Постановление ЕСПЧ от 16.06.2015 «Дело «Саргсян (Sargsyan) против Азербайджана» (жалоба N 40167/06) Часть 2

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  1. Доказательства, предоставленные сторонами

 

  1. Стороны предоставили обширные документальные материалы в поддержку своих соответствующих позиций. Нижеследующие параграфы содержат краткое описание основных доказательств.

(a) Заявитель

(i) Карта села Гюлистан

  1. Карта села Гюлистан и его окрестностей, вероятно, является копией официальной карты с названиями на азербайджанском языке, показывает все село на северном берегу реки (Индзачай). Предполагаемые позиции азербайджанских сил указаны следующим образом: одна в центре села, несколько на северной окраине, остальные также тянутся на северном берегу реки, но больше удалены, основная их часть, по-видимому, расположена на высотах вокруг села.

(ii) DVD

  1. DVD, предоставленный с объяснениями от 21 февраля 2008 г., содержит съемку села Гюлистан и его окрестностей. Село расположено на склоне холма. Многие дома лежат в развалинах, хотя у некоторых до сих пор целы крыши. Из некоторых труб поднимается дым. В одном фрагменте появляется человек, ходящий между руинами. На склоне холма, расположенном на некотором расстоянии от села, можно увидеть сооружения, которые, по-видимому, являются огневыми позициями.

(iii) Объяснения должностных лиц «НКР» и бывших жителей села Гюлистан

  1. Письмо «министра обороны НКР» от 14 февраля 2008 г., описывающее ситуацию в селе Гюлистан, в котором утверждалось, в частности, что азербайджанские военные имели несколько постов и огневых точек прямо в селе.
  2. Объяснение, датированное 11 августа 2010 г., старшего офицера сил «НКР», служившего на военной позиции близ села Гюлистан с 2005 года (см. краткий обзор объяснения в § 51 настоящего Постановления). Объяснение сопровождалось нарисованной от руки картой села Гюлистан и его окрестностей и рядом фотографий местности. Офицер, который первоначально был анонимным, является полковником Манукяном из армии обороны «НКР».

Объяснение Алояна, помощника представителя заявителя, который записал показания офицера «НКР» на месте, то есть в войсковой части близ села Гюлистан, подтверждающее показания этого офицера и то, что фотографии сделаны с военных позиций «НКР».

Объяснение Костаняна, агента властей Армении, в чьем присутствии старший офицер «НКР» давал объяснения в войсковой части около села Гюлистан.

  1. Объяснения, датированные мартом 2012 года, трех бывших жителей Гюлистана, которые утверждали, что они безуспешно пытались вернуться в село Гюлистан в 2002 — 2004 годах. Они утверждали, что подошли к указанной местности со стороны «НКР» линии прекращения огня, двое из них утверждали, что смогли посмотреть на село с высоты Напат, но солдаты «НКР» запретили им идти дальше из-за угрозы снайперского огня противника. Один из них сообщил, что в бинокль он увидел ряд укреплений в селе и солдата, стоявшего там.

(b) Власти Азербайджана

(i) Карты

  1. Карта села Гюлистан и его окрестностей. На карте изображено все село на северном берегу реки Индзачай, азербайджанские военные позиции также расположены на северном берегу реки, в основном на высотах вокруг села. Позиции «НКР» находятся на южном берегу реки, ближайшая — прямо напротив села.

Карта Нагорного Карабаха, предоставленная властями Армении в деле «Чирагов и другие против Армении» (упоминавшемся выше). На ней село Гюлистан изображено на самой границе «НКР», к северу от реки.

Карта Азербайджана, опубликованная в 2006 году Государственным земельным и картографическим комитетом Азербайджанской Республики. На ней село Гюлистан расположено на самой границе территории, оккупированной «НКР». На карте оккупированные зоны затенены и окружены красной линией, село Гюлистан находится на этой красной линии, но вне затененной зоны, к северу от реки.

