Глава 26.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья 261.5. Подача заявления по делу об административном надзоре

Комментарий к статье 261.5 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» <1> (далее — Закон об административном надзоре) административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение — временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

 

2. Действующее законодательство предусматривает необходимость обращения в суд в следующих случаях:

— при установлении административного надзора;

— при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений;

— при досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений.

Соответственно процессуальным законодательством установлено три вида заявлений, которые суд уполномочен рассматривать в порядке комментируемой главы.

3. Правом на подачу заявления об установлении административного надзора обладают, во-первых, администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы; во-вторых, территориальный орган внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора. Согласно ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Законом об административном надзоре.

Согласно п. 6 Приказа МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» <1> начальник территориального органа, организуя мероприятия по осуществлению административного надзора, среди прочего направляет при наличии достаточных оснований на рассмотрение в суд заявления об установлении, продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

———————————

<1> Российская газета. 26.08.2011. N 189.

 

Вышеуказанные уполномоченные органы и учреждения не просто имеют право, но и обязаны обратиться в суд с одним из трех предусмотренных заявлений в случаях и по основаниям, предусмотренным Законом об административном надзоре.

4. Заявление о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений помимо территориального органа внутренних дел может быть подано также самим лицом, в отношении которого установлен административный надзор (Закон об административном надзоре называет такое лицо «поднадзорным»), а также его представителем. Согласно ч. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. Представительство поднадзорного лица при рассмотрении дела о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений регулируется положениями гл. 5 ГПК РФ о представительстве.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает правило исключительной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы по месту нахождения исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание. Это обусловлено установленной ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ обязанностью администрации исправительного учреждения обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора.

6. Заявления о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства либо по месту пребывания поднадзорного лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно Закону РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» <1> место пребывания — это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно; место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

 

7. Комментируемым Кодексом прямо не урегулирован вопрос о подсудности заявления об установлении административного надзора в отношении лица, отбывающего наказание не в виде лишения свободы, а в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы и подлежащего административному надзору в соответствии с законодательством РФ. В этих случаях в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания ограничения свободы обязана информировать орган внутренних дел по месту жительства или пребывания осужденного об истечении такого срока. Очевидно, что заявление об установлении административного надзора в данном случае должно быть подано территориальным органом внутренних дел, на подразделение которого возложены обязанности по осуществлению административного надзора по месту жительства или пребывания поднадзорного лица, а не по месту нахождения исправительного учреждения. Такое заявление должно быть подано не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (абз. 6 ч. 1 ст. 12 Закона об административном надзоре).

 

Статья 261.6. Содержание заявления по делу об административном надзоре

Комментарий к статье 261.6 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Помимо соблюдения общих требований, установленных ст. ст. 131 и 247 ГПК РФ, заявление по делам об административном надзоре должно составляться с учетом дополнительных правил, установленных комментируемой статьей.

2. В заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. Согласно ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основаниями для установления административного надзора являются следующие обстоятельства (ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре):

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеуказанных оснований.

3. В заявлении по делам об административном надзоре должны быть указаны виды административных ограничений, предлагаемые к установлению либо отмене. Такого рода ограничения перечислены в ст. 4 Закона об административном надзоре. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

4. В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. В соответствии со ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания, предусмотренного п. п. «в», «г», «д» и «е» ч. 1 ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.

Постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания подлежит обязательному приложению к заявлению, поданному в суд, за исключением случаев установления административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. В отношении таких лиц ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре не требуют признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и административный надзор за такими лицами устанавливается вне зависимости от наличия оснований, установленных ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре.

Копия приговора суда подлежит приложению во всех случаях обращения исправительного учреждения в суд с заявлением об установлении административного надзора. Помимо указанных документов исправительное учреждение может представить в суд характеристику на осужденного с данными о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и другими сведениями, имеющими, по мнению исправительного учреждения, значение для рассмотрения заявления об установлении административного надзора, а также иные документы.

5. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений. К сведениям об образе жизни и поведении лица следует относить сведения, характеризующие личность осужденного, его поведение в общественных местах, в быту, отношение к труду, выполнению обязанностей, правовое сознание в период нахождения под административным надзором, наказания, сведения о нарушениях общественного порядка и трудовой дисциплины, допущенных лицом, сведения о принятых к нарушителю взысканий, дату неявки поднадзорного отмечаться в территориальном органе внутренних дел по вызову или на регистрацию без уважительных причин, сведения о положительных действиях лица по месту жительства, учебы, работы.

