ТАКТИКА ДОПРОСА ПО ДЕЛАМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

И.А.Неупокоева

Анализируются тактические особенности проведения допроса, а также обстоятельства, устанавливающиеся в ходе допроса при расследовании преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ.

Ключевые слова: допрос, миграция, организация незаконной миграции, свидетель, подозреваемый (обвиняемый), обстоятельства, подлежащие установлению.

 

Tactics of interrogation on crimes related to organization of illegal migration

I.A. Neupokoeva

The article deals with tactical peculiarities of interrogation and circumstances established during interrogation in investigating crimes provided for by Article 322.1 of the RF Criminal Code.

Key words: interrogation, migration, organizing illegal migration, witness, suspect (accused), circumstances to be established.

 

Незаконная миграция стала неотъемлемой частью структуры преступного бизнеса, оказывая влияние на состояние всей системы экономических отношений, криминализируя национальную экономику, увеличивая ее теневой сектор <1>. Федеральным законом от 28 января 2004 г. N 187-ФЗ в Уголовный кодекс России была введена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции», предусматривающая уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. В практике расследования уголовных дел об организации незаконной миграции имеют место трудности в проведении отдельных следственных действий, в том числе и допроса.

———————————

<1> Бирюков С.Ю. Особенности расследования организации незаконной миграции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 3.

 

Допрос является одним из основных процессуальных средств получения информации о преступлении. Именно с его помощью в ходе расследования уголовного дела формируется значительная доказательственная база, которая используется для рассмотрения уголовного дела в суде. Объем информации, устанавливаемой следователем (дознавателем) в ходе допроса по данным уголовным делам, выражается в обстановке совершения преступления, способе совершения преступления, личности подозреваемого, личности свидетеля и т.д.

Незаконно пребывающие в нашей стране граждане или лица без гражданства выступают объектом незаконной миграции и допрашиваются по уголовным делам как свидетели. В качестве подозреваемых (обвиняемых), исходя из анализа практики расследования преступлений об организации незаконной миграции, допрашиваются лица, которые организовали незаконный въезд в Российскую Федерацию, незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации. Ими могут быть: иностранные граждане и лица без гражданства, действовавшие единолично; иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, в том числе должностные лица, действовавшие в составе организованной преступной группы. Преступная деятельность последней из перечисленных групп является по указанным уголовным делам многоэпизодной и осуществляется при содействии должностных лиц пограничных, таможенных органов, паспортно-визовых, миграционных служб, туристических фирм, простых граждан (предоставление квартир, сдача внаем и т.д.).

Специфика подготовки к допросу и его проведения определяется особенностями правового положения лица; языковым барьером; психологическими факторами; кратковременностью пребывания мигрантов на территории России. К участию в производстве допроса по таким уголовным делам привлекается переводчик. Следователь (дознаватель) должен выяснить, понимает ли допрашиваемый русский язык и может ли свободно изъясняться на нем, необходимо ли участие переводчика в проведении допроса. Может возникнуть ситуация, когда следователь (дознаватель) знает язык, на котором иностранный гражданин или лицо без гражданства желают давать показания. Это обстоятельство не исключает приглашения переводчика, так как уголовно-процессуальный закон предусматривает его участие в деле не потому, что следователь (дознаватель) не говорит на языке, на котором допрашиваемый желает давать показания, а потому что последний не владеет языком судопроизводства. Знание следователем (дознавателем) языка, которым владеет допрашиваемый или участник другого следственного действия, способствует установлению психологического контакта, оценке его результатов, а также своевременному пресечению возможного сговора допрашиваемого и переводчика, но следственные действия в любом случае должны проводиться с участием данного специалиста, так как совмещать в одном лице осуществление функций предварительного следствия и переводчика недопустимо. Преодоление языкового барьера в рамках допроса способствует его проведению в бесконфликтной ситуации. В протоколе допроса с участием переводчика каждая страница показаний допрашиваемого должна быть подтверждена подписью переводчика, а также должно присутствовать подтверждение допрашиваемого иностранного гражданина или лица без гражданства, что сделанный ему в устной форме перевод понятен и соответствует его показаниям или объяснениям. В качестве подготовительных мероприятий следует рекомендовать создание двух групп следователей (дознавателей): одну для допроса свидетелей, другую для подозреваемых <2>. Это объясняется тем, что по анализируемой категории дел проводятся одновременно многочисленные допросы свидетелей-мигрантов. Их необходимо допросить в кратчайшие сроки, так как они могут скрыться от следствия, а также быть подвергнутыми выдворению или депортации с территории Российской Федерации.