(ii) DVD

  1. Два DVD, содержащие запись села Гюлистан и его окрестностей (один предоставлен в сентябре 2008 года, другой — в июле 2012 года). На первом записи села в холмистой местности с большей частью домов в развалинах, а также сооружения на гребне холма, которые, по-видимому, являются огневыми позициями. На втором вновь изображены село (дома в развалинах и разрушенная сельскохозяйственная техника) и окружающая местность, сопровождающий текст, в частности, поясняет, что в селе никто не проживает, армянские позиции находятся на лесистом склоне и контролируют село с помощью крупнокалиберной артиллерии, тогда как азербайджанские позиции находятся на расстоянии примерно 2,5 км и только визуально контролируют село.

(iii) Объяснения азербайджанских военных, должностных лиц и жителей соседних сел

  1. Показания, данные в марте 2012 года шестью азербайджанскими военными: полковником Бабаевым, который служил в войсковой части в Горанбойском районе с 1994 по 1997 год, и подполковниками Абдуловым, Маммадовым, Ахмадовым, Аббасовым и Хусейновым, которые служили в войсковых частях в Горанбойском районе в различные периоды с 1999 по 2009 год, — описывали ситуацию в селе Гюлистан следующим образом:

— село Гюлистан находится на северном берегу реки Индзачай;

— азербайджанские военные позиции находятся на северном берегу реки к востоку и северо-востоку от села Гюлистан, располагаются в низине на расстоянии от 1 до 3 км от разрушенного села;

— армянские военные позиции расположены на южном берегу реки к западу и юго-западу от села Гюлистан, находятся на стратегически более выгодных местах (крутые склоны, покрытые лесом). Оценки офицерами расстояния от ближайших армянских позиций колеблются от 200 — 300 м до 1 км;

— часто происходят нарушения режима прекращения огня со стороны армянских сил;

— они оспаривают утверждение властей Армении о том, что некоторые дома в селе отремонтированы и используются в качестве военных позиций азербайджанских сил;

— азербайджанские позиции и само село находятся в зоне досягаемости армянских позиций (огонь крупнокалиберной артиллерии), поэтому военнослужащие не могут свободно передвигаться на местности и пользуются определенными маршрутами;

— в селе отсутствуют гражданские лица;

— большая часть строений (примерно 100 домов) в селе разрушена во время военных действий. Поскольку село заброшено, с 1992 года дома обветшали, крыши провалились, и внутри разрушенных построек растут деревья. В настоящее время не осталось обитаемых построек. После военных действий армянские силы заминировали территорию села, на этих минах иногда подрываются животные;

— подполковник Абдулов утверждал, что видел передвижения армянских военных в развалинах южной части села Гюлистан, подполковник Маммадов сообщил, что видел, как армянские военнослужащие передвигаются от своих позиций к реке. Подполковники Аббасов и Хусейнов утверждали, что наблюдали, как армянские военные разрушают постройки и используют материалы для своих укреплений.

  1. Информация Министерства обороны Азербайджана за период 2003 — 2010 годов о нарушениях режима прекращения огня указывает на их увеличение с 2008 года (20 — в 2008 году, 35 — в 2009 году и 52 — в 2010 году) и на жертвы в районе села Гюлистан в результате подрыва на минах (пятеро солдат погибли 5 августа 2003 г.) или нарушений режима прекращения огня (один солдат погиб 25 февраля 2005 г.).
  2. Письмо директора национального агентства по разминированию, датированное 12 июля 2010 г., указывает, что село Гюлистан в Горанбойском районе «определяется как территория с обширным загрязнением минами и взрывоопасными предметами».
  3. Объяснения, данные в марте 2012 года восьмерыми жителями соседних селений, села Мешали и г. Юхары-Агджакенд. Они сообщают, что село Гюлистан заброшено, окружающая местность заминирована и регулярно обстреливается с армянских позиций.

