НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

И.П.Шлее

Посвящена вопросам формирования трехуровневой методологии юридической психологии как самостоятельной отрасли знаний в системе юридических наук.

Ключевые слова: методология, метод, юридическая психология.

 

В настоящее время, характеризующееся стремительными изменениями окружающей действительности, повышением человеческой активности в решении различного рода социально значимых задач особое значение приобретают знания науки психологии.

Актуализация психологических знаний диалектически закономерна. Учёт психологического фактора крайне актуален во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, учебной, игровой. Данное обстоятельство в полной мере относится и к такому специфическому виду деятельности как деятельность органов внутренних дел.

Наиболее заметным периодом накопления и использования психологических знаний в деятельности органов внутренних дел становится период, начиная с 1970-х гг. XX века. В это время выходят работы учёных, затрагивающих проблемы, которые можно внести в круг проблем зарождающейся новой отрасли знания — юридической психологии. Так, М.И. Еникеев, В.Л. Васильев, В.В. Романов, A.M. Столяренко, Ю.В. Чуфаровский и др. предпринимают попытки определить необходимость и круг задач, решаемых юридической психологией, её предмет, систему и структуру, использование методов психологии в юридической психологии, а также место этой отрасли знания в системе научного познания права и психологии, определяют общие психологические закономерности юридической психологии [2].

Необходимость и значимость использования психологических знаний в деятельности органов внутренних дел обусловили принятые решения на заседании научно-технического Совета МВД СССР об изучении психологии в высших школах МВД СССР и использовании психологических знаний в практике аппаратов органов внутренних дел, в том числе оперативных аппаратов, и исправительно-трудовых учреждений, а в 1976 г. во ВНИИ МВД СССР впервые была сформирована группа научных сотрудников, занимающихся вопросами юридической психологии [4]. В эти годы предпринимаются попытки определения предмета юридической психологии как науки. Пути авторов при этом расходятся в выборе оснований классификации, уровня обобщения рассматриваемых психологических закономерностей, входящих в круг задач данной науки.

При становлении новых специальных отраслей научного знания всегда встаёт вопрос о предмете таких знаний. Применимо к предмету юридической психологии, который бы в полной мере отражал специфику деятельности органов внутренних дел, наблюдаются большие методологические трудности, которые отражают различные уровни и параметры обобщения круга явлений, подпадающих под рассмотрение психологической науки.

В обществоведении давно доказано, что любая система знаний настолько научно обоснована, насколько прочна её методологическая база. В методологии как учении о принципах построения, формах и методах объективной действительности заложен весь опыт эмпирического и научного познания. В отношении проблем методологии теории юридической психологии в последние годы проводились разноплановые исследования, результаты которых могут составить доказательственную базу для обоснования сложной структуры предмета юридической психологи [3].

Каждый предмет науки и каждая исследуемая проблема требует множества методов и методик по их изучению. По нашему мнению, заслуживающей внимания является точка зрения ведущих учёных в области юридической психологии, таких как В.Л. Васильев, A.M. Столяренко, С.Г. Еремеев, которые, помимо теоретических методов (всеобщих методов научного познания): диалектического, логического, исторического, системного, индукции и дедукции, анализа и синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения и ряда иных, — выделяют следующую трёхуровневую методологию теории юридической психологии [1].

К первому уровню методологии теории юридической психологии они относят общенаучные методы исследования (эмпирические методы познания): социологические методы (анкетирование, опросы, интервью, экспертные оценки), психолого-педагогические методы, метод тестирования [6]; методы формальной диагностики: психофизические методики поведения человека (причинный, генетический, факторный, апробационный), методы неформальной диагностики (наблюдение, беседу, анализ документов, анализ письма, биографический метод, метод сбора, анализа и обобщения независимых характеристик, эксперимента, метод самооценки).