———————————

<2> Организация незаконной миграции: уголовно-правовая характеристика и проблемы выявления, предупреждения, раскрытия и расследования: Учеб.-практ. пособие / Л.А. Василенко [и др.]. Челябинск, 2009. С. 38 — 39.

 

Специфика допроса лиц, в отношении которых совершена организация незаконной миграции, обусловлена тем, что необходимо установить, какие преступные действия были совершены: организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию Российской Федерации <3>.

———————————

<3> Данилова С.И. Организационно-тактические особенности производства опроса по уголовным делам об организации незаконной миграции // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сб. науч. тр. М., 2007. N 223. С. 31 — 37.

 

По фактам незаконного оформления документов для въезда и проживания в России иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве свидетелей допрашиваются: а) лица, выявившие признаки указанных преступлений; б) иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых имели место организация незаконной миграции либо незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Целесообразнее начинать допрос с лиц, выявивших признаки расследуемых преступлений, поскольку выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, помогает детализировать характер и сущность такого преступного события, установить причинную и следственную связь между выявленным нарушением и наступившими последствиями и, кроме того, придать информации, полученной оперативно-розыскным путем, процессуальную форму. Данными лицами могут быть: принимавшие участие в задержании незаконных мигрантов; осуществляющие пропуск через границу незаконных мигрантов; проводящие проверки в местах нахождения и трудовой деятельности мигрантов <4>.

———————————

<4> Василенко Л.А. Показания свидетеля как доказательство организации незаконной миграции // Теория и практика общественного развития. 2014. N 1. С. 464.

 

Они должны быть допрошены по следующим направлениям: какие основания имелись для осуществления проверочных или оперативно-розыскных мероприятий на тех или иных объектах в отношении конкретных лиц; какие результаты получены в ходе проведения этих мероприятий, что конкретно было выявлено; какие документы составлены в ходе проведенной проверки (рапорты, объяснения и т.д.).

Особенности производства допроса в качестве свидетелей иностранных граждан или лиц без гражданства обусловлены следующими обстоятельствами: а) в действиях данных лиц имеются признаки административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8, 18.10, 18.11, 18.12 КоАП РФ, следовательно, их допрос должен быть произведен безотлагательно, поскольку они находятся на территории Российской Федерации незаконно; б) определение круга вопросов, имеющих значение для дела, и их выяснение зависят от того, какие именно преступные действия были совершены (незаконный въезд, незаконное пребывание или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации).

Допрос незаконных мигрантов может носить конфликтный и бесконфликтный характер <5>. Выбор тактических приемов зависит от ситуации допроса. Конфликтная ситуация при проведении допроса об организации незаконной миграции складывается в результате того, что незаконные мигранты являются нарушителями уголовного законодательства и не стремятся оказывать содействие правоохранительным органам. Достижение целей допроса зависит от того, сумеет ли лицо, производящее допрос, изменить данную ситуацию. В зависимости от ситуации допроса целесообразно использовать такие тактические приемы: допрос в хронологической последовательности; детализация и конкретизация показаний; предъявление вещественных доказательств; выявление мотивов и дачи ложных показаний; логический анализ противоречий; использование противоречий в показаниях соучастников и др.

———————————

<5> Полежаева С.А., Левченко О.П. Организация и методика раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной миграцией. Волгоград, 2006. С. 185.

 

Допрос иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого была совершена организация незаконного въезда в Российскую Федерацию, необходимо производить с учетом того, что в его действиях присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ. В этом случае выяснению подлежат следующие обстоятельства:

— что явилось причиной незаконного въезда в Российскую Федерацию;

— когда, где и при каких обстоятельствах допрашиваемый пересек Государственную границу Российской Федерации;

— кто организовал его въезд в Российскую Федерацию и в чем конкретно выражались эти действия (приобретение билетов, предоставление поддельных либо подложных документов, оказание транспортных услуг, обеспечение встречи и сопровождение до места пребывания и т.д.);

— на основании каких документов осуществлялся въезд на территорию России (данные документы должны быть изъяты, исследованы на предмет подлинности и проверены по криминалистическим учетам и оперативно-поисковым системам);

— сколько времени допрашиваемый находился на территории Российской Федерации;

— сколько раз приезжал в Российскую Федерацию, если делал это неоднократно, то каким образом ранее осуществлял свой въезд.

