Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления

Общая характеристика права на обращение

 

Одним из важных средств реализации политических и иных прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства, воздействия на него является право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, закрепленное в Конституции РФ (ст. 33).

 

Обращения гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

 

Праву на обращение соответствует обязанность органов и их должностных лиц, которым оно направлено, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть его и принять по нему законное и обоснованное решение.

Конституционное право обращаться в государственные органы с жалобами и ходатайствами предполагает право получить на каждое обращение адекватный ответ.

В юридической литературе право на обращение рассматривается в двух значениях <1>:

— как форма реализации личностью политического права — права на участие в управлении государством посредством обязательной для рассмотрения гражданской инициативы, с перспективной целью нормативного и организационного решения органом власти общественно значимого вопроса;

— как установленный законом способ защиты прав и свобод человека и гражданина посредством направления различных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.

———————————

<1> Головистикова А.Н., Грудицина Л.Ю. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006. С. 364.

 

Правовая основа реализации права на обращение — Конституция РФ, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации.

Примером нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти могут служить Приказ МЧС России от 27 сентября 2011 г. N 540 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок». В субъектах Российской Федерации порядок обращения граждан в региональные органы государственной власти регламентируется, как правило, законами, аналогичными по содержанию федеральному закону. Например, Закон Челябинской области от 28 сентября 2006 г. N 60-ЗО «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в государственные органы Челябинской области и органы местного самоуправления».

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Отдельные вопросы обращения граждан в органы государственной власти регламентируются иными нормативными правовыми актами, в их числе Федеральные конституционные законы от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» выделяет следующие виды обращений граждан (схема 6).

Схема 6

Виды обращений граждан (ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)

з5

Следует отметить, что ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в отличие от Конституции РФ, предоставившей право обращения только гражданам Российской Федерации, наделяет таковым иностранных граждан и лиц без гражданства.

Возможны и другие классификации обращений. Например, Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России подразделяет письменные обращения на заявление, предложение, жалобу, запрос информации, коллективное, повторное, аналогичное, типовое, неоднократное и др. <1>

———————————

<1> Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

Стадии производства по предложениям, заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления

 

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» выделяет следующие стадии производства по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления: подача и регистрация предложений, заявлений гражданами и обращений организациями; рассмотрение предложений, заявлений граждан и обращений организаций и дача ответа по ним.

Подача предложений, заявлений и обращений осуществляется непосредственно путем направления письменного обращения или личного приема в том государственном органе, органе местного самоуправления или у того должностного лица, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. И в том и в другом случае обращение обладает равной юридической силой, а обращающемуся (заявителю) предоставляются при его рассмотрении дополнительные права:

— представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

— получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, когда ведется отдельное производство по обращениям, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

 

Законом запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления (далее — государственный орган) или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц (ст. 6 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

 

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, когда обращение не поддается прочтению.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копии обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Для приема обращений в форме электронных сообщений (интернет-обращений) применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями. Интернет-обращение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением в установленном порядке.

На стадии рассмотрения государственный орган или должностное лицо:

— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

— запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, когда осуществляется отдельное производство;

— уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу.

Для рассмотрения письменного обращения устанавливаются следующие сроки. Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Рассмотрение предложений, заявлений граждан и обращений организаций и дача ответа по ним. Личный прием граждан в государственных органах проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Прием граждан ведется в порядке очередности. Допускается осуществление приема граждан по предварительной записи. Граждане, имеющие льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, принимаются вне очереди. Иногородние посетители во всех случаях принимаются в день обращения.

Основными сведениями об осуществлении приема, подлежащими обязательному учету, являются: дата и время приема; фамилия, имя, отчество посетителя, его адрес регистрации, адрес фактического проживания; краткое содержание устного обращения; фамилия должностного лица, осуществившего прием; сведения о результатах приема.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных вопросов в установленном порядке.

Должностное лицо, осуществляющее прием, вправе принять одно из следующих решений (в пределах своей компетенции, руководствуясь Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами):

— удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

— отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

— принять письменное обращение, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения; если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить суть своего обращения — оказать ему в этом необходимую помощь.

Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений осуществляют государственные органы и должностные лица в пределах своей компетенции, при этом они анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code