Производство по административно-правовым жалобам

Понятие и правовые основы производства по административно-правовым жалобам

 

Несомненным демократическим достижением Российского государства является право субъектов административных правоотношений на обжалование нарушенных прав. Так, в соответствии со ст. 33 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Правовую основу обжалования в рамках общего порядка составляют Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

Нормативными правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав участников административных правоотношений: административный, судебный, самозащита прав.

 

Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу по отношению к органу, принявшему решение или совершившему действие (допустившему бездействие).

Право на самозащиту своих прав — право не выполнять неправомерные акты и требования государственных органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии федеральным законам.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Административная жалоба отличается от заявления в суд и адресатом, и порядком рассмотрения. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, разрешение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения обращения, если иное не установлено законодательством. Вместе с тем административный порядок не исключает возможности обращения впоследствии (или сразу) с заявлением за защитой в суд.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) государственных органов <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 «Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций».

 

При обращении в суд действует порядок, предусмотренный Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Право на обжалование имеет любое лицо, считающее, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, либо созданы препятствия для осуществления его прав и свобод.

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов права принадлежит прокуратуре Российской Федерации, которая составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение нарушителей к ответственности.

Для выполнения функции надзора за исполнением законов органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах правонарушений. В случае установления фактов нарушений законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту административного правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения уголовного преступления.

Производство по жалобам является составной частью административно-юрисдикционного процесса, а следовательно, признается административно-юрисдикционной деятельностью органов государственного управления и их должностных лиц.

Правовое регулирование досудебного порядка обжалования осуществляются: Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ; ведомственными нормативными правовыми актами, а также отдельными законами субъектов Российской Федерации.

Право на общую жалобу является абсолютным, неотчуждаемым, не ограниченным по содержанию и кругу лиц. Общая жалоба может быть подана по любому значимому поводу, в любое время. При реализации данного права не требуется получать какое-либо предварительное согласие или издавать дополнительные акты управления. С правом на общую жалобу корреспондирует обязанность субъектов, обладающих властными полномочиями, разъяснять лицам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы и давать по ним ответы.

Схема 10

Принципы административного порядка обжалования

з9

По форме общая жалоба может быть письменной или устной, а также переданной по информационным системам общего пользования. Общая жалоба также может быть индивидуальной или коллективной, может быть направлена в неограниченный перечень государственных органов, органов местного самоуправления и их должностным лицам. Например, гражданин с жалобой на неправомерные действия сотрудников полиции может одновременно обратиться в органы внутренних дел, прокуратуры и в суд (ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1).

Общий срок рассмотрения общих жалоб составляет один месяц. Однако в исключительных случаях, а также при направлении запроса на получение необходимых документов и материалов срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней.

Право на специальную жалобу дополняет право на общую жалобу. Специальная жалоба характеризуется рядом особенностей: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; наличием специальных оснований обжалования, указанных в нормативном правовом акте; четким определением субъектов права на специальную жалобу; специальными сроками подачи и рассмотрения жалоб; особенностями процедуры рассмотрения специальных жалоб. Примером специальной жалобы является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, имеющая свой самостоятельный предмет, инициаторов подачи, сроки рассмотрения.

Обжалованию подлежат неправомерные действия (бездействие) и решения органов власти и их должностных лиц. Предметом жалобы являются не только противозаконные, но также нецелесообразные, аморальные действия, в которых имеет место неверное применение «свободы усмотрения», несправедливое решение вопросов, бестактность, невнимание к критическим замечаниям, неуважение прав и интересов других лиц.

 

Стадии производства по жалобе

 

В досудебном порядке обжалования можно выделить следующие стадии: подача жалобы и ее регистрация; рассмотрение жалобы; принятие решения по жалобе; исполнение окончательного решения, вынесенного по жалобе.

Стадия подачи жалобы и ее регистрации является начальной стадией досудебного обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

По общему правилу жалоба считается поданной в срок, если она подана в орган непосредственно или отправлена по почте (сети Интернет) до истечения последнего дня установленного срока. При подаче жалобы лицом непосредственно датой подачи жалобы считается дата ее регистрации в компетентном органе. В случае направления жалобы почтой подтверждением соблюдения срока подачи жалобы служит штемпель, проставленный отделением связи на почтовом конверте.

В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по письменному заявлению лица, обратившегося с жалобой, либо его представителя. Заявление о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа и должно содержать указание на причины пропуска срока. Также к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие причины пропуска срока. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению.

