РОЗЫСК (РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) КАК МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КАТЕГОРИЯ

С.В.Бажанов, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В статье на основании анализа современного уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, (меж-) ведомственных нормативных правовых актов и научной литературы дается авторское определение розыскной деятельности (розыска) и ее субъектов.

Ключевые слова: розыск, розыскная деятельность, субъект розыска, органы внутренних дел, органы дознания, оперативно-розыскные органы, следователь.

 

В одной из предыдущих своих публикаций автор настоящей статьи уже писал о том, что в науках уголовно-правового блока одной из острейших проблем, нуждающихся в глубокой научной проработке, остается проблема розыскной деятельности. Частным случаем разногласий на сей предмет являются дебаты по поводу ее субъектов, к числу которых в юридической литературе одинаково часто относят и следователей, и органы дознания (дознавателей), и органы внутренних дел, и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (оперативно-розыскные органы) <1>.

———————————
<1> Об этом подробнее см.: Буряков Е.В. Оперативно-розыскное учение о розыске: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2007.

 

Сказанное позволило автору настоящей статьи усомниться в семантической состоятельности термина «розыскные меры», до некоторой степени искусственно привнесенного в понятийный аппарат наук уголовно-процессуального, оперативно-розыскного права и криминалистики, поскольку он олицетворяет собой «морфологический кастрат» устоявшегося словосочетания «оперативно-розыскные мероприятия», где выражение «оперативный» означает не конспиративный (тайный, секретный), а быстрый и неотложный их характер. Из данного утверждения логически следует, что, собственно, розыскные меры (мероприятия, действия — как угодно) к числу оперативных не относятся и могут осуществляться, скажем так, в «плановом порядке».

Может быть, поэтому действующая редакция ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» <2> упускает из виду розыскную деятельность, игнорируя чрезвычайно значимое направление прокурорско-надзорной практики <3>.

———————————
<2> Редакция от 05.10.2015. См.: СПС «КонсультантПлюс».
<3> Бажанов С.В. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами розыскной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 5 (43). С. 51 — 54.

 

Правильное определение субъектов розыскной деятельности возможно только при надлежащем осмыслении содержания последней, вследствие чего автором настоящей статьи и был произведен краткий экскурс в историю вопроса, показавший инвариантность значений термина «розыск» («сыск») <4> и его научной интерпретации.

———————————
<4> Глушков А.И. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. М.: ВНИПИ МВД России, 2003. С. 15.

 

В связи с изложенным актуализируется полемика о полномочиях следователей и других общепризнанных субъектов розыскной деятельности, адекватности понятий «розыскные меры» и «розыскные действия», целесообразности включения рассматриваемого феномена в качестве неотъемлемого компонента в деятельность уголовно-процессуальную (оперативно-розыскную) и др.

В правовой теории наличествует мнение, согласно которому розыскные меры и розыскные действия (как понятия) обладают некоторыми схожими чертами; и те и другие воздействуют на розыскную ситуацию и могут приводить к установлению места нахождения искомого объекта. Однако у них имеются и различия, которые проявляются прежде всего в механизме воздействия на ход и результаты розыска; считается, что влияние розыскных действий ограничено временем их проведения, в то время как влияние розыскных мер не прекращается и после того, как их осуществление состоялось <5>.

———————————
<5> Предварительное следствие: Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. М.: МосУ МВД России, 2009. С. 431 — 432.

 

Вкупе с искусственной дифференциацией понятий «розыск скрывшегося обвиняемого» и «розыскные действия в отношении скрывшегося обвиняемого» <6> автору настоящей статьи подобные суждения представляются надуманными. К тому же дефиниция термина «розыскные действия» в федеральном законодательстве отсутствует, как не наблюдается в нем определений и таких родственных ему терминологических выражений, как «розыскные мероприятия» (по крайней мере, в контексте догматических представлений о розыске). Пункт 38 ст. 5 УПК РФ предлагает определение лишь розыскным мерам, весьма неуклюже толкуя их в качестве мер, принимаемых дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Редакция рассматриваемой нормы представляется несовершенной, поскольку легализованные в ней установления принуждают органы дознания к осуществлению розыска на основании поручения «своего» же должностного лица (дознавателя), что с позиций формальной логики, теории управления, а также этики взаимоотношений (субординации, соподчинения), сложившихся в органах внутренних дел, воспринимается с большим трудом <7>.

———————————
<6> Большаков А.П., Щербатов В.Ф. Научные и правовые основы розыска скрывшегося обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России. С. 26 — 27, 76.
<7> Бажанов С.В. Приоритетные направления совершенствования государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью на современном этапе // Российская юстиция. 2012. N 7. С. 41 — 44.

