ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ


Н.Н.Вопленко, В.А.Рудковский

Статья посвящена анализу природы, свойств, содержания основных принципов права. Раскрываются их характерные черты, обосновываются общетеоретические критерии классификации. Наряду с утвердившимся в науке делением принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые, в статье показан познавательный потенциал пока недостаточно разработанной классификации принципов права на общесоциальные и специально-юридические.

Ключевые слова: принципы права, общеправовые принципы, межотраслевые и отраслевые принципы, общесоциальные принципы права, специально-юридические принципы права.

Теория принципов права, и особенно основных, получила достаточно основательное освещение в юриспруденции. Как в общей теории права, так и в отраслевых науках эта тема стала традиционной, раскрывающей идейное богатство и практическую значимость ведущих основных принципов права и вместе с тем своеобразие принципов, свойственных отдельным отраслям права. Тем не менее, в ней имеется немало дискуссионных и до конца не исследованных вопросов. Например, связь принципов права с закономерностями государственно-правовой жизни, время возникновения принципов права, их структура, соотношение принципов права и правовой политики, и др.

Основные принципы права в науке определяются как его «сквозные и генеральные» идеи, в которых выражается общий «дух» и направленность правового регулирования. Они конкретизируют сущность права, раскрывают его социальный характер в системе ведущих, основополагающих идей. Принципы права несут в себе его основную идеологическую нагрузку и таким образом выступают в виде своеобразного идеологического арсенала права. Можно обратиться к наиболее абстрактному определению принципов права, предложенному Л.С. Явичем, по мнению которого: «.. .это такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковы- ми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью; соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства» [7, с. 11]. Думается, в этом определении в сжатом виде представлены наиболее важные черты принципов, хотя и наблюдается некоторое преувеличение их действительной роли в правовой системе. Например, высшая императивность и соответствие объективной необходимости упрочения господствующего способа производства довольно часто не срабатывают и остаются на уровне благих пожеланий. Вызывает сомнение и жесткая авторская привязка идей к закономерностям общественно-экономической формации.

Дело в том, что если идея есть выражение закономерности, то ее бытие и практическое осуществление неизбежно, неотвратимо и не зависит от воли и сознания отдельных лиц. Между тем человечеству пришлось пролить немало крови, преодолеть множество различных препятствий, чтобы такие идеи, как справедливость, ответственность за вину, публичность деятельности суда и т. д., стали принципами права. Поэтому предпочтительнее связывать идеи, выражающие принципы права, не с закономерностями, а социальными ценностями, юридически закрепленными и содержательно выраженными в правовых требованиях. Все это свидетельствует о необходимости обратиться к анализу основных признаков данного явления.

1. Принципы права есть продукт теоретического осмысления и, как правило, юридического закрепления объективно сложившейся или желательной практики реализации правовых норм. В их основе лежит некая идея, получившая теоретическое обоснование в качестве элемента правосознания. Точнее, сам принцип выступает в виде конечного результата идейного развития теории. Как заметил П.В. Копнин: «Принцип показывает степень обобщения, до которого дошли в данной теории; он выражает идею в заостренно-односторонней форме» [3, с. 281]. Эта «заостренность» в сфере права осуществляется формированием юридического долженствования в виде нормативного правового предписания общего характера. Принцип права, таким образом, предстает как единство теоретической мысли и юридического требования. И это позволяет относить принцип права к категории правосознания (см.: [4]) и одновременно видеть в нем положение нормативного характера, концентрированно выражающее идейное содержание права через систему его генеральных идей.

