К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ СОТРУДНИКОВ РОССИЙСКИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Л.В.Петракова

Посвящена вопросам статуса сотрудников некоторых российских правоохранительных органов, в которой обосновывается необходимость продолжения реформирования в данном направлении, уделяется внимание конкретизации и законодательному закреплению прав и обязанностей этих сотрудников.

Ключевые слова: правоохранительные органы, статус сотрудников правоохранительных органов, правоохранительная деятельность, система правоохранительных органов, реформирование правоохранительных органов.

 

Новая российская Конституция, принятая в 1993 г., объявила права и свободы человека высшей ценностью, особо подчёркивая, что соблюдение, признание и защита их — обязанность государства. Одной из важнейших задач Правительства РФ является осуществление мер по обеспечению законности, прав, свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Вместе с тем Правительство РФ осуществляет меры по созданию финансовой и материально-технической базы для нормальной и эффективной деятельности всей системы правительственных органов. Министры и другие руководители силовых структур в России являются по должности членами Правительства РФ. Их отчёты о состоянии законности в стране и борьбе с преступностью Правительство РФ периодически заслушивает на своих заседаниях, одновременно заботясь о своевременном финансировании правоохранительных органов и социальном обеспечении их сотрудников, руководствуясь законами и указаниями Президента РФ [1, с. 491].

В последние десятилетия российская правоохранительная система и вся её деятельность претерпели значительные преобразования. Они стали возможными в результате изменений в российском законодательстве на основе соблюдения международных стандартов в области прав и свобод человека, предоставления максимальных прав и свобод личности, усиления роли и авторитета судов, а также принятия адекватных мер по противодействию преступлениям и правонарушениям в рамках принятого законодательства. Вместе с тем вопросы статуса сотрудников ряда правоохранительных органов продолжают оставаться не до конца разрешёнными, что не может не оказывать своего отрицательного влияния на результативность деятельности всей системы правоохранительных органов и каждого из них в отдельности.

Учитывая, что в настоящее время единственным действующим достаточно полным, конкретным и всеобъемлющим законодательным актом относительно статуса сотрудников правоохранительных органов является Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», принятый 26.06.1992 г., логично возникает вопрос о законодательном закреплении статуса всех остальных субъектов правоохранительной деятельности [6].

Среди теоретиков и практиков существуют различные точки зрения на состав и структуру системы правоохранительных органов (какие государственные и негосударственные институты следует включать в их число?). Так, В.М. Савицкий аргументировано отстаивает свою точку зрения о том, что суды не могут быть включены в систему правоохранительных органов в силу поставленных перед ними государством особых задач — разрешения споров и осуществления правосудия по существу. Одновременно К.Ф. Гуценко обосновывает мнение о том, что суды не только являются правоохранительными органами, но и занимают основное положение в их системе [8, с. 11]. Аналогичные дискуссии ведутся и в отношении сотрудников органов адвокатуры, нотариата, МЧС, Следственного комитета, прокуратуры РФ и др.

Вопросы статуса сотрудников органов, входящих в российскую правоохранительную систему, включены в законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность этих органов. Такими актами являются: федеральные законы «О полиции», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О судебных приставах», Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» и другие [3-7]. Указанные нормативные и правовые акты по многим вопросам аналогичны друг другу, повторяя одинаковые позиции и требования. Это можно объяснить единством принципов, на основе которых органы правоохранительной системы РФ осуществляют свою деятельность, а также схожестью решаемых ими задач при осуществлении своих функций. Однако в российском законодательстве отсутствует единый нормативный и правовой акт, включающий в себя все вопросы, касающиеся статуса сотрудника правоохранительных органов.

Построение правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью. К этой сфере относится уголовное судопроизводство, оперативно-розыскная деятельность, исполнение уголовных наказаний и др. Поэтому проблема защиты личности, в том числе самих сотрудников правоохранительных органов РФ от посткриминального воздействия преступников имеет крайне острый характер и является серьёзным препятствием для осуществления правосудия как в зарубежных странах, так и в России. Под правосудием, наряду с деятельностью судов, понимается производство в досудебных стадиях. В таком широком значении этот термин использован в Уголовном кодексе РФ. В главе «Преступления против правосудия» предусмотрены деяния не только в отношении судей, заседателей, но и в отношении следователей, а также других субъектов в связи с их деятельностью в досудебных стадиях [9, с. 187]. В таком же значении термин «правосудие» применяется в международном праве. Страх жертв, очевидцев преступлений, сотрудников правоохранительных органов перед преступным миром, как и его представителей, готовых сотрудничать с правоохранительными органами и содействовать правосудию, а также негативные последствия страха приобрели значительные масштабы, заставившие говорить о себе не только специалистов в области уголовного, уголовно-процессуального права, криминалистики и криминологии, но и на национальном уровне.

