, осуществивший приобретение документа, удостоверяющего личность, или использовавший персональные данные для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла. Виновный осознает противоправный характер своих действий, желает наступления вредных последствий — внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Преступление является оконченным в момент противоправного приобретения документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Состав преступления формальный, так как общественную опасность представляет само действие, независимо от наступивших последствий.

Мотив преступления, как правило, корыстная заинтересованность, получение денежного вознаграждения за предоставление юридического лица для совершения преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Общественная опасность данных деяний заключается в том, что они посягают на установленный порядок формирования ЕГРЮЛ, когда лицо любыми законными (путем уговоров, вознаграждения) и незаконными (присвоения, завладения путем обмана) способами приобретает документ, удостоверяющий личность, или использует полученные незаконным путем персональные данные, способствуя тем самым внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Наказывается данное преступление штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В апреле 2010 года в ч. 1 ст. 108 УПК РФ (взятие под стражу) были внесены существенные изменения, ограничивающие применение ареста к лицам, совершившим преступления в сфере предпринимательской деятельности. Новый пункт 1.1 предусматривает, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159, 160, 165, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой настоящей статьи.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 15 «О внесении дополнения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» предлагается:

обратить внимание судов на особенности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, перечисленных в части первой статьи 108 УПК РФ;

разъяснить судам, что преступления, предусмотренные статьями 159, 160 и 165 УК РФ, следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью;

при решении вопроса о том, является ли такая деятельность предпринимательской, судам надлежит руководствоваться пунктом 1 статьи 2 ГК РФ, в соответствии с которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, учитывая, что в вышеприведенном тексте п. 1.1 ч. 1 ст. 108 УПК РФ между статьями 171 и 174 поставлен дефис, который подразумевает включение в данный перечень всех норм с номерами от 171 до 174, данные положения распространяются на статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, при уголовно-правовой квалификации преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК Российской Федерации, необходимо учитывать ряд положений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены существенные изменения в УК, связанные с декриминализацией отдельных преступлений и переводом их в административные деликты.

К категории преступлений небольшой тяжести отнесены деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет (часть вторая статьи 15 УК).

Статья 56 Уголовного кодекса РФ дополнена положением, согласно которому по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.

Предусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба (статья 76.1 УК). Однако рассматриваемые нами статьи УК — 173.1 и 173.2не входят в соответствующий перечень, который приведен в ч. 2 указанной статьи (преступления, предусмотренные частью первой статьи 171, частью первой статьи 171.1, частью первой статьи 172, частью второй статьи 176, статьей 177, частями первой и второй статьи 180, частями третьей и четвертой статьи 184, частью первой статьи 185, статьей 185.1, частью первой статьи 185.2, статьей 185.3, частью первой статьи 185.4, статьей 193, частью первой статьи 194, статьями 195 — 197 и 199.2).

Предварительное расследование в форме следствия по данным преступлениям осуществляют следователи органов внутренних дел, а также органа, выявившего эти преступления.

Обращаясь к статистике по данному виду преступлений, отметим, что она свидетельствует о редком применении ст. 173.2 на практике. Так, за все время ее существования было выявлено 38 таких преступлений, в суд было направлено 15 уголовных дел. К уголовной ответственности привлекалось 13 человек, при этом только 6 из них были осуждены (см. таблицу).

Таблица

2010 2011 2012 2013 2014 5 месяцев 2015 г.
Выявлено преступлений в отчетном периоде 0 0 6 19 11 2
Преступления, уголовные дела о которых направлены в суд 0 0 2 7 4 2
Количество выявленных лиц, уголовные дела о которых направлены в суд 0 0 1 6 5 1
Всего осуждено 0 4 2

Представляется, что определенное влияние на общие показатели правоохранительной и судебной работы по статьям 173.1 и 173.2 оказал тот факт, что они, несмотря на незначительный срок, прошедший после их введения в действие, попали в список противоправных деяний, лица, совершившие их, летом 2013 года были амнистированы.

В Постановлении Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2559-6ГД предписывалось освободить от наказания условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы по целому ряду составов экономических преступлений.

Эти же лица освобождались и от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день его вступления в силу, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, с освобожденных от наказания лиц была снята судимость. Освобождались также и лица, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда, не вступивший в законную силу.

В завершение уголовно-правового анализа норм УК России, предусматривающих ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица и незаконное использование документов для этого, хотелось бы высказать несколько соображений общего характера.

С помощью статьи 173.1 УК России вполне можно вести речь о привлечении к уголовной ответственности лиц, которые непосредственно занимаются реализацией схем по созданию и дальнейшему предоставлению заинтересованным гражданам и предпринимателям проблемных юридических лиц с признаками фиктивности (фирм-однодневок). Ведь это делается для того, чтобы на каком-то этапе цепочки определенного рода финансово-хозяйственных манипуляций появлялось бы звено, идентифицировать руководство которого, а соответственно, и мотивы тех или иных действий в сфере предпринимательства было бы невозможно (или руководство идентифицируется как лица, не имеющие к деятельности юридического лица никакого отношения, — лица, утратившие паспорт, без определенного места жительства, инвалиды, студенты и т.д.).

Раз невозможно установить местонахождение юридического лица и опросить руководителя, в разы снижается вероятность надлежащего доказывания фактов использования такого юридического лица в противоправных действиях. Человеку сведущему все понятно, однако реального механизма, который предусматривал бы ответственность за такого рода действия, не было.

Все это, наряду с высокой доходностью и относительной безопасностью такой деятельности, привело к формированию целой отрасли услуг по регистрации и предоставлению проблемных юридических лиц.

