Производство по применению отдельных мер административного предупреждения и административного пресечения

Понятие процедуры применения мер административного предупреждения

 

Понятие и содержание мер административно-правового принуждения, применяемых органами исполнительной власти, является одним из важных вопросов административного права. Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

По своему целевому назначению меры административного принуждения могут быть разделены на меры административного предупреждения, меры административного пресечения и меры административного наказания. Из сравнительного анализа мер административного принуждения можно сделать вывод о том, что их дифференциация обусловлена различным правовым смыслом, вкладываемым в их содержание и порядок процессуального осуществления.

 

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, используются в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

 

Основанием применения мер административного предупреждения могут быть:

— реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, противоправное действие;

— возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан при стихийных бедствиях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Широкий круг административно-предупредительных мер предполагает различный порядок их реализации. Вместе с тем производство по применению мер административного принуждения имеет такие же стадии, как и любое административное производство:

— возбуждение управленческого дела (вопроса);

— рассмотрение дела;

— принятие по делу решения;

— обжалование и опротестование решения;

— исполнение решения.

Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Однако в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.

 

Процедура применения мер административного предупреждения — процессуальное действие, совершенное полномочным органом или лицом в рамках производства (процесса) по применению мер административного принуждения, имеющее определенные цели, участников, порядок осуществления и оформления.

 

Вопрос о целесообразности выделения в структуре административного процесса производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения остается среди ученых-административистов дискуссионным. Так, Л.Л. Попов считает, что применение в правоохранительных целях административно-предупредительных и административно-пресекательных мер следует рассматривать в рамках административно-юрисдикционного блока административного процесса <1>. В.Д. Сорокин в своих первых работах в структуре административного процесса выделял «производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления» <2>, однако в последней своей крупной работе речь вел только о производстве «по делам об административных правонарушениях» <3>. И.В. Панова наряду с производством по делам об административных правонарушениях выделяет «производство по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами административной ответственности» <4>.

———————————

<1> См.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. С. 410, 411.

<2> Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М.: Юридическая литература, 1968. С. 78.

<3> См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 354.

<4> Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2007. С. 134, 329.

 

Авторы данного учебного пособия исходят из того, что в отличие от производства по делам об административных правонарушениях в рамках производства по применению мер административного предупреждения и мер административного пресечения применяются меры административного принуждения, не являющиеся административными наказаниями <1>, именно в процессуальной форме.

———————————

<1> Именно под таким наименованием данный вид производства представлен в конспекте лекций, подготовленном И.В. Тимошенко (см.: Тимошенко И.В. Административно-процессуальная деятельность (административный процесс): конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. С. 251 — 282).

 

Среди мер административного предупреждения можно выделить меры профилактического характера и меры предупреждения правонарушений.

К мерам административного предупреждения профилактического характера относят:

— введение карантина, то есть специального режима въезда и выезда, в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией;

— беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удостоверения) и проведение обследования организаций, предприятий, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, с целью выполнения санитарного законодательства Российской Федерации;

— временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

— госпитализацию или изоляцию больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

— принятие решения о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

— закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массового мероприятия;

— реквизицию имущества, то есть временное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;

— технический осмотр транспортных средств;

— медицинское освидетельствование;

— санитарный осмотр грузов;

— пожарный надзор;

— осмотр транспортных средств;

— досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.

Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Например, согласно ст. 85 Воздушного кодекса РФ досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов производятся в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов; беспрепятственное вхождение сотрудников полиции в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями; надзорные проверки (административный надзор); доставление безнадзорных несовершеннолетних по месту жительства и др.

Также можно выделить меры административного предупреждения, закрепленные санкцией правовой нормы, которые в зависимости от условий применения можно отнести как к мерам административно-пресекательного характера, так и к мерам наказания:

— приостановление действия лицензии;

— аннулирование выданных разрешений, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

— депортация иностранного гражданина или лица без гражданства;

— принудительная госпитализация и лечение больных, страдающих психическим заболеванием и представляющих опасность для окружающих

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code