Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Комментарий к статье 259 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Особенности участия в референдуме определяются Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» <1>. Конкретизации осуществления гражданами избирательных прав посвящен Закон о гарантиях избирательных прав.

———————————

<1> Российская газета. 30.06.2004. N 137-д.

 

Споры по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме включают в себя дела:

— связанные с регистрацией кандидатов и избирательных объединений;

— связанные с признанием выборов недействительными;

— связанные с включением в списки избирателей;

— об оспаривании текста бюллетеня, о недействительности бюллетеня;

— об оспаривании иных решений избирательных комиссий и др.

2. Комментируемая статья претерпела изменения в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».

Часть 1 настоящей статьи определяет перечень лиц, которые могут обратиться с заявлением о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ. К ним относятся:

— избиратели и их доверенные лица;

— участники референдума и их доверенные лица;

— кандидаты и их доверенные лица;

— избирательные объединения и их доверенные лица;

— политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения;

— инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители;

— иные группы участников референдума и их уполномоченные представители;

— наблюдатели;

— прокурор.

В новой редакции комментируемой статьи учтены права участников референдума и их групп.

В суды субъектов Российской Федерации подаются заявления об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; о расформировании избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ).

Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании решений (об уклонении от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, о расформировании избирательных комиссий (п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).

Дела об оспаривании решений (об уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации по выборам в федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъекта Федерации (законодательные и исполнительные) отнесены к подсудности судов субъектов Федерации вне зависимости от статуса выборов (федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъекта Федерации).

Остальные дела рассматриваются районными судами. Мировые судьи не рассматривают дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

3. В соответствии с Постановлением КС РФ N 4-П признано не соответствующим Конституции РФ ранее действовавшее положение ч. 1 комментируемой статьи, согласно которому в случае, если нарушения, указанные в жалобе (жалобах) или заявлении на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия РФ вправе обратиться в Верховный Суд РФ, который обязан рассмотреть жалобу по существу. Данное положение ч. 1 комментируемой статьи противоречило ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, которая гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Предоставляя Центральной избирательной комиссии РФ полномочия по изменению установленной подсудности дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, рассматриваемое нормативное положение фактически ставит решение этого вопроса в зависимость от ее усмотрения, а не от выраженной в законе воли законодателя, поскольку не содержит конкретных предписаний, четко и ясно определяющих круг оснований, по которым возможна передача дела, подсудного в силу общих правил суду другого уровня, в Верховный Суд РФ. Тем самым допускается расширительное истолкование, а следовательно, и произвольное применение данного положения, что не согласуется со ст. ст. 10, 19 (ч. 1), 46 (ч. ч. 1 и 2), 47 (ч. 1) и 118 (ч. 1) Конституции РФ.

4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает право избирательных комиссий обратиться в суд с заявлением о нарушении избирательного законодательства. В новой редакции расширен перечень лиц, действия которых могут быть признаны нарушением, в частности, перечень дополнен иными группами участников референдума и членами избирательной комиссии.

 

Статья 260. Сроки обращения в суд и рассмотрения заявлений

Комментарий к статье 260 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. В ч. 1 комментируемой статьи определены сроки обращения в суд по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Заявление может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч. 3 комментируемой статьи). По истечении указанного срока суд может отказать в удовлетворении заявления, в том числе в предварительном судебном заседании (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ). При этом заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) должно быть рассмотрено и решение принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В случае пропуска указанных сроков возможность рассмотрения дела и вынесения решения исключается.

2. Единственной категорией дел, которые рассматриваются в коллегиальном составе в соответствии с ГПК РФ, являются дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ). Дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. При поступлении заявления с таким требованием в ходе избирательной кампании или проведения референдума решение по делу должно быть вынесено не позднее чем через три дня со дня подачи заявления.

3. Изменениями комментируемой статьи в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» являются:

— учет интересов иных групп участников референдума (не только инициативных групп);

— положение о недопустимости восстановления пропущенного 10-дневного срока подачи заявления, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума со дня принятия решения;

— отсылочная норма о подаче заявления относительно расформирования избирательной комиссии, комиссии референдума;

— определение срока принятия решения по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

— нормы о лицах, участвующих в деле и коллегиальном рассмотрении судом дел о расформировании избирательной комиссии.

4. Часть 5 комментируемой статьи не определяет сроки подачи заявления о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. Согласно п. 5 ст. 31 Закона о гарантиях избирательных прав заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

5. Положения ч. 6 настоящей статьи, предусматривающие сроки рассмотрения судом поданных в период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. N 14-П в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют суду по истечении установленных в них сроков разрешить соответствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу.

 

Статья 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Комментарий к статье 260.1 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», внесшим изменения и дополнения в ГПК РФ в части дел, касающихся избирательных прав граждан. Ранее нормы о порядке рассмотрения заявления о нарушении избирательного законодательства были предусмотрены ч. 3 ст. 260 ГПК РФ.

2. Новеллами комментируемой статьи по сравнению с ранее действовавшими нормами ч. 3 ст. 260 ГПК РФ являются:

— выделение политических партий как вида общественных объединений;

— указание на обязанность суда известить избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума;

— определение особенностей мер по обеспечению иска, принимаемых в период избирательной кампании;

— недопустимость обращения к немедленному исполнению решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое решение вступает в силу по истечении срока для кассационного обжалования. Остальные решения суда по делам о защите избирательных прав могут быть обращены к немедленному исполнению, в частности решение о включении гражданина в список избирателей, участников референдума.

3. Под избирательной кампанией, в период которой не допускается применение мер по обеспечению иска, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная кампания кандидата, избирательного объединения осуществляется в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами. Кампания референдума осуществляется в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума.

 

Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация

Комментарий к статье 261 ГПК РФ — Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

1. Содержание решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме должно соответствовать требованиям ст. 198 ГПК РФ. В решении суд указывает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда исполняется руководителем соответствующей организации в установленный срок. Дела о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума в соответствии со ст. 211 ГПК РФ подлежат немедленному исполнению. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает особый срок для подачи кассационной жалобы на принятое решение. В случае если решение по делу было принято относительно защиты избирательных прав в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума, кассационная жалоба может быть подана в течение пяти дней со дня принятия решения судом. Этот срок начинает течь на следующий день после дня принятия мотивированного решения. Новелла ч. 3 комментируемой статьи в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ заключается в распространении специальных сроков обжалования не только на решения, но и на определения суда.

ГПК, 2013, 2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code