2. Принцип права имеет свою структуру, определяемую наличием трех основных элементов: требование, идеал, знание. Требование есть конкретизированное выражение долженствования, содержащегося в принципе. Это основа его нормативности, сформулированной в виде веления. Требования правовых принципов могут обнаруживать себя на уровне установок правосознания или быть закрепленными в нормах права. Отсюда, принципы права, получившие законодательное закрепление, проявляют себя в нормах, а нормы могут выражать определенные принципы [6, с. 12]. Однако следует иметь в виду, что нормативность принципов выступает как более высокое обобщающее свойство по сравнению с обычными нормами. Если основным содержанием норм права выступают формализованные правила поведения сторон в виде двусторонних требований, то принцип чаще всего формулирует идеал, то есть идеальный ценностно-нормативный образ правовой действительности. Идеалы ставят цели, ориентиры человеческой деятельности, оценивая ее через призму важнейших социально значимых идей. Наконец, требование и идеал, как элементы содержания правового принципа, облекаются в форму знаний, информации о закономерностях нормативной ситуации и желательном образе деятельности.

3. Принципы права довольно часто определяются через понятие основных начал правового регулирования. Однако термин «начало» не очень точно передает смысловой оттенок данного явления. Начало есть, в первую очередь, исходный пункт, точка отсчета, основная причина чего-либо. Поэтому данный термин применительно к принципам права показывает их происхождение, факторы, влияющие на право, его связь с другими явлениями общественной жизни. Здесь же, думается, необходимо подчеркнуть главную идею правового регулирования, ее принципиальный характер и своеобразие цели, преследуемой правовым принципом. Поэтому понятие руководящей идеи и особенно правового идеала более конкретно высвечивает внутреннее содержание принципа и его предназначение.

4. Назначение правовых принципов состоит в обеспечении идеологического и практического единства правотворчества, интерпретации и реализации правовых норм. Они пронизывают всю правовую систему общества, ориентируя ее на общезначимые идеалы социального развития. Поэтому в историческом плане основные принципы предшествуют во времени формированию определенного исторического типа права. Таковы, например, идеи-принципы ренессанса и просветительства в виде критического анализа эпохи феодализма и провозглашения идеалов «справедливого» буржуазного государства и права, идеи социалистического права и т. п. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, что исторически принципы права появились значительно позже иных его норм [5, с. 101]. Напротив, именно принципы определяют общую архитектонику правового регулирования и ориентиры его развития.

5. Наверно, самым существенным свойством принципов права является их способность юридически выражать наиболее важные прогрессивно акцентированные ценности общественной жизни. За каждым принципом права всегда стоит нечто социально значимое, полезное, имеющее в общественной жизни притягательную силу ориентира и идеала социального развития. С точки зрения теории, ценность может быть охарактеризована «как качество, в силу которого предмет или явление становится объектом социальных устремлений» [1, с. 118]. Все выработанные человечеством ценности в качестве продуктов его культуры имеют объективно-субъективный характер.

Они объективны по своему происхождению как результат коллективного опыта и внешне навязанного индивиду стандарта поведения и субъективны, ибо соизмеряются с внутренне выработанными и усвоенными каждой личностью индивидуальными системами нравственно- правовых, политических, бытовых и прочих ценностей.

Очевидно, что мир нравственно- правовых ценностей рецидивиста и законопослушного гражданина существенно различаются. Но все члены общества, безусловно, ориентируются на идеалы законности, справедливости, гуманизма, свободы и равенства, ибо за этими идеями стоят представления и коллективистские убеждения об их важности, полезности, необходимости проведения в жизнь посредством правового регулирования.

Это и есть ценностное обоснование данных правовых принципов.
Таким образом, объективное существование принципов права обосновывается не столько их неразрывной связью с закономерностями экономической и политико-правовой жизни, сколько ценностным прогрессом в развитии правовой системы. Если бросить ретроспективный взгляд на историю становления и смены принципов права, то становится ясным, что исторически отказ общества от идей талиона, инквизиционного процесса, признания вины подсудимым в качестве «царицы доказательств» и т. д. явился следствием выработки человечеством новой, более прогрессивной системы ценностей. Это позволяет заключить, что принципы права есть ценностные ориентиры его создания и реализации.