Второй уровень методологии теории юридической психологии составляют отраслевые или специальные методы предмета данной науки. По своей сущности, они в значительной степени относятся к научно-прикладным, адаптированным к решению двуединых (теоретических и практических) задач юридической психологии, поэтому в специальной литературе исследуются в качестве отраслевых (частных, специальных) методов. К ним обычно относятся следующие: личностный метод, экономико-правовой метод, идентификационный метод, методы психологического воздействия на личность, методы психотехнического воздействия, методы психологической экспертизы правовых законов, нормативных актов, дел оперативного учёта.

Третий уровень методологии теории юридической психологии составляет методика исследования конкретной проблемы, темы, вопроса, относящихся к предмету науки юридической психологии. Под методикой исследования в юридической психологии понимается совокупность способов и приемов, применяемых в соответствии с целями, задачами и предметом науки и требованиями получения надежных, обоснованных сведений о познаваемом объекте.

Методика исследования составляет обычно низший, первоначальный уровень исследования юридико-психологических проблем, поэтому наряду с включением в нее элементов общенаучных и отраслевых методов она может использовать результаты, полученные непосредственно методами практической деятельности.

Познавательная функция этих методов, мероприятий проявляется параллельно и опосредованно целевому их разведывательно-поисковому назначению, поэтому они составляют низший классификационный уровень методологии юридической психологии при условии их объединения в специфическую самостоятельную методику исследования проблемы, включающую научные и отраслевые методы познания. Именно в этом случае методика исследования составляет третий уровень методологии теории юридической психологии. Ориентация теории юридической психологии на согласованность применения общенаучных, отраслевых методов и специальных методик, составляющих её методологию, позволяет избежать грубых ошибок или субъективных выводов в исследовании конкретных проблем её предмета.

Подводя итог исследованию вопросов методологии юридической психологии как самостоятельной отрасли знаний в системе юридических наук, можно сделать следующие выводы:

1. Современное состояние юридической психологии миновало тот исторический рубеж, когда она основывалась на наиболее древнем иллюстрированном методе, когда в канву юридической характеристики явлений и процессов включались психологические построения и термины, заимствованные из общей психологии, или применялся комментаторский метод исследования.

2. В настоящее время появилась тенденция к применению системно- объяснительного и феноменологического подходов к исследованию предмета науки юридической психологии, поскольку в подразделениях органов внутренних дел и научных учреждениях МВД России согласованно функционируют профессионально подготовленные юристы и психологи. Такой подход ориентирован на изучение именно психологических феноменов в деятельности органов внутренних дел, что позволяет лучше понять комплексность явлений, процессов правоохранительной деятельности в их взаимосвязи и взаимозависимости, разработать научно обоснованные рекомендации деятельностной и познавательной её сторон.

Список литературы

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., СПб.: Питер, 2002. 656 с.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии / М.И. Еникеев. 2-е изд., перераб. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. 640 с. Режим доступа: http://www.znanium.com.
3. Еремеев С.Г. Юридическая психология / С.Г. Еремеев, А.Ф. Караваев; М-во внутр. дел РФ, Департамент гос. службы и кадров. М., 2011. 208 с.
4. Прикладная юридическая психология. Под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ, 2001. 639 с.
5. Психологическое изучение личности сотрудников органов внутренних дел при аттестации / М.И. Марьин, А.Ф. Караваев, М.В. Смирнова; М-во внутр. дел РФ, Департамент кадрового обеспечения. М., 2007. 209 с.
6. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. М., 1999.
7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 2002. 488 с.
8. Цветков В.Л. Юридическая психология в схемах и комментариях. М.: Щит, 2006. С. 3-23.
9. Чурсин В.Д. Право и циклы (вопрос методологии). Ставрополь, 1997.
10. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. 2-е изд. М.: Социально-политическая модель, 2004.
11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология / Ю. В. Чуфаровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2010. 470 с.
12. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. A.M. Столяренко. М.: Юнити-Дана, 2003.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code