При допросе мигранта по факту организации его незаконного пребывания в Российской Федерации необходимо выяснить следующее:

— когда и с какой целью допрашиваемый прибыл в Российскую Федерацию;

— на основании каких документов осуществлял въезд и пребывание на территории России;

— почему допрашиваемый в установленном законом порядке не зарегистрировался в паспортно-визовом отделе по месту назначения;

— если допрашиваемый утверждает, что потерял миграционную карту, выяснить, заявлял ли он об этом в территориальные органы внутренних дел по месту регистрации;

— в случае если в его действиях имеются признаки правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ, выяснить, почему он не получил разрешение на осуществление трудовой деятельности в миграционной службе;

— если допрашиваемый утверждает, что передавал свои документы для оформления временной регистрации и получения разрешения на трудовую деятельность, то кому и какие документы он передавал, кто предложил ему такого рода услуги и почему он решил ими воспользоваться;

— кто организовал его трудовую деятельность, а также проживание на территории России, и в чем конкретно это выражалось (получал ли вознаграждение, от кого и каким образом);

— заключал ли допрашиваемый какие-либо договоры, например, о найме на работу, о предоставлении услуг, на аренду помещения, если да, то когда, с кем и на каких условиях (если данные документы имеются, они подлежат изъятию).

При допросе по факту организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации следует выяснить:

— в чем конкретно выражался незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации (откуда, в какое государство и с какой целью он направляется, время въезда в Россию, причины отсутствия действительных документов, необходимых для такого передвижения);

— каким образом незаконно проник на территорию Российской Федерации (маршрут следования, каким транспортом воспользовался);

— кто организовал и осуществлял содействие в незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации, каким образом (обеспечение транспортом, поддельными либо подложными документами и т.д.).

Указанный перечень вопросов нельзя назвать исчерпывающим, и если в ходе допроса будут выявлены обстоятельства, нуждающиеся в конкретизации, задача состоит в грамотной постановке уточняющих вопросов.

Если допрашиваемый сообщит, что организация его незаконного нахождения на территории Российской Федерации осуществлялась организованной группой, необходимо установить роль и степень участия на каждом этапе совершения указанного преступления всех ее членов.

Кроме того, если в ходе допроса станет известно, что организация данных преступных действий имела место в целях совершения на территории Российской Федерации других преступлений, то допрашиваемому следует задать вопросы о том, когда, где, при каких обстоятельствах и какие именно действия он должен был совершить либо совершил, кто является заказчиком и организатором преступления, каковы предполагаемые роль и степень участия в преступлении других лиц и т.д. При проверке такого рода информации процессуальный статус допрашиваемого свидетеля может измениться на подозреваемого (обвиняемого).

При допросе лиц, которые организовали незаконный въезд в Российскую Федерацию, незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации, необходимо установить следующие обстоятельства:

— когда и каким образом подозреваемый организовал поиск иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих незаконно въехать в Российскую Федерацию, какие цели при этом преследовались;

— каким образом он организовал незаконный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Российскую Федерацию (по поддельным или подложным документам, с помощью соучастия должностных лиц пограничных, таможенных органов, паспортно-визовых, миграционных служб, туристических фирм и др.);

— кто, кроме него, организовывал незаконный въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России и в чем конкретно выражалось содействие;

— кто и какие действия совершал конкретно и на территории какого государства;

— каким способом осуществлялась связь между членами преступной группы (сотовая связь, Интернет);

— кто фактически, а также юридически является работодателем, заказчиком работ (услуг);

— каким способом подделывались документы незаконным мигрантам и кто это осуществлял;

— имеет ли он полученное в установленном законом порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы в Российской Федерации;

— обращался ли он в федеральные органы в целях оформления официального приглашения иностранных граждан (впоследствии задержанных за незаконную миграцию) на работу, а также временного нахождения их на территории России, если нет, то почему;

— кто, кроме него, по его поручению занимался подбором рабочей силы и каким образом это происходило;

— удостоверялся ли он в личности устраивающихся к нему на работу мигрантов, проверял ли их документы, свидетельствующие о законности их нахождения на территории Российской Федерации, а также о праве последних на осуществление трудовой деятельности в России, если нет, то почему.