Принципы современного российского права достаточно многочисленны и разнообразны, что требует их классификационной упорядоченности. В правовой науке принято деление всех принципов права на общие (лежащие в основе формирования и функционирования всех норм, институтов и отраслей права), межотраслевые (присущие нескольким отраслям права) и отраслевые (характерные для отдельно взятой отрасли права). Такое подразделение имеет как теоретический, так и практический смысл, ибо акцентирует внимание на субординации и отраслевой принадлежности принципов права. Вместе с тем классификация принципов права по сфере действия имеет и определенные недостатки. Она не отвечает на вопрос, откуда и как возникают принципы, дает их суммативное перечисление, в связи с чем в одном ряду оказываются идеи, генетически связанные с достаточно разными сферами общественной жизни: нравственностью, политикой и т. п. Поэтому при анализе принципов права необходимо использовать и другие подходы. В частности, заслуживает внимания и требует дальнейшей разработки наметившаяся в работах Л.С. Явича и некоторых других авторов тенденция деления всех принципов права на общесоциальные и специально- юридические [7, с. 153].

К группе общесоциальных принципов права относятся такие идеи, которые выражают и фиксируют начала права, производные от факторов экономической, политической и иных сфер жизни общества. Влияние на право экономики, политики, морали и др. бесспорно. Его результатом является детерминирование правовой системы социальными потребностями и интересами, возникающими в соответствующих областях общественной жизни и получившими свое выражение в правотворчестве, правореализации и правопорядке в целом. Это позволяет понять, откуда возникли и почему воплотились в праве те или иные идеи, по своей сути неправового характера, а также достаточно четко расположить их «по полочкам», найти соответствующую нишу каждому общесоциальному принципу. Изложенный подход, кроме того, позволяет акцентировать внимание на роли правовой политики в процессе отбора и легализации тех или иных общесоциальных идей в качестве принципов действующего права.

Закрепит законодатель приоритет государственной собственности или установит принцип ее равенства с частной и иными формами, определит в качестве исходного начала организации государственной власти принцип разделения властей или же провозгласит требование демократического централизма — указанные и им подобные метаморфозы в системе общесоциальных принципов права нельзя адекватно понять, если не учитывать характер и общую направленность проводимой в том или ином обществе правовой политики.

Итак, общесоциальные принципы права делятся: на экономические, политические, идеологические, нравственные и социально-структурные.

Экономические принципы — идейные начала права, обусловленные господствующим способом общественного производства, формами собственности, обмена и распределения продуктов. Это отражение в праве состояния экономической жизни общества, результат трансформации экономических интересов в юридические требования. В современном российском праве такими принципиальными идеями-требованиями выступают: равенство всех форм собственности, их гарантирование и охрана, свобода договоров, свобода предпринимательства, единств экономического пространства и т. д.

Политические начала права производ- ны от состояния политической системы общества, официально установленных политических институтов и идеалов, а также сложившейся практики их достижения. Поскольку право выступает в качестве одной из форм политики, постольку является в своих основных принципах продуктом правотворческой политики, а также средством гарантирования форм и методов допустимой, юридически разрешенной политической деятельности. К политическим принципам российского права в современных условиях можно отнести: демократизм, разделение властей, многопартийность, гласность политической деятельности, федерализм и др.

Идеологические принципы отражают состояние идеологии общества, проникновение и вплетение ее центральных идей, концепций в практику правотворчества и правореализации. Известно, что право — явление в значительной мере интеллектуально идеологизированное. Оно является продуктом правосознания, а следовательно, идеологии и психологии классов, социальных групп, составляющих структуру данного общества. Однако следует помнить, что в праве представлена преимущественно господствующая, официальная идеология. Это не означает отрицания значения для правовой жизни так называемых вечных общечеловеческих идей или же продуктов идеологии угнетенных классов, которые не всегда получают свое официальное выражение и закрепление в правовых нормах. Подобные идеи могут выводиться из общего духа, целей и смысла действующего законодательства. К идеологическим принципам права можно отнести: идеологический плюрализм, запрет на монополию одной идеологии, ориентация права на общечеловеческие ценности, благо народа и т. д.

