Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.01.2016 N 58-АПГ15-41

Требование: Об определении срока назначения выборов главы.

Решение: В удовлетворении требования отказано, так как решение о назначении выборов главы не могло быть принято до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского поселения был вправе принять решение о назначении выборов главы.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 января 2016 г. N 58-АПГ15-41

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 24 сентября 2015 года, которым Николаевскому-на-Амуре городскому прокурору Хабаровского края отказано в удовлетворении административного иска к Совету депутатов городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края об определении срока назначения выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Николаевский-на-Амуре городской прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным иском об определении срока назначения выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В обоснование заявленного требования прокурор указал на то, что решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» от 13 мая 2015 года N 27/97 досрочно прекращены полномочия главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев», который согласно части 3 статьи 30 Устава городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» был избран на пять лет.

По мнению прокурора, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочные выборы главы городского поселения должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы городского поселения. С учетом того, что право назначения выборов у представительного органа городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» возникло ранее вступления в силу Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53, установившего новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований края, исходя из положений абзаца 2 части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выборы главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» должны быть проведены в соответствии с ранее действовавшим нормативным правовым регулированием, то есть путем проведения прямых выборов.

Поскольку представительным органом муниципального образования решение о назначении даты выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» до настоящего времени не принято, прокурор полагает, что указанным обстоятельством нарушаются права избирателей.

Решением Хабаровского краевого суда от 24 сентября 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном представлении Николаевский-на-Амуре городской прокурор Хабаровского края просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 этого же Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Частью 3 статьи 30 Устава городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края (в редакции решения Совета депутатов от 28 января 2013 года) было предусмотрено, что глава городского поселения избирается на муниципальных выборах гражданами, проживающими на территории городского поселения и обладающими избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

Законом Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» установлен новый порядок избрания глав отдельных муниципальных образований края. Данный закон вступил в силу 29 мая 2015 года.

В силу части 5 статьи 3 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 15 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае» и приложения N 2 к нему (в редакции Закона Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53) глава городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края избирается представительным органом данного городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет.

В соответствии с абзацем вторым части 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в законную силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (пункт 7).

Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или их депутатов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 6 этой же статьи (пункт 3).

В случае досрочного прекращения полномочий названных в пункте 3 органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4).

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в названном федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Судом установлено, что 13 мая 2015 года Советом депутатов городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» принято решение о досрочном прекращении полномочий главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» с 18 мая 2015 года. Решение о назначении выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» до настоящего времени не принималось.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что досрочные выборы главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы городского поселения, то есть не позднее 18 ноября 2015 года, а дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был вправе принять решение о назначении выборов главы городского поселения, исчисляется в соответствии с положениями пункта 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, решение о назначении выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» не могло быть принято ранее августа 2015 года, а изменения, касающиеся порядка избрания главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края, установленные Законом Хабаровского края от 14 мая 2015 года N 53, вступили в законную силу 29 мая 2015 года, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского поселения был вправе принять решение о назначении выборов главы городского поселения «Рабочий поселок Лазарев».

Исходя из указанных обстоятельств, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что, начиная со дня официального опубликования решения Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29 июня 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края (2 июля 2015 года), Совет депутатов городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» не вправе принимать решение о назначении муниципальных выборов главы городского поселения.

Довод апелляционного представления о том, что в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право назначения досрочных выборов возникает у представительного органа муниципального образования на следующий день после возникновения основания проведения досрочных выборов, является ошибочным, поскольку не учитывает необходимость обязательного применения в рассматриваемой ситуации пункта 7 статьи 10 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, представление прокурора не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code