ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО АВТОРСКОЕ ПРАВО НА СОЗДАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В МВД РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД


А.А.Молчанов, Е.С.Афанасьева

Аннотация. В статье проанализирован процесс становления законодательства, регламентирующего авторское право на создание служебных произведений в МВД России, начиная с перехода к рыночным отношениям в нашей стране в 90-х гг. прошлого столетия по настоящее время. В свете последних изменений гражданского законодательства, связанных с развитием информационных технологий, рассматривается правовая природа служебных произведений, в рамках сравнительного анализа делается вывод о том, что эволюция законодательства, регламентирующего служебные произведения в МВД России, шла в направлении расширения прав авторов и растущей возможности доступа к служебным произведениям в процессе их использования работодателем.

Ключевые слова: служебное произведение, авторское право, интеллектуальная собственность, служебное задание, трудовой договор, творчество.

С переходом России к развитию рыночных отношений в 1990 г. существенному реформированию подверглась система гражданского законодательства. Определяющими нормативными актами, формирующими основы предпринимательской деятельности, стали: Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» [5] и Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [4], введеные в действие с 1 января 1991 г., и Постановление Совмина РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 г. N° 601 [14], что в свою очередь способствовало внесению соответствующих изменений и в законодательство, регулирующее раздел IV «Авторское право» ГК РСФСР 1964 года.

Следует отметить, что процесс реформирования бюджетной сферы, в том числе бюджетных учреждений, в 90-х гг. остался почти в неизменном виде по сравнению с советским периодом. Развитие современного законодательства по вопросу об участии органов государства в гражданских правоотношениях связано с моментом вступления в силу Закона РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. 1026-1 [3].

В соответствии с ч. 8 ст. 20 Закона РФ «О милиции» и ч. 2 ст. 10 Положения о службе в ОВД РФ [10] сотрудникам милиции разрешалось заниматься творческой, научной и преподавательской деятельностью, в том числе создавая произведения в порядке выполнения служебного задания, правовая регламентация которых осуществлялась в соответствии с нормами ст. 483 ГК РСФСР 1964 года.

Правомочия сотрудника милиции были ограничены в пользу высших и средних специальных учебных заведений МВД РСФСР, в которых разрешалось заниматься творческой, научной и преподавательской деятельностью. Следует обратить внимание на то, что в советский период правомочия сотрудника милиции как автора были ограничены в пользу учебного заведения МВД РСФСР, прежде всего в том, что затрагивало имущественные права — он не имел правовых условий для воспроизведения и распространения созданного им произведения.

Развитию законодательства, регламентирующего авторское право на создание служебных произведений, способствовало и принятие 31 мая 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (далее — ОГЗ 1991) [9], вступивших в силу с 3 августа 1992 г. и законодательно обусловивших фактическое прекращение действия норм ГК РСФСР 1964 г. об авторском праве.

ОГЗ 1991 в ст. 135 определили возникновение у автора субъективных авторских прав в результате факта создания произведения и снова включили понятие исключительного права автора на произведение, но ввели в это право не только личные неимущественные права (речь идет о праве авторства, праве на имя, праве на опубликование и на неприкосновенность произведения), но и имущественные права (права на использование произведения, на вознаграждение за разрешение использовать и использование произведения).

В качестве самостоятельных правомочий, принимая во внимание различный правовой режим, как и прежде, учитывались право использования произведения и право на вознаграждение. Следует заметить, что законодатель улучшил имущественные права автора, определив авторские возможности по распоряжению своим правом на использование произведения и объединив принятие авторского вознаграждения с непосредственным распоряжением данным правом (разрешение на использование произведения).

В абз. 1 ст. 140 ОГЗ 1991 законодатель не только дал определение служебного произведения, но и ввел аналогичные ст. 483 ГК 1964 г. правила, исключив только привязку к «научной или иной организации», в которой могло быть создано «произведение в порядке выполнения служебного задания», определив его правовой режим. Под служебным произведением теперь понималось произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, без привязки к какой-либо организации.

Авторское право на данное произведение закреплялось за автором, а за работодателем признавалось лишь право использовать служебное произведение способом, который обусловлен целью задания, и лишь в вытекающих из него пределах. При этом законодатель не ограничивал право автора по использованию служебного произведения способом, выходящим за пределы служебного задания, а права работодателя по использованию служебного произведения, напротив, были ограничены тремя годами со времени предоставления ему произведения, а в случае согласия работодателя это ограничение могло наступить и ранее.

Таким образом, работодатель мог использовать служебное произведение не более трех лет, после чего право на использование произведения и на получение авторского вознаграждения возвращалось автору.

Способы и размеры выплачиваемого вознаграждения автору за использование произведения устанавливались действующим законодательством, например, Постановлением Совмина СССР«Об упорядочении ставок авторского вознаграждения за издание, публичное исполнение и иные виды использования произведений литературы и искусства» от 12 июля 1988 г. 825 [15].

Среди нормативных актов, направленных на регламентацию авторского права на создание служебных произведений в постсоветский период, особое значение имеет принятие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июня 1993 г. № 5351-1 (далее — Закон об авторском праве) [6].