Нравственные принципы права представлены наиболее социально значимыми моральными ценностями и идеалами. Исторически важнейшие моральные заповеди и нормы предшествуют во времени формированию правовой системы и имплицитно присутствуют в ее нормах. Наиболее же значимые моральные ценности могут закрепляться и в качестве самостоятельных нравственно-правовых требований. Такое значение в российском праве имеют принципы: справедливости, гуманизма, воспитания гражданского долга, патриотизма и т. д.

Социально-структурные принципы права выражают особенности классового, национального, конфессионального и т. п. устройства конкретного государственно-организованного общества. Здесь на первый план выходит социальное деление общества, особенности национального и исторического развития, взаимоотношения государства, общества и личности, степень свободы человека в социуме. К социально-структурным принципам российского права можно отнести: равенство социальных возможностей всех граждан независимо от их социального положения, религиозных убеждений, национальной принадлежности и других качеств, обеспечение социального благополучия, приоритет интересов личности, равноправие и самоопределение народов и т. д.

Специально-юридические принципы права представляют такие центральные идеи правового регулирования, которые выражают специфику материи права как особой социальной реальности. Поэтому представляется несколько упрощенной их трактовка как тех же социальных принципов, но переведенных на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения [8, с. 153]. Скорее, наоборот, это такие начала правовой жизни общества, которые выявились и сформировались в праве в качестве именно специфических средств и методов юридического управления делами общества. Вне правовой сферы они утрачивают свою значимость. К ним относятся: законность, выражение в праве воли и интересов народа, равенство всех граждан перед законом, единство (сочетание) прав и обязанностей, ответственность за вину, сочетание убеждения и принуждения.

Принцип законности — сугубо юридическое явление, выражающееся в политико- правовом режиме общественной жизни, основанном на строгом и неукоснительном соблюдении правовых норм всеми субъектами. Это система требований правомерного поведения граждан, органов государства, общественных объединений в сфере, подвластной праву, и одновременно борьба с правонарушениями компетентных правоохранительных органов. В научном плане законность раскрывается в системе структурных, функциональных и отраслевых принципов — главных ее идей, управляющих человеческой деятельностью и обеспечивающих ее правомерный характер. Законность выражает специфику юридического долженствования, обеспечивая работу всех звеньев механизма правового регулирования в режиме правомерности. Право без законности мертво, ибо не способно обеспечить эффект гарантированного результата в правореализационных процессах.

Принцип выражения в праве воли и интересов народа является одним из наиболее социально значимых идеалов современного цивилизованного права. Он требует, чтобы выраженная в нормах законодательства государственная воля максимально соответствовала потребностям и интересам всех субъектов гражданского общества. Это сообщает праву черты легитимности и повышает его социальную чувствительность и престиж. Современный образ права как средства и итога социального компромисса, сложившегося в результате демократического правотворчества, позволяет говорить о сложной многоступенчатой процедуре отражения и закрепления в законодательстве воли и интересов широких слоев населения. Важными средствами обеспечения соответствия интересов общества и действующего законодательства является негосударственное нормотворчество народа путем участия в референдумах, выборность органов власти и управления, конституционный контроль, прокурорский надзор и т. д.

Принцип равенства всех граждан перед законом — одна из демократических идей, сложившаяся и получившая признание еще в эпоху формирования буржуазной правовой системы. Данный принцип был направлен на уничтожение феодальных привилегий и выражал исторически первую ступень понимания и проведения в жизнь правового равенства вообще. Впоследствии правовая мысль, наряду с формально-юридическим равенством (равенство в законе), стала выделять равноправие (равенство перед законом), а также равную защиту закона [2, с. 5]. Эти три элемента правового равенства выступают своеобразными гранями обеспечения свободы личности в правовой сфере. Данный принцип закрепляется конституционно (ст. 19 Конституции РФ) и конкретизируется всеми отраслями права.

