Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (далее по тексту — производство) является частью административного процесса, который, в свою очередь, может быть рассмотрен через призму деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел, осуществляемой в сфере управления на основе норм административно-процессуального права.

Данное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Административно-правовые нормы, непосредственно регулирующие производство, содержатся в разделе IV (гл. 24 — 30) КоАП РФ. К производству следует отнести также и нормы, структурно расположенные в разделе III КоАП РФ, содержащем юридическую характеристику субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Целью производства является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности <1>.

———————————

<1> Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: учеб. пособие. Красноярск, 2005. С. 6.

 

Основные задачи производства:

— своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в точном соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях базируется на принципах:

— законности: применение норм материального права должно быть в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административного права;

— объективности: требует всестороннего, полного и объективного выяснения конкретных фактов и обстоятельств дела (исключает предвзятый, односторонний подход к оценке фактов);

— презумпции невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5 КоАП);

— равенства перед законом: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

— гласности производства: дела об административном правонарушении рассматриваются открыто (ст. 24.3 КоАП), за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения;

— ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт: должностные лица, виновные в этом, несут юридическую ответственность;

— оперативность в решении индивидуальных административных дел в силу этого — одна из главных характеристик административной юрисдикции, что не исключает необходимости тщательного разбора дел, объективно нуждающихся в этом.

КоАП РФ предусмотрены случаи, которые исключают производство, т.е. производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств (ст. 24.5):

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, с которого наступает административная ответственность, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, установившего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В случае когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (это военнослужащие, призванные на военные сборы, военнообязанные и лица, имеющие специальные звания), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Производство осуществляется на основе законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения.

Производство ведется на государственном языке Российской Федерации (русском) либо субъекта Российской Федерации. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п. Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения (ст. 24.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В главах 24 — 32 КоАП РФ устанавливаются общие условия производства; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности; доказательства; применение мер обеспечения; порядок производства конкретных процессуальных действий; порядок исполнения отдельных видов наказаний.

Значительное место в процессуальной характеристике производства по делам об административных правонарушениях уделено в Кодексе органам и лицам, реализующим предусмотренные Кодексом полномочия, направленные на последовательное осуществление стадий в производстве, а также лицам, участвующим в производстве по иным основаниям и в соответствии с определенным Кодексом статусом. Процессуальный статус субъектов, реализующих стадии производства и участвующих в производстве на иных основаниях, различен и определяет содержание, характер полномочий, методы деятельности органов, должностных лиц и формы реализации прав и обязанностей иных участников.

Перечень субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, закреплен в разделе III КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными органами и лицами в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ. Таких органов и лиц, в том числе судей, в настоящее время Кодекс насчитывает более 70.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной его гл. 23:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Главой 23 КоАП РФ установлена предметная подведомственность соответствующих органов и лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статья 23.1 КоАП РФ устанавливает компетенцию судей. В частности, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию судей по рассмотрению дел, ч. 2 указанной статьи — альтернативную компетенцию. Перечисленные в ней правонарушения рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Вместе с тем дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, могут быть рассмотрены судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code