 

К тому же розыскные меры субъектам розыска рекомендуется принимать для установления подозреваемого, а не места его (или обвиняемого) нахождения, что, безусловно, не одно и то же. Формулировка «лицо, подозреваемое в совершении преступления» синонимична термину «подозреваемый», так как адекватно отражает специфику правового положения рассматриваемого участника уголовного процесса в стадии предварительного расследования <8>.

———————————
<8> Бажанов С.В. Полицейское дознание в уголовном процессе Российской Федерации: Монография. М.: Наука, 2014. С. 50, 51.

 

В разные годы и в различных изданиях юридических словарей под розыском предлагалось понимать деятельность компетентных государственных органов (следователей, органов дознания и др.) по обнаружению обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, осужденных, уклоняющихся от наказания либо бежавших из мест заключения, а также лиц, пропавших без вести. При этом подчеркивалось, что в случае, когда лицо, совершившее преступление, оставалось неизвестным, меры по его установлению понятием розыска не охватывались; их надлежало расценивать в качестве неотъемлемого компонента расследования и раскрытия преступлений в целом <9>.

———————————
<9> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002. С. 534.

 

В Толковом словаре современного русского языка термин «мера» определяется как действие, средство для осуществления чего-нибудь <10>, а термин «мероприятие» — как организованное действие (совокупность действий), имеющее целью осуществление чего-нибудь <11>. Адекватная дефиниция предлагается слову «действие» — осуществление, реализация тех или иных возможностей, направленных на достижение какой-либо цели, результата <12>, что в общеупотребительном плане дает основания для отнесения их к разряду взаимозаменяемых.

———————————
<10> Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. Более 35000 слов. М.: Эксмо, 2008. С. 329.
<11> Там же. С. 329.
<12> Там же. С. 144.

 

Что касается розыска, то данное понятие раскрывается весьма лаконично: деятельность следственных и оперативных органов в целях обнаружения пропавшего лица, скрывшегося преступника <13>.

———————————
<13> Там же. С. 667.

 

Более удачное толкование приведенных терминов предоставляет Большой юридический энциклопедический словарь, где слово «действия» трактуется в качестве юридических фактов, наступление которых зависит от воли и сознания людей <14>, а слово «розыск» — как деятельность следователя, органа дознания, администрации мест лишения свободы и других компетентных органов по установлению места нахождения обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения приговора либо бежавших из мест заключения, а также лиц, пропавших без вести <15>.

———————————
<14> Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. и доп. / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М.: Книжный мир, 2006. С. 143.
<15> Там же. С. 603.

 

В словаре-справочнике «Оперативно-розыскная деятельность» под розыском понимается «деятельность розыскная», проявляющаяся главным образом в двух значениях:

1) как часть уголовно-процессуальной деятельности, регламентированная УПК Российской Федерации, представляющая собой совокупность действий уполномоченных на то субъектов (следователей, органов дознания) по установлению места нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

2) как часть регламентированной отраслевым законодательством оперативно-розыскной деятельности, состоящая в решении одной из ее задач посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то субъектами (оперативными сотрудниками полиции и др.) по установлению места нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, лиц, пропавших без вести <16>.

———————————
<16> Оперативно-розыскная деятельность: Словарь-справочник / Авт.-сост. В.Ю. Голубовский. М., 2001. С. 40, 137.

 

Однако розыскную деятельность можно интерпретировать и как часть частно-сыскной деятельности, регламентированной Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <17>. Заключается она в оказании частными детективами услуг по поиску лиц, без вести пропавших, а также утраченного гражданами (организациями) имущества <18>.

———————————
<17> В ред. от 23.06.2014, с изм. от 21.07.2014. См.: СПС «КонсультантПлюс».
<18> Краткая сыскная энциклопедия: деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Издатель Шумилова И.И., 2000. С. 33, 34.

 

Своеобразный подход к пониманию розыска сложился в криминалистической науке, где его трактуют как функцию органов дознания и предварительного следствия, содержание которой составляют обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу <19>. Гораздо реже под рассматриваемым феноменом понимаются действия, представляющие собой использование следователем и органом дознания совокупности различных средств и методов в целях установления местонахождения объектов розыска <20>.

———————————
<19> Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 2007. С. 469.
<20> Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2004. С. 424.

 

Разрабатывая классификацию субъектов розыска, целесообразно учитывать как минимум три основных фактора.