(iv) Пресс-релизы

  1. Два пресс-релиза, датированные октябрем 2006 года, из армянского источника относительно миссии ОБСЕ по мониторингу границы между Нагорным Карабахом и Азербайджаном около села Гюлистан.
  2. Многочисленные пресс-релизы агентства «Азери Пресс», выпущенные с июня 2010 года по май 2012 года, с упоминанием случаев нарушения режима прекращения огня в различных местностях, включая село Гюлистан. В текстах, наиболее часто используемых в данных пресс-релизах, указывается следующее: «Вооруженные силы Армении обстреляли Вооруженные силы Азербайджана с постов близ села Гюлистан» или «…с постов на безымянной высоте близ села Гюлистан» или «вражеские подразделения обстреляли позиции Вооруженных сил Азербайджана с постов[…] близ села Гюлистан Горанбойского района Азербайджана». В одном из этих пресс-релизов, датированном 3 марта 2012 г., сообщается, что «азербайджанский лейтенант Гурбан Хусейнов подорвался на мине в селе Гюлистан на линии фронта в Горанбойском районе. В результате он остался без ноги».
  3. Заявление Международной кампании за запрет наземных мин от 20 сентября 2013 г., выражающее озабоченность по поводу увеличения установки противопехотных наземных мин властями Нагорного Карабаха вдоль армяно-азербайджанской линии соприкосновения к востоку и северу от спорной территории.

(c) Власти Армении, третья сторона

(i) Карта

  1. Карта села Гюлистан и его окрестностей, которая показывает все село на северном берегу реки Идзачай. Азербайджанские позиции расположены на северном берегу реки и очень близко к селу (к востоку и западу от него и на северном краю), а позиции «НКР» находятся на южном берегу реки, ближайшая — прямо напротив села.

(ii) DVD

  1. DVD, предоставленный в июле 2012 года, с записью села Гюлистан и его окрестностей и интервью, взятые на месте агентом властей Костаняном у трех офицеров армии «НКР», служивших в войсковой части около села (их содержание см. § 71 настоящего Постановления). На диске показаны село с большинством домов в развалинах и окрестный пейзаж. В конце видеозаписи за разрушенным селом можно видеть движущееся стадо овец и нескольких человек.

(iii) Объяснения офицеров «НКР»

  1. Записи интервью, взятых в мае 2012 года у командира части Севояна, сержанта Петросяна и офицера Варданяна, служивших в войсковой части «НКР», расположенной около села Гюлистан. Они описывают ситуацию следующим образом:

— азербайджанские военные занимают позиции в селе и иногда ведут там боевые действия, но точка постоянной дислокации находится сзади;

— гражданские лица в селе отсутствуют;

— в самом селе мины отсутствуют, но окружающая местность заминирована азербайджанскими силами (они отмечают, что животные периодически подрываются на минах);

— иногда происходят нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны, и если эти офицеры будут неосторожны, они рискуют быть застреленными с азербайджанских позиций;

— несколько раз случалось, что прибывали бывшие жители села Гюлистан, желавшие посетить свое село. В связи с опасностью снайперов и обстрелов с азербайджанской стороны им не разрешалось приближаться к селу.

 

  1. Доказательства, полученные Европейским Судом

 

