ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Т.А.Моховая

Преступления против безопасности дорожного движения являются объектом криминалистического исследования. Для достижения необходимых результатов исследования в статье освещается понятие преступления против безопасности дорожного движения и его сущность. В целях разработки частной криминалистической методики преступлений против безопасности дорожного движения исследование этого понятия является актуальным, поскольку необходимо не только знать признаки безопасности дорожного движения, но и установить само событие противоправного деяния, его элементы, а также выявить отличительные признаки. Как для любого общественно опасного деяния, в статье освещаются характерные для преступлений против безопасности дорожного движения черты. Делается вывод о том, что же является преступлением против безопасности дорожного движения с криминалистической точки зрения.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, криминалистическая характеристика, безопасность дорожного движения.

 

Безопасность дорожного движения продолжает оставаться в числе проблем, которые в последнее десятилетие приобрели особую остроту. В первую очередь это обусловлено несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении. Во вторую — недостаточно эффективным функционированием самой системы обеспечения безопасности дорожного движения. И в третью — низкой дисциплиной участников дорожного движения, несмотря на активно предпринимаемые со стороны государства к правонарушителям меры по ужесточению как уголовной, так и административной ответственности.

Следует отметить, что законодатель не дает определения понятия «преступления против безопасности дорожного движения», несмотря за закрепленные в уголовном законе нормы, предусматривающие ответственность за нарушение безопасности дорожного движения. Более того, в криминалистическом аспекте данному понятию уделялось недостаточно внимания. Вместе с тем в целях разработки частной криминалистической методики преступлений против безопасности дорожного движения исследование этого понятия является актуальным, поскольку необходимо не только знать признаки безопасности дорожного движения, но и установить само событие противоправного деяния, его элементы, а также выявить отличительные признаки.

Представляется, что при решении этой задачи необходимо учитывать методологически значимые моменты относительно данного понятия: а) касающийся вопроса необходимости рассмотрения безопасности дорожного движения как относительно автономного феномена со всеми его признаками, элементно-компонентным составом и внутренними связями; б) связанный с вопросом криминалистического изучения безопасности дорожного движения как системы и ее отражения, выявления ее закономерных связей с местом происшествия, следственными ситуациями и другими элементами.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 13.07.2015), задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

 

Термин «безопасность» рассматривается как состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития <2>, а также как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба <3>. Следовательно, если исходить из того, что безопасность дорожного движения — это некая система (от др.-греч. — «сочетание»), которая представляет собой множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней, как целое <4>, то ее можно определить как состояние защищенности от последствий воздействия на отношения, которые находятся в данной системе.

———————————

<2> Заплатинский В.М. Терминология науки о безопасности // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». Liptovsky Mikulas: AOS v. Liptovskom Mikulasi. 2006. (CD nosic).

<3> Соглашение Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 25.01.2008. «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер». Соглашение вступило в силу 4 июня 2009 г.

<4> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

 

Следует признать, что понятие «безопасность дорожного движения» необходимо раскрывать не строго этимологически, а в широком смысле — с учетом того содержания, которое в него вкладывается принятой в нашей стране правовой базой. Вместе с тем отметим, что понятие «безопасность дорожного движения» в широком смысле прочно вошло не только в научный, но и в юридический оборот и активно употребляется законодателем.

Согласно вышеназванному Закону дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Соответственно безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Понятие «безопасность» в том виде, в каком оно сформулировано в Законе (состояние защищенности жизненно важных интересов от угроз), предполагает существование такой системы взаимоотношений и взаимодействий участников дорожного движения, транспортных средств, дорожной обстановки (дороги и дорожного движения), которая представляет собой основу для организации условий предотвращения и ликвидации опасности для личности, общества и государства.

Таким образом, сущность безопасности дорожного движения заключается в такой организации системы, при которой она могла бы длительное время стабильно функционировать и противодействовать как угрозам, заключенным в рамках нее самой, так и угрозам извне. Объективным показателем данной системы служит ее состояние в процессе функционирования, о котором можно судить по динамике системы, характеризующейся такими показателями, как устойчивость, качество переходных процессов, управляемость, наблюдаемость, идентифицируемость. Нарушение этих характеристик приводит или к разрушению системы, или к невыполнению ею своей задачи, или как минимум к ухудшению качества управления. Безопасность дорожного движения, как правило, определяется через уровень аварийности.

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения <5>. Нормы, представленные в этом акте, определяют идеальную модель дорожного движения, регулируя порядок действий водителей, пешеходов и пассажиров в различных дорожно-транспортных ситуациях и формируют основу правового режима безопасности дорожного движения.

