Контрольно-надзорное производство

Понятие и правовое регулирование контроля

 

Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. Контроль представляет собой одну из традиционных функций управления.

Правовое регулирование контроля осуществляется значительным кругом источников различной юридической силы. Особое место среди них занимают Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

 

Контроль (обобщенно) — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.

 

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности.

Сущность и назначение контроля состоят в наблюдении за деятельностью подконтрольного объекта, в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на этом объекте, в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям, в принятии мер по привлечению к ответственности нарушителей законности и дисциплины.

Контроль осуществляется всеми государственными органами (их должностными лицами) от имени государства повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач.

 

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

 

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.

 

Общий контроль — контроль, который охватывает всю деятельность подконтрольных объектов.

Специальный контроль — контроль, который осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (например, проверка исполнения конкретного управленческого решения).

Внешний контроль — контроль, который осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства.

Внутренний контроль — контроль/проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

 

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами представительной власти, исполнительной власти (общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции), судебной власти:

межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений.

К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся: Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов РФ, др.;

отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами — руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) — деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций.

В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Контролирующие органы могут осуществлять влияние на управленческий процесс путем санкционирования определенных действий подконтрольного объекта, например путем выдачи специальных разрешений на осуществление определенных видов деятельности, требующих особо тщательного контроля.

Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Круг таких актов весьма обширен, и с их перечнем можно ознакомиться в рабочей учебной программе курса.

 

Субъекты контрольно-надзорного производства

 

Участники контрольно-надзорного производства — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; органы власти и управления; предприятия, учреждения, организации; органы местного самоуправления; общественные объединения; служащие.

 

Любой участник контрольно-надзорного производства должен обладать административно-процессуальной дееспособностью, которая наступает у граждан с 16 лет, а у органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций — с момента их образования в установленном порядке.

Административно-процессуальная дееспособность у государственных и иных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента их назначения или избрания на должность.

Представители общественных объединений и организаций получают административную дееспособность с момента наделения их соответствующими полномочиями компетентными органами (руководителями).

 

Обязательным участником контрольно-надзорного производства выступают органы власти и управления, их должностные лица.

 

Органы государства (органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура), с одной стороны, являются контролирующим субъектом, могут выступать в административном процессе в качестве рассматривающего и разрешающего управленческое дело органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций. Кроме того, органы государства могут представлять рассматриваемое ими дело о правонарушении перед органом, имеющем право на его разрешение. Государственные органы могут выступать в роли третьего лица — органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).

Также государственные органы, предприятия, учреждения, объединения могут быть объектом надзора и контроля. В этом случае в отношении их применяются общие правила контрольно-надзорного производства.

Государственный служащий может выступить в качестве должностного лица, разрешающего управленческое дело самостоятельно или возбудившего его в связи с осуществлением возложенных на него функций, перед органом, имеющим право на его разрешение, а также может быть представителем государственного органа, предприятия и учреждения, выступая в качестве стороны в контрольно-надзорном производстве.

Служащий государственного органа, предприятия, учреждения может представлять другой государственный орган, являясь третьим лицом. Так же, как государственный орган, его служащий может быть подконтрольным субъектом.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе разрешать управленческие дела, представлять результаты контроля в органы, уполномоченные принимать решения по существу. Органы местного самоуправления также могут выступать и в качестве проверяемой стороны в контрольно-надзорном производстве.

Участниками контрольно-надзорного производства могут быть и негосударственные предприятия, учреждения, организации, общественные объединения. Они могут выступать в административном процессе в качестве стороны, возбудившей управленческое дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение. Используя право на обращение в государственные органы, общественные объединения могут делать заявления и обращаться с жалобами. Общественные объединения могут выступать в качестве организации, защищающей права и интересы других лиц.

При осуществлении внутреннего контроля общественные объединения выступают в качестве органа, осуществляющего производство по управленческому делу.

