Порядок реализации административно-предупредительных мер

Сотрудники полиции вправе проводить проверку документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции»).

Проверка документов может происходить также в ходе контроля за соблюдением паспортных правил. При необходимости документы проверяются у очевидцев происшествия, когда они могут быть свидетелями по уголовному или административному делу.

Сотрудники ГИБДД, участковые уполномоченные полиции имеют право проверять у водителей удостоверение на право управления, регистрационные документы на транспортные средства и документы на перевозку груза, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

При проверке документов (п. п. 227237 Устава ППСП) <1>:

1) сотрудник полиции обязан представиться, сообщить гражданину о необходимости проверки его документов;

2) устанавливаются личность, принадлежность документа предъявителю и подлинность проверяемого документа;

3) фиксируются данные о проверяемом лице;

4) при выявлении каких-либо несоответствий или при наличии в документе следов подделки либо необходимости проведения разбирательства проверяемое лицо доставляется в ОВД;

5) по окончании проверки документы возвращаются владельцу либо изымаются.

———————————

<1> Приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке и принудительное (недобровольное) лечение лиц, страдающих психическими расстройствами. Данная мера в отечественной административистике традиционно относится к так называемым лечебно-предупредительным мерам принуждения <1>. Основанием их применения являются особые, установленные в законодательстве условия, указывающие на наличие потенциальной или реально существующей угрозы личной или общественной безопасности, а также потенциальной угрозы нарушения правопорядка в какой-либо сфере жизнедеятельности. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями, а складывающиеся при этом правоотношения имеют административно-правовую природу. Принудительная госпитализация и принудительное лечение «являются мерой административного принуждения, поскольку государственные, муниципальные организации вынуждены прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на него правовыми актами обязанностей и требований компетентных органов» <2>.

———————————

<1> См., например: Административное право России. Часть 1. Государственное управление и административное право: Учебник / изд. 4-е; под ред. А.П. Коренева. М.: Щит, 2002. С. 212; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 390; Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 451.

<2> Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 451.

Аналогичной по основаниям, хотя и не требующей судебного санкционирования, выступает обязательная госпитализация или изоляция больных инфекционными заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, если они представляют опасность для окружающих (ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке урегулированы Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и главой 35 ГПК РФ.

Соответственно, необходимо различать две самостоятельные процедуры: проведение психиатрического освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя, принятие решения о госпитализации в недобровольном порядке.

Статья 29 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Порядок госпитализации и помещения в стационар в недобровольном порядке (ст. 3235 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1):

1) лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке;

2) если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в ней;

3) заявление о госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд представителем медицинской организации, в которой находится лицо;

4) принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде;

5) заявление о госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в указанной медицинской организации;

6) лицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

7) участие в рассмотрении заявления прокурора, ходатайствующего о госпитализации представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно;

8) рассмотрев заявление по существу, судья удовлетворяет либо отклоняет его;

9) постановление судьи об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

10) постановление судьи в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано лицом, госпитализированным в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, его представителем, руководителем указанной медицинской организации, а также организацией, которой законом либо ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, или прокурором в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра.

Принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

Решение о нежелательности пребывания принимается: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмониторингом, СВР России, Минюстом России, МИД России, ФМС России, ФСКН России, Роспотребнадзором, ФМБА России.

Основанием для возбуждения процедуры является выявление предусмотренных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания. Например, когда иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и т.п. Соответствующие материалы направляются в федеральный орган, полномочный принимать решение о нежелательности пребывания.

Срок принятия решения соответствующим федеральным органом — не более 1 месяца со дня представления соответствующих материалов.

В случае принятия решения о нежелательности пребывания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подразделение), представивший материалы.

Территориальный орган (подразделение) уполномоченного федерального органа исполнительной власти незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории Российской Федерации.

Иностранный гражданин, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания, обязан выехать за пределы Российской Федерации в 3-дневный срок.

Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Депортации подлежит иностранный гражданин, не исполнивший обязанность:

— выехать из Российской Федерации в 3-дневный срок после доведения до него решения о нежелательности пребывания;

— выехать из Российской Федерации в 15-дневный срок, если выданные ему разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы;

— получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище, или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации, не выехавший из Российской Федерации в установленный срок.

Порядок депортации <1>:

———————————

<1> Приказ МВД России N 758, ФМС России N 240 от 12 октября 2009 г. «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» // Российская газета. 2009. 25 декабря.

1) при выявлении иностранного гражданина, подлежащего депортации, подразделением по делам миграции проводятся проверки по централизованным учетам ГИАЦ МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;

2) в ФМС России направляется мотивированное представление руководителя подразделения по делам миграции;

3) ФМС России принимает решение о депортации иностранного гражданина;

4) на иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации, заводится учетное дело;

5) о принятом решении о депортации ФМС России незамедлительно письменно информирует органы, представившие материалы;

6) решение о депортации объявляется сотрудником ФМС иностранному гражданину на личном приеме под роспись, с одновременным вручением ему копии заключения о депортации;

7) одновременно с объявлением решения о депортации сотрудник органа ФМС проставляет в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, отметку о запрещении въезда в Российскую Федерацию;

8) решение о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина исполняется в зависимости от конкретных обстоятельств (приобретение проездных документов, оформление в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств виз, необходимых для транзита и въезда в государство конечного назначения);

9) иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации;

10) ФМС России или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел;

11) федеральный орган исполнительной власти в области иностранных дел уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин;

12) решение о депортации иностранного гражданина с отметкой о его выезде из Российской Федерации приобщается к материалам учетного дела депортируемого.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code