ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

В.В.Качалов, Е.А.Маслакова, А.Ю.Анненков

Рассматриваются вопросы действия Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Приводятся понятия указанных категорий лиц, анализируются принципы действия уголовного закона, которые могут к ним применяться.

Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, Уголовный кодекс, уголовный закон, уголовная ответственность, пределы действия уголовного закона, принципы действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц, иммунитет, экстрадиция, выдача лица, совершившего преступление.

 

В последнее время большое внимание уделяется вопросам действия Уголовного кодекса Российской Федерации <1> (далее — УК РФ) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Связано это прежде всего с негативными тенденциями преступности иностранных граждан и лиц без гражданства. Отмечается, что согласно официальным статистическим данным темпы прироста этой категории преступлений примерно в два раза превышают общероссийские темпы прироста регистрируемых преступлений, что достаточно высока латентность этих преступлений, в особенности в тех случаях, когда потерпевшими оказываются также иностранные граждане или лица без гражданства, и является низкой их раскрываемость, составляя лишь около 60 — 70% от зарегистрированных преступлений <2>. Так, за 12 месяцев 2014 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 45 538 преступлений, в том числе гражданами государств — участников СНГ — 39 438 преступлений <3>. При этом названные цифры, во-первых, не учитывают высокую латентность преступлений иностранных граждан, а во-вторых, касаются только раскрытых преступлений.

———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июня 1996 г. N 25. Ст. 2954.
<2> Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовному праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. 167 с.
<3> Состояние преступности в России за январь — декабрь 2014 года. URL: http://www.mvd.ru/: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

 

Можно обратить внимание на рост рецидива среди иностранных граждан и лиц без гражданства, причем его наиболее опасных видов: ближайшего, многократного, пенитенциарного, однородного, повышается степень профессионализации и организации их преступлений, после распада СССР в целом усилилась транснационализация преступности. Указанные лица нередко вовлекаются в организованные группы, в том числе экстремистского или террористического характера, часто образованные по этническому признаку, что еще больше осложняет раскрытие и расследование совершенных ими преступлений. Кроме этого, заранее подготовленное и спланированное преступление, совершенное под руководством организатора, является более общественно опасным и способно причинить больший вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям <4>. Легко заметить, что эти тенденции сохраняются уже на протяжении длительного времени. Сказанное, в свою очередь, обусловлено не только интенсификацией миграционных процессов (жители сопредельных государств все чаще приезжают в Россию на работу или для постоянного проживания), но и в целом процессами глобализации (количество россиян, выезжающих за рубеж, увеличивается, нередко они становятся там жертвами преступлений). Также приобретает международный характер значительное число преступлений: торговля наркотиками, оружием, людьми, преступления, связанные с осуществлением экстремистской и террористической деятельности, экономические и коррупционные преступления и др., а преступления в сфере компьютерной информации, совершаемые в сети Интернет, в принципе не знают международных границ, причем их число будет только увеличиваться <5>. Уголовно-правовая политика Российской Федерации требует активизации борьбы с названными группами преступлений <6>, что невозможно без повышения эффективности привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности.

———————————
<4> Качалов В.В. Ответственность организатора преступления по российскому уголовному праву: монография. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2012. С. 4.
<5> См. подробнее: Маслакова Е.А. Незаконный оборот вредоносных компьютерных программ: уголовно-правовые и криминологические проблемы: монография. Орел: Изд-во ОрЮИ МВД России, 2012. 110 с.
<6> См. подробнее: Качалов В.В., Маслакова Е.А., Жилкин М.Г. Основные направления уголовно-правовой политики на современном этапе развития России // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 43 — 45.

 

Наконец, индивидуализация наказания немыслима без учета данных, характеризующих личность виновного <7>, к которым в том числе относится и гражданство преступника.

———————————
<7> Жилкин М.Г., Качалов В.В., Маслакова Е.А. Доктринальные подходы и правовые позиции применения законодательства об индивидуализации наказания в отношении сотрудников органов внутренних дел // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Юриспруденция. 2014. N 4. С. 49.

 

Таким образом, обозначенная проблема крайне актуальна.