Экспертами международного сообщества признано, что угрозы и насилие в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, и самих сотрудников этих органов, стали наиболее распространёнными средствами подрыва системы правосудия, защита указанных лиц отнесена к глобальным проблемам в сфере борьбы с преступностью. В такой оценке нет преувеличения, поскольку отсутствие реальных и единых уголовно-правовых мер по охране сотрудников правоохранительных органов действительно подрывают, парализуют их деятельность. На необходимость процессуальных норм безопасности обращалось внимание российскими юристами: А.Д. Бойковым, В.В. Вандышевым, А.П. Гуляевым, И.Я. Дюрягиным, В.П. Кашеновым, A.M. Лариным, В.Т. Толиным и другими [13, с. 91].

Государственная охрана деятельности правоохранительных органов и их сотрудников предполагает государственное проявление силы всего общества. Это усматривается в законодательном, законоприменительном аспекте, а также в обеспечении и гарантированности прав, свобод и законных интересов лиц. Без государственного воздействия охрана теряет смысл, становится бесперспективной.

Правовую охрану следует понимать как охрану в материальном и процессуальном смыслах. Охрана в материальном значении предполагает понятия чести и достоинства, добропорядочности лиц, соблюдение ими и предотвращение возможности нарушений, а в случае нарушений — их ликвидация. В этом смысле охрана базируется на принципе презумпции невиновности лица. Охрана в процессуальном значении — это средство, способы и методы, создание режима деятельности по предотвращению правонарушений. В таком понимании охрана в материальном плане будет первоосновной охраной деятельности субъектов, а охрана в процессуальном значении — второстепенной от первой. Правовая охрана — это система норм права и деятельность государства, правоприменительных органов и их должностных лиц, общественных формирований по властному осуществлению законов и подзаконных актов с целью предотвращения правонарушений; ликвидации нарушений прав, свобод, интересов личности; восстановления нарушенного [10, с. 111-112].

Учитывая, что, как правило, органы российской правоохранительной системы осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии и сотрудничестве, то единый нормативный и правовой акт, регламентирующий вопросы статуса этих органов является необходимым для повышения результативности их деятельности во всех смыслах. Для урегулирования всех возможных коллизий при взаимодействии субъектов правоохранительной деятельности представляется правильной разработка подзаконных актов, где необходимо конкретизировать ряд общих норм федерального закона, применительно ко всем правоохранительным органам, включая судебную систему и Вооруженные силы РФ [12, с. 47].

Эффективность мер по правовому закреплению статуса субъектов правоохранительной деятельности, в большой мере, будет зависеть и от надлежащего поведения самих сотрудников правоохранительных органов. А потому, помимо предоставленных им законом соответствующих прав, на них должны быть возложены определённые, чётко обозначенные, конкретные обязанности, закреплённые вышеуказанными нормативными и правовыми актами [12, с. 48].

Таким образом, учитывая целесообразность, своевременность и жизненно важную необходимость, законодательное установление статуса сотрудников правоохранительных органов, включая меры их безопасности и правовой охраны, правильно было бы сформулировать, конкретизировать, разъяснить и закрепить в одном нормативно-правовом источнике.

Не смотря на принадлежность субъектов правоохранительной деятельности к различным правоохранительным органам, отраслям права и на различные профессиональные функции, закрепление их статуса, а также мер по их безопасности и правовой охране необходимо и закономерно в свете реалий времени и действующего российского законодательства. При этом важно учитывать и то обстоятельство, что все вышеуказанные субъекты строят свою деятельность на основе одних и тех же принципов, решают одинаковые задачи для достижения одних и тех же целей [11, с. 57]. Таким нормативно-правовым источником, относящимся к комплексному законодательству, мог бы стать федеральный закон Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
2. ФЗ «О полиции» от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ.
3. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ.
4. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1ФЗ.
5. ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ.
6. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». № 3132-I. 26.06.1992 г.
7. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976.
8. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.П Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник. Издание второе, стереотипное. СПб.: Изд. дом «Сибирь», 2000. 416 с.
9. Уголовная юстиция: Проблемы международного сотрудничества. М.,
1995.
10. Адаменко В.Д. Охрана свобод, прав и интересов обвиняемого. Кемерово, 2004. 394 с.
11. Петракова Л.В. Проблемы становления и развития оперативно- розыскной деятельности в России // Социогуманитарный вестник. №3. 2009.
12. Петракова Л.В. Охрана прав личности в уголовно-правовом комплексе. Кемерово, 2008. 163 с.
13. Щедрин Н.В. Меры безопасности: развитие теории, отличительные признаки и квалификация. Известие вузов. Правоведение. 1994. № 4.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code