«ПРАВО НА ЗАБВЕНИЕ» В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

И.Селионов

В настоящее время в российском законодательстве существует «право на забвение» (англ. — right to be forgotten, «право быть забытым»), воспользовавшись которым человек вправе потребовать при определенных условиях удаления своих персональных данных из общего доступа сети Интернет через поисковые системы (удаление ссылок на данные, которые, по его оценке, могли бы нанести ему вред). Расскажем, как оно работает в контексте законодательства об исполнительном производстве.

В России «право на забвение» было введено в правовую систему в июле прошлого года. Так, в Федеральном законе от 13.07.2015 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 1 января 2016 года) предусмотрена обязанность оператора поисковой системы, распространяющего в сети Интернет рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, по требованию гражданина (физического лица) прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к информации о заявителе.

Согласно Закону N 264-ФЗ в течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя или уточненных заявителем сведений (в случае направления заявителю уведомления) оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ. При этом заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя (ст. 10.3 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Вместе с тем в Законе N 264-ФЗ не предусмотрены правовые последствия вынесения судом судебного акта о прекращении выдачи ссылок на информацию (не решен вопрос об органе, исполняющем указанные судебные акты, ответственность за неисполнение должником — оператором поисковой системы требований, содержащихся в исполнительном документе).

С учетом этого логичным продолжением Закона N 264-ФЗ является принятый в конце 2015 года Федеральный закон от 30.12.2015 N 439-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был внесен ряд изменений в КоАП РФ в части, касающейся установления административной ответственности в отношении должников — операторов поисковой системы за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В частности, в Законе N 439-ФЗ предусмотрено внесение изменений в ст. 17.15 КоАП РФ, регламентирующую вопросы привлечения к административной ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. В указанной статье КоАП РФ с учетом новелл в отношении должника — оператора поисковой системы предусмотрена административная ответственность:

— за неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора;

— неисполнение должником — оператором поисковой системы содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении выдачи ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1.1 и 3 ст. 17.15 КоАП РФ, имеют право составлять должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебные приставы-исполнители).

В свою очередь, дела об указанных выше административных правонарушениях (ст. 23.1 КоАП РФ) рассматривают судьи.

Законом N 439-ФЗ не предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» в части, касающейся исполнения судебным приставом-исполнителем исполнительных документов, содержащих требования о прекращении выдачи должником — оператором поисковой системы ссылок, позволяющих получить доступ к информации о гражданине в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Несмотря на это, исполнение данных исполнительных документов должно осуществляться в соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве. Для аргументации указанного тезиса обратимся к ряду статей Закона об исполнительном производстве.

Согласно п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются в том числе иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (в нашем случае это Законы N 264-ФЗ и N 439-ФЗ). Соответственно, предусмотренное в Законе N 439-ФЗ действие судебного пристава-исполнителя по привлечению к административной ответственности должника — оператора поисковой системы является мерой принудительного характера, которую судебный пристав-исполнитель вправе совершать в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В главе 13 Закона об исполнительном производстве регламентирован порядок исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, положения которой также должны применяться к рассматриваемым нами правоотношениям. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения, что, как выше мы видели, согласуется с положениями Закона N 439-ФЗ.

«ЭЖ-Юрист», 2016, N 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code