  1. 12 сентября 2013 г. Европейский Суд запросил AAAS в рамках программы «Геопространственных технологий и прав человека» представить отчет по следующим вопросам: расположение военных позиций, таких как траншеи и укрепления, в селе Гюлистан и его окрестностях в период от вступления в силу Конвенции относительно Азербайджана (15 апреля 2002 г.) до настоящего времени, а также степень разрушения здания в селе и сельских кладбищ на дату вступления Конвенции в силу (15 апреля 2002 г.).
  2. Отчет «Оценка спутниковых снимков высокого разрешения села Гюлистан, Азербайджан, 2002 — 2012 годы (документ AAAS) был представлен Европейскому Суду в ноябре 2013 года. На основании истолкования спутниковых снимков высокого разрешения 2005, 2009 и 2012 годов, полученных из публичных источников, в отчете указана нижеследующая информация.
  3. Относительно военных построек в нем отмечается, что имеются траншеи и насыпи в селе и около него на снимках 2005 и 2009 годов, подготовка велась в предшествующий период, тогда как после 2009 года, по-видимому, более не используются, как показывает уменьшенная визуальная заметность этих траншей на снимке 2012 года. В местности, окружавшей селе Гюлистан, была заметна военная деятельность. За военной подготовкой в 2005 — 2009 годах, проявившейся в виде создания траншей, насыпей, военных построек, наличия техники и следов техники, последовало длительное военное развитие района в 2009 — 2012 годах, но другого вида, так что траншеи и насыпи перестали использоваться, тогда как продолжало увеличиваться наличие военных построек и присутствие техники.
  4. Что касается разрушения домов, в докладе указывается, что основная часть из примерно 250 домов села разрушена, термин «разрушена» означает, что они не являются неповрежденными. В докладе отмечается, что разрушение зданий и рост растительности скрывают площадь построек и делают их подсчет затруднительным. В то время как в 2005 году примерно 33 здания оставались неповрежденными, их насчитывалось только 17 в 2009 году и 13 в 2012. У большей части разрушенных зданий внешние и внутренние стены сохранились, а крыши обрушились. В то время как состояние построек позволяет предположить пожар как возможную причину разрушения, в докладе подчеркивается, что причина разрушения не может быть определена по спутниковым снимкам, в частности, не всегда возможно утверждать, были ли здания разрушены умышленно. Кладбища на снимках неразличимы. В докладе делалось предположение, что это может объясняться чрезмерным ростом растительности.

 

  1. Совместное обязательство Армении и Азербайджана

 

  1. До вступления в Совет Европы Армения и Азербайджан приняли обязательства перед Комитетом министров и Парламентской Ассамблеей о мирном урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта (см. Заключения Парламентской Ассамблеи N 221(2000) и 222(2000) и Резолюции Комитета министров N Res(2000)13 и (2000)14).

В соответствующих пунктах Заключения Парламентской Ассамблеи N 222(2000) по заявлению Азербайджана о членстве в Совете Европы указывается следующее:

«…11. Ассамблея принимает во внимание письмо президента Азербайджана, в котором он еще раз подтвердил решимость государства урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе мирным путем и подчеркнул, что принятие Азербайджана в члены Совета Европы внесет большой вклад в проведение переговоров и установление стабильности в регионе…

  1. Парламентская Ассамблея принимает к сведению письма, направленные президентом Азербайджана, спикером парламента, премьер-министром и лидерами представленных в парламенте политических партий, и отмечает, что Азербайджан берет на себя ответственность выполнять следующие обязательства:

…ii) относительно разрешения конфликта в Нагорном Карабахе:

  1. a) прилагать усилия к урегулированию конфликта только мирным путем;
  2. b) урегулировать международные и внутренние разногласия мирным путем и в соответствии с принципами международного права (данное обязательство возлагается на все государства — члены Совета Европы), решительно отвергая любые попытки применения силы против соседей…».

Резолюция N Res(2000)14 Комитета министров о приглашении Азербайджану стать членом Совета Европы ссылается на обязательства, принятые Азербайджаном, которые изложены в Заключении N 222(2000), заверения об их исполнении, данные властями Азербайджана.

 

III. Соответствующее внутригосударственное законодательство

 

  1. Законодательство Азербайджанской ССР

 

  1. Законодательством, регулирующим имущественные права заявителя, являются Конституция Азербайджанской ССР 1978 года, ее Земельный кодекс 1970 года и Жилищный кодекс 1983 года.

 

  1. Конституция 1978 года

 

  1. Конституция предусматривала следующее:

«…Статья 13

Основу личной собственности граждан Азербайджанской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества…».

 

  1. Земельный кодекс 1970 года

 

  1. Соответствующие положения Земельного кодекса предусматривали следующее:

«…Статья 4. Государственная (общенародная) собственность на землю

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР земля является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

В СССР земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются…

Статья 24. Акты, удостоверяющие право землепользования

Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР.

Право временного пользования землей оформляется удостоверениями в форме, установленной Советом Министров Азербайджанской ССР.

Статья 25. Порядок выдачи актов на право пользования землей

Государственные акты на право бессрочного (постоянного) пользования землей и свидетельства на право временного пользования землей выдаются колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным и общественным предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам исполнительными комитетами районных или городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся, на территории которых расположены предоставленные в пользование земельные участки…

Статья 27. Использование земельных участков по целевому назначению

Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены.