Во-первых, юридический статус государственных органов, их подразделений и должностных лиц, на которых федеральным законодательством возлагается соответствующая функция. В этом смысле (в догматическом плане) к субъектам розыскной деятельности могут быть отнесены должностные лица следственных органов и органов дознания. Следует иметь в виду, что, в отличие от УПК РСФСР, УПК РФ отдельной статьи, перечисляющей следственные органы, не содержит. Данное обстоятельство усматривается из содержания ст. 151 УПК РФ: следователи Следственного комитета Российской Федерации <21>, следователи органов федеральной службы безопасности, следователи органов внутренних дел Российской Федерации и следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

———————————
<21> И его территориальных подразделений (прим. авт.).

 

Органы же дознания указаны в ч. 1 ст. 40 УПК РФ: органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов и органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Отдельные полномочия органов дознания, как известно, возлагаются на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, для которых осуществление розыскной деятельности не является характерным.

Приведенный перечень (отчасти в персонифицированном виде) продублирован в ст. ст. 151 и 157 УПК РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание производится: дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации, дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов, дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователями Следственного комитета Российской Федерации, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

Упоминаются органы дознания и в ст. 157 УПК РФ: органы федеральной службы безопасности; таможенные органы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие должностные лица.

В ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <22> определяется, что оперативно-розыскная деятельность является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность). В развитие этих предписаний в ч. 1 ст. 13 указанного законодательного акта перечисляются органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: органы внутренних дел Российской Федерации; органы федеральной службы безопасности; федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; служба внешней разведки Российской Федерации; федеральная служба исполнения наказаний; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые к органам дознания относить не совсем правомерно.

———————————
<22> В ред. от 29.06.2015. См.: СПС «КонсультантПлюс».

 

Во-вторых, правовое положение объектов розыска (физических лиц, материальных носителей доказательственной информации) в различных стадиях уголовного процесса <23>. В данном случае розыск осуществляется лишь в отношении подозреваемых (обвиняемых) (ст. 210 УПК РФ), хотя потенциально в качестве его объектов могут выступать подсудимые и осужденные, а также потерпевшие и свидетели.

———————————
<23> В оперативно-розыскном процессе рассматриваемый вид деятельности не осуществляется (прим. авт.).

 

Правовое положение объектов розыска регламентировано ст. 46 УПК РФ, согласно которой подозреваемым признается лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело; которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ; к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ; которое уведомлено о подозрении в преступлении в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ (п. п. 1 — 4 ч. 2). Что касается обвиняемого, то, в соответствии с п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 47 УПК РФ, им является лицо, в отношении которого: вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; вынесен обвинительный акт или составлено обвинительное постановление <24>. При этом в ч. 2 ст. 47 УПК РФ обращается внимание на то, что обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым, а обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, — осужденным <25>.

———————————
<24> Пункт 3 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ.
<25> Важно учитывать, что правовой режим розыска вещественных доказательств, а также иных материальных носителей доказательственной информации в законодательстве, в (меж-) ведомственных нормативных правовых актах и в научной литературе фактически не рассматривается.

 

В-третьих, вид уголовного наказания, назначаемого осужденному при постановлении приговора: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы и смертная казнь (ст. 44 УК РФ).

Из изложенного становится очевидным, что (с учетом всех перечисленных выше факторов) в каждой конкретной следственно-оперативной ситуации и проявляется инициатор розыска, а главное — его полномочный субъект.

Список использованной литературы

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 2007.
  2. Бажанов С.В. Полицейское дознание в уголовном процессе Российской Федерации: Монография. М.: Наука, 2014.
  3. Бажанов С.В. Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами розыскной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 5 (43).
  4. Бажанов С.В. Приоритетные направления совершенствования государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью на современном этапе // Российская юстиция. 2012. N 7.
  5. Большаков А.П., Щербатов В.Ф. Научные и правовые основы розыска скрывшегося обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2005.
  6. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002.
  7. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., испр. и доп. / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М.: Книжный мир, 2006.
  8. Буряков Е.В. Оперативно-розыскное учение о розыске: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2007.
  9. Глушков А.И. Теоретические, правовые и организационно-тактические основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. М.: ВНИПИ МВД России, 2003.
  10. Краткая сыскная энциклопедия: деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Издатель Шумилова И.И., 2000.
  11. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М., 2004.
  12. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка. Более 35000 слов. М.: Эксмо, 2008.
  13. Оперативно-розыскная деятельность: Словарь-справочник / Авт.-сост. В.Ю. Голубовский. М., 2001.
  14. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001.
  15. Предварительное следствие: Учебное пособие / Под ред. М.В. Мешкова. М.: МосУ МВД России, 2009.

«Российская юстиция», 2016, N 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code