———————————

<5> Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (ред. от 30.06.2015) (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

 

Дорожное движение включает в себя пространственное перемещение людей и грузов и не является стихийным процессом. Оно представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности, причем это деятельность не отдельных индивидуумов, а функционирование дорожно-транспортной системы государства <6>. При этом основные цели дорожного движения заключаются в удовлетворении транспортной потребности, то есть потребности в территориально-пространственном перемещении людей, а также предметов, средств и продуктов их труда; и, соответственно, в снижении потерь времени и затрат материальных ресурсов при перемещении людей и грузов. Поэтому безопасное дорожное движение — это прежде всего движение без транспортных происшествий, без человеческих жертв, без травм, без материального ущерба <7>.

———————————

<6> Майоров В.И. Основное противоречие дорожного движения // Транспортное право. 2008. N 3. С. 32 — 34.

<7> Якубенко В.Н. Правовые аспекты профилактики дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2008. С. 18.

 

Участниками дорожного движения являются лица, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителей и пассажиров транспортных средств, пешеходов. При этом под понятием «дорога» следует понимать обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД РФ).

С этих позиций можно сделать вывод, что безопасность дорожного движения представляет собой систему урегулированных общественных отношений, складывающихся в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающую степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий и определяющую дорожные условия, организацию и характеристики дорожного движения транспортных средств, участников дорожного движения, взаимодействующих в месте совершения ДТП.

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что именно на государство возлагается обязанность создать такие безопасные условия существования человеческой жизни, при которых максимально минимизируется риск гибели человека. Для этого государство должно особо выделить те сферы, в которых такой риск возможен, и разработать комплекс профилактических мер, призванных снизить вероятность наступления негативных последствий. Уголовный закон к числу сфер, в которых жизнь человека может подвергнуться опасности, относит и сферу безопасности дорожного движения.

Совокупность признаков, содержащихся в определении понятия «безопасность дорожного движения», позволяет выявить основания для объединения в систему преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения.

Несмотря на то что в самом уголовном законе понятие «безопасность дорожного движения» нашло свое закрепление, в главе 27 УК РФ данный термин употребляется без определения самого понятия. В отечественной уголовно-правовой и криминалистической литературе до настоящего времени нет четкого научно обоснованного определения преступления против безопасности дорожного движения. Тем не менее, как и любые виды общественно опасных деяний, преступления против безопасности дорожного движения имеют свои, характерные только для них черты. Представляется, что к ним следует отнести:

1) участие в преступлении транспортного средства. Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» <8> к транспортным средствам относятся: автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных;

———————————

<8> Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» (ред. от 04.09.2012) // Российская газета. 13.07.1995. N 134.

 

2) нарушение правил:

дорожного движения (сюда следует отнести любое нарушение ПДД РФ, повлекшее по неосторожности последствия, указанные в УК РФ, в том числе правила безопасности движения для пешеходов, пассажиров, а также таких участников движения, как водители велосипедов, мопедов, гужевой повозки (сани), погонщиков вьючных, верховых животных);

дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. ч. 2, 4 или 6 ст. 264 УК РФ либо ст. 264.1 УК РФ <9>);

———————————

<9> Статья 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 81.

 

эксплуатации транспортных средств (к таковым видам относится эксплуатация технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров и грузов, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии и т.д.);

3) виновность и наступление последствий, указанных в УК РФ. Виновным может быть любое лицо, участвующее в движении транспортных средств (пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д., а также лица, осуществляющие управление транспортными средствами). При этом не имеет значения, совершил это преступление водитель-профессионал, любитель или лицо, не имеющее права управления транспортным средством.

Таким образом, приведенный перечень характеристик указывает на возможность их объединения по различным нарушениям установленных государством правил, требований, положений, которые должны обеспечивать безопасность дорожного движения и охватываются диспозициями ст. ст. 264 и 268 УК РФ. Учитывая изложенное, полагаем, что под преступлениями против безопасности дорожного движения с криминалистической точки зрения следует понимать предусмотренные Уголовным кодексом РФ и соответствующими международными договорами Российской Федерации общественно опасные, уголовно-наказуемые умышленные и неосторожные деяния одного или нескольких лиц, направленные против безопасности дорожного движения.

 

Список использованной литературы

  1. Заплатинский В.М. Терминология науки о безопасности // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». Liptovsky Mikulas: AOS v. Liptovskom Mikulasi. 2006. (CD nosic).
  2. Майоров В.И. Основное противоречие дорожного движения // Транспортное право. 2008. N 3. С. 32 — 34.
  3. Якубенко В.Н. Правовые аспекты профилактики дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2008. С. 18.

Российская юстиция № 2 — 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code