Вслед за введением в действие с 3 августа 1993 г. Закона об авторском праве раздел IV «Авторское право» ОГЗ 1991 был отменен.

В ст. 14 Закона об авторском праве было расширено понятие служебного произведения как произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, по сравнению со ст. 140 ОГЗ 1991, согласно которой служебным признавалось произведение, созданное лишь «в порядке выполнения служебного задания». При этом подход законодателя относительно принадлежности автору его авторского права на служебное произведение остался неизменным.

Служебные обязанности работника устанавливаются должностными инструкциями и другими внутренними документами работодателя, а также трудовым договором и выполняются работниками на регулярной основе. В отличие от них служебное задание носит разовый характер и может быть дано работнику работодателем как в пределах его служебных обязанностей, так и за их пределами, при этом поручаемые работнику задания по своему объему не должны превышать нормы труда.

Таким образом, по Закону об авторском праве служебным признавалось не только то произведение, которое было создано работником при выполнении им его служебных обязанностей, но и то, которое он создал вне этих обязанностей, на основании поручения работодателя.

При создании служебных произведений «исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное» (п. 2 ст. 14 Закона об авторском праве). Поскольку основанием перехода прав автора на служебное произведение к работодателю является гражданско-правовой договор, следовательно, основанием его заключения выступает трудовой договор.

Впервые законодатель регламентировал в разных статьях личные неимущественные (ст. 15) и имущественные права автора (ст. 16). В авторском договоре по общему правилу определялось авторское вознаграждение, минимальные ставки которого устанавливались Постановлением Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 218 [12].

Следовательно, в Законе об авторском праве исключительные права определялись в качестве имущественных прав, направленных на использование произведения.
По некоторым вопросам, связанным с улучшением охраны авторских прав был издан Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 [20]. В соответствии с этим указом было ликвидировано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС), правопреемником которого стало Российское авторское общество (РАО), гарантирующие личные неимущественные права российских авторов (право на имя, право на неприкосновенность произведения и т. д.), а также их имущественные интересы (сбор, распределение и выплату авторского вознаграждения).

Одним из главных показателей цивилизованности любого общества является уровень развития его интеллектуального потенциала. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности (ст. 44), правовое регулирование которой находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71) [7].

Охрана прав интеллектуальной собственности отнесена к перечню полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики (ст. 12 ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [25]). Кроме того, научно-технический прогресс диктует необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах на результаты интеллектуальной деятельности, а без создания единой системы в обеспечении их охраны развитие науки и превращение ее в решающий фактор экономического роста невозможно.

В связи с развитием правового положения государственных (муниципальных) учреждений обосновывалась необходимость обеспечения их функционирования на основе рыночных принципов, создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности их деятельности. В связи с этим были приняты следующие федеральные законы: № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях» [29], № 175-ФЗ от 3 ноября 2006 г. [22], адресованный частным и государственным (муниципальным) учреждениям, и № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. [23], направленный на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В результате законодатель предусмотрел следующие типы государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
Следует отметить, что с 1 сентября 2014 г. согласно ФЗ от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ [21] юридические лица создаются исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК РФ. Согласно со своим гражданско-правовым статусом казенное учреждение МВД России отнесено к унитарным некоммерческим организациям.

Понятие казенного учреждения дано в ст. 6 БК РФ [1] (далее — БК РФ), согласно которой казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого согласно ст. 161 БК РФ осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Основные характеристики федерального бюджета определяются исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта на основании ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ [28], Постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»» от 27 декабря 2014 г. № 1563 [11] и Приказа Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 1 июля 2013 г. № 65н [18], согласно приложению 1 которого код видов доходов бюджетов МВД РФ определен как 188.

Кассовое обслуживание бюджетной системы России, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета поручены Федеральному казначейству, которое является федеральной службой в ведении Минфина РФ, реализовывает свою деятельность через подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами [13].
Еще одним существенным этапом совершенствования правового регулирования законодательства, регламентирующего авторское право на создание служебных произведений, отменившим Закон об авторском праве, явилось принятие 18 декабря 2006 г. части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации [2], введенной в действие с 1 января 2008 г. (далее — ГК РФ).

Правовая природа служебного произведения раскрывается в ст. 1295 ГК РФ, в применении к которой авторские права на произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

В отличие от ст. 14 Закона об авторском праве ст. 1295 ГК РФ к служебным произведениям относит лишь такие произведения науки, литературы или искусства, которые созданы в пределах, установленных для работника (автора) трудовыми обязанностями, исключив из числа служебных произведений те произведения, которые созданы в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

7 февраля 2011 г. был принят ФЗ «О полиции» № 3-ФЗ [26] (далее — ФЗ о полиции), в п. 1 ст. 11 которого закреплена обязанность сотрудников полиции использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Согласно данной норме в обязанности сотрудников полиции может входить выполнение творческих работ, в частности создание служебных произведений.

Право сотрудников полиции заниматься научной и иной творческой деятельностью закреплено и в п. 4 ст. 34 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [27] (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ). Под научной (научно-исследовательской) деятельностью согласно п. 6 Приказа МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 [17] следует понимать деятельность, направленную на приобретение и приложение творческих результатов и новых знаний в сфере внутренних дел.