Вопрос о привлечении иностранных граждан и лиц без гражданства к уголовной ответственности носит комплексный, межотраслевой характер. Для его уяснения нам необходимо прибегнуть к анализу норм не только уголовного, но и конституционного права, а также учесть положения международных документов. В частности, в конституционном праве дается понятие иностранного гражданина и лица без гражданства, закрепляются основы их правового статуса, в уголовном праве устанавливаются принципы действия уголовного закона в отношении данных лиц, международное право регламентирует вопросы иммунитетов отдельных категорий лиц и вопросы экстрадиции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <8> иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В этой же статье дается понятие лица без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях указанного Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <9>.

———————————
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 29 июля 2002 г. N 30. Ст. 3032.
<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 3 июня 2002 г. N 22. Ст. 2031.

 

То есть для уяснения специфики правового статуса лица определяющим является именно отсутствие гражданства Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 вышеназванного Федерального закона «О гражданстве РФ» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

УК РФ закрепляет пять принципов действия уголовного закона в пространстве:

1) территориальный;

2) гражданства;

3) покровительственный;

4) реальный;

5) универсальный.

При этом фактически все они позволяют привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Чаще всего применяется территориальный принцип действия УК РФ, в соответствии с которым все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11). В полной мере это касается всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на российской территории.

Принцип гражданства, несмотря на свое название, также применим к одной из рассматриваемых категорий лиц. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ «постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства (выделено нами. — В.К., Е.М., А.А.), совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». Интересы, охраняемые УК РФ, — это фактически описание общего объекта уголовно-правовой охраны, всех общественных отношений, защищаемых уголовным законодательством России.

Расширение сферы действия указанного принципа было произведено Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» <10>. Оно было обусловлено тем, что международно-правовое регулирование противодействия терроризму не только фактически сформулировало ряд антитеррористических стандартов, но и побудило государства активнее совершенствовать свое внутреннее законодательство в данной сфере <11>.

———————————
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 2006 г. N 31 (часть 1). Ст. 3452.
<11> Качалов В.В., Жилкин М.Г., Маслакова Е.А. Некоторые направления совершенствования правового обеспечения антитеррористической безопасности // Военно-юридический журн. 2015. N 1. С. 13 — 17; Качалов В.В., Маслакова Е.А., Жилкин М.Г. Некоторые проблемы уголовной ответственности за содействие террористической деятельности // Современное общество и право. 2015. N 1. С. 63.

 

Покровительственный принцип выражается в том, что военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 УК РФ). С учетом того, что в настоящее время военную службу в Вооруженных Силах РФ могут проходить и иностранные граждане, возможно применение к ним уголовного закона на основании данного принципа действия УК РФ <12>.

———————————
<12> Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 30 марта 1998 г. N 13. Ст. 1475.

 

Реальный принцип и универсальный принцип непосредственно относятся к преступлениям иностранных граждан или лиц без гражданства. Часть 3 ст. 12 УК РФ предусматривает: «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства (реальный принцип — выделено нами. — В.К., Е.М., А.А.), а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (универсальный принцип — выделено нами. — В.К., Е.М., А.А.), если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

В последнее время реальный принцип действия УК РФ используется все чаще и чаще. Фактически любое преступление, потерпевшим от которого является российский гражданин или постоянно проживающее в нашей стране лицо без гражданства, — это преступление против интересов указанных лиц и, следовательно, основание для применения российского уголовного законодательства. Так, Следственным комитетом России были возбуждены дела по факту нападения на российского мальчика на Крите в отношении голландского аниматора <13>, по факту убийства российского мальчика, усыновленного в США <14>, в отношении украинских националистов, совершавших свои преступления, затрагивающие интересы России и российских граждан на территории Украины <15>, и др. Причем представляется, что применительно к этому принципу мы должны говорить о российских потерпевших в уголовно-процессуальном значении, а не об уголовно-правовом специальном потерпевшем. Например, если преступление будет совершено в отношении иностранного гражданина — супруга российского гражданина, то это тоже посягательство на интересы российских граждан.