Статья 28. Права землепользователей по использованию предоставленных им земельных участков

В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке:

— возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

— производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений;

— пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями;

— использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли…

Статья 126-1. Право использования земли в случае наследования права на дом

Если право на дом, расположенный в селе, наследуется, и наследники не имеют права на покупку приусадебного участка, к ним переходит право пользования участка земли, необходимого для содержания дома, в размере, определенном Советом Министров Азербайджанской ССР…

Статья 131. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства

Гражданам, проживающим в населенных пунктах Азербайджанской ССР, где действующим законодательством не запрещено индивидуальное жилищное строительство, предоставляются в бессрочное пользование из земель городов, поселков городского типа и не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий земель сельских населенных пунктов, а также из земель государственного запаса и из находящихся за пределами зеленой зоны городов земель государственного лесного фонда для строительства одноквартирных жилых домов на праве личной собственности. Предоставление земель для указанной цели производится в порядке, предусмотренном… настоящим Кодексом.

Индивидуальное жилищное строительство в городах и рабочих поселках должно осуществляться на свободных территориях, не требующих затрат на освоение и инженерную подготовку, как правило, в виде отдельных жилых районов или поселков вблизи от железных и автомобильных дорог с регулярным пассажирским сообщением…».

 

  1. Жилищный кодекс 1983 года

 

  1. Статья 10.3 Жилищного кодекса устанавливала:

«Граждане вправе иметь в частной собственности жилой дом (часть дома) в соответствии с законодательством Союза ССР и Азербайджанской ССР».

 

  1. Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда 1985 года

 

  1. Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда 1985 года (далее — Инструкция 1985 года) в пункте 2 перечисляла документы, устанавливающие право собственности на жилой дом. Инструкция 1985 года была утверждена Приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380. В пункте 2.1 данной Инструкции 1985 года указывались различные виды документов, устанавливающих право собственности.

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции 1985 года при отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на жилой дом, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить другие, включая:

«инвентаризационно-технические документы в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на жилой дом».

Пункт 2.3 Инструкции 1985 года предусматривал следующее:

«В сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции, являются подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в п. 2.1 и 2.2 настоящей Инструкции».

 

  1. Положение о сельском совете депутатов трудящихся Азербайджанской ССР 1958 года

 

  1. Дополнительно, согласно заявителю, Положение о сельском совете депутатов трудящихся Азербайджанской ССР от 23 апреля 1958 г. (далее — Положение о сельском совете 1958 года) имело значение для установления его прав на землю в начале 1960-х годов. Власти Азербайджана оспаривали это.

Подпункт 9 пункта 2 Положения о сельском совете 1958 года устанавливал следующее:

«В области сельского хозяйства сельский совет депутатов трудящихся:

…(j <1>) управляет государственным земельным фондом сел; выделяет и распределяет земельные участки из такого фонда жителям для частного строительства; контролирует соблюдение законодательства о землепользовании».

———————————

<1> Так в тексте оригинала. Возможно, имеется в виду часть «ж» указанного подпункта (примеч. редактора).

 

Подпункт 19 пункта 2 Положения о сельском совете 1958 года предусматривал следующее:

«В области охраны общественного порядка и прав жителей сельский совет депутатов трудящихся:

…(e) регистрирует семейно-имущественные разделы колхозных (крестьянских) дворов».

 

  1. Законодательство Азербайджанской Республики

 

  1. Постановление «Об обеспечении жильем граждан, вынужденно покинувших места постоянного проживания (беженцев)» 1991 года

 

  1. 6 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Постановление «Об обеспечении жильем граждан, вынужденно покинувших места постоянного проживания (беженцев)» (далее — постановление 1991 года). Это постановление, в частности, касалось практики обмена имуществом между армянами, покидающими Азербайджан, и азербайджанцами, покидающими Армению, Нагорный Карабах и прилегающие районы.

