Структура, содержание и виды административно-процессуальных правоотношений

Структура административно-процессуальных правоотношений — это функциональное единство составляющих отношение элементов.

Структуру любого правоотношения образуют следующие элементы:

субъект правоотношения, объект правоотношения, права и обязанности субъектов правоотношения (содержание правоотношения).

Содержание правоотношения — совокупность правомочий и юридических обязанностей субъектов этих отношений.

Согласно концепции содержания правоотношения, предложенной профессором О.С. Иоффе <1>, в каждом правоотношении необходимо различать содержание троякого рода: материальное, волевое и юридическое. К материальному относится то общественное отношение, которое им закрепляется. Материальное содержание правоотношения предопределяет его волевое содержание. В свою очередь, волевое содержание правоотношения закрепляется при помощи его юридического содержания, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников.

———————————

<1> См. подробнее: Иоффе О.С. Избранные труды. В 4-х т. СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2004. Т. 2. С. 99.

 

Материальное содержание административно-процессуального правоотношения включает два компонента (фактический и юридический), выступающие в единстве и взаимосвязи как определенная система и представленные формулой «общественное отношение — материальное правовое отношение».

Юридическое содержание любого правоотношения, в том числе и административно-процессуального, имеет, несомненно, волевую природу. Оно проявляется прежде всего в том, что возникновение, изменение и прекращение правовых отношений в обществе, во-первых, связано с действием правовых норм, определенных общих правил волевого характера и, во-вторых, в каждом правоотношении заложен волевой элемент, проявляющийся в поведении участников правоотношения.

При этом имеется в виду, что юридическое содержание процессуального правоотношения, в том числе и административно-процессуального, формируется под воздействием двух обстоятельств: материального содержания, то есть тех фактических общественных, а также материальных юридических отношений, которые реализуются с помощью данного процессуального правоотношения, а также субъектного состава этого административно-процессуального правоотношения.

Субъектный состав административно-процессуального правоотношения обусловлен его материальным содержанием и в свою очередь предопределяет полномочия и обязанности участников различных вариантов правоотношений (гражданин и орган исполнительной власти либо его представитель; иностранный гражданин — орган исполнительной власти; орган исполнительной власти — государственный служащий и другие варианты).

Классификация административно-процессуальных правоотношений: 1) по содержанию; 2) по видам административного производства; 3) по отраслевой принадлежности корреспондирующих материальных правоотношений; 4) по соотношению прав и обязанностей их участников.

  1. Деление административно-процессуальных правоотношений по содержанию является комплексным. Во-первых, определенная группа отношений, регулируемых административно-процессуальным правом, носит общий характер, например, при поступлении гражданина на государственную службу. Другие группы отношений складываются в определенных отраслях государственного управления и административно-правового регулирования: промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении, в сфере внутренних дел, обороны и др.
  2. По видам административных производств выделяют следующие административно-процессуальные правоотношения:

— возникающие в производстве по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— возникающие в производстве по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

— возникающие в производстве по административно-правовым жалобам и спорам;

— возникающие в производстве по делам о поощрениях;

— возникающие в производстве по делам об административных правонарушениях;

— возникающие в производстве по дисциплинарным делам в сфере государственного управления;

— возникающие в регистрационном производстве;

— возникающие в лицензионном производстве;

— возникающие в исполнительном производстве.

  1. При делении административно-процессуальных отношений по отраслевой принадлежности мы имеем дело с системой отношений, где административно-процессуальное правоотношение выступает в качестве одного из элементов системы. Это система из трех элементов: фактическое общественное отношение; материальное правовое отношение, закрепляющее фактическое общественное отношение; административно-процессуальное правоотношение.

Связь между элементами данной системы выражается в определенной последовательности их взаимодействия и развития. Движение этой системы может осуществляться только в одном направлении: от фактического общественного отношения — через материальное правоотношение — к административно-процессуальному правоотношению, выступающему в качестве заключительного элемента системы, существование которой подчинено одной цели — достижению необходимого юридического результата.

Таким образом, административно-процессуальные правоотношения могут быть направлены на реализацию:

— административно-правовых материальных отношений;

— материальных отношений, регулируемых нормами трудового права;

— материальных отношений, регулируемых нормами финансового права;

— материальных отношений, регулируемых нормами семейного права;

— материальных отношений, регулируемых нормами земельного права и т.д.

  1. По соотношению прав и обязанностей участников административно-процессуальных правоотношений последние делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные правоотношения.

Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне. Возможность возникновения подобного рода отношений предусматривается некоторыми нормативными актами. Так, например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусматривают возможность подготовки и принятия актов совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти (п. 3) <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации».

 

Вертикальные административно-процессуальные правоотношения характеризуются различным с точки зрения правового статуса положением их участников.

Для административно-процессуального правоотношения, равно как и для материальных административно-правовых отношений, вовсе не безразлично, в каком направлении — снизу вверх или сверху вниз — они развиваются.

В случае «снизу вверх» административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе подчиненного субъекта. В этом случае правомочие, по поводу которого возникло правоотношение, находится на стороне нижестоящего субъекта правоотношения, а вышестоящий участник обязан реализовать правопритязание подчиненного субъекта.

При варианте «сверху вниз» административно-процессуальное правоотношение возникает по инициативе вышестоящего субъекта, который обладает правомочиями, в данном случае подкрепленными непосредственной возможностью и способностью обеспечить их реализацию прямым предписанием нижестоящему подчиненному участнику данного правоотношения.

Третий вид административно-процессуальных правоотношений — диагональные — имеет черты сходства с вертикальными. Различие состоит в том, что диагональные административно-процессуальные правоотношения складываются между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов исполнительной власти.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code