Общественные объединения также являются подконтрольным субъектом. В отношении их могут быть применены меры административного воздействия.

Представители профессиональных союзов, члены политических партий могут выступать в качестве представителей общественного объединения или иного негосударственного формирования или как третьи лица, представляющие интересы другого общественного объединения.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства участвуют в контрольно-надзорном производстве как:

1) сторона, возбудившая административный спор;

2) лица, в отношении которых ведется контрольно-надзорное производство;

3) уполномоченные представители, например, общественных объединений;

4) потерпевшие, которым неправомерным действием (бездействием) причинен моральный, физический или материальный ущерб;

5) лица, защищающие права и интересы других физических лиц;

6) участники процедур контроля и надзора — свидетели, понятые, переводчики, специалисты, эксперты.

 

Принципы и стадии контрольно-надзорного производства

 

Контрольно-надзорное производство можно определить как административно-процессуальную форму деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленную на реализацию механизма обеспечения выполнения функций государства, соблюдения действующего законодательства путем воздействия на текущее функционирование подконтрольных субъектов, применения к ним мер административно-правового воздействия.

 

Контрольно-надзорное производство построено на определенных принципах как присущих административному процессу в целом, так и объективно отражающих особенности контроля и надзора и способствующих раскрытию их сущности.

 

Схема 8

Принципы контрольно-надзорного производства

з8

Все названные принципы процессуальной деятельности служат обеспечению законности при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел, при применении административно-принудительных мер.

Содержание контроля (надзора):

— наблюдение за функционированием подконтрольных (поднадзорных) объектов, получение объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии;

— анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

— принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечению противоправной деятельности, в целях недопущения вредных последствий, новых нарушений;

— учет конкретных нарушений, определение их причин и условий;

— выявление виновных, привлечение их к ответственности <1>.

———————————

<1> Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 421.

 

Периодичность осуществления плановых мероприятий по контролю государственными органами определяется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в 3 года.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

 

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), имеющих установленную форму.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

— дата, время и место составления акта;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

— наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

— дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

— сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

— сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

— подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Затем производится правовая оценка результатов контроля (надзора) и исследование всех обстоятельств дела, а в случае необходимости — сбор дополнительных материалов. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление объективной истины по нему. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным актом управления. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.

В резолютивной части акта также указываются порядок обжалования принятого решения и его юридические последствия.

Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений: решение оставляется без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения; решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение; решение по делу изменяется; решение отменяется, и дело прекращается.

Завершающей стадией контрольно-надзорного производства является стадия исполнения решения. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности приведения их в исполнение.

Методы контроля. Можно выделить основные методы контроля:

Наблюдение — представляет собой общее ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Инспектирование — проведение проверки соблюдения требований действующего законодательства в действиях должностного лица или группы должностных лиц.

Обследование — один из основных методов контроля. Основная цель обследования — общий анализ деятельности подконтрольного объекта, выявление ее недостатков. Может включать в себя другие приемы и способы контроля, например ревизию, осмотр или экспертизу.

Осмотр — проведение единовременной визуальной проверки состояния мест производства, оборудования, технических средств, территории, помещений, используемых подконтрольным объектом в повседневной деятельности.

Анализ — специальный метод контроля, осуществляемый с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом анализа являются документы и статистические данные.

Проверка — представляет собой исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют исследуемую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации.

Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины, рациональным использованием государственных денежных средств, сохранностью материальных и денежных ресурсов, правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Экспертиза — производство исследования уполномоченным на то лицом, обладающим специальными познаниями в области науки, техники, искусства для ответа на вопросы, поставленные лицом, назначившим экспертизу.

Надзор — проверка соблюдения специальных правил, регламентирующих деятельность подконтрольного объекта в определенной области.

Анкетирование — предполагает разработку вопросника, позволяющего получить информацию о деятельности проверяемого лица. Интервьюирование представляет собой устный вариант анкетного опроса.