Регистрация обращений граждан заключается в осуществлении записи необходимых сведений о документах с последующим проставлением основных и дополнительных реквизитов.

Основными реквизитами являются: автор документа, дата документа, дата поступления, заголовок документа или его краткое содержание, резолюция, срок исполнения, отметка об исполнителе. К дополнительным реквизитам относятся: расписка исполнителя в получении документа, количество листов документа, наличие приложений к нему, перенос срока исполнения, отметки о прохождении документа и т.д.

Прием и регистрация жалоб — процессуальное действие, которое завершает первоначальную стадию и является ее письменной фиксацией.

На стадии рассмотрения жалобы происходит изучение всех фактов и обстоятельств, указанных в жалобе, проводится проверка соответствия содержания жалобы фактическим обстоятельствам. Тщательный анализ всех фактов, отраженных в жалобе, материалов и обстоятельств, полученных в ходе проверки, способствует принятию объективного, мотивированного, законного решения по жалобе.

Жалоба не может быть передана на рассмотрение государственному органу или должностному лицу, которые приняли обжалуемое решение, совершили действие (бездействие), либо нижестоящим по отношению к ним государственному органу или должностному лицу. Такое положение характерно для системы обжалования в целом и является важнейшей гарантией законности при осуществлении производства по предложениям, заявлениям и жалобам.

Проверка доводов жалобы может проводиться посредством осуществления различных проверочных действий: истребования заключений, материалов, объяснений, проведения необходимых проверок, выездов, принятия представленных материалов и документов.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплены права граждан, обратившихся с жалобой: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в т.ч. в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица руководителем органа, уполномоченного рассматривать жалобу, принимается решение.

Вместе с тем лицо, обратившееся с жалобой, может в любой момент до принятия по ней решения по письменному заявлению отозвать жалобу. В этом случае жалоба должна быть направлена вместе с поступившими с ней материалами лицу, обратившемуся с заявлением об отзыве.

Стадия принятия решения по жалобе. Решение должно быть принято в письменном виде по установленной форме. В решении должны быть указаны:

— наименование органа, рассмотревшего жалобу;

— должность, фамилия, инициалы должностного лица государственного органа, принявшего решение по жалобе;

— фамилия и инициалы или наименование юридического лица, обратившегося с жалобой;

— краткое изложение жалобы по существу;

— принятое по жалобе решение;

— доводы и основания принятого решения;

— сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий государственный орган:

1) признает решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица правомерным;

2) признает неправомерным решение, действие (бездействие) государственного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

Должностное лицо, рассматривающее жалобу, должно объективно оценить имеющиеся материалы и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, на данной стадии важным является решение вопроса о возмещении ущерба лицам, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены в результате принятия государственным органом или его должностным лицом неправомерного решения, совершения неправомерного действия (бездействия).

Стадия исполнения принятого решения по жалобе завершает досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Данную стадию принято считать факультативной.

Судебный способ защиты прав и свобод граждан рассматривается в настоящее время как наиболее действенный. Достоинства судебной защиты прав заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса, так как в соответствии с принципом разделения властей судебные органы не зависимы от всех ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости (гласность судопроизводства, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса и т.д.). Такие гарантии обеспечивают всесторонность, объективность и полноту рассмотрения спора по существу.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой эти же последствия.

Объединения граждан (юридические лица) имеют право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

ГПК России устанавливает для гражданина 3-месячный срок для обращения с заявлением в суд со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256). Этот срок может быть иным для иных категорий дел, вытекающих из публичных правоотношений. Пропуск 3-месячного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан (ст. 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»), кроме:

— действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

— действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования <1>. Например, обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, осуществляется в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Специальный порядок предусмотрен и главой 30 КоАП РФ в отношении обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

———————————

<1> Имеются в виду Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

 

Установлены следующие сроки для обращения в суд с жалобой/заявлением (ст. 5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»):

— 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

 

Уважительная причина — любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях (ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

 

Заметное влияние на укрепление институтов государственной власти и местного самоуправления, защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка оказывает деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» входят в состав судебной системы Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации рассматривают споры между органами законодательной и исполнительной власти, а также органами местного самоуправления, толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Вместе с тем конституционные (уставные) суды субъектов РФ, согласно Конституции РФ, не могут вторгаться в решение вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, других федеральных судов.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code