Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.04.2016 N АПЛ16-79

Требование: О ликвидации общественного движения.

Обстоятельства: Заявитель ссылается на неоднократные и грубые нарушения общественным движением законодательства и систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку движением не представлены документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ, свидетельствующие об опубликовании им отчетов об использовании своего имущества, решения на конференциях движения принимались с нарушением порядка их принятия и вопреки нормам законодательства, движение осуществляло предпринимательскую деятельность, не соответствующую уставным целям, устав движения также не отвечает требованиям законодательства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 апреля 2016 г. N АПЛ16-79

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю.,

Ксенофонтовой Н.А.

при секретаре Горбачевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о признании Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» экстремистской организацией и ликвидации

по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2015 г., которым заявленные требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» адвоката Крылова А.Д., Горбачевой О.Е. и Маслова Л.И., которые поддержали апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Министерства юстиции Российской Федерации Дорофеевой Н.В. и Дьячковой Т.Ю., Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Общероссийское Общественное Движение содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (далее — Движение) создано 12 декабря 2012 г. на общем собрании учредителями — физическими лицами: Масловым Л.И., Лазаревым Г.Е., Ивановой Л.Г. и Карповой И.Ю., зарегистрировано по распоряжению Министерства юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) от 5 марта 2013 г. N 462-р, учетный номер 0012020233, 13 марта 2013 г. сведения о Движении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), ОГРН 1137799004738.

Минюст России 14 августа 2015 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании Движения экстремистской организацией и его ликвидации в связи с осуществлением данным общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина и создающей реальную угрозу причинения вреда личности, а также в связи с неоднократными и грубыми нарушениями Движением федеральных законов и систематическим осуществлением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2015 г. заявление Минюста России удовлетворено частично. Движение и его структурные подразделения ликвидированы с исключением из ЕГРЮЛ. В удовлетворении требований Минюста России в части признания Движения экстремистской организацией отказано.

В апелляционной жалобе Движение просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. По мнению административного ответчика, выводы суда, положенные в основу частичного удовлетворения иска, не соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения административного дела, и не подтверждены доказательствами.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон N 82-ФЗ), который в статье 7 называет общественное движение как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии со статьей 29 указанного федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац второй части первой); информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений (часть вторая).

Согласно части первой статьи 26 и абзацу третьему части первой, части третьей статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в связи с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июня 2015 г. о проведении внеплановой проверки Движения на предмет соответствия его деятельности уставным целям и возможного наличия в деятельности признаков экстремизма Минюстом России в период с 14 июля по 10 августа 2015 г. проведена внеплановая документарная проверка Движения, по результатам которой были выявлены неоднократные и грубые нарушения Движением законодательства Российской Федерации, а также систематическое осуществление им деятельности, противоречащей уставным целям.

Так, вопреки пункту 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ), части второй статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ Движением на протяжении более года не представлялись в Минюст России документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.

В нарушение статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 21 и 29 Федерального закона N 82-ФЗ в Минюст России не были представлены документы для внесения изменений в устав Движения (далее — Устав) и сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с созданием Движением филиалов (отделений) за рубежом.

Несмотря на требование пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей с 1 сентября 2013 г., в протоколах конференций Движения от 26 июля и 17 ноября 2014 г. отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. В протоколах названных конференций и конференции от 27 мая 2015 г. приведены противоречивые сведения о количестве делегатов и региональных отделений.

Представленные решения конференций Движения об избрании членов президиума (протоколы конференций от 6 апреля и 26 декабря 2013 г., 4 марта 2014 г. и 27 мая 2015 г.) не позволяют определить конкретный состав президиума Движения, чем нарушены пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, статья 18 Федерального закона N 82-ФЗ и пункт 5.6.6 Устава.

Выписки из протоколов заседаний президиума не содержат сведений о времени их проведения, требуемых пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сведений об общем количестве членов президиума на дату проведения заседаний, необходимых в силу пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 (далее — Административный регламент), и пункта 5.13 Устава.

В нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 18 Федерального закона N 82-ФЗ, пунктов 5.6.6 и 5.7 Устава, в силу которых избрание постоянно действующего руководящего органа (президиума) относится к исключительной компетенции высшего органа управления (конференции), на заседании президиума Движения 30 октября 2013 г. были решены вопросы о внесении изменений в состав членов президиума.

Вопреки статье 14 Федерального закона N 82-ФЗ и разделу 4 Устава на заседаниях президиума от 17 мая, 26 июня и 11 октября 2013 г. были повторно приняты решения о создании ряда региональных отделений Движения, ранее созданных 12 декабря 2012 г.

Президентом Движения единолично принимались решения, не соответствующие нормам федеральных законов и Устава: распоряжение от 20 августа 2014 г. N 11 об изменениях в составе президиума Движения — в нарушение пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 18 Федерального закона N 82-ФЗ, пунктов 5.6 и 5.16 Устава; приказ от 5 декабря 2013 г. N 12 об исключении из участников Движения — вопреки пункту 5.12 Устава; приказ от 27 июня 2013 г. N 5 о создании не предусмотренного Уставом административного департамента — в нарушение положений разделов 3 и 5 Устава; приказ от 26 ноября 2013 г. N 11 об утверждении председателя правления Московского областного отделения Движения — вопреки пунктам 4.5, 5.16 Устава.

