РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

С.А.Пискунов

Автор затрагивает проблемные аспекты расследования преступлений коррупционной направленности, делает вывод о том, что качественное раскрытие данной категории преступлений сдерживается по причине несовершенства законодательства по борьбе с коррупционными преступлениями, толерантности общества к коррупционным деяниям, активного противодействия расследованию преступлений. Определены пути повышения следственной деятельности по этому направлению.

Ключевые слова: коррупция, преступления, расследование, противодействие, правосознание, межгосударственное взаимодействие.

 

Detection and Investigation of Corruption-Related Crimes: Problems and Ways to Handle Them

S.A. Piskunov

The article deals with the problematic aspects of the investigation of corruption crimes and outlines that high-quality detection of this crime category is constrained because of inadequate anti-corruption legislation, society’s tolerance for corruption in modern Russia and an active counteraction of crimes. The ways to improve investigative direction identified as result of the research work.

Key words: corruption, crime, investigation, counteraction, sense of justice, interstate cooperation.

 

Противоправные деяния коррупционного характера продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов социально-экономической и общественно-политической эволюции государства и социума, потому задача уголовно-правовой охраны индивида и общества от коррупционных посягательств является одной из приоритетных уголовно-правовой политики.

Важное направление борьбы с коррупцией — эффективное противодействие коррупционным преступлениям, в том числе надлежащее выявление, своевременное раскрытие и качественное расследование преступлений коррупционного характера.

По ряду причин указанная задача до настоящего времени может оцениваться как труднодостижимая. Несмотря на активное внимание государства и общества к проблеме, коррупционные преступления остаются одними из наиболее слабо раскрываемых, латентность коррупции велика, а ущерб экономике страны от коррупции оценивается в миллиарды рублей вплоть до кратных долей валового внутреннего продукта страны (по некоторым оценкам — 30 — 40 процентов <1>).

———————————

<1> Кумышева М.К. Современная коррупция в России: масштабы и угрозы // Юристъ-Правоведъ. 2014. N 6. С. 16 — 19.

 

Изложенные обстоятельства активизируют поиск путей решения проблем, связанных с расследованием и раскрытием преступлений коррупционной направленности, что и предопределило проблематику настоящей статьи.

Российское государство стоит на пути формирования комплексного механизма уголовно-правового противодействия преступлениям коррупционной направленности. На сегодняшний день сформированы многочисленные условия и средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную (эффективную) охрану и защиту прав граждан, организаций, общества в целом от коррупции. Эффективное расследование и раскрытие коррупционных преступлений выступает одним из ключевых элементов надлежащей реализации целей и задач уголовной политики в анализируемой сфере.

Действующий Уголовный кодекс РФ <2> (далее — УК) содержит ряд составов преступлений коррупционного характера. По подсчетам различных авторов, их число достигает 80 <3>.

———————————

<2> Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<3> Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методика борьбы. М.: Дело и Сервис, 2015. 176 с.

 

В процессе расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности задействовано значительное число специализированных подразделений правоохранительных органов. Службы, отделы, которые принимают участие в расследовании преступлений коррупционного характера, созданы в структуре органов внутренних дел, Следственного комитета России, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы РФ. Работа по расследованию и раскрытию преступлений коррупционной направленности основана на принципах межведомственного взаимодействия, активного информационного обмена, применения современных технологий и средств в процессе оперативной и следственной деятельности. Указанные службы и подразделения активно взаимодействуют с международными, межправительственными органами и объединениями в сфере борьбы с коррупцией, соответствующими национальными службами большого числа иностранных государств, с подразделениями и службами собственной безопасности всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления РФ, общественными объединениями, инициативными группами граждан, средствами массовой информации.

Расследование и раскрытие преступлений коррупционной направленности характеризуется детальным планированием, разработкой и проверкой следственных версий, базирующихся на синтезе передовых научных знаний в сфере коррупционной криминалистики.

В то же время эффективное расследование и раскрытие преступлений коррупционной направленности сдерживается из-за ряда проблем, которые имеют как объективную, так и субъективную природу. Важно понимать, что задача эффективного расследования и раскрытия преступлений коррупционного характера усложняется тем, что большинство подобных деяний являются комплексными, совершаются в соучастии, организованными группами, преступные деяния состоят из множества эпизодов, подчас существенно отдаленных в пространстве и времени.

Одна из ключевых проблем расследования преступлений коррупционной направленности — высокая латентность коррупции. На протяжении столетий в российском обществе сформировалась некоторая толерантность, терпимость к коррупционным деяниям. Высокая латентность преступлений коррупционного характера также связана с пробелами и недостатками законодательства по борьбе с коррупционными преступлениями. Российская Федерация до сих пор не присоединилась к статье 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией <4> по причине противоречия ее положений принципу презумпции невиновности, гарантированного ст. 49 Основного Закона нашей страны. При этом многие исследователи и общественные деятели указывают на формальный характер данного противоречия, отсутствие фактической воли законодателя в части ужесточения законодательства о противодействии коррупции.

———————————

<4> Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.