Основывающийся на ФЗ о полиции Приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1153 [16] содержит конкретные положения, реализуемые в целях повышения качества литературы, используемой в образовательном процессе, научной деятельности образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций системы МВД России, в том числе определяет порядок подготовки служебных произведений к изданию.

Таким образом, в настоящее время служебные произведения нашли достаточно широкое распространение в системе МВД России, а обеспечению прав авторов служебных произведений в органах внутренних дел уделяется значительное внимание. Это связано с кардинальными изменениями в законодательной сфере, предусмотренными Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации [8].

Продолжением процесса кодификации авторского права в России стало принятие Государственной Думой Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ [24] (далее — ФЗ № 35-ФЗ), после введения в действие которого с 1 октября 2014 г. в очередной раз изменилось правовое регулирование служебных произведений, но главнейшее правило принадлежности служебного произведения его автору осталось.

Согласно ныне действующему законодательству создание служебного произведения допустимо лишь в пределах трудовых обязанностей работника. Эти отношения согласно ст. 15 ТК РФ признаются трудовыми и в силу ст. 5 ТК РФ регулируются трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами [19]. В связи с этим представляется вполне прогрессивным и способствующим развитию служебных произведений замена в п. 2 ст. 1295 ГК РФ упоминания о «трудовом или ином» договоре работодателя и работника указанием на «трудовой или гражданско-правовой договоры» и предписания о случаях, когда имущественные права на служебное произведение принадлежат автору, указанием на то, что такое право ему возвращается; внесение в п. 3 ст. 1295 ГК РФ изменения формулировки, касающейся прав работодателя на служебные произведения, права на которые по договору принадлежат работнику: если раньше говорилось о его праве использовать произведение способами, которые обусловлены целями служебного задания, то теперь речь идет об использовании на условиях простой (неисключительной) возмездной лицензии, без особого ограничения целей такого использования.

Кроме того, ФЗ № 35-ФЗ введено правило о невозможности отчуждения и перехода по наследству права на вознаграждение за служебные произведения, однако переход прав автора по договору с работодателем на не полученные автором доходы законодателем разрешен. Статья 1295 ГК РФ дополнена и новым п. 4, согласно которому работодатель вправе сделать служебное произведение достоянием гласности (при этом в договоре автор и работодатель могут предусмотреть иное), а также указывать или требовать указания своего имени или наименования при использовании служебного произведения.

Таким образом, рассмотрев и проанализировав эволюцию законодательства, регламентирующего авторское право на создание служебных произведений в МВД России в постсоветский период, мы пришли к выводу, что с переходом к рыночным отношениям в нашей стране система гражданского законодательства была подвергнута существенному реформированию. Костяком этого законодательства стали IV часть ГК РФ, ФЗ о полиции и Федеральный закон № 342-ФЗ. Действующее федеральное законодательство, которое регламентирует отношения в сфере создания служебных произведений в МВД России, носит комплексный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (ч. 1). — Ст. 5496.
3. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991.- № 16. — Ст. 503.
4. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 30. — Ст. 418.
5. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. № 443-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета СССР — 1990. — № 30. — Ст. 416.
6. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 32. — Ст. 1242.
7. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
8. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации : (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. — 2009. — № 11.
9. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик : (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета СССР. — 1991. — № 26. — Ст. 733.
10. Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РФ. — 1993. — № 2. — Ст. 70.
11. Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»» от 27 декабря 2014 г. № 1563 // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 1 (ч. III). — Ст. 316.
12. Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 218 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 994.
13. Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. № 703 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 49. — Ст. 4908.
14. Постановление Совмина РСФСР «Об утверждении Положения об акционерных обществах» от 25 декабря 1990 г. № 601 // Собрание постановлений РСФСР. — 1991. — № 6. — Ст. 92.
15. Постановление Совмина СССР «Об упорядочении ставок авторского вознаграждения за издание, публичное исполнение и иные виды использования произведений литературы и искусства» от 12 июля 1988 г. № 825 // Свод законов СССР. — 1990. — Т. 2. — С. 74.
16. Приказ МВД России «О подготовке литературы образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России» от 29 декабря 2012 г. № 1153. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= EXP;n=569286 (дата обращения: 05.08.2015). — Загл. с экрана.
17. Приказ МВД России «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России» от 18 марта 2013 г. № 150. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base=EXP; n=588117 (дата обращения: 05.08.2015). — Загл. с экрана.
18. Приказ Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 1 июля 2013 г. № 65н // Финансовая газета. — 2013. — № 32.
19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
20. Указ Президента РФ «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» от 7 октября 1993 г. № 1607 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — №41. — Ст. 3920.
21. Федеральный закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 19. — Ст. 2304.
22. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 45. — Ст. 4627.
23. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 19. — Ст. 2291.
24. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 12 марта 2014 г. № 35-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 11. — Ст. 1100.
25. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.
26. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
27. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 49. — Ст. 7020.
28. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 49, ч. I-V. — Ст. 6893.
29. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 45. — Ст. 4626.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 4 (29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code