«…Пункт 8

Поручить Сумгаитскому, Гянджинскому, Мингечаурскому, Евлахскому, Али-Байрамлинскому, Ленкоранскому, Нафталанскому, Шекинскому городским советам народных депутатов, районным советам народных депутатов и их местным органам исполнительной власти в течение двух месяцев обеспечить жильем и предоставить постоянную прописку прочим семьям беженцев, имеющих доверенности и прочие документы о законном обмене жилых домов и квартир из Армении в Азербайджан.

Поручить местным органам исполнительной власти, учитывая, что часть беженцев обменяла свои частные дома на государственные квартиры в городах республиканского подчинения, передать эти квартиры, после принятия соответствующего закона о приватизации, в собственность семей беженцев.

Признать построенное различными министерствами, ведомствами и организациями Азербайджанской Республики после 1988 года в сельских районах жилье для размещения беженцев частной собственностью переселенных в эти дома на постоянное жительство беженцев и поручить местным органам исполнительной власти выдать указанным семьям соответствующие документы.

Передать освободившееся частное жилье семей, не обменявших или не продавших их при выезде из республики, в частную собственность семьям прибывших в Азербайджанскую Республику беженцев, постоянно проживающим в этих жилищах, в качестве компенсации за жилища, вынужденно и безвозмездно покинутые ими в прежних местах постоянного проживания в Армении».

  1. Постановление 1991 года до сих пор действует. Помимо него отсутствует законодательство относительно имущества, оставленного армянами, покинувшими Азербайджан вследствие Нагорно-Карабахского конфликта. Соответственно, в отношении имущества, не охватываемого этим постановлением, применяются общие правила о собственности, изложенные в последующих параграфах.
  2. 9 ноября 1991 г. Азербайджанская Республика приняла законодательство о собственности, которое впервые упоминало землю как объект права частной собственности. Однако подробные правила о приватизации земли, предоставленной гражданам, были введены позднее Законом «О земельной реформе» 1996 года.

 

  1. Закон о собственности 1991 года

 

  1. Закон Азербайджанской Республики о собственности 1991 года вступил в силу 1 декабря 1991 г. В нем, inter alia, указано следующее:

«…Статья 21. Объекты права собственности гражданина

  1. В собственности гражданина могут находиться:

— земельные участки;

— жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления;

— акции, облигации и другие ценные бумаги;

— средства массовой информации;

— предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, за исключением отдельных предусмотренных в законодательных актах видов имущества, которое по соображениям государственной или общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами не может принадлежать гражданину…

  1. Гражданин, имеющий в собственности квартиру, жилой дом, дачу, гараж, иные помещения и строения, вправе распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению: продавать, завещать, дарить, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону…».

 

  1. Земельный кодекс 1992 года

 

  1. Новый Земельный кодекс, который вступил в силу 31 января 1992 г., содержит следующие положения:

«…Статья 10. Частная собственность на земельные участки

Земельные участки выделяются в частную собственность граждан Азербайджанской Республики в соответствии с требованиями местных исполнительных органов на основании решений районных или городских советов народных депутатов для целей, указанных ниже:

1) для лиц, постоянно проживающих на территории для строительства частных домов и вспомогательных построек, а также для создания личного подсобного хозяйства;

2) для деятельности ферм и других организаций, которые участвуют в производстве сельскохозяйственных продуктов на продажу;

3) для строительства частных и коллективных сельских домов и частных гаражей в границах городов;

4) для строительства, связанного с предпринимательской деятельностью;

5) для деятельности традиционного национального производства.

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики земельные участки могут быть выделены в частную собственность гражданам для других целей.

Статья 11. Условия для выделения земельных участков в частную собственность

Для целей, предусмотренных статьей 10 настоящего Кодекса, право собственности на земельный участок передается бесплатно.

Земельные участки, выделенные гражданам под частные дома, сельские дома и гаражи до даты вступления в силу настоящего Кодекса, передаются в их собственность.

Право частной собственности или пожизненного наследуемого владения на земельный участок не может быть передано иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам.

