К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ЗАКРЕПЛЕНИИ ОСНОВАНИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Ю.Г.Волгин

В качестве одной из важнейших гарантий обеспечения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать соблюдение законных оснований их проведения. Перечень основания проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в положения которой были внесены изменения. В данной работе на основе анализа уже внесенных изменений предлагаются изменения и в иные положения закона.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно- розыскные мероприятия, основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и свободы человека и гражданина.

 

Как совершенно справедливо отмечает А.Е. Чечетин, в качестве одной из важнейших гарантий обеспечения прав граждан при проведении оперативно- розыскных мероприятий следует рассматривать соблюдение законных оснований их проведения. И от того, насколько чётко они определены, зависит правильность принятия таких решений [10, с. 141]. В свою очередь правомерность проведения оперативно-розыскных мероприятий обуславливает возможность использования их результатов и в уголовном судопроизводстве.

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 года [3]. Содержание указанной статьи неоднократно подвергалась изменению и дополнению.

Федеральным законом № 329-ФЗ от 21 ноября 2011 года [4] пункт 7 части 2 признан утратившим силу и введена часть 3. Частью 3 в качестве целой группы оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий определено наличие запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

Так, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:
— государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
— государственных должностей субъектов Российской Федерации;
— должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
— должностей федеральной государственной службы;
— должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
— должностей муниципальной службы;
— должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
— 8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 части 3 статьи 7, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 части 3 статьи 7, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.
Наряду с указанными изменениями Федеральным законом № 302-ФЗ от 2 ноября 2011 года [5] часть 2 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» была дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в качестве основания проведения оперативно-розыскных мероприятий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий получили право на сбор данных, необходимых для принятия решения о достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

Вне всякого сомнения, указанные изменения являются важным шагом в развитии законодательной базы регламентирующей вопросы борьбы с таким социальным злом, как коррупция и террористическая деятельность. Вместе с тем законодатель, внеся изменения в статью 7, оставил без надлежащего внимания содержание статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Более того, о явных недоработках инициаторов внесения ранее рассмотренных изменений говорит и тот факт, что имеется указание на уже отменённое положение закона (пункт 7 части 2 статьи 7). По нашему глубокому убеждению, часть 9 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» также должна быть изменена.

Анализ положений части 9 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет сделать вывод о том, что основания проведения оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на следующие группы:
— основания, допускающие проведение полного (без каких-либо исключений) перечня оперативно-розыскных мероприятий;
— основания, допускающие проведение ограниченного (без включения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища) перечня оперативно-розыскных мероприятий.

Следует заметить, что это утверждалось автором и ранее [6, с. 66]. Более того, по мнению учёных, в науке оперативно-розыскной деятельности предлагалось осуществлять деление оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий [7, с. 113; 8, с. 257, 266; 9, с. 65, 75].

Допустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, установлена частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Ранее действовавшая редакция статьи 7 и статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в полной мере соответствовали указанному положению Конституции. Так, допустимость проведения оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы, предусматривалась только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, непосредственно связанных с борьбой с преступностью (часть 1 статьи 7) и только для решения задач обеспечения собственной безопасности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (пункт 5 части 2 статьи 7).

Анализируя основные положения внесённых изменений, можно с полной уверенностью отметить, что ни вновь введённые пункт 8 части 2 и часть 3 статьи 7 не содержат основания, которые допускали ли бы проведение оперативно- розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина.

В силу указанных причин представляется целесообразным внести необходимые изменения, которые будут соответствовать логике ранее заложенной законодателем. Так, наиболее приемлемым видится следующее содержание части 9 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: «При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4, 6 и 8 части второй, а также части третьей статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8-11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона».

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2.    Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗРФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6730.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5641.
6. Волгин Ю.Г. Оперативно-розыскная деятельность: курс лекций. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. 244 с.
7. Ривман ДВ. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно- розыскной деятельности». СПб.: Питер, 2003. 235 с.
8. Смирнов М. П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 544 с.
9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. В.В. Николюка, В.В. Кальницкого, А Е. Чечетина. Омск: Юридический институт МВД России, 1999. 180 с. И.А. Гааг, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова; Т.У. Олофинская, ст. преподаватель кафедры уголовного права и процесса Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
10. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Издательский дом Шумиловой ИИ, 2006. 180 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code