Принцип единства (сочетания) прав и обязанностей обеспечивает своеобразный внутренний баланс возможностей правового регулирования и выражает предоставительно- обязывающий характер правовой нормы. Игнорирование указанного принципа ведет к декларативности действующего законодательства, ибо субъективное право, не подкрепленное юридической обязанностью, превращается в ничто, в социальный ноль. Поэтому от законодателя требуется систематическое внимание к поддержанию в действующей системе источников права постоянного баланса между правами и обязанностями членов общества.

Принцип ответственности за вину — одна из гуманистических идей, ограничивающих произвол властей при рассмотрении дел о правонарушениях. Он получил конституционное закрепление (ст. 49 Конституции РФ) и требует от правоохранительных органов доказанности обвинения, гарантируя при этом права личности на защиту.

Важной гарантией реализации этого принципа является положение о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а всякие сомнения в виновности толкуются в его пользу. Данный принцип выражает презумпцию невиновности личности и обеспечивает демократизм и гуманизм правоохранительной деятельности. В истории правовой жизни общества наблюдается длительная борьба прогрессивно мыслящих людей за проведение этого принципа в жизнь.

Принцип сочетания убеждения и принуждения относится к числу идей, не специально и конкретно закрепленных в законодательстве, а логически выводимых из норм, институтов, отраслей и права в целом. В его основе лежит требование гармоничного сочетания в правовой политике и юридической деятельности возможностей воспитания и принуждения. Он тесно связан и высвечивает отдельные грани таких общесоциальных принципов, как демократизм, гуманизм, справедливость и некоторых других. Данные начала права через сочетание убеждения и принуждения приобретают сугубо юридические черты и формы своего бытия. Правовые запреты, обязывания и дозволения информируют о вариантах юридически гарантированного поведения, но, будучи снабженными санкциями, навязывают выраженную в праве государственную волю всем субъектам. Убеждение и принуждение сочетаются путем правовоспитательной, праворазъяснительной работы с населением, профилактических мероприятий правоохранительных органов, пресечением готовящихся правонарушений и справедливым применением мер юридической ответственности. Перед властными органами всегда стоит задача: убеждая, психологически принудить; принуждая, организационно обеспечить легитимное претворение правовых норм в жизнь.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблема основных принципов права, а также принципов других правовых явлений (правосознания, правовой политики и пр.) относится к числу наиболее значимых в научном и практическом плане и требует дальнейшего теоретического осмысления и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветютнев, Ю. Ю. Правовые ценности / Ю. Ю. Ветютнев // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. — М. : Юр- литинформ, 2012. — С. 117-135.
2. Козюк, М. Н. Правовое равенство : (Вопросы теории) : автореф. дис… канд. юрид. наук / М. Н. Козюк. — СПб., 1996. — 22 с.
3. Копнин, П. В. Диалектика как логика и теория познания / П. В. Копнин. — М. : Наука, 1973. — 324 с.
4. Лукашева, Е. А. Принципы социалистического права / Е. А. Лукашева // Советское государство и право. — 1970. — № 6. — С. 19-26.
5. Пузиков, Р. В. Доктринальное осмысление понятия и роли принципов права в современной правовой политике / Р. В. Пузиков // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. — Саратов : Изд-во СГАП, 2010. — С. 86-111.
6. Смирнов, О. В. Соотношение норм и принципов в советском праве / О. В. Смирнов // Советское государство и право. — 1977. — N° 2. — С. 9-15.
7. Явич, Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы / Л. С. Явич. — Л. : ЛГУ, 1976. — 287 с. М. : Юрид. лит., 1978. — 224 с.

8. Явич, Л. С. Общая теория права / Л. С. Явич. —

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 1 (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code