Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2016 N 78-АПГ15-23

Об отмене решения Санкт-Петербургского городского суда от 14.09.2015 и прекращении производства по делу по заявлению о признании недействующим абз. пятнадцатого п. 2.6.2.1 Административного регламента, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30.08.2012 N 766-р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2016 г. N 78-АПГ15-23

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Корольковой Е.Л. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2015 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года N 766-р.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

30 августа 2012 года председателем Жилищного комитета Санкт-Петербурга издано Распоряжение N 766-р, пунктом 1 которого утвержден Административный регламент по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее — Регламент).

Первоначальный текст распоряжения опубликован в издании «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга» 24 сентября 2012 года N 36.

Пунктом 2.6.2.1 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан).

В частности абзацем 15 данного пункта предписано представлять документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признаваемых малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»): заключения (отчеты) об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о нормативной цене земли, о рыночной стоимости транспортных средств.

Королькова Е.Л. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим абзаца пятнадцатого пункта 2.6.2.1 Регламента в части слов «заключения (отчеты) о рыночной стоимости транспортных средств» возлагающего на гражданина обязанность представить заключение (отчет) о рыночной стоимости транспортных средств, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Закону Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», предполагающим самостоятельное истребование государственными органами по межведомственным каналам необходимых документов и сведений в целях предоставления государственных услуг.

По мнению заявительницы, оспариваемые положения нарушают ее жилищные права и законные интересы, неправомерно накладывая обязанность по осуществлению расходов на оценку принадлежащего ей транспортного средства с целью признания малоимущей.

Кроме того, Королькова Е.Л. указывает на внутреннее противоречие Регламента, поскольку приложение N 1 к нему, в котором установлена форма заявления о принятии на учет, допускает, что при отсутствии акта оценки транспортного средства, выданного специализированной организацией, стоимость принадлежащего гражданину транспортного средства указывается им самостоятельно по свободным рыночным ценам (примечание 6 приложения N 1).

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2015 года заявление Корольковой Е.Л. оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Королькова Е.Л. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав действующее законодательство, правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий.

Между тем, Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что оспариваемая норма законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права Корольковой Е.Л. не нарушает.

Частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 49 названного Кодекса малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В Санкт-Петербурге отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее — нуждающиеся в жилых помещениях), и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма регулируются Законом Санкт-Петербурга от 9 июля 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

Согласно статье 2 этого Закона Санкт-Петербурга малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (пункт 1).

Размер стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества определяется в соответствии с Методикой согласно приложению 2 к указанному Закону Санкт-Петербурга (пункт 3).

В силу пункта 1.1 названной Методики стоимость находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества для признания их малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется уполномоченным органом, в который семья или одиноко проживающий гражданин обращается с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 1 статьи 7 приведенного Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее — учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган, в том числе документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 данного Закона Санкт-Петербурга).

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что право на жилище предполагает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату, в том числе малоимущим, оказавшимся в ситуации объективной нуждаемости в жилье.

Для признания гражданина малоимущим, уполномоченный орган анализирует его показатель дохода, который не должен превышать официально установленную субъектом Российской Федерации величину прожиточного минимума на душу населения, а также определяет размер стоимости имущества находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, подлежащего налогообложению.

При этом при установлении порядка определения стоимости данного имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или установить порядок определения стоимости транспортного средства, который должен предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой определение ее в судебном порядке (пункт 9.4 Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года N 17).

Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами — нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2 части 2 статьи 12 и пункт 6 статьи 14 приведенного Федерального закона).

Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ).

Из изложенного следует, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации при составлении административного регламента предоставления государственной услуги обязан в исчерпывающем перечне документов, необходимых для получения названной услуги, предусмотреть, какие конкретно документы и информацию и в каком виде должен представить заявитель самостоятельно, а какие документы подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга, являющимся органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, утвержден Регламент, оспариваемой нормой которого гражданам, признаваемым малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65, предписано предоставлять документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в их собственности и членов их семьи имущества, подлежащего налогообложению, в виде заключений (отчетов).

Подпунктом 4 пункта 4 Методики (приложение 2 к Закону Санкт-Петербурга от 9 июля 2005 года N 407-65) установлено, что уполномоченный орган определяет стоимость находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина транспортного средства на основании представленных сведений о его стоимости, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Оценка проводится на основании договора, заключаемого в простой письменной форме, и содержащего, в том числе размер денежного вознаграждения за проведение оценки.

В силу статей 11 и 12 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке, а результатом экспертизы отчета — положительное или отрицательное экспертное заключение.

Изложенное свидетельствует о том, что получение отчета в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности требует от граждан, признаваемых малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65, значительных затрат.

Как указывалось выше, для признания гражданина малоимущим анализируется его доход, который не должен превышать официально установленную субъектом Российской Федерации величину прожиточного минимума на душу населения, т.е. эта категория граждан характеризуется более низким уровнем дохода по отношению к другим слоям населения. Следовательно, требования абзаца 15 пункта 2.6.2.1 Регламента приводят к возложению на данную категорию граждан обременения нести дополнительные расходы.

При этом действующее законодательство (пункт 9.4 Методических рекомендаций) предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право, устанавливая порядок определения стоимости транспортного средства, предусматривать возможность определения этой стоимости не только путем обращения в экспертную организацию, но и собственником самостоятельно.

В подтверждение данной правовой позиции Жилищным комитетом Санкт- Петербурга издано Распоряжение от 24 ноября 2015 года N 1568-р, которым абзац пятнадцатый пункта 2.6.2.1 Регламента изложен в новой редакции:

«документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признаваемых малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»): заключения (отчеты), справки об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о кадастровой стоимости земельного участка, о рыночной стоимости транспортных средств;».

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.

Как установлено судом апелляционной инстанции, на момент рассмотрения апелляционной жалобы оспариваемая норма изложена в новой редакции.

В соответствии частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2015 года является незаконным и подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2015 года отменить, производство по делу по заявлению Корольковой Е.Л. о признании недействующим абзаца пятнадцатого пункта 2.6.2.1 Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30 августа 2012 года N 766-р, прекратить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code