В апреле 2014 г. суд г. Исилькуля Омской области вынес приговор жителю г. Исилькуля П., который организовал в ноябре 2013 г. незаконный въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории граждан Узбекистана Н. и Б. Данный гражданин, используя абонентский номер оператора сотовой связи МТС, встретил у Государственной границы Российской Федерации с Казахстаном на территории Лесновского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области двух граждан Узбекистана и привез их на личном автомобиле в г. Омск. Однако П. был задержан сотрудниками ПУ ФСБ России по Омской области <6>.

———————————

<6> Официальный сайт УМВД России по Омской области. URL: http://www.55mvd.ru (дата обращения: 04.06.2015).

 

О противоправных действиях гражданина свидетельствует видеозапись передачи мигрантов неустановленному лицу, а также аудиозапись телефонных переговоров, которые вели злоумышленники, договариваясь о встрече. Были допрошены около двадцати свидетелей, в том числе и двое граждан Узбекистана. Иностранные граждане дали признательные показания о том, что прибыли на территорию России по специально организованному через Казахстан каналу незаконной миграции. При допросе у граждан Узбекистана были выяснены способ пересечения Государственной границы России и Республики Казахстан; выявлены лица, которые помогли установить связь с гр. П.; сумма денежных средств, уплаченных гр. П., и др.

В июне 2013 г. гр. А., действуя умышленно, из корыстных побуждений, в целях организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации, вступив в предварительный сговор с неустановленными лицами, 4 июня 2013 г., находясь в г. Петропавловске Республики Казахстан, созвонился с неустановленным лицом, действовавшим на территории Казахстана, и договорился об организации незаконного въезда на территорию Российской Федерации граждан Узбекистана С. и Д.

В целях реализации преступного замысла, направленного на организацию незаконного въезда указанных иностранных граждан на территорию Российской Федерации, в соответствии с заранее отведенной ему ролью на автомобиле марки ВАЗ-21144, под управлением собственника автомобиля И., который был введен А. в заблуждение относительно правомерности действий, незаконно, минуя установленные пункты пропуска, осуществил перевозку данных лиц через Государственную границу Российской Федерации на территорию Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области. После этого вышеуказанные иностранные граждане были доставлены в г. Исилькуль. Впоследствии граждане Узбекистана А., И. были задержаны сотрудниками ПУ ФСБ России по Омской области. Подобные действия А. совершал неоднократно. В преступную группу входили граждане России, Казахстана и Узбекистана. Все они были допрошены по обстоятельствам совершенного преступления <7>.

———————————

<7> Дело N 1-223/2014 // Архив Исилькульского городского суда.

 

В рамках допроса иностранные граждане нередко заявляют о том, что их работодатель говорил им о необходимости оформления документов, свидетельствующих о законности их пребывания в Российской Федерации, поэтому забирал у них документы, удостоверяющие их личность (паспорта, миграционные карты), и деньги для оплаты регистрации. В связи с этим у подозреваемого (обвиняемого) следует выяснить, обеспечивал ли он иностранных граждан, привлекаемых им к работе, регистрацией по месту пребывания, а также получением разрешения на работу. Если нет, то необходимо получить ответы на следующие вопросы:

— с какой целью забирал у иностранных граждан их документы и денежные средства;

— с какого периода, где и каким образом организовывал незаконное пребывание мигрантов, кто оказывал ему содействие;

— заключал ли он с мигрантами трудовые договоры, если нет, то почему;

— производил ли какие-либо финансовые расчеты, если да, то когда и какие именно;

— кто оказывал содействие в оформлении поддельных документов, миграционных карт и т.д.

Так, в мае 2011 г. гр. Г. организовал незаконное пребывание трудовых мигрантов из стран СНГ в Нововаршавском районе Омской области, у которых истек срок действия миграционных карт. Гр. Г. обратился к сотруднику пограничной службы с предложением проставить в паспортах граждан Узбекистана штампы о пересечении ими границы Российской Федерации данными трудовыми мигрантами и оформить соответствующие миграционные документы. В действительности эти иностранные граждане государственную границу не пересекали, а работали на территории Омской области. В отношении Г. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, которое направлено в суд <8>.

———————————

<8> URL: http://www.omskpress.ru (дата обращения: 04.02.2015).

 

Рассмотренные особенности производства допроса по уголовным делам об организации незаконной миграции помогут следователям (дознавателям) тактически грамотно проводить допросы и расследовать указанные преступления с максимальной эффективностью.

Законодательство и практика, 2015г. N 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code