Регистрационное производство

Понятие, основные черты и стадии регистрационного производства

Регистрация — акт официального признания законности соответствующего действия, факта.

Регистрационное производство — это система административно-процессуальных действий, обеспечивающих разрешение индивидуального регистрационного дела, осуществляемых органами исполнительной власти (регистрирующими органами), состоящих в принятии решения о государственной регистрации, внесении данных в реестр и выдаче свидетельства о государственной регистрации или другого документа либо соответствующей документальной записи (надписи).

 

Целью регистрационного производства является обеспечение государственного учета субъектов и объектов государственной регистрации, создание необходимых условий для реализации и обеспечения защиты гражданами и юридическими лицами своих прав, свобод и законных интересов, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, обеспечение их безопасности, охрана имущественных и личных неимущественных прав.

Участниками данного производства являются, с одной стороны, органы исполнительной власти, уполномоченные должностные лица, с другой стороны — граждане, общественные объединения, юридические лица различных правовых форм собственности.

Множественность субъектов регистрационного производства обусловливает значительный объем нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие процессуальные правоотношения. К их числу, например, относятся: Федеральные законы от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и многие другие нормативные правовые акты, в том числе ведомственные.

Несмотря на разнообразие правоотношений, связанных с действиями регистрационного характера, им присущи общие свойства, характерные для данного административного производства:

— результатом регистрационного производства во всех случаях является принятие юридического акта. Юридическим он признается в силу того, что с момента регистрации, например, общественного объединения возникает его правоспособность юридического лица. Таким образом, государственная регистрация проявляет свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации;

— субъектами осуществления государственной регистрации являются исключительно органы исполнительной власти Российской Федерации и их подразделения;

— регистрационное производство регламентировано нормами административно-процессуального права, которые, в свою очередь, устанавливают порядок применения соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности (например, конституционного права — в случае установления статуса общественного объединения, политической партии; гражданского права — в случае установления статуса недвижимости).

Регистрационное производство не является единичным, оно вмещает в себя несколько административных производств (процедур), связанных с государственной регистрацией тех или иных действий <1>. К ним относятся следующие основные виды регистрационных производств (схема 7).

———————————

<1> Черепанов А.В., Лещина Э.Л. Административное право. Часть Общая: Учебное пособие. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2011. С. 168.

Схема 7

Основные виды регистрационных производств

з6

Перечисленные виды регистрационных производств имеют отличительные, характерные особенности, что находит свое отражение в действующем законодательстве. Каждый вид регистрационного производства имеет свою правовую основу. Это, как правило, федеральный закон и нормативные правовые акты различного уровня, в том числе субъекта Российской Федерации и ведомственные. Например, производство по государственной регистрации юридических лиц регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Отмечая наличие общих свойств, характерных для всех видов регистрационных производств, следует определить общие характерные стадии таких производств:

— возбуждение производства (прием заявления о государственной регистрации и необходимых документов);

— сбор и анализ информации, проверка документов;

— принятие решения (включение в соответствующий реестр);

— выдача документов;

— надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий.

Далее рассмотрим стадии таких наиболее распространенных производств, как государственная регистрация общественных объединений и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания.

 

Государственная регистрация общественных объединений

 

Правовую основу государственной регистрации общественных объединений составляют Федеральные законы от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается Минюстом России или его территориальным органом. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется ФНС России на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Для государственной регистрации общественных объединений в органы юстиции подаются:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений — для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

9) заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Документы подаются в течение 3-х месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Органы юстиции, рассматривающие заявление общественного объединения о регистрации, принимают решение зарегистрировать общественное объединение либо отказать в регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.

Минюст России или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

 

Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания

 

В настоящее время действует регистрационный учет граждан, основой осуществления которого являются Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.

Регистрация граждан по месту пребывания. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

 

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

 

Регистрация граждан по месту жительства. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.

Таким образом, разрешительная и регистрационная системы и соответствующие им административные процедуры служат целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного правления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code