 

Складывается ситуация, когда действия норм действующего УК и ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» <5> без расширения трактовки уголовной наказуемости незаконного обогащения публичных должностных лиц, которое те не могут обосновать, недостаточно для полноценного выявления коррупционных преступлений. В средствах массовой информации, сообщениях общественных объединений, инициативных групп граждан зачастую содержится информация о наличии у тех или иных публичных должностных лиц собственности в значительных размерах, колоссальных тратах на покупки и заграничные поездки и т.д. Однако, несмотря на оперативное, как правило, реагирование следственных органов на подобные сообщения, а также запросы и обращения граждан, общественных объединений, прокуратуры РФ и других лиц, ограниченность трактовки коррупции приводит к невозможности возбуждения уголовных дел по фактам возможного незаконного обогащения.

———————————

<5> Федеральный закон РФ от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 4). Ст. 6953.

 

Важной, но не единственной проблемой расследования преступлений коррупционного характера считается сложность получения следователем объективной информации об имуществе публичного должностного лица, членов его семей. Помимо нормативных ограничений, расследования тормозятся по причине размещения активов, предположительно приобретенных в результате коррупционных деяний, за рубежом. Формализм международного уголовно-правового взаимодействия, откровенно негативное отношение представителей правоохранительных органов ряда иностранных государств к запросам российской стороны, широкая трактовка банковской тайны, пределов презумпции невиновности и ряд других вопросов делают получение информации о сокрытом за рубежом имуществе практически не осуществимым.

Невозможность принятия процессуальных решений, связанных с применением мер пресечения к лицам, вероятно, причастным к совершению коррупционных преступлений, уже на этапе первичной проверки сообщений о преступлениях и после возбуждения уголовных дел приводит к тому, что многие вероятные преступники успевают покинуть пределы территории РФ и необоснованно пользуются защитой юрисдикции иностранных государств, а упомянутые сложности в межгосударственном взаимодействии приводят к фактической утрате возможности обеспечить присутствие лица, подозреваемого в совершении преступлений коррупционного характера, на территории нашей страны в период расследования преступлений.

Сдерживает эффективное расследование коррупционных преступлений и отсутствие единства системы следственных органов в данной сфере. Среди основных проблем в данной сфере — отнесение различных категорий уголовных дел к подследственности разных следственных органов (подразделений), значительное число последних, конфликт интересов и пересечение компетенций, пробелы во взаимодействии, фактически номинальный характер координационных органов в сфере расследования коррупционных деяний.

Одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих эффективное расследование и раскрытие коррупционных преступлений, выступает активное противодействие расследованию. Круговая порука, сложившаяся в органах государственной власти и местного самоуправления, упомянутое выше благосклонное отношение общества к коррупции, распространение коррупционных связей до самых высших уровней руководства правоохранительных органов, отсутствие универсальных, эффективных методик сопротивления противодействию раскрытия данной категории преступлений — вот неполный перечень причин, обусловивших успех противодействия расследованию коррупционных деяний. Итог данной ситуации — необоснованное освобождение вероятных коррупционеров от уголовной ответственности либо назначение несоизмеримых с тяжестью фактических деяний, мягких наказаний.

Хотя универсального решения обозначенных проблем, безусловно, нет, хотелось бы рекомендовать следующие пути и способы повышения эффективности расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности:

— на уровне законодательства — ужесточить меры уголовной ответственности за коррупцию;

— на уровне организации работы следственных органов — рассмотреть вопрос о внесении изменений в уголовно-процессуальный закон с передачей всех коррупционных деяний в подследственность одного органа, наделение субъектов координации реальными полномочиями по организации эффективного взаимодействия субъектов расследования преступлений коррупционной направленности;

— на уровне межгосударственного и международного взаимодействия — активно пересматривать инструменты и способы взаимодействия с правоохранительными органами других стран в сторону устранения формализма и ускорения обмена информацией по запросам в связи с проводимыми расследованиями. На дипломатическом уровне — активно решать вопрос игнорирования запросов российской стороны отдельными государствами;

— на уровне криминалистической науки — продолжить разработку типовых схем и моделей а) преодоления противодействию расследования преступлений коррупционной направленности и б) организации эффективного взаимодействия субъектов расследования.

Наконец, необходимо продолжать работу всех заинтересованных субъектов по трансформации общественного правосознания в части восприятия коррупции путем активной пропаганды, разъяснительной работы.

Таким образом, невысокая эффективность расследования и раскрытия преступлений коррупционной направленности — результат влияния объективных и субъективных причин и факторов различного характера. Преодоление проблем видится в реализации комплекса мер по ужесточению уголовно-правовой политики, активизации взаимодействия субъектов расследования, обновлении схем и принципов межгосударственного взаимодействия, повышении правосознания общества и сотрудников правоохранительных органов РФ.

Литература

  1. Кумышева М.К. Современная коррупция в России: масштабы и угрозы // Юристъ-Правоведъ. 2014. N 6. С. 16 — 19.
  2. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методика борьбы. М.: «Дело и Сервис», 2015. 176 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code