Движение и его структурное подразделение — Пермское региональное отделение осуществляли предпринимательскую деятельность с нарушением положений статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ и статьи 37 Федерального закона N 82-ФЗ. Так, из письма Движения от 19 сентября 2013 г. N 12 в адрес директора ООО «Институт проблем биорегуляции» следует, что Пермское региональное отделение Движения являлось дистрибьютором продукта «Виофтан» (глазные капли). Имели место факты распространения Движением в ходе проведения конференций биологически активных добавок, что в настоящем судебном заседании не отрицал президент Движения Маслов Л.И. Торговля Движением названными препаратами не соответствует его целям и свидетельствует о систематическом осуществлении Движением деятельности, противоречащей уставным целям.

Во исполнение договора от 25 августа 2014 г. N 57 Движением были перечислены денежные средства на участие в работе XXI международного конгресса «Новые технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи» («Калининград-2014») в размере 1 175 280 рублей. Участие Движения в названном международном конгрессе не соответствует целям его деятельности, предусмотренным Уставом, и указывает на нецелевое использование Движением своих денежных средств.

В нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ Движением не представлены на проверку документы, свидетельствующие об опубликовании им в 2013 — 2014 гг. отчетов об использовании своего имущества, или сведения об обеспечении доступности ознакомления с данными отчетами.

В Уставе отсутствует описание символики Движения, что является нарушением статьи 3 Федерального закона N 7-ФЗ и статьи 20 Федерального закона N 82-ФЗ.

На удостоверении к медали Движения «ЗА ВЕРУ и ПОДВИЖНИЧЕСТВО» вопреки запрету статьи 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» изображен Государственный герб Российской Федерации.

Несмотря на требования пунктов 42 и 43 Административного регламента, в протоколах конференций Движения от 6 апреля и 26 июля 2013 г., 4 марта, 26 июля и 17 ноября 2014 г., 4 марта и 27 мая 2015 г. не содержится списка участников (делегатов) конференций, сведений о количестве избранных делегатов и о соблюдении положений Устава в части определения правомочности (кворума) указанных конференций.

Избрание Маслова Л.И. президентом Движения на конференции 6 апреля 2013 г. произведено тайным голосованием в нарушение пункта 5.4 Устава, устанавливающего, что решения на конференции принимаются открытым голосованием по всем вопросам, кроме выборов президиума и ревизионной комиссии, по которым проводится тайное голосование.

Под эгидой конференций Движением проводились не предусмотренные Уставом мероприятия, именуемые «Вече», сведения о которых, в том числе фото, видеозаписи, представлены на сайте Движения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» («dvizhenietvorca.ru»).

В нарушение пунктов 5.5, 5.16 Устава имел место созыв конференций Движения единолично президентом Движения.

Вопреки пункту 5.12 Устава решением президиума от 4 сентября 2013 г. была сформирована Духовная структура Движения, не предусмотренная Уставом, и утверждено положение о ней, а в нарушение пунктов 3.6, 5.1, 5.2 и 5.12 Устава на заседании президиума от 23 апреля 2013 г. утверждено положение о Едином Духовном Центре Движения, также не предусмотренном Уставом. В числе задач Центра — прием участников Движения, в то время как прием участников, согласно пункту 3.6 Устава, должен осуществляться президиумом Движения.

Представленные Движением в Минюст России сведения о его участниках не позволяют установить действительное их количество. Исходя из справки Движения его участниками являются 6 676 человек, в рекламном же буклете Движения численность участников заявлена около 25 000 человек.

В нарушение пунктов 3.4 — 3.6 Устава Движением в ходе проверки не подтверждено в установленном порядке участие в его составе Московской региональной общественной организации по поддержке и развитию творчества и русского культурного и исторического наследия «СОЮЗ СОТВОРЦЕВ СВЯТОЙ РУСИ» (ОГРН 1127799022724) и Ярославской региональной общественной организации по поддержке и развитию творчества и русского культурного наследия «Рада — Союз сотворцев Святой Руси» (ОГРН 1057602808735). Между тем среди представленной Движением переписки имеется письмо названной московской организации за подписью председателя правления Маслова Л.И., которое составлено на бланке Движения, а на официальном сайте Движения в разделе «обращение президиума Движения» есть сообщение о том, что на заседании президиума Движения 26 апреля 2013 г. было принято решение о приеме указанной ярославской организации в состав Движения. Однако представленный в Минюст России протокол этого заседания президиума такого решения не содержит.

Цели Движения, указанные на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» («dvizhenietvorca.ru») и в представленных в ходе проверки документах (например, рекламном буклете), не соответствуют целям, перечисленным в Уставе.

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Движением грубо и неоднократно нарушались нормы законодательства Российской Федерации, положения Устава, а также систематически осуществлялась деятельность, противоречащая его уставным целям. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для ликвидации общественного объединения.

Вопреки позиции административного ответчика приведенные нарушения, а также систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям Движения, подтверждаются материалами административного дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела, и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» — без удовлетворения.

Председательствующий Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии В.Ю.ЗАЙЦЕВ, Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code