К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений. Учитывая, что одним из оснований установления административного надзора является факт совершения лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, в первую очередь к заявлению должны быть приложены протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 6, 19, 20 КоАП РФ.

К заявлению могут быть приложены и иные документы, на основании которых могут быть установлены факты совершения осужденным (поднадзорным) лицом других административных правонарушений (рапорты должностных лиц территориальных органов внутренних дел о допущенных нарушениях поднадзорным лицом, акты о выявленных нарушениях административных ограничений поднадзорным либо о невыполнении им своих обязанностей, рапорты сотрудников полиции о проверке поднадзорного, решения органа, уполномоченного рассматривать материалы об административных правонарушениях, допущенных поднадзорным).

6. К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор. Очевидно, что прилагаемые документы и материалы должны содержать сведения, положительно характеризующие поведение поднадзорного лица в общественных местах, в быту, по месту жительства и работы, его отношение к выполнению обязанностей, правовое сознание в период нахождения под административным надзором. Необходимо также предоставить сведения о поощрениях и награждениях поднадзорного, в том числе и общественными организациями.

7. Учитывая, что по общему правилу рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, по делам об административном надзоре суд может затребовать любые иные документы и материалы, имеющие, по мнению суда, значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

 

Статья 261.7. Рассмотрение дела об административном надзоре

Комментарий к статье 261.7 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Согласно ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. В этом случае такое лицо является заявителем, самостоятельно подает заявление и формулирует основания для досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены установленных административных ограничений, прикладывает к такому заявлению документы и материалы, содержащие сведения, положительно его характеризующие. Исходя из того что ч. 1 комментируемой статьи устанавливает обязательное участие поднадзорного лица в суде независимо от того, какой вопрос рассматривается судом — об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора либо об установлении (частичной отмене) административных ограничений, правило ч. 2 настоящей статьи о необязательности участия заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не подлежит распространению на поднадзорное лицо в тех случаях, когда оно является заявителем по делу. В связи с этим указанное правило ч. 2 следует толковать ограничительно, и речь должна идти лишь о возможности рассмотрения и разрешения дела при неявке представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, одновременно являющихся и заявителями по делу, а также прокурора. Явку же поднадзорного лица следует признать обязательной во всех случаях рассмотрения дела об административном надзоре.

2. По общему правилу рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 1 тыс. рублей (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ). Полагаем, что ч. 2 комментируемой статьи не отменяет вышеуказанного общего правила, и суд может признать обязательной явку представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел в судебное заседание и по делам об административном надзоре.

3. Общее правило о распределении обязанностей по доказыванию обстоятельств по делам, возникающим из публичных правоотношений, не распространяется на рассмотрение дел об административном надзоре. В данном случае ч. 3 комментируемой статьи закрепляет правило о бремени доказывания, аналогичное правилам доказывания в исковом производстве (ст. 56 ГПК РФ). При этом необходимо учитывать право суда истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ч. 2 ст. 249 ГПК РФ).

 

Статья 261.8. Решение суда по делу об административном надзоре

Комментарий к статье 261.8 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Решение по делам об административном надзоре в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к решениям по делам искового производства (ст. ст. 197, 198 ГПК РФ). О том, что требования ст. 198 ГПК РФ о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств, указывается и в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ N 23.

2. Одновременно с принятием решения об установлении или о продлении административного надзора судом устанавливаются и административные ограничения, предусмотренные в ст. 4 Закона об административном надзоре. Комментируемой статьей предусмотрено, что судом может быть установлено не одно, а несколько административных ограничений, однако установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным во всех случаях (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).

3. При установлении срока административного надзора необходимо руководствоваться правилами ст. 5 Закона об административном надзоре. Сроки административного надзора устанавливаются и исчисляются в зависимости от оснований установления административного надзора, предусмотренных в ч. ч. 1 и 2 ст. 3 данного Закона.

Так, в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. п. 1 и 2) ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости; в отношении лиц, указанных в ч. ч. 1 (п. 3) и 2 этой же статьи, на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 данного Закона, и лица, указанного в ч. 2 этой же статьи, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания; лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 этой же статьи, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

4. При принятии решения о досрочном прекращении административного надзора необходимо учитывать следующие правила, установленные законом. Согласно ст. 9 Закона об административном надзоре административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. Решение суда может быть обжаловано лицом, в отношении которого установлен административный надзор, его представителем, а также администрацией исправительного учреждения или органом внутренних дел, прокурором в общем порядке, предусмотренном ГПК РФ (гл. 39, 41). Глава 40 ГПК РФ, на которую содержится ссылка в настоящее статье, утратила силу с 1 января 2012 г.

ГПК, 2013, 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code