Земельный участок не может быть возвращен бывшим собственникам и их наследникам. Они могут приобрести право собственности на земельный участок по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом…

Статья 23. Предоставление земельных участков

Земельные участки предоставляются гражданам, предприятиям и организациям в собственность, во владение, в пользование или аренду решением районного или городского совета депутатов трудящихся в соответствии с порядком предоставления земли и в соответствии с землеустроительными документами.

Предназначение земельного участка должно быть указано в свидетельстве о предоставлении земли.

Порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении или изъятия земельного участка, включая изъятие земельного участка для государственных или общественных нужд, определяется Кабинетом министров Азербайджанской Республики.

Заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются не более чем в месячный срок…

Статья 30. Документы, удостоверяющие право собственности, право владения и бессрочного пользования землей

Право собственности на землю и права владения и бессрочного пользования землей удостоверяются государственным свидетельством, выданным районным или городским советом народных депутатов.

Форма указанного государственного свидетельства утверждается Кабинетом министров Азербайджанской Республики…».

 

  1. Конституция 1995 года

 

  1. Конституция 1995 года защищает право собственности и устанавливает ответственность государства за любой вред, причиненный незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

Соответствующие положения Конституции предусматривают:

«…Статья 29. [Право собственности] <1>

———————————

<1> Текст в скобках добавлен при переводе (примеч. редактора).

 

  1. Каждый обладает правом собственности.
  2. Ни один вид собственности не обладает преимуществом. Право собственности, в том числе право частной собственности, охраняется законом.

III. У каждого в собственности может находиться движимое и недвижимое имущество. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

  1. Никто без решения суда не может быть лишен своей собственности. Полная конфискация имущества не допускается. Отчуждение собственности для государственных или для общественных нужд может допускаться только при условии предварительного справедливого возмещения ее стоимости.
  2. Государство гарантирует права на наследование…

Статья 68. [Право требовать возмещения ущерба]

  1. Права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба.
  2. Каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц…».

 

  1. Гражданский кодекс

 

  1. Положения Гражданского кодекса, действовавшего до 1 сентября 2000 г., устанавливали следующее:

«…Статья 8. Применение гражданского законодательства других союзных республик в Азербайджанской ССР

Гражданское законодательство других союзных республик применяется в Азербайджанской ССР согласно следующим правилам:

1) к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется закон места нахождения имущества…

4) к обязательствам, возникающим из причинения вреда, применяется закон места рассмотрения спора, а по ходатайству потерпевшего — закон места причинения вреда…

Статья 142. Истребование имущества собственником из чужого незаконного владения

Собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения…

Статья 144. Истребование неправомерно отчужденного государственного, кооперативного и другого общественного имущества

Государственное имущество, а также имущество колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций, неправомерно отчужденное каким бы то ни было способом, может быть истребовано соответствующими организациями от всякого приобретателя…

Статья 146. Расчеты при возврате имущества из незаконного владения

При истребовании имущества из чужого незаконного владения собственник вправе требовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение этим имуществом незаконно (недобросовестный владелец), возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или могло бы извлечь за все время владения; от добросовестного же владельца — всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности владения имуществом или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Статья 147. Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения

Собственник может требовать защиты всех нарушенных его прав, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Статья 148. Защита прав владельца, не являющегося собственником

Права, предусмотренные статьями 142 — 147 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом в соответствии с законом или договором…

Статья 571.3. Закон, применяемый к праву собственности

Право собственности на вещь определяется по закону страны, где эта вещь находится.

Возникновение и прекращение права собственности на вещь определяются по закону страны, где эта вещь находилась в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и Азербайджанской ССР.

Статья 571.4. Закон, применяемый к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда

Права и обязанности сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по закону страны, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда…».

  1. Положения Гражданского кодекса, действующие после 1 сентября 2000 г., содержат следующее:

«…Статья 21. Возмещение убытков

21.1. Лицо, обладающее правом требовать возмещения убытков, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

21.2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)…

Статья 1100. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Азербайджанской Республикой или соответствующим муниципалитетом…».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code