———————————
<13> Нападение на Крите на российского ребенка: Следком возбудил уголовное дело. URL: http://news.rambler.ru/: Рамблер-Новости. URL: http://news.rambler.ru/19119909/ (дата обращения: 27.04.2015).
<14> СК РФ возбудил дело об убийстве русского мальчика в США. URL: http://lenta.ru/: Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2011/12/06/kid (дата обращения: 27.04.2015).
<15> СК возбудил дело за уголовное преследование командующего ЧФ. URL: http://lenta.ru/: Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2011/12/06/kid (дата обращения: 27.05.2015); Следственный комитет России возбудил уголовное дело против украинского предпринимателя Геннадия Балашова. URL: http://www.ntv.ru/: HTB.Ru. URL: http://www.ntv.ru/novosti/857521 (дата обращения: 27.04.2015) и др.

 

Универсальный принцип отсылает к международным договорам Российской Федерации. В качестве примера можно привести ряд недавних международных соглашений: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS N 196 <16>; Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) <17>, ратификация последней, в свою очередь, привела даже к необходимости включения в ст. 290 УК РФ «Получение взятки» указания на особых специальных субъектов — иностранного должностного лица или должностного лица публичной международной организации.

———————————
<16> Собрание законодательства Российской Федерации. 18 мая 2009 г. N 20. Ст. 2393.
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 26 июня 2006 г. N 26. Ст. 2780.

 

Ограничением сферы применения принципов действия УК РФ (прежде всего территориального) в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства являются положения об иммунитетах: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Наконец, следует подчеркнуть, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 УК РФ). То есть осужденные по УК РФ иностранные граждане могут как отбывать наказания в России, так и быть выданы иностранному государству для отбывания этого наказания. Исполнение приговора или указанная выдача иностранных граждан может производиться с учетом положений ряда международных правовых договоров <18>.

———————————
<18> См., например: Жабский В.А. Уголовные наказания в Российской Федерации и зарубежных странах: монография / под общ. ред. А.Я. Гришко. Рязань, 2010. С. 228 — 230.

 

Таким образом, действующий УК РФ содержит разнообразные нормы, позволяющие привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан или лиц без гражданства во многих случаях. Расширение применения данных положений на практике способно оказать серьезное влияние на противодействие преступности иностранных граждан и лиц без гражданства, а борьбу с их преступлениями можно по праву назвать одним из средств, способствующих реализации основных направлений уголовно-правовой политики на современном этапе развития России.

Литература

  1. Жабский В.А. Уголовные наказания в Российской Федерации и зарубежных странах: монография / под общ. ред. А.Я. Гришко. Рязань, 2010. С. 228 — 230.
  2. Жилкин М.Г., Качалов В.В., Маслакова Е.А. Доктринальные подходы и правовые позиции применения законодательства об индивидуализации наказания в отношении сотрудников органов внутренних дел // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Сер.: Юриспруденция. 2014. N 4. С. 49.
  3. Качалов В.В. Ответственность организатора преступления по российскому уголовному праву: монография. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2012. С. 4.
  4. Качалов В.В., Жилкин М.Г., Маслакова Е.А. Некоторые направления совершенствования правового обеспечения антитеррористической безопасности // Военно-юридический журн. 2015. N 1. С. 13 — 17.
  5. Качалов В.В., Маслакова Е.А., Жилкин М.Г. Основные направления уголовно-правовой политики на современном этапе развития России // Российская юстиция. 2015. N 2. С. 43 — 45.
  6. Качалов В.В., Маслакова Е.А., Жилкин М.Г. Некоторые проблемы уголовной ответственности за содействие террористической деятельности // Современное общество и право. 2015. N 1. С. 63.
  7. Маслакова Е.А. Незаконный оборот вредоносных компьютерных программ: уголовно-правовые и криминологические проблемы: монография. Орел: Изд-во ОрЮИ МВД России, 2012. 110 с.
  8. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2014 года. URL: http://www.mvd.ru/: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/pxOrdPt4BF.pdf (дата обращения: 27.04.2015).
  9. Харламова Ю.Н. Ответственность иностранных граждан по российскому уголовному праву: дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. 167 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code