 

Понятие процедуры административного надзора

 

Надзор — постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Надзорная деятельность — составная часть государственного управления.

Надзорное производство — особый вид контрольного производства.

 

Цель надзорного производства — проведение мероприятий по проверке соблюдения специальных правил в деятельности поднадзорных объектов.

В отличие от контрольного надзорное производство осуществляет менее широкий круг органов. В зависимости от того, какими органами осуществляются мероприятия по надзору, может быть выделен прокурорский, административный и судебный надзор.

 

Административный надзор — это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

 

Организационно-административный надзор представляет собой процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

предварительный — анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;

текущий — включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности;

заключительный — состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Различают две организационные формы надзора в сфере управления. Первая форма — это надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жалоб, дел.

Вторая форма управленческого надзора — административный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важнейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического). Все органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, полномочные в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляют административный надзор по определенным направлениям.

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например у федеральных таможенной или налоговой служб. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель — обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Правовое положение субъектов административного надзора определяется соответствующими положениями о них. Государственные инспекции и иные органы государственного управления, осуществляющие административный надзор, имеют право не только фиксировать факты нарушений правил и норм, но и давать обязательные указания соответствующим органам и лицам об их устранении и совершении необходимых действий по предупреждению нарушений впредь, разрешать или запрещать отдельные действия. Они имеют право приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций, запрещать выполнение определенных работ, если нарушаются установленные правила их проведения, применять к виновным меры административного наказания.

В настоящее время на федеральном уровне имеются организационно самостоятельные надзорные органы либо они действуют в системе того или иного министерства. Так, например, в систему Минфина России входит Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а некоторые являются структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти. Так, ГИБДД входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба МЧС России осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением государственными и муниципальными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, обязательных для исполнения требований стандартов, норм и правил в области пожарной безопасности.

 

Гарантии контрольного производства

 

Контрольно-надзорное производство обеспечивается рядом гарантий, которые могут быть классифицированы на общие (закрепляющие основополагающие принципы осуществления контрольно-надзорного производства), гарантии контролирующих субъектов (обеспечивающие их полноценное и эффективное функционирование) и гарантии контролируемых объектов (охраняющие их права и законные интересы).

К числу общих гарантий контрольно-надзорного производства относятся:

— закрепление правового статуса участников;

— урегулированность процедурно-процессуальных регламентаций;

— подконтрольность, поднадзорность и подотчетность органов контроля и органов надзора перед органами государственной власти и обществом;

— установление юридической ответственности за ненадлежащее исполнение контрольной деятельности;

— материально-техническое обеспечение.

Гарантии контролирующих субъектов:

организационно-правовые гарантии обеспечиваются, во-первых, наличием регулирующих деятельность контролирующих органов правовых актов; во-вторых, деятельность контролирующих органов основана на обязанности предоставления необходимых для их функционирования сведений, статистических данных, информации;

материальные гарантии деятельности контролирующих органов — это их государственное финансирование и обеспечение необходимой материально-технической базой. Кроме того, служащим осуществляющих контроль органов возмещаются расходы, которые они понесли при выполнении своих обязанностей.

Объекты, подлежащие контролю, также обладают организационно-правовыми гарантиями. К ним относится в первую очередь право на обжалование решения контролирующего органа. В каждом решении, принимаемом контролирующим органом, обязательно должен быть указан порядок его обжалования. Кроме того, деятельность государственного органа по контролю является, в свою очередь, предметом контроля со стороны проверяемого органа.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать необходимую информацию; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (схема 9).

Схема 9

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

з6 з7

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

— осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, установленных законом;

— требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

— отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

— распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения проверки;

— осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Сотрудники контролирующих органов обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ. Государственная защита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью.

Меры государственной защиты (ст. 5 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов) включают: 1) личную охрану, охрану жилища и имущества; 2) выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) замена документов, изменение внешности. Указанные меры могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лиц), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т.д. (ст. 1 N 45-ФЗ).

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code