Представляется, что часть первая статьи 173.2, предусматривающая ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, будет, как и прежняя редакция, носить в основном профилактический характер.

С другой стороны, изменение диспозиции, а именно указание цели предоставления паспорта или выдачи доверенности в виде включения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице, может оживить работу данной уголовно-правовой нормы. Ведь теперь у такого лица будет два варианта. Первый — это подтвердить, что он действительно является учредителем или руководителем юридического лица и, соответственно, несет всю ответственность как его должностное лицо. А там… может мало не показаться. Или признать, что предоставил свой документ с иной целью, а в этом случае, значит, предвидел, что в реестр могут быть внесены сведения о подставном лице, коим он собственно сам и является в таком случае.

Да и то вознаграждение, которое получают желающие заработать на предоставлении своих документов, теперь будет точно не тождественно возможным отрицательным последствиям от таких действий. И уж в любом случае побудит группы риска внимательнее и ответственнее относиться к своему паспорту и совершению каких-либо гражданско-правовых действий.

Часть 2 статьи 173.2 направлена против тех, кто непосредственно подыскивает средства для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах — документы, удостоверяющие личность, персональные данные. Указанная норма связана с частью первой данной статьи, так как получить документы и персональные данные внешне правомерным способом теперь станет гораздо труднее из-за более удачной, по сравнению с прежней редакцией ст. 173.2, криминализации действий по предоставлению документов и выдаче доверенностей.

Таким образом, можно прогнозировать тенденцию к увеличению количества случаев неправомерного завладения документами, удостоверяющими личность, и попыток незаконного получения персональных данных граждан.

Ведь до последнего времени, к сожалению, еще достаточно легко было найти желающего недорого продать какую-нибудь украденную или незаконно скопированную базу данных, содержащую персональные данные граждан или нотариуса (а может быть, кого-то из его помощников, пользующихся его реквизитами и печатью), для удостоверения сомнительных доверенностей, уполномочивающих третьих лиц на регистрацию юридического лица в отсутствие самого доверителя. Все это факторы, способствующие разрастанию спрута проблемных юридических лиц, облегчающие совершение преступлений, предусмотренных новыми статьями УК России.

Представляется, что в целом проанализированные нами новеллы законодательства, наряду с криминализацией в статье 173.1 УК представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшего внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, позволят посредством уголовного закона предупреждать противоправные действия лиц, которые за вознаграждение соглашаются на регистрацию на их имя фирм-однодневок, используемых в последующем для преступной деятельности.

Кроме того, Законом N 67-ФЗ в составах преступлений, связанных с незаконным использованием документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (статья 173.2 УК), уточнена цель таких уголовно наказуемых деяний, то есть вместо обязательного ранее признака в виде совершения деяний для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом, действие данной статьи распространено на все случаи внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Таким образом, можно надеяться на то, что более или менее работоспособный законодательный механизм противодействия созданию и использованию фирм-однодневок в противоправной деятельности все-таки создан, что позволит повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в названном направлении.

Говоря о возможных законодательных мерах, направленных на дальнейшее сужение возможностей использования фирм-однодневок для совершения преступлений, считаем возможным в дальнейшем предусмотреть введение в некоторые статьи УК РФ дополнительного квалифицирующего признака «совершенное с использованием незаконно образованного юридического лица». Примерный перечень статей подлежит обсуждению, но при ближайшем рассмотрении в него могли быть включены статьи 159 (мошенничество), 159.1 — 159.6 (мошенничество в различных отраслях финансово-хозяйственной деятельности), 160 (присвоение или растрата), 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 172 (незаконная банковская деятельность), 174 (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), 176 (незаконное получение кредита), 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), 195 (неправомерные действия при банкротстве), 196 (преднамеренное банкротство).

Такое законодательное решение сообщило бы повышенную общественную опасность преступлению экономической направленности, совершенному с применением незаконно образованных юридических лиц, и повлекло бы более суровое уголовное наказание. Кроме того, в данном случае были бы конкретизированы способы использования таких юридических лиц.

Поскольку в настоящее время отсутствует правовая основа для совершения процессуальных и следственных действий с незаконно образованным юридическим лицом, использования его наличия для доказывания в уголовном процессе, обращения полученного преступным путем имущества в доход государства, а также прекращения деятельности незаконно созданного субъекта права, представляется целесообразным внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусмотрев право следователя постановлением признавать юридическое лицо, созданное с целью совершения преступления (незаконно образованное юридическое лицо), орудием преступления и налагать арест на его имущество в порядке части 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также право суда в приговоре принять решение о конфискации имущества данного юридического лица в порядке статьи 104.1 УК РФ и его ликвидации (исключении из Единого государственного реестра юридических лиц).

Отметим также проект Федерального закона N 599584-6 «О внесении изменений в статьи 173.1 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроект направлен на расширение сферы применения статьи 173.1 УК (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) путем криминализации деяний, связанных с использованием созданных через подставных лиц юридических лиц.

Кроме того, законопроект направлен на совершенствование уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 199 УК (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций). В частности, законопроектом предлагается совершение указанного преступления в отношении доходов контролируемых иностранных компаний либо доходов, полученных в результате совершения контролируемой сделки, рассматривать в качестве квалифицированного состава преступления.

В ходе работы над законопроектом ко второму чтению в его тексте учтена позиция Правительства Российской Федерации о необходимости дополнения статьи 173.1 УК положением, устанавливающим ответственность за использование юридического лица, созданного через подставных лиц, в целях совершения преступления.

18 марта 2015 года законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.

Российский следователь, 2016, N 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code